Научная статья на тему 'Проблема защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленностью и автомобильным транспортом, пути ее решения в г. Волжском Волгоградской области'

Проблема защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленностью и автомобильным транспортом, пути ее решения в г. Волжском Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
2599
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Сергиенко Л. И., Сергеев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленностью и автомобильным транспортом, пути ее решения в г. Волжском Волгоградской области»

Л.И. Сергиенко, А.Н. Сергеев, 2004

ЭКОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В г. ВОЛЖСКОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. И. Сергиенко, А.Н. Сергеев

Ни для кого не секрет, что нет ни одного человека, который хотел бы жить в экологически неблагоприятном городе. Однако экологическая обстановка в городах продолжает ухудшаться по вине тех самых людей, которые хотят жить в экологически чистых условиях.

Одной из актуальнейших экологических и экономических проблем продолжает оставаться проблема загрязнения атмосферного воздуха. Фактическое его загрязнение часто значительно превышает допустимые уровни. В атмосферу городов России ежегодно выбрасывается 9578,3 тыс. т вредных веществ, из них 1067,1 тыс. т составляют твердые вещества

Города Волгоград и Волжский более 5 лет включаются в списки городов России с максимальными концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (выше 10 ПДК), а город Волжский — еще и в списки городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В частности, по содержанию пыли средние превышения ПДК в г. Волжском составляют 1,3 раза, а максимальные превышения ПДК — 5 раз.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха в г. Волжском занимает первое место в ряду экологических проблем города. По данным Волгоградского центра гидрометеорологии и охраны окружающей среды (ВЦ ГМОС), индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в г. Волжском составил в 2000 г. 13,0, в 2001 г. — 13,4, в 2002 г. — 16,9, что оценивается как очень высокий ИЗА. Для сравнения: в 2002 г. в г. Волгограде ИЗА составил по районам: Центральный —3,7 (низкий), Кировский — 6,4 (повышенный), Красноармейский — 6,1 (повышенный).

Город Волжский входит в список городов России, где по показателю ИЗА (более 7) можно ожидать значительное неблагоприятное воздействие загрязнения атмосферы на © здоровье населения2.

По данным мониторинга МУ «Служба охраны окружающей среды и экологической безопасности г. Волжского» при отборе проб воздуха за 2002 г. в трех точках на границе селитебной зоны (ул. Кирова, 10-й и 16-й микрорайоны) было зарегистрировано 53 случая превышения ПДК по диоксиду азота, диоксиду серы, сероводороду, сероуглероду, оксиду азота. При проверке автотранспорта предприятий города было выявлено, что 23,7 % автотранспорта не соответствуют токсичности по выхлопным газам.

В 2002 г. в атмосферу г. Волжского всего было выброшено 107 тыс. т загрязняющих веществ, или 330 кг на человека.

Сложившаяся ситуация опасна тем, что при росте объема производства на промышленных предприятиях города резко вырастет и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу. Загрязнение атмосферы — это одна из причин увеличения заболеваемости жителей города. По статистическим данным, за 1996—2002 гг. прослеживалось увеличение заболеваемости населения по таким зависимым от загрязнения атмосферного воздуха показателям, как болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, врожденные аномалии, новообразования. В 2002 г. из 1037 зарегистрированных случаев 108 приходилось на новообразования трахей, легких, бронхов 3.

Распределение выбросов от автомобильного транспорта происходит в приземном слое атмосферы на уровне от 0,8 до 1,5 метров, что является наиболее опасным для здоровья. К числу токсичных компонентов отработанных газов, оказывающих непосредственное воздействие на окружающую среду, относятся: окись углерода, углеводороды, окислы азота, сажа и соединения свинца4.

Загрязнение атмосферы выхлопными газами происходит при сгорании моторного топлива. От его вида и качественных характеристик зависит степень полноты сгорания,

состав отработанных газов, количество и состав углеводородов, попадающих в атмосферу за счет испарения, утечек и т. д.

Основой для решения проблемы качества атмосферного воздуха на местном уровне является постоянный контроль за загрязнением атмосферного воздуха во времени и пространстве.

В городе Волжском в рамках решения этой проблемы проводится экологическая операция «Чистый воздух».

В ходе проведения операции «Чистый воздух» в периоды с 15.05 2000 г. по 12.07 2000 г., с 14.05 2001 г. по 23.08 2001 г. и с 16.07 2003 г. по 16.08 2003 г. в плановом порядке проводился контроль за состоянием атмосферного воздуха на автомагистралях города — перекрестках с интенсивным движением. Всего исследовано: 1000 проб в 2000 г., 865 в 2001 г. и 859 проб в 2003 году. Из них с превышением ПДК: 160 (16%) в 2000 г., 132 (15,3 %) в 2001 г. и 90 проб в 2003 году5.

В 2002 г. несогласованность действий организаций города, отвечающих за проведение операции «Чистый воздух», привела к тому, что хотя пробы воздуха и были взяты, но это было сделано не по установленной схеме, поэтому данных за 2002 г. в таблицах 1 и 2 нет.

Сравнивая 2000 и 2001 гг., можно обнаружить, что самыми неблагоприятными в экологическом отношении перекрестками остаются все те же: пл. Свердлова, пл. Труда,

пл. Карбышева. В целом ситуация в 2001 г. по сравнению с 2000 г. остается очень напряженной, хотя определенные улучшения на некоторых участках все же есть (см. табл. 1).

Необходимо отметить, что в 2003 г. наблюдалась тенденция к снижению уровня загрязнения на основных перекрестках города, и это связано, по-видимому, с ускоренными темпами замены старого автобусного парка автоколонны № 1732.

Как видно из таблицы 2, веществами, вносящими основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха, являются: диоксид азота, окись углерода, ацетон. Необходимо отметить, что очень часто концентрации диоксида азота и ацетона в атмосферном воздухе города превышают 5 ПДК, что говорит о сложной экологической обстановке, причиной которой являются: неисправные системы дожигания газов, значительный износ автотранспорта, скопление автомашин на перекрестках, неудовлетворительное состояние дорог, использование низкооктанового топлива.

В 2003 г. в связи с заменой старого автобусного парка наметилась тенденция и к уменьшению превышения ПДК по основным ингредиентам.

Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест является соблюдение гигиенических нормативов атмосферных загрязнений химическими и биологическими веществами.

Таблица 1

Превышение ПДК по отдельным перекресткам г. Волжского с интенсивным движением *

Перекрестки г. Волжского с интенсивным движением Кол-во проб с превышением ПДК % от общего кол-ва проб с превышением ПДК

2000 г. 2001 г. 2003 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г.

пл. Свердлова 29 22 3 18,1 15,9 з,з

ул. Ленина и Энгельса 19 16 6 11,9 12,1 6,7

ул. Оломоуцкая и Мира І9 17 10 11,9 12,9 11,1

ул. Оломоуцкая и Дружбы 22 18 19 13,8 13,6 21,1

пл. Строителей 13 8 1 8,1 6,0 1,1

пл. Карбышева 17 21 18 10,6 15,9 20

пл. Труда 21 21 22 13,1 15,9 24,5

ул. Кирова и Коммунистическая 20 9 11 12,5 6,8 12,2

* Составлено по: Отчет о проведении операции «Чистый воздух» Центром ГСЭН в городе Волжском за 2003 год.

Таблица 2

Распределение проб с превышением ПДК по ингредиентам

Токсичные ингредиенты отработанных газов автомобилей Кол-во проб с превышением ПДК по ингредиентам % от общего кол-ва проб с превышением ПДК по ингредиентам

2000 г. 2001 г. 2003 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г.

Диоксид азота 55 44 40 34,4 33,3 44,4

Окись углерода 46 40 23 28,7 30,4 25,6

Ацетон 32 25 8 20,0 18,9 8,9

Бензол 12 9 3 7,5 6,8 3,3

Свинец 7 5 5 4,4 3,8 5,6

Бензопирен 8 7 7 5,0 5,3 7,8

Формальдегид 0 2 4 0,0 1,5 4,4

В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 19, п. 1; ст. 23, п. 1) гарантировать экологическую безопасность населения г. Волжского может только нормирование качества атмосферного воздуха на основе установленных предельно допустимых норм воздействия вредных веществ на окружающую среду, содержащихся в Сводном плане ПДВ (предельно-допустимых выбросов).

Имеющийся Сводный том ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для г. Волжского был разработан в 1992 г. и, следовательно, требует обновления и корректировки. Без этого невозможно говорить об обеспечении эффективного экологического контроля и осуществлении обоснованной экологической политики в городе.

Целями работы по совершенствованию Сводного тома являются:

• расчет степени загрязнения атмосферы г. Волжского от суммарных выбросов действующих и строящихся предприятий;

• определение доли вклада каждого предприятия в загрязнение атмосферы;

• определение категории опасности предприятий;

• определение величин предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ для источников выбросов и для предприятий в целом. Сводный том предназначен для разработки проекта комплексного плана по охране атмосферного воздуха, для проведения инспекционных проверок предприятий по соблюдению установленных величин ПДВ и выполнения планов ведомственных предприятий, разработанных в целях неяревышения ПДВ.

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.6. 1032-01 «Гигиенические требования к обес-

печению качества атмосферного воздуха населенных мест» (М., 2001), выпущенных Минздравом России, разработка нового Сводного тома ПДВ по г. Волжскому позволит:

1. Составить перечень новых промышленных источников негативного воздействия на атмосферный воздух города.

2. Уточнить качественные и количественные характеристики каждого из ныне существующих источников загрязнения воздушного бассейна.

3. Разработать предложения по нормативам предельно-допустимых выбросов конкретными предприятиями-нарушителями природоохранного законодательства.

4. Произвести прогнозные расчеты последствий выбросов загрязняющих веществ в атмосферу над городом.

5. Осуществлять впредь эффективный и действенный экологический контроль по соблюдению нормативов загрязнения жилой и промышленной зон города.

6. Принимать обоснованные административные и иные меры воздействия в отношении нарушителей природоохранного законодательства.

Выполнение корректировки и обновления Сводного тома ПДВ г. Волжского потребует привлечения финансовых средств из экологического фонда в объеме 1,4 млн рублей.

Кроме того, в г. Волжском 537 приро-допользователей, а санитарно-защитные зоны имеют только 14 предприятий. Остальные 523 не платят за зону санитарной ответственности и, соответственно, никаких работ там не ведут. В связи с этим в городскую программу природоохранных мероприятий на 2003 г. включен вопрос о приведении в порядок санитарно-защитных зон

между промышленными предприятиями и селитебной зонойб.

К технически возможным способам уменьшения тенденции загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом следует отнести:

1. Изменение конструкции двигателя и применение каталитических нейтрализаторов (конвертеров). Конструкционные модификации должны обеспечить стехиометрическое соотношение воздуха, вернее, кислорода, и топлива, чтобы оно сгорало полностью. В этих реакциях, осуществляемых на платиновых или родиевых катализаторах, химические загрязнители превращаются в обычные компоненты атмосферного воздуха. Однако тройную систему можно применять, во-первых, только в двигателях с тщательно контролируемым стехиометрическим составом горючей смеси, а во-вторых, лишь при отсутствии в топливе соединений свинца.

2. Технические новшество — адсорбционная ловушка поглощает углеводороды при низкой температуре и десорбирует их при нагреве двигателя, когда они дожигаются до углекислого газа. Этой новинкой удается уменьшить количество углеводородов, выбрасываемых во время запуска холодного двигателя.

3. Снижение концентрации в бензинах высокотоксичных антидетонаторов тетраметил- и тетраэтилсвинца. В целях снижения загрязнения воздуха отработанными газами автомобильного транспорта и предотвращения вреда здоровью населения в некоторых субъектах РФ принято решение запретить реализацию этилированных бензинов7.

Основными приоритетами по предотвращению и снижению тенденции загрязнений атмосферного воздуха городов (в т. ч. и г. Волжского) автомобильным транспортом являются:

1. Создание базы данных по мониторингу за атмосферным воздухом в крупных городах Волгоградской области.

2. Создание базы данных по приоритетным загрязнителям атмосферного воздуха.

3. Внесение вопросов озеленения при решении вопросов строительства магистралей.

4. Взаимодействие природоохранных служб, Госсанэпиднадзора, ГИБДД, Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с администрациями населенных пунктов.

5. Организация работы передвижных экологических постов в городах области.

6. Организация транспортных потоков в городах области, обеспечивающих рациональный режим движения транспорта.

7. Проверка соблюдения автотранспортными предприятиями сроков проведения ТО.

8. Проверка соответствия ремонтной базы автотранспортных предприятий требованиям ГОСТов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ресурсы Интернет: www.eco.com-www. projects.databyte.ru

2 О состоянии и охране окружающей среды Волгоградской области в 2002 г.: Государственный доклад / Госкомитет по охране окружающей среды Волгоградской области. М.: НИА-Природа: РЭФИА, 2003. С. 9.

3 Гехтман Э. «Дышать чистым воздухом. Альтернативы этому нет»: Эксклюзивное интервью с В.Д. Ивлевым // Наш город. 2003. № 58—59 (2594-2595). С. 2.

4 Петросян B.C. Газовые шлейфы автотранспорта// Природа. 2001. № 12.

3 Отчет о проведении операции «Чистый воздух» центром ГСЭН в городе Волжском за 2003 г.

6 Гехтман Э. Указ. соч. С. 9.

7 Петросян B.C. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.