Научная статья на тему 'Анализ взаимодействия пассажирского транспорта в смешанном сообщении'

Анализ взаимодействия пассажирского транспорта в смешанном сообщении Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
148
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER SERVICES / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТА / TRANSPORT INTERACTION / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ (ТПУ) / TRANSPORT INTERCHANGE HUBS (TIH)

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дорохова М.М., Болдырев А.А.

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия различных видов пассажирского транспорта и возможные варианты решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимодействия пассажирского транспорта в смешанном сообщении»

©

Дорохова М.М., Болдырев А.А.

Бакалавр, кафедра Автосервиса, Санкт-Петербургский государственный экономический

университет

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В СМЕШАННОМ

СООБЩЕНИИ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия различных видов пассажирского транспорта и возможные варианты решения этих проблем.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, транспорт, взаимодействие транспорта, транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

Keywords: passenger services, transport, transport interaction, transport interchange hubs (TIH). Введение.

В развитых городах важную роль играет именно пассажирский транспорт, задачей которого является обеспечение комфортной и безопасной перевозки пассажиров. Большое влияние на качество перевозки оказывает правильное взаимодействие транспорта. Под взаимодействием понимается слаженная и отрегулированная работа пассажирского транспорта с целью перемещения пассажиров из одного пункта в другой. Сочетание правильно взаимодействующих видов транспорта является транспортной системой. Систему пассажирских перевозок можно разделить на три этапа транспортного обслуживания. Подготовительный этап, сама транспортировка и послетранспортное обслуживание. Правильная организация работы в транспортной системе на каждом этапе обслуживания позволит максимально качественно удовлетворить потребности пассажиров [1,88; 2,222; 3,73].

Для Санкт-Петербурга, как крупного мегаполиса, численность населения которого насчитывает более 5,2 млн человек, необходима эффективная система управления пассажирским транспортом, так как его услугами пользуются более 70% населения [4,67]. Так, например, интенсивность использования общественного транспорта жителями Санкт-Петербурга на 23% выше, чем в у жителей Лондона, на 6% выше, чем у жителей Иль-де-Франса и на 59% выше, чем у жителей Берлина и Земли Бранденбург [2,23]. Каждый день около 3,7 млн. чел. (больше 70 % жителей города) являются пользователями городского и пригородного пассажирского транспорта. От того, как они доберутся на работу, учебу, к местам проведения досуга зависит их производительность труда, самочувствие и настроение [2,11; 5,103; 6,71; 7,79]. Основная часть.

В настоящее время в России можно наблюдать процесс уплотнительной застройки и увеличения пригородной зоны городов, без учёта транспортной обеспеченности территории. Санкт-Петербург не является исключением. В основном интенсивный процесс расселения происходит у конечных станций метрополитена. Из-за этого зона метро становится загруженной как транспортными, так и пассажирскими (пешеходными) потоками. В микрорайоне Девяткино помимо самого метрополитена взаимодействуют между собой ещё четыре вида пассажирского транспорта: маршрутное такси, железнодорожный транспорт, автобусы дальнего следования и такси.

Из-за увеличения пассажиропотоков возрастает и количество транспорта, вследствие чего увеличивается конкуренция между различными транспортными компаниями. Происходит борьба за каждого пассажира, нарушаются нормы по количеству мест

© Дорохова М.М., Болдырев А.А., 2016 г.

пассажиров, которое разрешено перевозить в транспортном средстве.

Проблемами обслуживания людей пассажирским транспортом занимались многие учёные: Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В., Антошвили М.Е. Лазарев Ю.Г. и др. И одним из важнейших критериев качественной смешенной перевозки является время. В данной ситуации рассматривается время, затраченное на пересадку с одного транспорта на другой. В Девяткино одной из проблем, связанных со временем является неудобство при пересадке, а также необходимость ожидания нужного транспорта. Проблемы при пересадке пассажиров в основном связаны с техническими характеристиками остановочного пункта, его пропускной способностью, снижением скорости перемещения, из-за несогласованности расписания видов транспорта, частым повышением стоимости поездки, отсутствием проездных билетов на нужный транспорт.

Время на пересадку можно рассчитать по формуле(1):

Т перес ^ под + ^ ож + ^ передв (1Х

где п0д - время, затрачиваемое пассажиром на перемещение пешим ходом между остановочными пунктами в случае необходимости совершения пересадки с одного маршрутного транспортного средства на другое, ч;

ож - время, затрачиваемое пассажиром на ожидание маршрутного транспортного средства для пересадки, ч;

? передв - время, затрачиваемое пассажиром на перемещение в маршрутном транспортном средстве при пересадке, ч.[8,255].

Территория метрополитена Девяткино загружена большим количеством беспорядочных торговых точек, которые создают «препятствия» для доступа к различным видам транспорта. Девяткино территориально располагается на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из-за этого большим спросом пользуются пригородные электрички, особенно в летний период. По статистическим данным за последние несколько лет, ежегодно более 128 млн. пассажиров перевозится железными дорогами [2,132]. Но при большой нагрузке на этот вид транспорта существует очень мало правильно функционирующих остановочных и пересадочных пунктов для железнодорожного транспорта. Все эти проблемы существенно влияют на качество транспортного обслуживания. Большинство пассажиров склонны воспринимать поездку как комплексное мероприятие, на которое они хотят затратить минимальное количество возможного времени. Но из-за вышеперечисленных проблем, пассажирам приходится тратить больше времени на пересадку, на длительное ожидание транспорта из-за несоответствия расписания, на более ранний выход из дома по причине отсутствия билетов на нужный транспорт и т.д.

Одним из возможных способов улучшения организации транспортного обслуживания и решения многих проблем является создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). ТПУ важнейший элемент в транспортном обслуживании пассажиров и в возможности организации смешанных перевозок. Транспортно- пересадочный узел представляет собой систему из разных видов транспорта, которые взаимодействуют между собой. Так же элементами ТПУ являются: инфраструктура, терминалы, обустроенные пересадочные узлы. Главной целью ТПУ является создание комфорта и максимального удовлетворения потребностей пассажиров.

Выводы.

Таким образом, при рассмотрении территории Девяткино, были выделены многие транспортные проблемы, которые оказывают отрицательное влияние на работу транспортной системы. Основными проблемами являются активная застройка и загруженность района без учёта транспортной обеспеченности территории. А также негативное влияние наблюдается из-за нездоровой конкуренции транспортных компаний, возникающей вследствие увеличения пассажиропотоков. Отсутствие правильно функционирующего пересадочного узла для железнодорожного транспорта и большое количество времени, затрачиваемое на пересадку с разных видов транспорта, влияют на комфорт пассажиров. Предлагается решить возникшие проблемы с помощью создания транспортного-пересадочного узла. Но важным условием при

решении этих проблем является правильность и качество функционирования ТПУ

Литература

1. Ю.Г. Лазарев — Тенденции развития сервиса «Ассистанс» на автомобильных дорогах северозападного региона / Ю.Г.Лазарев, Ю.А. Григорьева/ Технико - технологические проблемы сервиса. СПб.: 2014. № 2(28). С. 87-90.

2. В.А. Федоров — Городской пассажирский транспорт Санкт-Петербурга (1991-2014 гг.): политика, стратегия, экономика (1991-2014 гг.). — СПб.: Изд-во «Принт», 2014.— 232 с.

3. Ю.Г. Лазарев — Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.

4. Л.Г. Антипова, Е.М. Ксенофонтова — Использование современных логистических технологий для повышения эффективности деятельности предприятий автобусного транспорта // Логистические системы в глобальной экономике. 2016. № 6. С. 67-71.

5. Ю.Г. Лазарев, В.А. Громов — Современные требования к обеспечению потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // В сборнике: Инновационные технологии в мостостроении и дорожной инфраструктуре. Материалы межвузовской научно- практической конференции.2014. С.102-109.

6. Ю.Г. Лазарев — Логистика сервиса ассистанс на основе формирования эффективной организационной структуры предприятий / Ю.Г. Лазарев, Д.Л. Симонов, Ю.А. Григорьева // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 1(31). C.70-75.

7. А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев — Логистика придорожного сервиса / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 4(34). C.77-82.

8. А.В. Кулев, М.В. Кулев, Н.С. Кулева — Оптимизация маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования // Информационные технологии и инновации на транспорте Материалы международной научно-практической конференции // под общей редакцией А.Н. Новикова. 2015. С. 253-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.