Научная статья на тему 'Анализ загрязнения селитебных территорий от автотранспорта на примере свинца пылевых частиц'

Анализ загрязнения селитебных территорий от автотранспорта на примере свинца пылевых частиц Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — М. Р. Яхина, М. И. Астахова, Г. Г. Гимранова, Т. Н. Хамитов, Ж. Х. Сембаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ загрязнения селитебных территорий от автотранспорта на примере свинца пылевых частиц»

шей вероятности развития у женщин основной группы сердечно-сосудистой патологии и ее осложнений, не реализованной на момент исследования.

Таким образом, нами было выявлено наличие предположительно негативного влияния последовательного действия факторов экологического неблагополучия на состояние сосудистого эндотелия у женщин пожилого возраста.

УДК 631.4

АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ СВИНЦА ПЫЛЕВЫХ ЧАСТИЦ

12 13 3

М.Р.Яхина , М.И.Астахова , Г.Г.Гимранова , Т.Н Хамитов , Ж.Х.Сембаев

ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», Уфа, Россия1 ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, Уфа, Россия2 РГП на ПХВ «Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний»

МЗ РК, Караганда3

Одним из важнейших элементов окружающей среды, необходимых всему живому на Земле, является воздух, от качества которого зависит не только здоровье человека, но и состояние растительного и животного мира, прочность и долговечность любых конструкций зданий и сооружений. Среди специфических загрязняющих веществ в воздушном бассейне городов важное место занимают металлы, большинство которых относится к первому и второму классам опасности. В последние десятилетия проблема свинцового загрязнения окружающей среды, особенно от автотранспорта, признается в качестве одной из главных проблем экологии и здравоохранения, поскольку его негативное влияние на человека проявляется не только в прямом воздействии высоких концентраций, но и в отдаленных последствиях, связанных со способностью токсиканта кумулироваться в организме.

Автотранспорту, как источнику загрязнения воздушной среды, присущ ряд отличительных особенностей. Во-первых, численность автомашин в крупных городах быстро увеличивается, а вместе с тем непрерывно растёт валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определённым площадкам и отделённых от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автомобиль является движущимся источником загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха. В-третьих, автомобильные газы представляют собой чрезвычайно сложную смесь токсичных компонентов, вступающую в городской застройке в приземный слой воздуха, где их рассеивание затруднено. Кроме того, на состав выхлопных ISSN 1727-9712 Гигиена труда и медицинская экология. №3 (56), 2017

газов большое влияние оказывает специфика работы автотранспорта в городских условиях: сравнительно низкие скорости движения, сопровождающиеся многократными торможениями и разгонами; короткие расстояния перевозок, обуславливающие работу двигателей преимущественно на неустановившихся тепловых режимах. Эти особенности ставят проблему защиты атмосферы от загрязнения автотранспортом в ряд наиболее сложных и актуальных проблем в современном городе.

Загрязнение атмосферного воздуха свинцом ранее обусловливалось тетра-этилсвинцом, добавляемым к бензину для предупреждения детонации, токсичность которого связана с образованием в организме, под действием печёночных ферментов, активного ингибитора обменных процессов. Однако, и после запрета использования данной антидетанирующей присадки автотранспорт остается основным источником свинцового загрязнения селитебной зоны.

Материалы и методы исследований: Исследование основано на получении данных по содержанию свинца в пыли жилых, лечебных и учебных помещений г. Уфы, а также их анализе и сопоставлениями с данными, полученными на базе ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека» до и после введения мониторинга на применение тетраэтилсвинца в бензинах.

Анализ содержания свинца в пыли проводился в зимний период, так как до минимума снижается вторичное перераспределение загрязняющих частиц в атмосфере.

В ходе работы для получения более наглядной картины были выбраны стационарные многоэтажные объекты 8-и домов, возле которых определялась интенсивность движения (проезжая часть, двор). Там же был проведён отбор проб пыли в самих зданиях на разных уровнях (80 проб пыли в 1999 г. и 78 проб - в 2014 г.) в жилых (исключая кухонные), лечебных и учебных помещениях. Сбор пыли производился в течение 10 дней на бумажные фильтры, уложенные горизонтально на чистую поверхность на высоте от 2 до 2,5 метров. Следующим этапом явилась пробоподготовка к определению содержания свинца, сорбировавшегося на частицах пыли, путем ее минерализации (термической деструкции). Полученные пробы проанализированы на атомно-абсорбционном спектрометре Varian 10 PLUS.

Выводы:

1. Введение моратория на использование тетраэтилсвинца в качестве добавки к бензинам, при увеличении автопарка в среднем на 9,7 % в год за 15 лет привело к снижению содержания свинца в селитебной зоне в 1,5 - 1,7 раза.

2. Суперэкотоксикант свинец в зимний время в пробах пыли обследованных помещений в первый период исследования концентрировался в количестве от 5,2 до 265,5 мг/кг, на данном этапе его содержание варьирует в пределах от 7,1 до 360,2 мг/кг. Средняя концентрация металла за изученный период снизилась (50,4 мг/кг и 72, 6 мг/кг соответственно).

3. Корреляционная зависимость между интенсивностью движения автотранспорта и концентрацией свинца в домашней пыли имеет обратную зависимость.

4. На данном этапе 1-2 этажи зданий перешли в разряд более загрязненных. Верхние 7-9 этажи, в течение всего периода исследования оказались наименее загрязненными, за исключением помещений у дорог с интенсивностью движения от 61 до 500 машин в час, где отмечается наибольший разброс концентраций свинца в пыли по всей высоте зданий и носит логнормальный характер.

Полученные результаты позволяют дать ряд рекомендаций, направленных на улучшение состояния окружающей среды, в целом, и повышение качества атмосферного воздуха, в частности.

Рекомендации:

1. Больных, находящихся на стационарном лечении в больнице до 40 дней и более следует располагать на 3-ем, 4-ом, 5-ом, 8-ом этажах, больных со средней и малой продолжительностью пребывания соответственно на 1-ом, 2-ом, 6-ом, 7-ом этажах, где уровень загрязнения выше.

2. В целях снижения уровня загрязнения использовать санитарно-защитные насаждения (газоустойчивые породы деревьев и кустарников, различные травы и т.д.), поливальные установки с захватом кроны деревьев.

5. Использовать различные приспособления, не позволяющие пыли проникать внутрь жилища (заклеивание окон, застекление балконов и лоджий), установление евроокон.

1. Улучшение качества дорожных покрытий, планировки и застройки автомагистральной улицы, а также замена системы перекрестков системой кольцевых объездов. Регулировка уличного движения.

6. Разработчикам и пользователям автомашин:

- перевод ДВС на альтернативные виды топлива;

- применение нейтрализаторов отработавших газов ДВС;

-совершенствование режима работы ДВС и технического обслуживания

автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.