УДК 159.922.8
Первитская Алёна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент Курганский государственный университет [email protected]
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
Данная статья посвящена анализу взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления проблемной ситуации у девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением.
Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция, критическая ситуация, подростковый возраст, делинквен-тное поведение.
Эмоционально-волевая регуляция является одним из ключевых признаков целостной системы психической регуляции, важнейшей детерминантой гармоничного развития личности, значимым фактором продуктивных аспектов деятельности человека, опосредующих влияние личностных свойств на его поведение [3, с. 27].
Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.
Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции в подростковом возрасте связаны с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над прижизненно сформированными психическими новообразованиями [2, с. 5].
Под критической ситуацией, в исследованиях С.В. Духновского, понимается социальная ситуация, складывающаяся в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного травма-тизирования совокупностью событий внешнего и внутреннего мира, преломленных в психике человека. Это «преломление» представляет собой идеальное и чувственно-деятельное психологическое обобщение чувственно-мыслительных образов событий, входящих в её состав, детерминирующее поведение и развитие личности. Критический компонент ситуации представляет депривацию витальных и эмоционально значимых потребностей, результатом которой выступает угроза личностному развитию подростка [1, с. 8].
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассмотрения вопроса взаимосвязи эмо-
ционально-волевой регуляции и особенностей преодоления критической ситуации у девочек-подростков (в данном исследовании рассмотрены фруст-рирующие ситуации как критические). Причем рассмотрение вопроса становится особенно интересным при сравнении девочек с «нормальным» поведением и девочек с делинквентным поведением.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики.
1. Методика эмоционально-волевой регуляции деятельности М.В. Чумакова (подростковый вариант).
2. Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
Результаты пилотажного исследования показали,
что выбранные методики способствуют достижению поставленной цели психологического исследования: исследовать особенности эмоционально-волевой регуляции у девочек-подростков при преодолении проблемных ситуаций; проверке гипотезы: имеются различные взаимосвязи между проявлениями эмоционально-волевой регуляции и преодолением проблемных ситуаций у девочек подростков с «нормальным» и делинквентным поведением.
Характеристика выборки: девочки-подростки (возраст 11-17 лет): 50% обследуемых - девочки с «нормальным» поведением, 50% - девочки с делинквентным поведением. Девочки с делинквентным поведением обследовались на базе ФГБСУВУ «Куртамышское СпецПУ №2 1 закрытого типа» Курганской области.
Ц
Рис. 1. Корреляционная плеяда. Э.р. - экстрапунитивные реакции, - самостоятельность, Н - настойчивость, целеустремленность,_- прямая связь
С
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Первитская А.М., 2014
Анализ взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления критической ситуации..,
В ]
Рис. 2. Корреляционная плеяда.
Э.р. - экстрапунитивные реакции, В - выдержка, ----- - обратная связь
Для подтверждения гипотезы использовался корреляционный анализ, который позволил получить следующие результаты:
1. В группе девочек с «нормальным» поведением (р<1% при п=62)
- прямая связь между экстрапунитивными реакциями и самостоятельностью, настойчивостью, целеустремленностью. Результаты представлены на рисунке 1.
При развитии таких волевых качеств как настойчивость, целеустремленность и самостоятельность проявляются экстрапунитивные реакции, т.е. девочки могут вымещать негативные эмоции на других людях, они не боятся высказывать свое недовольство.
2. В группе девочек с делинквентным поведением (р<1%, р<0,1%, при п=68)
- обратная связь между экстрапунитивными реакциями и выдержкой.
Результаты представлены на рисунке 2.
Низкий уровень выдержки связан с повышением проявления экстрапунитивных реакций, несдержанность девочек с делинквентным поведением приводит к бесконтрольному срыву «вовне», подростки не контролируют свое поведение, обвиняя всех вокруг в своих неудачах. Такие подростки создают вокруг себя много шума, их задача - привлечь к себе внимание, заставить о себе говорить и переживать окружающих, прежде всего близких людей. Они добиваются необходимого им внимания и, кроме того, получают удовольствие от суеты вокруг. Их делинквентность чаще всего - своеобразная игра.
- прямая связь между интропунитивными реакциями и выдержкой, настойчивостью, энергичностью, результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Корреляционная плеяда. И.р. - интропунитивные реакции, В - выдержка, Н - настойчивость, Э - энергичность, _ - прямая связь
Девочки-подростки с делинквентным поведением, обладающие такими волевыми качествами как выдержка, настойчивость и энергичность чаще ха-растеризуются интропунитивными реакциями, т.е. повышенным уровнем притязаний к собственной личности. Но анализируя теоретическую литературу по вопросу делинквентного поведения в подростковом возрасте можно отметить, что у таких девочек, как правило, данные качества находятся на низком уровне развития, что соответственно приводит к низкому уровню притязаний относительно своей личности, к отсутствию самокритики и самоанализа. Для них более характерны склонность к преодолению норм и правил поведения, склонность к аддиктивному, агрессивному и делинквентном поведению. Делинквентные подростки не способны разрешать ситуацию фрустрации. Они сосредотачиваются на них, переживают чувство недоумения, беспомощности, страха и боятся, что-либо предпринять из-за последствий возможной неудачи. В таком случае, при хронически повторяющихся состояниях фрустрации может развиваться состояние беспомощности, которое характеризуется формированием устойчивого мнения, согласно которому «все зависит от обстоятельств», «обстоятельства сильнее меня», исключающим необходимость рефлексии нормативной ситуации, поиска конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации.
- обратная связь между импунитивными реакциями и решительностью, настойчивостью, энергичностью, представлена на рисунке 4.
При хорошем развитии таких волевых качеств как решительность, настойчивость и энергичность проявление импунитивной реакции не наблюдается, т.е. в данном случае фрустрирующие ситуации перестают рассматриваться как угрожающие, подростки воспринимают их спокойно. Подростки с де-линквентным поведением демонстрируют безразличное отношение к жертве. Ими не акцентируется внимание ни на самом нарушителе нормы, ни на асоциальном характере действий нарушителя нормы. Исход ситуации такими подростками, как правило, не анализируется. На уточняющий вопрос исследователя участники отказывались отве-
Рис. 4. Корреляционная плеяда.
Им.р. - импунитивные реакции, Р - решительность, Н - настойчивость, Э - энергичность, ------- обратная связь
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
57
чать. Они не способны разрешать ситуации фрустрации. Подросток ищет и находит «виновников» и направляет на них свой гнев.
Таким образом, с помощью корреляционного анализа выявлено, чем выше уровень самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, тем выше экстрапунитивные реакции; чем выше экстрапунитив-ные реакции, тем ниже уровень выдержки; чем выше уровень развития выдержки, настойчивости, энергичности, тем больше проявляются интропунитивные реакции; чем выше уровень развития таких волевых качеств как решительность, настойчивость, энергичность, тем ниже импунитивные реакции.
Библиографический список
1. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 22 с.
2. Дьяченко К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. -19 с.
3. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2007. - 47 с.
УДК 159.9:316.6
Сушков Игорь Рудольфович
доктор психологических наук, профессор
Козлова Наталия Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Ивановский государственный университет [email protected], [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ЛИЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
В статье рассматриваются особенности формирования и реализации базовых потребностей и стремлений личности в интернет-среде. Анализируется возникновение на их базе виртуального коллективного субъекта.
Ключевые слова: интернет-среда, самопрезентация, стремление к публичности, идентичность, социальное влияние, социально-психологические отношения, коллективный субъект.
В рамках данной работы мы остановимся на рассмотрении взаимосвязей основных изучаемых процессов и потребностей, которые личность может и реализует в интернет-пространстве. Этими аспектами активности, выделенными нами в ходе эмпирического исследования, являются: социальная идентичность; стремление к публичности; доверие к партнерам по общению; самопрезентация; общение; избегание одиночества.
Результаты проведенного исследования и корреляционного анализа полученных данных, позволяют определить социальную идентичность как центральный компонент всех аспектов активности (рис. 1). Она взаимосвязана и с общением, и с доверием, и со стремлением к публичности, и с уходом от одиночества. Это позволяет предполагать, что именно тогда, когда личность достигает идентичности с другими в рамках Интернета, тогда и начинает вырабатываться доверие и к людям, с которыми человек общается, и к самому интернет-ресурсу.
Повышается качество общения и ослабевает чувство одиночества, что, как правило, происходит в некотором симбиозе. Кроме этого начинает доминировать и реализуется стремление к публичности, которое в свою очередь запускает, или, можно предположить, реализуется за счёт самопрезентации. То есть мы видим, что достижение идентичности с виртуальными другими в интернет-пространстве является исходной предпосылкой для
возникновения таких явлений, которые способны запустить формирование виртуального коллективного субъекта.
Если личность стремится одновременно достичь идентичности с другими, стать публичным лицом, и при этом у нее возникает ощущение, что она сможет избежать одиночества, а качество общения стало лучше, и как финальный штрих - возникает доверие, возникает ощущение становления частью активнодействующего сообщества, которое является значимым для нее.
И так как все эти процессы легче и главное одновременно легче осуществляются в виртуальном мире, то можно предполагать, что виртуальный коллективный субъект, в силу своей большей доступности, может стать более актуальным для личности, чем реальный. Здесь же возникает и возможность не просто стать его частью, а стать самому «родителем» этого виртуального коллективного субъекта, в некотором роде «стать творцом», управляющим различными аспектами существования своего виртуального мира в целом. Если, как писали братья Стругацкие, «трудно быть Богом» в реальном мире, то в виртуальном мире им стать легко.
Обозначив процесс поиска и осуществления идентичности, как одного из центральных направлений активности личности в интернет-пространстве, мы остановимся на анализе того, как именно она будет проявляться.
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Сушков И.Р., Козлова Н.С., 2014