ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
УДК 331.54
Зюкин Дмитрий Викторович, директор Курского техникума экономики и
управления, к.э.н., доцент
E-mail: [email protected], тел. 8 (4712) 70-82-56
Трубникова Надежда Ивановна, заведующая учебной частью ОБОУ СПО «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
E-mail: [email protected], тел. 8 (47158) 2-18-06
АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
Аннотация: с принятием ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» вся система образования претерпевает кардинальные изменения. Основной сложностью для среднего профессионального образования является реализация новых образовательных программ в современных социально-экономических условиях. Обучение будущих рабочих и специалистов должно быть взаимосвязано с экономическим развитием региона, а не только со стандартами образовательных программ.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, занятость,
безработица, рынок труда, экономика региона, социальное развитие, отрасли экономики.
Zyukin Dmitry Viktorovich, director of the Kursk technical school of economy and management, candidate of Economics, associate Professor E-mail: [email protected], Tel. 8 (4712) 70-82-56
Trubnikova Nadezhda Ivanovna, Director of studies at the OBO SPO "Soviet social-agrarian College named after V. M. Klykova"
E-mail: [email protected], Tel.8 (47158) 2-18-06
ADAPTATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION THE KURSK REGION TO THE MODERN SOCIO-ECONOMIC
CONDITIONS
Summary:with the adoption of Federal law №273 «On education in the Russian Federation»; the entire educational system is undergoing dramatic changes. The main challenge for vocational education is the implementation of new educational programs in the current socio-economic conditions. Training future workers and professionals should be linked with economic development of the region and not only with the standards of the educational programs.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
Keywords:vocational education, employment, unemployment, labor market, regional economy, social development, sectors of the economy.
Любая социальная система имеет общие и специфические черты, система среднего профессионального образования Курской области не является исключением. Выявление специфических особенностей среднего
профессионального образования Курской области, правильное их понимание позволяет объективно оценить его потенциал, роль и место в системе социально-экономического развития как региона в отдельности, так и всей страны в целом.
На государственном уровне был озвучен комплекс мероприятий по улучшению системы среднего профессионального образования. Министр образования и науки Д. Ливанов выделил основные направления стратегического развития системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена: 1) обеспечения соответствия квалификации
выпускников требованиям экономики; 2) консолидация ресурсов бизнеса и государства в процессе совершенствования системы среднего
профессионального образования; 3) контроль качества подготовки выпускников; 4) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся [3].
Более того, в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 04.12.2014 года, в качестве одного из целевых показателей развития экономики страны, предлагается осуществление подготовки по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с наилучшими стандартами зарубежных страни передовыми технологиями. В системе оценки качества подготовки специалистов, одним из критериев качества должны стать результаты участия региональных и отраслевых команд в российских чемпионатах профессионального мастерства, среди которых национальный чемпионат " WorldSkills".
Решение поставленных задач не возможно без учета современных реалий экономики региона. Векторы модернизации системы среднего профессионального образования на федеральном уровне определили большой ряд мероприятий, направленных на улучшение системы СПО в Курской области.
Анализ системных изменений среднего профессионального образования в Курском регионе требует поиска достоверной информации. В этих целях использовались данные различных программных документов: Областная
целевая программа «Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011-2015 гг.», Государственная программа Курской области "Развитие образования Курской области" на 2014 - 2020 годы.
Курский регион представляет собой крупный научный и образовательный центр, образовательные услуги которого востребованы как местным населением, так и приезжими студентами из соседних регионов и ближнего зарубежья.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
На территории Курской области уровень среднего профессионального образования представляют 31 профессиональная образовательная организация и 19 филиалов профессиональных образовательных организаций (18 организаций подведомственны комитету образования и науки Курской области, 9 - подведомственны Минтруда и соцзащиты РФ, комитету здравоохранения, комитету по культуре Курской области, 4 - негосударственных ПОО региона) [4]. Программы СПО реализуются и в 8 вузах курского региона. Большинство организаций представляет собой многоуровневые учреждения, в которых осуществляется подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по 38 профессиям и по 83 специальностям СПО. В том числе, реализуются образовательные программы из перечня ТОР-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей.
Наиболее крупными образовательными организациями являются Курский монтажный техникум и Курский автотехнический колледж - более 2 тысяч обучающихся; Курский государственный политехнический колледж, Курский электромеханический техникум, Железногорский горно-металлургический колледж, Железногорский политехнический колледж - более 1 тысячи обучающихся. Общая численность студентов составляет порядка 19000 человек по состоянию на 2015 год:
Рисунок - Распределение контингента обучающихся по программам СПО
Курской области 2015 г.
На этом образовательном уровне в регионе работает около 2000 педагогических работников, почти 900 человек из которых имеют квалификационные категории [6].
Перед профессиональными образовательными организациями области стоит задача в подготовке не просто специалиста или рабочего, а в формировании конкурентоспособной личности в условияхрынка труда Курской области, обладающей личностными и профессиональными качествами и навыками, обеспечивающими умение решать нестандартные задачи во всех
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их результат и решение. В связи с этим, важная задача для педагогов среднего профессионального образования заключается в поиске и реализация оптимальных путей развития и совершенствование личности, способной к самоактуализации в процессе длительной интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Современная парадигма среднего профессионального образования ориентируется на потребности рынка, государства. Процессы регионализации образования диктуют изменения в организационной структуре образовательных организаций и в содержании их подготовки.
Сегодня система среднего профессионального образования Курской области имеет значительный, пока еще, невостребованный потенциал. Правильное его использование может стать механизмом управления переменами в экономике региона.
Анализ спроса предприятий различных форм собственности по курскому региону диктует необходимость подготовки рабочих профессий и специальностей в соответствии с ключевыми конкурентными преимуществами экономики региона:
- высокая энергообеспеченность и наличие резервов электроэнергетических мощностей за счет работы Курской АЭС (порядка 70% вырабатываемой электроэнергии подается за пределы области - в 19 других субъектов РФ и страны СНГ);
- хорошее инфраструктурное обеспечение территории - развитые воздушное сообщение, железнодорожный и автомобильный транспорт (автотрассы и железнодорожная сеть связывают Курскую область с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, промышленно-развитыми центрами Украины и Закавказья; авиаперелеты осуществляется через терминалы Курского аэропорта);
- высокая обеспеченность природными ресурсами (большие запасы черноземов, железной руды, неметаллических минеральных продуктов);
- благоприятные климатические условия, плодородные почвы и, как следствие, высокоразвитый аграрный сектор (наличие многоотраслевого перерабатывающего комплекса);
- развитое промышленное производство (доля промышленности Курской области в структуре ВРП составляет 17%).
По данным администрации Курской области и комитета образования и науки, с 2013 года профессиональными образовательными организациями активно привлекаются потенциальные работодатели и ведущие предприятия региона к разработке и участию в реализации образовательных программ. Общее количество бюджетных мест, предусмотренных программами среднего профессионального образования, определяется с учетом спроса рынка труда Курской области, и согласуются с отраслевыми комитетами, руководителями муниципальных образований и основными представителями работодателей. Расширение образовательных услуг, постоянная модернизация структур
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
образовательных программ, путем формирования вариативной части под запросы и потребности работодателей, позволяет обеспечивать гибкость и эффективность системы СПО для экономики региона.
В 2014 - 2015 году самыми востребованными стали выпускники, обучавшиеся по укрупненным группам специальностей: Сельское, лесное и рыбное хозяйство; Промышленная экология и биотехнология; Электротехника, радиотехника и системы связи; Экономика и управление [7].
Говоря о проблемах адаптации системы среднего профессионального образования к современным социально-экономическим условиям в Курской области, следует констатировать, что на сегодняшний день делается немало. Активно развивается государственно-частное партнерство. Сотрудничество в подготовке кадров с крупными предприятиями региона ОАО «Михайловский ГОК», филиалом концерна «Росэнергоатом» «Курская атомная станция», ОАО «Прибор», ЗАО «Энерготекс» и др. способствует укреплению материальнотехнической базы большинства профессиональных образовательных организаций и повышению качества подготовки рабочих и специалистов для различных уровней и отраслей экономики региона [8]. Профессиональные образовательные организации постоянно оснащаются учебно-наглядным оборудованием, создаются новые лаборатории, мастерские и учебные кабинеты, которые позволяют организовывать теоретические и лабораторнопрактические занятия по востребованным профессиям в соответствии с требованиями ФГОС профессионального образования.
Перспективной проблемой на ближайшее будущее встают вопросы внедрения дуальной системы обучения, совмещающей в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку. Основная цель, которой, разделение ответственности за подготовку квалифицированных специалистов для отраслей экономики между образовательными организациями и работодателями.
Для популяризации рабочих профессий и возвращении престижа среднего профессионального образования необходимо формировать профессиональные компетенции обучающихся, позволяющих участвовать в WorldSkillsRussia.
Для того чтобы выпускники профессиональных образовательных организаций получили конкретное преимущество на рынке труда при первом трудоустройстве следует создать центры сертификации квалификаций -независимую оценку соответствия квалификации выпускника требованиям работодателей.
Эффективное развитие содержания среднего профессионального образования Курской области должно быть направлено в сторону интеллектуализации, что предполагает системное мышление у обучающихся, формирование навыков исследовательской работы.
Список литературы:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
1. Зюкин Д. В. Роль системы профессионального образования в
формировании рынка труда Курской области. Экономика знаний и образовательное пространство. Материалы X международной научнопрактической конференции. - Курск: Издательство Курского института
менеджмента, экономики и бизнеса, 2010 -С. 132-136
2. Ильина Г. В., Зюкин Д. В. Эффективность использования трудовых ресурсов Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - №2. - С. 19 - 21.
3. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» / Материалы сайта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/
4. Постановление Администрации Курской области № 737-па от 15.10.2013 г. «Об утверждении государственной программы Курской области «Развитие образования в Курской области» / Материалы сайта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
5. Постановление правительства российской федерации от 5
августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» / Материалы сайта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:// government.ru
6. Публичный доклад ОГБ ОУ ДПО «Курский институт развития образования» / Материалы сайта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kiro46.ru/
7. Система образования // Материалы инвестиционного портала
Курской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kurskoblinvest.ru/o-regione/obrazovanie
8. Система образования Курской области // Материалы комитета образования и науки Курской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.komobr46.ru