шей вероятности развития у женщин основной группы сердечно-сосудистой патологии и ее осложнений, не реализованной на момент исследования.
Таким образом, нами было выявлено наличие предположительно негативного влияния последовательного действия факторов экологического неблагополучия на состояние сосудистого эндотелия у женщин пожилого возраста.
УДК 631.4
АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ СВИНЦА ПЫЛЕВЫХ ЧАСТИЦ
12 13 3
М.Р.Яхина , М.И.Астахова , Г.Г.Гимранова , Т.Н Хамитов , Ж.Х.Сембаев
ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», Уфа, Россия1 ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет»
Минздрава России, Уфа, Россия2 РГП на ПХВ «Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний»
МЗ РК, Караганда3
Одним из важнейших элементов окружающей среды, необходимых всему живому на Земле, является воздух, от качества которого зависит не только здоровье человека, но и состояние растительного и животного мира, прочность и долговечность любых конструкций зданий и сооружений. Среди специфических загрязняющих веществ в воздушном бассейне городов важное место занимают металлы, большинство которых относится к первому и второму классам опасности. В последние десятилетия проблема свинцового загрязнения окружающей среды, особенно от автотранспорта, признается в качестве одной из главных проблем экологии и здравоохранения, поскольку его негативное влияние на человека проявляется не только в прямом воздействии высоких концентраций, но и в отдаленных последствиях, связанных со способностью токсиканта кумулироваться в организме.
Автотранспорту, как источнику загрязнения воздушной среды, присущ ряд отличительных особенностей. Во-первых, численность автомашин в крупных городах быстро увеличивается, а вместе с тем непрерывно растёт валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определённым площадкам и отделённых от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автомобиль является движущимся источником загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха. В-третьих, автомобильные газы представляют собой чрезвычайно сложную смесь токсичных компонентов, вступающую в городской застройке в приземный слой воздуха, где их рассеивание затруднено. Кроме того, на состав выхлопных ISSN 1727-9712 Гигиена труда и медицинская экология. №3 (56), 2017
газов большое влияние оказывает специфика работы автотранспорта в городских условиях: сравнительно низкие скорости движения, сопровождающиеся многократными торможениями и разгонами; короткие расстояния перевозок, обуславливающие работу двигателей преимущественно на неустановившихся тепловых режимах. Эти особенности ставят проблему защиты атмосферы от загрязнения автотранспортом в ряд наиболее сложных и актуальных проблем в современном городе.
Загрязнение атмосферного воздуха свинцом ранее обусловливалось тетра-этилсвинцом, добавляемым к бензину для предупреждения детонации, токсичность которого связана с образованием в организме, под действием печёночных ферментов, активного ингибитора обменных процессов. Однако, и после запрета использования данной антидетанирующей присадки автотранспорт остается основным источником свинцового загрязнения селитебной зоны.
Материалы и методы исследований: Исследование основано на получении данных по содержанию свинца в пыли жилых, лечебных и учебных помещений г. Уфы, а также их анализе и сопоставлениями с данными, полученными на базе ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека» до и после введения мониторинга на применение тетраэтилсвинца в бензинах.
Анализ содержания свинца в пыли проводился в зимний период, так как до минимума снижается вторичное перераспределение загрязняющих частиц в атмосфере.
В ходе работы для получения более наглядной картины были выбраны стационарные многоэтажные объекты 8-и домов, возле которых определялась интенсивность движения (проезжая часть, двор). Там же был проведён отбор проб пыли в самих зданиях на разных уровнях (80 проб пыли в 1999 г. и 78 проб - в 2014 г.) в жилых (исключая кухонные), лечебных и учебных помещениях. Сбор пыли производился в течение 10 дней на бумажные фильтры, уложенные горизонтально на чистую поверхность на высоте от 2 до 2,5 метров. Следующим этапом явилась пробоподготовка к определению содержания свинца, сорбировавшегося на частицах пыли, путем ее минерализации (термической деструкции). Полученные пробы проанализированы на атомно-абсорбционном спектрометре Varian 10 PLUS.
Выводы:
1. Введение моратория на использование тетраэтилсвинца в качестве добавки к бензинам, при увеличении автопарка в среднем на 9,7 % в год за 15 лет привело к снижению содержания свинца в селитебной зоне в 1,5 - 1,7 раза.
2. Суперэкотоксикант свинец в зимний время в пробах пыли обследованных помещений в первый период исследования концентрировался в количестве от 5,2 до 265,5 мг/кг, на данном этапе его содержание варьирует в пределах от 7,1 до 360,2 мг/кг. Средняя концентрация металла за изученный период снизилась (50,4 мг/кг и 72, 6 мг/кг соответственно).
3. Корреляционная зависимость между интенсивностью движения автотранспорта и концентрацией свинца в домашней пыли имеет обратную зависимость.
4. На данном этапе 1-2 этажи зданий перешли в разряд более загрязненных. Верхние 7-9 этажи, в течение всего периода исследования оказались наименее загрязненными, за исключением помещений у дорог с интенсивностью движения от 61 до 500 машин в час, где отмечается наибольший разброс концентраций свинца в пыли по всей высоте зданий и носит логнормальный характер.
Полученные результаты позволяют дать ряд рекомендаций, направленных на улучшение состояния окружающей среды, в целом, и повышение качества атмосферного воздуха, в частности.
Рекомендации:
1. Больных, находящихся на стационарном лечении в больнице до 40 дней и более следует располагать на 3-ем, 4-ом, 5-ом, 8-ом этажах, больных со средней и малой продолжительностью пребывания соответственно на 1-ом, 2-ом, 6-ом, 7-ом этажах, где уровень загрязнения выше.
2. В целях снижения уровня загрязнения использовать санитарно-защитные насаждения (газоустойчивые породы деревьев и кустарников, различные травы и т.д.), поливальные установки с захватом кроны деревьев.
5. Использовать различные приспособления, не позволяющие пыли проникать внутрь жилища (заклеивание окон, застекление балконов и лоджий), установление евроокон.
1. Улучшение качества дорожных покрытий, планировки и застройки автомагистральной улицы, а также замена системы перекрестков системой кольцевых объездов. Регулировка уличного движения.
6. Разработчикам и пользователям автомашин:
- перевод ДВС на альтернативные виды топлива;
- применение нейтрализаторов отработавших газов ДВС;
-совершенствование режима работы ДВС и технического обслуживания
автомобиля.