Научная статья на тему 'Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек -подростков с «Нормальным» и  делинквентным поведением)'

Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек -подростков с «Нормальным» и  делинквентным поведением) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1390
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONAL-VOLITIONAL REGULATION / PROBLEM SITUATION / DELINQUENT BEHAVIOR / TEENAGE AGE / VOLITIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Первитская Алёна Михайловна

Статья посвящена изучению эмоционально-волевой регуляции в подростковом возрасте и особенностям преодоления проблемных (фрустрирующих) ситуаций у девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением. Сравнительный анализ помог выделить особенности реагирования на проблемную ситуацию в зависимости от особенностей поведения подростка. Делинквентное поведение накладывает отпечаток на эмоционально-волевые проявления личности и особенности восприятия фрустрирующих ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL-VOLITIONAL REGULATION AS OVERCOMING PROBLEM SITUATIONS BY TEENAGE GIRLS (COMPARATIVE ANALYSIS OF TEENAGE GIRLS WITH «NORMAL» AND DELINQUENT BEHAVIOR)

This article tells us about the study of emotionalvolitional regulation at teenage age and features of overcoming problem (frustrating) situations by teenage girls with «normal» and delinquent behavior. The comparative analysis helped to mark out the features of the response to a problem situation depending on the features of a teenager’s behavior. Delinquent behavior affects emotionalvolitional manifestations of the personality and the features of perception of frustrating situations.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек -подростков с «Нормальным» и  делинквентным поведением)»

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С «НОРМАЛЬНЫМ » И ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)

EMOTIONAL-VOLITIONAL REGULATION AS OVERCOMING PROBLEM SITUATIONS BY TEENAGE GIRLS

(COMPARATIVE ANALYSIS OF TEENAGE GIRLS WITH «NORMAL» AND DELINQUENT BEHAVIOR)

A.M. Первитская

Эмоционально-волевая регуляция, проблемная ситуация, делинквентное поведение, волевые качества, подростковый возраст.

Статья посвящена изучению эмоционально-волевой регуляции в подростковом возрасте и особенностям преодоления проблемных (фрустрирующих) ситуаций у девочек-подростков с «нормальным» и делинквент-ным поведением. Сравнительный анализ помог выделить особенности реагирования на проблемную ситуацию в зависимости от особенностей поведения подростка. Делинквентное поведение накладывает отпечаток на эмоционально-волевые проявления личности и особенности восприятия фрустрирующих ситуаций.

A.M. Pervitskaya

Emotional-volitional regulation, problem situation, delinquent behavior, volitional features, teenage age.

This article tells us about the study of emotional-volitional regulation at teenage age and features of overcoming problem (frustrating) situations by teenage girls with «normal» and delinquent behavior. The comparative analysis helped to mark out the features of the response to a problem situation depending on the features of a teenager's behavior. Delinquent behavior affects emotional-volitional manifestations of the personality and the features of perception of frustrating situations.

В психологии сегодня сформировались и продолжают развиваться теоретические и экспериментальные исследования волевой и эмоциональной регуляции. В ряде работ они рассматриваются в единстве и используется термин «эмоционально-волевая регуляция». Эмоционально-волевая регуляция является одним из ключевых признаков целостной системы психической регуляции, важнейшей де-терминантой гармоничного развития личности, значимым фактором продуктивных аспектов деятельности человека, опосредующих влияние личностных свойств на его поведение (A.B. Быков, В.А. Иванников, А.Я. Чебыкин, М.В. Чума-

ков). Перспективными для решения проблематики эмоционально-волевой регуляции являются исследования М.В. Чумакова, К.И. Дьяченко, в которых феномен «эмоционально-волевая регуляция» рассматривается, с одной стороны, как системно-динамический процесс интеграции эмоциональных и волевых механизмов регуляции, который обладает: взаимосвязанностью, интегрированностью. С другой - как специфическая особенность личности, характеризующая способность к управлению психическими состояниями, деятельностью и поведением [Дьяченко, 1999; Чумаков, 2007]. В исследовании придерживаемся взглядов данных авторов, при

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

проведении эмпирического исследования используем методику М.В. Чумакова, основанную на положении о том, что эмоционально-волевая регуляция представляет собой систему, в которой эмоциональная и волевая составляющие существуют в тесной взаимосвязи.

Ж.А. Левшунова отмечает, что «эмоциональная составляющая саморегуляции произвольной активности оказывает дезорганизующее воздействие на сам процесс саморегуляции. В то же время чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем ниже показатели личностной тревожности, эмоциональной неустойчивости, эмоционального дискомфорта. Интересно, что такая черта, как уход от проблем, связана с общим уровнем саморегуляции. Очевидно, пытаясь уйти от проблем, школьник не планирует, не анализирует свою деятельность, не пытается достичь цели, поэтому у него и не вырабатывается навык саморегуляции деятельности и поведения [Левшунова 2012]. Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели. Препятствия внешние - время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д. Препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Актуальность темы связана с направленностью на решение проблемы развития у человека способности к овладению собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности, успешному ее выполнению, самоизменению и т. д., то есть на раскрытие психологических условий формирования личности, активного субъекта собственной деятельности и поведения.

Несмотря на многочисленные работы, посвященные исследованию проблем воли и эмоций, феномен эмоционально-волевой регуляции все еще остается недостаточно изученным психическим явлением.

Цель статьи заключается в сравнительном анализе эмоциональной и волевой регуляции у девочек-подростков с различными видами социального поведения.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики.

1. Методика эмоционально-волевой регуляции деятельности М.В. Чумакова (подростковый возраст).

2. Тест рисуночной фрустрации С. Розенц-вейга.

Результаты пилотажного исследования показали, что выбранные методики способствуют достижению поставленной цели психологического исследования: выявить особенности эмоционально-волевой регуляции у девочек-подростков при преодолении проблемных ситуаций и проверке гипотезы: девочки-подростки с делинквентным поведением характеризуются рядом особенностей проявления эмоционально-волевой регуляции и реакции на проблемную ситуацию, в отличие от «нормальных» сверстниц. Характеристика выборки: девочки - подростки (возраст 11-17 лет): 50 % обследуемых - девочки с «нормальным» поведением, 50 % - девочки с делинквентным поведением. Девочки с делинквентным поведением обследовались на базе ФГБСУВУ «Куртамышское СпецПУ № 1 закрытого типа» Курганской области.

Анализ эмоционально-волевой регуляции подростков

Анализ результатов исследования девочек с «нормальным» поведением по методике эмоционально-волевой регуляции поведения М.В. Чумакова

Анализ первичных статистик позволил получить следующие результаты: по шкалам «ответственность» (М=6,4+0,2; 5=1,3), «инициативность» (М=6,4+0,3; 5=1,5), «решительность» (М=5,5+0,3; 5=1,8), «самостоятельность» (М=5,3+0,3; 5=1,7), «выдержка» (М=6,2±0,3; 5=1,8), «настойчивость» (М=5,3+0,3; 5=1,7), «энергичность» (М=7,1+0,3; 5=1,9), «внимательность» (М=5,4+0,3; 5=1,6), «целеустремленность» (М=4,9+0,4; 5=2,2).

Ярко выражены у девочек-подростков с «нормальным» поведением такие волевые качества, как энергичность, а также ответственность, инициативность, выдержка. Целеустремленность выражена в недостаточной степени. Данные показатели объясняются тем, что девочки воспитываются в семье. Многие решения за них принимают родители, что препятствует развитию целеустремленности как способности помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.

Энергичность характеризуется эмоциональной стабильностью, общительностью. Девочки активны в деятельности, в поиске интеллектуальных интересов, доверчивы к другим людям, уверенны, обладают высокой самооценкой, не склонны держаться в тени, обладают выраженным стремлением к достижениям. Но при этом для подростка характерна нравственная неустойчивость, что в совокупности с неоднозначными требованиями общества к нравственному поведению проявляется в непоследовательности подростка, и его деятельность определяется собственными мгновенными желаниями, а не общепринятыми нормами. Формирование нравственной ответственности представляет собой целенаправленный и специально организованный процесс, направленный на развитие эмоционально-волевых качеств личности, определяющих отношение к общепринятым нормам и правилам поведения. Подростки способны контролировать свои желания и не поддаваться соблазнам, не склонны к переменам и предпочитают держаться за испытанное и проверенное временем, заботясь о нуждах других людей. Они предусмотрительны, обладают здравым смыслом и компетентны в решении различных житейских ситуаций, точны, аккуратны, высокоорганизованны, придерживаются моральных принципов по отношению к другим людям и обществу, усидчивы, старательны, доводят начатое дело до конца и тщательно продумывают действия перед их выполнением. Инициативность девочек характеризуется стремлением к лидер-

ству и влиянию на других, активностью. Влияние на других оказывается на основе дружелюбия и радушного отношения к ним на фоне преобладания позитивных эмоций и доверия. Проявляют интерес к искусству, стремлению к достижениям. Выдержка выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.

Анализ результатов исследования девочек с делинквентным поведением

по диагностике эмоционально-волевой регуляции методики М.В. Чумакова

Анализ первичных статистик позволил получить следующие результаты: по шкалам «ответственность» (М=2,6+0,3; 5=1,3), «инициативность» (М=3,3+0,2; 5=1,1), «решительность» (М=6,5+0,2; 5=1,1), «самостоятельность» (М=5,0+0,1; 5=0,7), «выдержка» (М=3,5±0,2; 5=0,8), «настойчивость» (М=5,4+0,2; 5=0,9), «энергичность» (М=7,3+0,3; 5=1,4), «внимательность» (М=3,3+0,2; 5=1,2), «целеустремленность» (М=5,9+0,2; 5=1,2).

У девочек с делинквентным поведением ярко выражено волевое качество «энергичность», также они обладают достаточным развитием таких волевых качеств, как решительность и целеустремленность. Ответственность, инициативность, выдержка и внимательность находятся на низком уровне развития. Энергичность - это концентрация всех сил для достижения поставленной цели. Проявление любви к себе, выраженное в уважении к своим ресурсам. Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью самостоятельно принимать решения и упорно реализовывать их в реальной деятельности. Это способность направляться к цели, идти, не обращая внимания на препятствия, что и характерно для подростков делинквентного поведения. Решительность выражается в быстроте и уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется. Целеустремленность характеризует девочек с делинквент-

ч

с m

о | a U

о

Рч

W

m

н о

Рч <

о ^ 5 ^

о ^

Рч W

« с «

S

X

н и

ным поведением как настойчивых, стремящихся влиять на группу, умеющих ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения, стремящихся к собственной выгоде, получению похвалы товарищей. Следовательно, они способны принять условия образовательного учреждения закрытого типа, в котором находятся для собственного же блага.

У многих подростков, особенно воспитывающихся в сложных семейных условиях, волевая сфера довольно слаба, механизмы волевой регуляции активности недостаточно сформированы, уровень развития волевых качеств, в том числе ответственности, отстает от ускоренных темпов физического развития. Ответственное поведение подростки данной группы проявляют, желая не подвести своих товарищей, взять вину на себя ради спасения группы, а значит - и завоевать уважение, получить поощрение. Одни подростки с девиантным поведением могут проявлять ответственность, а другие -не стремятся к ответственному поведению, особенно при выполнении серьезных и ответственных поручений или заданий, которые не контролируются, не склонны доводить начатое дело до конца, проявляют необязательность. Внимательность может сочетаться с черствостью, застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьбой с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами. Эмоциональная нестабильность, отсутствие постоянства в семье, случайность событий создают условия для возникновения спутанности, неуверенности в себе, в людях.

Анализ способов преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков

Анализ результатов исследования девочек с «нормальным» поведением по тесту рисуночной фрустрации Розенцвейга

Анализ первичных статистик позволил получить следующие результаты: по шкалам «экстра-пунитивные реакции» (М=4,8+0,4 5=2,0), «интро-пунитивные реакции» (М=6,4+0,5; Б=2,6), «импу-

нитивные реакции» (М=12,9+0,3; Б=2,0), «реакции с фиксацией на препятствии» (М=8,0+0,3; Б=1,8), «реакции с фиксацией на самозащите» (М=6,5+0,4; Б=2,0), «реакции с фиксацией на удовлетворении потребности» (М=9,6+0,4; Б=2,3).

По направлению реакции ярко выражены импунитивные (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фру-стрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации). Отрицательные эмоции, связанные с конфликтными ситуациями, девочки умеют сводить до минимума, снижая значимость этих ситуаций. Обладают стрессоустойчивостью, поскольку умеют не фрустрироваться, не переживать, не принимать конфликтную ситуацию близко к сердцу.

По типу реакции в большей степени выражен тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для выхода из ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению). Это свидетельствует о том, что в конфликтных ситуациях девочки с «нормальным» поведением часто выбирают наиболее продуктивный, рациональный способ поведения, направленный на разрешение проблемы. Способны выходить из конфликтной ситуации с наименьшими эмоциональными затратами, без серьезных последствий для своего здоровья и нервно-психического благополучия. Так как девочки воспитываются в семье, у них присутствует чувство ответственности и чувство вины. Но также при решении проблемных ситуаций часто родители принимают за них решения, поэтом они нуждаются в помощи при принятии самостоятельного решения.

Анализ результатов исследования девочек

с делинквентным поведением по тесту рисуночной фрустрации Розенцвейга

Анализ первичных статистик позволил получить следующие результаты: по шкале «экстра-

пунитивные реакции» (М=4,8+0,4 5=2,0), «интро-пунитивные реакции» (М=6,4+0,5; 5=2,6), «импу-нитивные реакции» (М=12,9+0,3; 5=2,0), «реакции с фиксацией на препятствии» (М=8,0+0,3; 5=1,8), «реакции с фиксацией на самозащите» (М=6,5+0,4; 5=2,0), «реакции с фиксацией на удовлетворении потребности» (М=9,6+0,4; 5=2,3).

По направлению реакции у девочек с де-линквентным поведением ярко выражены экс-трапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение - подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу), а также импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой), но в меньшей степени по отношению к первому виду реакций. Это отражает их склонность направлять отрицательные эмоции в конфликтной ситуации вовне (на кого-либо или на что-либо). Такие люди в конфликтной ситуации выглядят возбужденными. Они открыто проявляют недовольство, озабоченность, раздражение, гнев, вовлекают в свои переживания окружающих людей, обсуждают, комментируют ситуацию. Как пра-

вило, формируют инициативные группы, нацеленные на решение возникшей проблемы.

По типу реакции в большей степени выражен тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего Я, субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана). Наблюдается проявление и типа реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения). Девочки в таких ситуациях стремятся решать вопрос о том, кто виноват в конфликтной ситуации, оправдывая себя, но при этом обвиняя других, либо ищут причину совершенным действиям.

Сравнительный анализ эмоционально-волевой регуляции и преодоления проблемной ситуации девочек-подростков

Анализ проводился при помощи Т-критерия Стьюдента, все различия приняты на 1 и 0,1 % уровне значимости.

Результаты по методике М.В. Чумакова представлены на рис. 1.

s 7

6 -4-

5 --4 --3 --

1 -

3 "Нормальные" девочки

■ Дел и н квентн ые девочки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х О*

' У

¿Г ^

>3?

Рис. 1. Проявление волевых качеств у девочек-подростков

Различия найдены по следующим шкалам: Сравнивая эмоционально-волевую регу-

«ответственность» - 3,23, «инициативность» - ляцию девочек с «нормальным» поведением,

3,04, «решительность» - (-2,76), «выдержка» - и девочек делинквентного поведение, можем

2,74, «внимательность» - 2,79. констатировать, что волевые качества - ответ-

С

CQ

Щ

3

I

4

с й

8 * s к

о

Си

И

т н

о

Рч < ^

о **

SS

о u §§

о ^ Щ .4 w w

т с «

2 Ж

н и

W PQ

ственность, инициативность, выдержка и внимательность - значительно выше у девочек с «нормальным» поведением. А это значит, что девочки более общительны, открыты к окружающим людям, дисциплинированны, обладают чувством сопереживания, чуткостью, несут на себе ответственность за свои поступки, действия. Обладают приемами самостоятельного планирования и контроля своей деятельности. Они более пластичны в эмоциональных проявлениях, умеют управлять эмоциями, настроиться на эмоциональную волну того, с кем общаются. Могут в большей степени распознавать эмоции других людей и в то же время воздействовать на эмоциональное состояние других людей в процессе общения.

Решительностью же, наоборот, в большей степени обладают девочки с делинквентным поведением. Это обусловливается тем, что они не чувствуют своей вины в различных ситуациях, надеются на безнаказанность и при этом увере-

ны в себе. Также для девочек с делинквентным поведением характерны ограниченность интересов, отсутствие установок на труд и другую общественно полезную деятельность, низкий внутренний контроль, стремление к искусственному изменению своего состояния, патологическое стремление к самоутверждению, повышенная возбудимость, безволие, нестойкость интересов, патологическая конформность, терпимость к любого рода отклонениям от нормы, меньшая степень ориентации на достижение успеха тяжелым трудом, большая непокорность, склонность к депрессивным состояниям, низкая ответственность за свое образование, отсутствие стремления к достижению определенного социального статуса и минимальных планов на будущее, отсутствие потребности в одобрении обществом, в следовании социально приемлемым нормам поведения, низкая самооценка.

Результаты теста рисуночной фрустрации Розенцвейга представлены на рис. 2

Вне

Экстр. Интро. Импун. На препят. Оамоз. Удоел-

Потр.

а "Нормальные" девочки

■ ДЦелинквентн ыв девочки

Рис. 2. Проявление преодсн

Значимые различия получены по следующим шкалам: экстрапунитивные реакции -(-3,17), интропунитивные реакции - 3,42, импу-нитивные реакции - 2,8, реакции «с фиксацией на самозащите» - (-2,82), реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» - 2,76.

При сравнении экстрапунитивной реакции у девочек с делинквентным поведением данный показатель гораздо выше, чем у «нормальных» девочек, также значительно выделяется такой компонент, как тип реакции «с фиксацией на самозащите». Остальные показатели, а это интропунитивные реакции, импунитивные реакции, тип реакции «с фиксацией на препятствии»

чия проблемных ситуаций

и тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности», у «нормальных» девочек превышают показатели девочек с девиантным поведением. Данные показатели говорят о том, что у девочек с делинквентным поведением эмоциональная сфера неустойчива: быстро и порой беспричинно меняется настроение. Они обидчивы, злы, настороженны, подозрительны, вспыльчивы, легко возбудимы.

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что девочки-подростки с делинквентным поведением характеризуются рядом особенностей проявления эмоционально-волевой регуляции и реакции на проблемную ситуацию,

в отличие от «нормальных» сверстниц. Анализ результатов исследования эмоционально-волевой регуляции при преодолении проблемных ситуаций у девочек-подростков показал, что у девочек с «нормальным» поведением все волевые качества развиты в достаточной степени для их возраста и социального статуса в сравнении с девочками делинквентного поведения. Существует ряд общих черт, свойственных практически всем подросткам с девиантным поведением. В частности, это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации. В свою очередь, девочки с «нормальным» поведением отрицательные эмоции, связанные с конфликтными ситуациями, умеют сводить до минимума, снижая значимость этих ситуаций. Они обладают стрессоустойчивостью, поскольку уме-

ют не фрустрироваться, не переживать, не принимать конфликтную ситуацию близко к сердцу.

Итак, полученные результаты позволяют задать перспективы для научных исследований и практической деятельности, в частности, остается интересным вопрос о взаимосвязях компонентов эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления проблемной ситуации у девочек-подростков.

Библиографический список

1.

2.

3.

Дьяченко К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 141с.

Левшунова Ж.А. Саморегуляция произвольной активности в период ранней юности // Вестник К ГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 257-264.

Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореф. дис.... д-ра психол. наук. Ярославль, 2007. 47 с.

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.