Публично-правовые (государственно-правовые) науки
DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_439 УДК 342.922
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИВЛЕЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БЕЗ УСТАНОВЛЕНИЯ ВИНЫ ANALYSIS OF LEGISLATION ON BRINGING LEGAL ENTITIES TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY WITHOUT ESTABLISHING GUILT
КАТАСОНОВ Денис Игоревич,
аспирант, кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин, Московский финансовый юридический университет (МФЮА). Россия, г. Москва, ул. Введенского, 1А. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru;
САДОВСКАЯ Оксана Викторовна,
научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин, Московский финансовый юридический университет (МФЮА). Россия, г. Москва, ул. Введенского, 1А. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru;
KATASONOV Denis Igorevich,
Postgraduate student, Moscow Financial Law University (MFUA) Department: State-legal and Financial-legal disciplines. 1A Vvedenskogo str., Moscow. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru;
SADOVSKAYA Oksana Viktorovna,
Scientific Supervisor, Candidate of Law,
Associate Professor, Moscow Financial Law University (MFUA) Department: State-legal and Financial-legal Disciplines 1A Vvedenskogo str., Moscow. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru
Краткая аннотация. В научной статье проводится анализ законодательных статей по привлечению юридических лиц к административной ответственности без установления вины: приводятся примеры из статей законов Российской Федерации, рассматриваются условия, при которых юридическое лицо становится ответственным за совершение правонарушения, определяется соответствие принципам правового государства установление ответственности без установления вины в отношении юридических лиц. В работе выдвинуты предложения по улучшения действующего законодательства Российской Федерации.
Abstract. The scientific article analyzes legislative articles on bringing legal entities to administrative responsibility without establishing guilt: examples from articles of the laws of the Russian Federation are given, the conditions under which a legal entity becomes responsible for committing an offense are considered, compliance with the principles of the rule of law is determined, the establishment of responsibility without establishing guilt in relation to legal entities. The paper puts forward proposals to improve the current legislation of the Russian Federation.
Ключевые слова: установление вины, юридическое лицо, административная ответственность, ПДД.
Keywords: establishment of guilt, legal entity, administrative responsibility, traffic regulations.
Для цитирования: Катасонов Д.И., Садовская О.В. Анализ законодательства о привлечении юридических лиц к административной ответственности без установления вины // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 439-440. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_439.
For citation: Katasonov D.I., Sadovskaya O. V. Analysis of legislation on bringing legal entities to administrative responsibility without establishing guilt // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 439-440. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_439.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2023
Актуальность. В правоприменительной практике существует много прецедентов по привлечению юридических лиц к административной ответственности без установления их вины. Эксперты юридической отрасли разделяются во мнениях, одни считают, что таким образом привлекать юридическое лицо к ответственности может привести к наказанию за действия, которые не были совершены, намерено или не являлись результатом недостаточных мер по обеспечению безопасности. В таких случаях обычно происходит перекладывание ответственности с конкретных работников на организацию в целом. Другие эксперты считают, что привлечение юридического лица без установления вины необходимо для того, чтобы защитить права граждан и общественные интересы. Требуется отметить, что ещё одной проблемой является тот факт, что привлечение юридического лица к ответственности без установления вины может привести к недопустимому расширению полномочий правоохранительных органов и ограничению прав на защиту и справедливый суд. В этих случаях юридическое лицо может быть наказано без возможности оспорить свою вину в суде.
Цель статьи заключается в анализе особенностей привлечение юридического лица к ответственности без установления вины.
Методика. Достоверность полученных результатов обеспечивается анализом действующего российского законодательства. Учитывались мнения, изложенные в материалах конференций.
Результаты и обсуждение. Проанализировав кодекс об административных правонарушениях, можно выделить несколько составов правонарушений, где юридическое лицо может быть привлечено к ответственности без определения его вины.
Юридическое лицо не может нарушить правила дорожного движения (далее - ПДД), поскольку права и обязанности, связанные с управлением транспортным средством, принадлежат исключительно физическим лицам. Однако если сотрудниками юридического лица были совершены нарушения ПДД при использовании служебных транспортных средств, ответственность за эти нарушения несёт само юридическое лицо. Сам факт таковой нормы отражен в Постановление Конституционного суда №54-П/2022 [4].
Судебная практика показывает, что юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения следующих правил ПДД, совершенные их сотрудниками: 1) Неисправность или неправильное использование транспортных средств (ст.12.5 КоАП РФ) 2) Превышение скорости движения (ст.12.9 КоАП РФ) 3) Нарушение правил обгонов (ст.12.15 и 12.16 КоАП РФ) 4) Нарушение правил проезда пешеходных переходов (ст.12.29 КоАП РФ)
Юридические лица могут быть привлечены к ответственности за эти нарушения путем наложения штрафов или возложения на них
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)
обязанности возместить убытки, причинённые в результате этих нарушений. Кроме того, руководители юридического лица также могут быть привлечены к административной ответственности за допущенные нарушения ПДД, если они не принимали достаточных мер для предотвращения этих правонарушений или не осуществили контроль за своими сотрудниками. Также, требуется сказать про юридические лица, которые не смогли зарегистрировать свой почтовый адрес в территориальном органе «Почты России» в установленный срок. Юридическое лицо обязано зарегистрировать свой почтовый адрес в соответствии законодательством. Также согласно ст. 19.7 КоАП РФ, за нарушение данного требования предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 до 5000 рублей [1].
Таким образом, судебная практика ясно показывает, что регистрация почтового адреса юридическим лицом является обязательной и подлежит обязательному выполнению. В случае нарушения данного требования юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде уплаты штрафа.
Считаем нужным отразить примеры привлечения юридических лиц без установления вины не только в рамках административного законодательства, но и в других правовых актах. Так, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны ежегодно представлять налоговые декларации в налоговые органы. Сроки представления таких деклараций определяются законодательством. В случае нарушения этого требования, на юридическое лицо могут быть наложены штрафы, размер штрафа зависит от того насколько значительным было нарушение и насколько долго компания не представляла налоговые декларации [2]. Судебная практика по этому вопросу предполагает, что налоговый орган вправе установить подачи налоговой декларации и начислить штраф только после того, как был направлен официальный запрос на представление такой декларации. Если юридическое лицо представляет декларацию в установленный налогом срок, то штраф не начисляется. В случае отказа юридического лица представить декларацию, налоговый орган может обратиться в суд и требовать назначения административного штрафа. Размер штрафа, как правило, зависит от объема доходов юридического лица и степени виновности нарушителя.
Следует также сказать, что существую прецеденты аналогичного рода в рамках Федерального закона «Об охране окружающей среды». Судебная практика в случае нарушения юридическим лицом закона о защите окружающей среды может быть различна в зависимости от конкретных обстоятельств дела и характера нарушения. Однако общин принципы ответственности юридических лиц за экологические правонарушения установлены законодательством, и следующие нарушения могут считаться юридически значимыми [3]: 1. Незаконное загрязнение окружающей среды (земли, воды, атмосферного воздуха) с высокими степенями опасности для человека и природы; 2. Несоблюдение экологических требований при производстве и хранении отходов, сбросов, выбросов; 3. Незаконное использование природных ресурсов без получения необходимых разрешений и допустимых норм; 4. Несоблюдение экологических стандартов и нормативов при производстве, хранении и перевозке опасных веществ и отходов
В случае выявления юридическим лицом экологических нарушений могут применяться различные правовые меры ответственности, включая административное преследование, штрафные санкции, возмещение ущерба, а также приостановление или отзыв лицензии на деятельность. Суды также могут выносить решения о принудительном прекращении деятельности юридического лица, если она ведёт к серьёзному экологическому вреду или угрозе здоровью и жизни людей. В таких случаях решения суда обычно имеют быстрое и жёсткое правовое действие.
Требуется отметить, что привлекать юридические лица без установления их вины, может несправедливо и негативно отразиться на его бизнес-репутации. Кроме того считаем, что такой подход не отвечает принципам правового государства, которые основаны на справедливости, равноправии перед законом, защите прав и свобод, как граждан, так и юридических лиц. Поэтому, для привлечения юридического лица к ответственности, требуется установить его вину или факт нарушения закона, что позволит обеспечить справедливость и защиту прав всех заинтересованных лиц.
Выводы. Для совершенствования законодательства по вопросу определения вины юридического лица требуется: 1) Разработать четкое определение юридической ответственности без установления вины, т.е. в законодательстве должно образоваться понимание того, что речь непосредственно идёт о привлечении юридического лица к ответственности за определённое правонарушение, не обязательно связанное с установлением конкретной вины; 2) Требуется в законодательстве обозначить, когда юридическое лицо может быть привлечено к ответственности без установления вины, т.е. требуется отразить определенные, конкретные условия применения данной формы ответственности; 3) Установление конкретных мер ответственности. Библиогра фия:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 14.04.2023).
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 14.04.2023).
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 14.04.2023).
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2022 N 54-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Октябрьского районного суда города Екатеринбурга» // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434296/ (дата обращения: 14.04.2023).
5. Катасонов Д.И. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности без установления вины / Д.И. Катасонов // Наука, образование, общество: Актуальные вопросы, достижения и инновации, сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С.95-97. References:
1. "The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. of 18.03.2023) // SPS Consultant Plus. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 / (date of appeal: 04/14/2023).
2. "Tax Code of the Russian Federation (Part one)" dated 07/31/1998 No. 146-FZ (ed. from 03/18/2023) // SPS Consultant Plus. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 / (accessed: 04/14/2023).
3. Federal Law "On Environmental Protection" of 10.01.2002 N 7-FZ // SPS Consultant Plus. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823 / (accessed: 04/14/2023).
4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 13.12.2022 N 54-P "In the case of checking the constitutionality of part 2 of Article 2.6.1 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the request of the Oktyabrsky District Court of Yekaterinburg" // SPS Consultant Plus. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434296 / (accessed: 04/14/2023).
5. Katasonov D.I. Features of bringing legal entities to administrative responsibility without establishing guilt / D.I. Katasonov // Science, education, society: Topical issues, achievements and innovations, collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference. - Penza, 2021. - pp.95-97.