Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ'

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РАБОТОДАТЕЛИ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптева Ксения Валерьевна, Савина Наталья Михайловна

В статье обоснована необходимость построения эффективной системы взаимодействия образовательных организаций и работодателей в целях удовлетворения экономики региона подготовленными кадрами. Проведен анализ мнения организаций-респондентов по вопросам взаимодействия с образовательными организациями Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коптева Ксения Валерьевна, Савина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERACTION BETWEEN EMPLOYERS AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE KURSK REGION IN ORDER TO BUILD AN EFFECTIVE SYSTEM OF ADVANCED PERSONNEL TRAINING

The article substantiates the need to build an effective system of interaction between educational organizations and workers in order to satisfy the economy of the region with trained personnel. The analysis of the opinion of respondent organizations on issues of interaction with educational organizations of the Kursk region is carried out.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

Научная статья УДК 377

doi:10.51608/23058641_2021_6_60

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Ксения Валерьевна Коптева1, Наталья Михайловна Савина2

1,2 Центр развития профессиональных квалификаций ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, Москва, Россия

1 Курский институт развития образования, Курск, Россия

1 kseniya-kopteva@yandex.ru

2 NSavina@vcot.info

Аннотация. В статье обоснована необходимость построения эффективной системы взаимодействия образовательных организаций и работодателей в целях удовлетворения экономики региона подготовленными кадрами. Проведен анализ мнения организаций-респондентов по вопросам взаимодействия с образовательными организациями Курской области.

Ключевые слова: опережающая подготовка кадров, компетенции, образовательные организации, работодатели, дуальное обучение

Для цитирования: Коптева К.В., Савина Н.М. Анализ взаимодействия работодателей и образовательных организаций курской области в целях построения эффективной системы опережающей подготовки кадров // Основы экономики, управления и права. 2021. № 6 (31). С. 60-59. аоЫ0.51608/23058641_2021_6_60.

В условиях неопределенности и цикличности происходящих процессов в социально-экономическом развитии основная цель образования - это формирование у обучающихся компетенций, которые позволят им максимально эффективно функционировать в постоянно и быстро меняющейся окружающей среде, быть востребованными на рынке труда и конкурентоспособными специалистами. Следовательно, как отмечают многие исследователи, все это формирует новый вызов к системе образования, одной из задач которой является формирование умения учиться и способности быстро адаптироваться к новым условиям труда.

Особую роль в системе опережающей профессиональной подготовки кадров для региона играют образовательные организации, которые в настоящее время не в полной мере отвечают задачам динамично изменяющихся требований к рынку труда в силу ряда причин, в числе которых, по мнению Н.Э. Касаткиной, можно выделить:

- «непонимание педагогическими коллективами образовательных организаций природы и последствий социально-экономических про© Коптева К.В., Савина Н.М., 2021

цессов, происходящих в обществе в условиях его глобализации и информатизации, что требует фундаментального переосмысления миссии, задач и ответственности образовательных организаций перед выпускниками и государством;

- отсутствие у педагогических коллективов образовательных организаций четкого представления о механизмах взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров в решении задач подготовки и переподготовки кадров для региона, в частности в вопросах организации совместной работы по взаимовыгодным вопросам модернизации про-фориентационной работы с ориентацией на требования современной экономики и с учетом перспектив развития общества; организации эффективной практики в условиях реального производства и дальнейшего обучения выпускников системы профессионального и высшего образования» [1, с. 16].

С другой стороны, непрерывное развитие профессиональных компетенций работников -это основа конкурентоспособности и устойчивого экономического развития любого предприя-

60

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2021

ф

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (31)

тия. Обучение персонала компании в данном контексте рассматривается как одно из важнейших средств подготовки работников к трудовой деятельности в организации. В настоящее время значительное число предприятий рассматривают обучение своих сотрудников как возможность повышения стоимости организации за счет увеличения человеческого капитала.

Цели обучения - это не константа. Они могут варьироваться в зависимости от ряда факторов, среди которых можно отметить изменение потребностей организации, внешние вызовы, усложнение содержания профессиональной деятельности, квалификационные характеристики персонала, финансовое положение предприятия и т.д.

Повышение значимости обучения сотрудников в процессе роста конкурентоспособности организации обусловлено рядом факторов:

- обучение сотрудников выступает одним из важнейших средств реализации поставленных стратегических целей и задач организации;

- инвестиции в обучение - это показатель значимости человеческих ресурсов для организации;

- проведение организационных изменений возможно лишь при соответствующем уровне подготовки персонала и проведении планомерной процедуры его обучения.

В 2021 году Курская область приняла участие апробации типовой методики мониторинга профессионально-квалификационной сферы и определения кадровых потребностей регионов для актуализации ГИР «Справочник профессий». 200 организаций-работодателей различных форм собственности и видов экономической деятельности приняли участие в опросе. Одно из направлений, которое было охвачено методикой - это востребованность по сотрудничеству с образовательными организациями.

В результате обработки анкет были получены следующие результаты: по вопросам подготовки кадров с образовательными организациями сотрудничают 117 (58,5%) организаций, из принявших участие в опросе, 7 организаций (3,5%) планируют сотрудничать,57 (28,5%) организаций в настоящее время несотрудничают, ответ не представлен 19 (9,5%) представителями организаций.

Наиболее значимыми причинами, по которым организация не сотрудничает по вопросам подготовки кадров с образовательными организациями, респондентами определены: образовательные организации не реализуют учебные

программы по профессиям рабочих/должностям, востребованным организацией, отсутствует активность в сотрудничестве со стороны образовательных организаций (таблица 1).

Таблица 1 - Перечень причин, по которым организации не сотрудничают по вопросам подготовки кадров с образовательными организациями

Количе-

ство

№ п/п Наименование причин упоминаний (по убыванию) Доля, %

Образовательные органи-

зации не реализуют учеб-

1 ные программы по профессиям рабочих/должностям, востребованным организацией 15 35,71

Отсутствует активность в

2 сотрудничестве со стороны образовательных организаций 11 26,19

3 Осуществляется подготовка кадров в собствен- 10

ном и (или) корпоративном учебном центре 23,81

Не устраивает качество

4 подготовки кадров в образовательных организациях 6 14,29

Итого 42 100

Полный перечень профессий рабочих и должностей, по которым у организаций имеется наибольшая потребность в сотрудничестве с образовательными организациями, включает 105 (100%) наименований.

Таблица 2 - Перечень профессий рабочих и должностей, по которым у организаций имеется наибольшая потребность в сотрудничестве с образовательными организациями

Количе-

№ п/ п Наименование профессий рабочих и должностей ство упоминаний (по убыванию) Доля , %

1 Учитель 16 38,10

2 Врач 9 21,43

3 Воспитатель 7 16,67

4 Инженер 5 11,90

5 Социальный работник 3 7,14

6 Преподаватель 2 4,76

Итого 42 100

Представление заявок на подготовку кадров

Заключение договоров о целевом обучении

Организация практики студентов

Проведение стажировок для преподавателей

Открытие подразделений образовательных организаций на производстве

Проведение профориентацнонных мероприятий

Рис. Региональный перечень востребованных у работодателей форм сотрудничества по вопросам подготовки кадров с образовательными организациями

Опрос респондентов по выявлению востребованных профессий рабочих и должностей по наличию у организаций потребности в сотрудничестве по вопросам подготовки кадров с образовательными организациями позволил не только построить региональный рейтинг востребованных у работодателей форм сотрудничества, но и собрать информацию для разработки содержания плана мероприятий по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, безработных граждан и незанятого населения; определить востребованные профессии рабочих и должности, подходящие для получения школьниками первой профессии -сформировать соответствующий атлас/витрину/панораму профессий и т. п. Результаты опроса работодателей по вопросам сотрудничества с образовательными организациями позволяют выявить причины отсутствия сотрудничества между работодателями и образовательными организациями; сформировать банк работодатели региона, сотрудничающих и планирующих осуществлять сотрудничество с образовательными организациями с использованием различных возможных форм.

Проведенный опрос позволил выделить наиболее популярные формы сотрудничества предприятий с образовательными организациями Курской области (см. рисунок).

По мнению респондентов наиболее значимыми формами сотрудничества для формирования заказа на подготовку кадров для всех уровней, подвидов образования являются: представление заявок на подготовку кадров и

заключение договоров о целевом обучении; для реализации образовательного процесса - организация практики студентов и участие в аттестации, оценке качества подготовки студентов; для популяризации профессий рабочих/должностей в образования - проведение профориен-тационных мероприятий и проведение стажировок для преподавателей.

Представленные ответы респондентов свидетельствуют о достаточно низком уровне готовности участвующих в опросе организаций принимать участие в дуальной модели обучения.

При этом, в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 11.11.2016 № 849-па «О порядке организации дуального обучения в профессиональных образовательных организациях» [2] ведется работа по дуальному обучению, разработан и утвержден «План мероприятий («Дорожная карта») внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Курской области» [3] (далее - Стандарт). В рамках мероприятия «Реализация механизмов практико-ориентированного (дуального) образования - подготовки рабочих кадров» в образовательных организациях ежегодно актуализируются образовательные программы в соответствии с требованиями работодателей, разработаны методические рекомендации реализации образовательных программ в сетевой форме между участниками образовательного процесса (образовательными организациями и предприятиями).

Вопрос применения данной модели обучения наиболее актуален для ПОО сельскохозяй-

62

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021

ф

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (31)

Таблица 3 - Анализ готовности респондентов к сотрудничеству с образовательными организациями в вопросах реализации образовательного процесса

Уровни,подвиды образования Высшее образование Среднее профессиональное образование Профессиональное обучение Дополнительное профессиональное образование Итого

Наименование форм сотрудничества Коли- Коли- Коли- Коли- Количество упо-мина-ний

чество упоминаний Доля, % чество упоминаний Доля, % чество упоминаний Доля, % чество упоминаний Доля, % Доля, %

Организация дуального обучения - 0,00 1 2,78 1 5,26 1 5,26 3 3,23

Организация практики студентов 4 21,05 17 47,22 14 73,68 12 63,16 47 50,54

Участие в аттеста-

ции, оценке качества подготовки 7 36,84 8 22,22 1 5,26 1 5,26 17 18,28

студентов

Участие в созда-

нии площадок

центров оценки квалификаций на базе образователь- 4 21,05 3 8,33 2 10,53 1 5,26 10 10,75

ных организаций

Участие в экспертизе образователь- 4 21,05 6 16,67 1 5,26 4 21,05 15 16,13

ных программ

Иное - - 1 2,78 - - - - 1 1,08

Итого 19 100 36 100 19 100 19 100 93 100

ственного профиля, которые при поддержке комитета агропромышленного комплекса Курской области за период с 2019 и 2020 годы заключили более 130 договоров о дуальном обучении с предприятиями различных форм собственности.

Таким образом, основная задача системы образования Курской области - обеспечить экономику области квалифицированными кадрами с соответствующим профессиональным образованием, оперативно реагируя на изменения структуры и содержания экономики, рынка труда с учетом специфики региона. Развитие партнерства между образовательными учреждениями и рынком труда дает возможность усовершенствовать учебный процесс с учетом условий, предъявляемых сферой труда к выпускникам, и, тем самым, повысить эффективность, как самого образовательного процесса,

так и уровень эффективного устройства на работу выпускников.

Список источников

1. Касаткина, Н.Э. Опережающая система подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях / Н.Э. Касаткина [и др.]. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. 3 (39). С. 15-20.

2. Постановление Администрации Курской области от 11.11.2016 № 849-па «О порядке организации дуального обучения в профессиональных образовательных организациях». URL: https://docs. cntd.ru/document/444794125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Постановление Администрации Курской области от 25 сентября 2019 г. N 909-па «План мероприятий ("Дорожная карта") внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Курской области». URL: https://docs.cntd.ru/document/561556556

Информация об авторах

К.В. Коптева - кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, заведующий кафедрой ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»;

Н.М. Савина - кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра развития профессиональных квалификаций ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 21.12.2021; принята к публикации 22.12.2021.

Original article

ANALYSIS OF INTERACTION BETWEEN EMPLOYERS AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE KURSK REGION IN ORDER TO BUILD AN EFFECTIVE SYSTEM OF ADVANCED PERSONNEL TRAINING

Kseniya Valeryevna Kopteva1, Natalia Mikhailovna Savina2

1 2' The Center for the Development of Professional Qualifications of the Federal State Budgetary Institution "Labor Research Institute" of the Ministry of Labor of Russia, Moscow, Russia 1 Kursk Institute of Education Development, Kursk, Russia

1 kseniya-kopteva@yandex.ru

2 NSavina@vcot.info

Annotation. The article substantiates the need to build an effective system of interaction between educational organizations and workers in order to satisfy the economy of the region with trained personnel. The analysis of the opinion of respondent organizations on issues of interaction with educational organizations of the Kursk region is carried out.

Keywords: advanced training, competencies, educational organizations, employers, dual training

For citation: Kopteva K.V., Savina N.M. Analysis of interaction between employers and educational organizations of the Kursk region in order to build an effective system of advanced personnel training // Economy, Governance and Law Basis. 2021. № 6 (31). C. 60-64. doi:10.51608/23058641_2021_6_60.

Information about the authors

K. V. Kopteva - candidate of economic sciences, The Center for the Development of Professional Qualifications of the Federal State Budgetary Institution "Labor Research Institute" of the Ministry of Labor of Russia, Kursk Institute of Education Development;

N.M. Savina - candidate of economic sciences, The Center for the Development of Professional Qualifications of the Federal State Budgetary Institution "Labor Research Institute" of the Ministry of Labor of Russia.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 21.12.2021; accepted for publication 22.12.2021.

© Kopteva K.V., Savina N.M., 2021 64 © АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.