Публично-правовые (государственно-правовые) науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_79 УДК 351.95
К ВОПРОСУ О МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ CONCEPTS OF DETERMINING THE GUILT OF A LEGAL ENTITY
КАТАСОНОВ Денис Игоревич,
аспирант Московского финансового юридического университета (МФЮА). 115191, Россия, г. Москва, ул. Серпуховский вал, 17. E-mail: bobrinshoes1@.mail.ru;
САДОВСКАЯ Оксана Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент Московского финансового юридического университета (МФЮА). 115191, Россия, г. Москва, ул. Серпуховский вал, 17. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru;
Katasonov Denis Igorevich,
postgraduate student of the Moscow Financial Law University (MFUA). 115191, Russia, Moscow, Serpukhov val str., 17. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru;
Sadovskaya Oksana Viktorovna,
Candidate of Law, Associate Professor of the Moscow Financial Law University (MFUA). 115191, Russia, Moscow, Serpukhov val str., 17. E-mail: bobrinshoes1@mail.ru
Краткая аннотация: в научной статье изучается и раскрывается ряд вопросов, какие правонарушения являются «малозначительными», какие признаки и последствия возникают при её определении. На базе законодательных актов и судебной практики проведено исследование, предложены версии по совершенствованию законодательства.
Abstract: the scientific article examines and reveals a number of questions, which offenses are "insignificant", what signs and consequences arise when determining it? On the basis of legislative acts and judicial practice, a study was conducted, versions for improving legislation were proposed.
Ключевые слова: малозначительные правонарушения, юридические лица, признаки малозначительности правонарушения, виды малозначительных правонарушений, КоАП РФ.
Keywords: minor offenses, legal entities, signs of minor offenses, types of minor offenses, Administrative Code of the Russian Federation.
Для цитирования: Катасонов Д.И., Садовская О.В. К вопросу о малозначительности административных правонарушений юридических лиц//Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 79-80. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_79.
For citation: Katasonov D.I., Sadovskaya O. V. Concepts of determing the guilt of a legal entity // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 79-80. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_79.
Статья поступила в редакцию: 30.04.2023
Административная ответственность в отношении юридических лиц ещё не имеет четкой системы применения, особое внимание требуется обратить на правонарушения, которые на практике можно считать малозначительными, что в свою очередь показывает несовершенство правовой системы.
В работе О.В. Кирьяновой отражено, что если обобщить действующее законодательство, то можно определить, что отсутствие существенной угрозы выступает главной особенностью при признании правонарушений малозначительными [6, с. 51].
В соответствии с КоАП РФ ст. 2.9, где говорится, что: при малозначительности административного правонарушения, лицо, совершившее его, может быть не подвергнуто весомым санкциям и ограничиться только устным замечанием [2].
Проблема малозначительности административных правонарушений юридических лиц заключается в том, что данные правонарушения не рассматриваются как серьезная угроза общественной безопасности и порядку.
В результате, за такие нарушения юридические лица могут получать сравнительно не высокие штрафы или даже оставаться безнаказанными.
Примерами малозначительных правонарушений юридических лиц, могут быть:
1. Неправильное использование логотипа или торговой марки (ст. 1515 ГК РФ [1]);
2. Нарушение законодательства в области защиты персональных данных (КоАП РФ ст. 13.11);
3. Нарушение требований трудового законодательства, как пример может выступать неуплата работнику заработной платы в срок (КоАП РФ ст. 5.27.);
4. Незаконное распространение рекламы (КоАП РФ ст. 14.3);
5. Ведение бизнеса без необходимых лицензий и/или разрешений (КоАП РФ ст. 14.1);
6. Неправильное хранение и передача конфиденциальных данных (КоАП РФ ст. 13.11);
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, прежде чем утверждать, что правонарушение можно считать малозначительным, требуется обращать внимание на то, что должна отсутствовать существенная угроза охраняемым общественным отношениям [5].
Также, нужно сказать, что суды, рассматривая дела, часто берут во внимание статью 2.9. КоАП РФ, для поиска оснований в применении
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)
правила о малозначительности нарушения. Также у наказуемых есть возможность представить доказательства, обосновывающие возможности к применению статьи 2.9 КоАП РФ, что может помочь суду определить наличие признаков малозначительности административного правонарушения.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21 октября 2022г. по делу № А63-12478/2022 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к требованиям закона [4].
Исходя из исследований ученых, судебной практики и законодательства в целом, можно сделать вывод, что определение малозначительности правонарушений зависит от нескольких фактов.
Во-первых, учитывается характер нарушений, т.е. одни считаются более серьёзными, другие менее.
Во-вторых, учитывается то, как быстро были приняты меры по устранению нарушения и насколько эффективными они являлись.
В-третьих, учитывается историй нарушений юридического лица, т.е. если субъект систематично нарушал закон, то его действия будут рассматриваться более серьезно и наоборот.
Требуется отметить, что малозначительные правонарушения приоритетно рассматриваются в упрощённом порядке, например, путем начисления административного штрафа.
Не лишним будет отметить, что решения о признании правонарушения малозначительным остается за законодательством и судебными органами. С одной стороны все правонарушения являются серьезными и должны быть наказуемы, так как любое мелкое правонарушение, может не сразу, но может повлечь за собой более глобальные негативные последствия для общества, государства, окружающей среды и т.д..
С другой стороны, признание правонарушений малозначительными, т.е. с юридической точки зрения являться несущественными, достаточно сильно облегчают судебный процесс, снижают нагрузку на суды.
Предприятия или организации могут намеренно нарушать законы и правила, зная, что их нарушения не будут караться достаточно строго. Кроме того, малозначительность административных правонарушений может способствовать увеличению общего уровня коррупции в обществе, поскольку компании и организации могут использовать взятки и другие незаконные методы для получения льгот или устранения неудобств.
Чтобы решить эту проблему, необходимо ужесточить наказания за административные правонарушения юридических лиц и ввести систему штрафов, которая учитывала бы не только размеры ущерба, но и потенциальную угрозу для общественной безопасности и порядка.
Кроме того, необходимо укреплять институты контроля и наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, чтобы предотвратить возможность повторных правонарушений.
Считаем, что для решения проблемы малозначительных правонарушений юридических лиц требуется:
1. Регулярное мониторинговое контролирование. Мониторинг должен проводиться в соответствии с четко определенными критериями, которые могут определить наличие нарушений и устранить их прежде, чем они приведут к более серьезным проблемам.
2. Требуется улучшить обучение сотрудников компании в области правовых вопросов, что поможет в дальнейшем им точнее определять границы закона и действовать в соответствии с ними.
3. Укрепление судебного преследования, т.е. в целях усиления ответственности компаний за мелкие нарушения закона, необходимо усилить судебное преследование, что в свою очередь повысит эффективность действующих законов и приведёт к уменьшению числа нарушений со стороны бизнеса.
4. Легализация нарушения правил, которые уже не имеют большого значения и/или устарели, их замена на новые правила, более актуальные в современном обществе.
Библиография:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Российская газета. 2001.
№ 256.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. 1994. № 238.
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. № 80.
4. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21 октября 2022 г. по делу № А63-12478/2022 // https://sudact.ru/arbitral/doc/OUaYcmYPO2d/ (дата обращения 29.04.2023)
5. Малозначительность административных правонарушений. Прокурор разъясняет / Прокуратура Оренбургской области // https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=57531228 (дата обращения 29.04.2023)
6. Кирьянова О.В. Признание административного правонарушения малозначительным: проблемы теории и практики / О.В. Кирьянова // Государственная власть и местное самоуправление.2022. № 3. С.49-53.
References:
1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (ed. of 18.03.2023) // Rossiyskaya Gazeta. 2001. No. 256.
2. The Civil Code of the Russian Federation of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 14.04.2023) // Rossiyskaya Gazeta. 1994. No. 238.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation dated 03/24/2005 No. 5 (ed. dated 12/23/2021) "On some issues that have arisen in judicial practice when considering cases of administrative offenses" // Rossiyskaya Gazeta. 2005. № 80.
4. The decision of the Arbitration Court of the Stavropol Territory of October 21, 2022 in case no. A63-12478/2022 // https://sudact.ru/arbitral/doc/OUaYcmYPO2d / (accessed 29.04.2023)
5. Insignificance of administrative offenses. The prosecutor explains / The Prosecutor's Office of the Orenburg region // https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc 56/activity/legal-education/explain?item=57531228 (accessed 29.04.2023)
6. Kiryanova O.V. Recognition of an administrative offense as insignificant: problems of theory and practice / O.V. Kiryanova // State power and local self-government. 2022. No. 3. pp.49-53.