Научная статья на тему 'Транспортная составляющая социальных стандартов качества жизни в градостроительстве'

Транспортная составляющая социальных стандартов качества жизни в градостроительстве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
406
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ПАССАЖИРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС-МЕТРОПОЛИТЕН / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ / ПАССАЖИРОПОТОКИ / CITY TRANSPORTSYSTEM / MASS PASSENGER TRANSPORTATION / REGIONAL EXPRESS-UNDERGROUND RAILWAY / TRANSPORT TRANSFER NODE / PASSENGER TENSION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Азаренкова Зинаида Владимировна

The efficiency of the cities' transport systems operating influences the level of the social standards of living, the transport systems are the infrastructure of these standards. The main purpose of the cities' transport systems is the saturation of the population demand on the transport services. It is necessary to improve the efficiency of the transport systems operating, safety, comfort and accessibility of the passengers conveyance, first of all thanks to the reasonable timetable on the movement and also fares. Tasks of the cities' transport systems' modernization aimed at the technical progress in the sphere of transport infrastructure, in the rational usage of different transport kinds linked with the territory planning should favour the standards of living growth of the multimillion city population

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport Unit in the Social Standards of life Quality in Town Planning

The efficiency of the cities' transport systems operating influences the level of the social standards of living, the transport systems are the infrastructure of these standards. The main purpose of the cities' transport systems is the saturation of the population demand on the transport services. It is necessary to improve the efficiency of the transport systems operating, safety, comfort and accessibility of the passengers conveyance, first of all thanks to the reasonable timetable on the movement and also fares. Tasks of the cities' transport systems' modernization aimed at the technical progress in the sphere of transport infrastructure, in the rational usage of different transport kinds linked with the territory planning should favour the standards of living growth of the multimillion city population

Текст научной работы на тему «Транспортная составляющая социальных стандартов качества жизни в градостроительстве»

Транспортная составляющая социальных стандартов качества жизни в градостроительстве

З.В.Азаренкова

На уровень социальных стандартов качества жизни несомненное влияние оказывает эффективность работы транспортных систем городов (ТСГ),являющихся важнейшей инфраструктурой. Транспортные системы включают совокупность линейных, узловых и сопутствующих им объектов социального и технического назначения, обеспечивающих надежное функционирование пассажирского транспорта и пешеходные передвижения жителей. Их основное назначение заключается в удовлетворении спроса населения в транспортных услугах. При этом обязательным является повышение эффективности работы транспортных систем безопасности,удобства и доступности перевозок пассажиров, прежде всего за счет общественно приемлемых затрат времени на передвижения, с одной стороны, и затрат на оплату проезда - с другой.

При передвижениях с трудовыми и культурно-бытовыми целями население городов пользуется массовым пассажирским транспортом (МПТ), реже - индивидуальным легковым транспортом. Действующими видами МПТ в российских городах являются такие виды наземного транспорта, как автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное и традиционное такси. В крупных и крупнейших отечественных городах все большее распространение получают виды скоростного рельсового транспорта: электрифицированный железнодорожный, метрополитен и его модификации (легкий и облегченный тип метрополитена), монорельсовый транспорт, поезда на магнитной подвеске (МП).

Основные направления дальнейшего совершенствования, модернизации массового пассажирского транспорта городов должны обеспечить возрастание уровня социальных стандартов качества жизни. В градостроительной сфере это возможно при решении следующих концептуальных задач:

- сокращение затрат времени населения на трудовые и культурно-бытовые поездки;

- удобство и доступность остановочных пунктов, станций, платформ, узлов пересадки;

- взаимодействие разных видов транспорта между собой и с планировочной структурой города;

- техническое совершенствование транспортных средств (подвижной состав, пути, устройства управления, сигнализации и др.);

- информативность и безопасность в поездках.

Решение поставленных задач зависит от множества

проблем, требующих принятия новой концепции развития МПТ и улично-дорожной сети. В последние годы произошло

3-5-кратноеувеличение количества легковых автомобилей: уровень автомобилизации в среднем по России - 200 машин на 1000 человек, в Москве - более 300 машин на 1000 человек. В результате роста автомобилизации и недостаточной плотности улично-дорожной сети возникли трудности с пропуском концентрированных автомобильных потоков («пробки»). Особенно напряженная обстановка, сопровождаемая часовыми заторами, сложилась в крупнейших городах на границах с пригородной зоной, на главных магистралях, при въезде в центральный район и выезде из него.

Изменению сложившейся дорожно-транспортной ситуации в городах (в зависимости от конкретных градостроительных особенностей) может способствовать строительство либо кольцевых магистралей как распределительных, либо радиальных и хордовых магистралей как соединительных. В условиях достаточной плотности сети улиц и дорог возможна организация одностороннего движения транспорта, а также выделение специальных полос движения для наземного массового транспорта и создание изолированных коридоров для трамвайных линий.

При пользовании индивидуальным автотранспортом все острее ощущается дефицит парковочного пространства, недостаток гаражей постоянного пользования. Очевидна необходимость ускорения строительства примагистральных многоуровневых надземно-подземных автомобильных стоянок. Кроме того, целесообразно размещение автостоянок вблизи транспортно-пересадочныхузлов, станций метрополитена, пешеходных зон, на границах планировочных зон, районов и т.д. В дальнейшем следует организовать льготную систему парковок типа Р+1? для поездок автомобилей в районы массового посещения, как, например, перехватывающие стоянки для пересаживающихся пассажиров. Решению проблем дефицита автостоянок поможет реализация программы «Народный гараж», установление дифференцированной платы за место парковки, хранения как по месту жительства, так и по месту работы.

Наиболее востребованную действующую систему рельсового транспорта в крупнейших городах представляет метрополитен. В Москве доля метро в общем объеме городских пассажирских перевозок выше 40%, что превышает отечественный и зарубежный аналог (25-30%). Такой показатель достигается при развитии сети метрополитена из расчета не менее 25-35 км на 1 млн. жителей. К началу XXI века эксплуатационная длина Московского метрополитена приблизилась к 300 км, Санкт-Петербургского - превысила

100 км, в Лондоне и Нью-Йорке - 400 км, в Париже - 300 км. Плотность сети линий Московского метрополитена составляет только 0,26 км на 1 км2территории города; в Нью-Йорке этот показатель достигает 0,5 км; в Лондоне - 1,21 км; в Париже - 2,8 км.

О загрузкелиний и степени комфортности поездки на метрополитене свидетельствуют данные о пассажиронапряжен-ности, уровень которой определяется отношением годового пассажиропотока к общей длине линий метрополитена. В Москве пассажиронапряженность линий составляет 13,8 млн. пасс/км в год; в Санкт-Петербурге - 10,5; в Лондоне - 1,5; в Нью-Йорке - 2,6; в Париже - 4.

Умеренная пассажиронапряженность (Лондон, Нью-Йорк) характеризует комфортные условия поездки пассажиров. Московский метрополитен отличается недостаточной плотностью сети, самой высокой в мире частотой движения (более 45 пар поездов в час) и провозной способностью (на одном участке до 50 ООО пассажиров в час в одном направлении). Ряд других показателей свидетельствуют о его чрезвычайной загруженности и, как следствие, о дискомфортных условиях поездки пассажиров.

Значительные удельные нагрузки на метрополитен могут быть уменьшены только при условии планомерного развития его сети и плотности на территории города. Однако активное развитие действующих и проектируемых линий метрополитенов требует значительных капиталовложений в течение многих десятилетий и, кроме того, способно облегчить транспортное обслуживание населения лишь в ограниченной части застроенной территории крупнейших городов, соответствующей зоне его влияния. С продлением линий метрополитена в периферийные зоны города снижается комфортность поездки пассажиров промежуточных станци й посадки, а увеличение средней дальности поездки приводит к переполнению подвижного состава в 1,5-2 раза выше нормы. При допустимой максимальной норме вместимости 150 пассажиров наполнение вагона, по данным ряда исследований, составляет в Московском метро 304 пассажира на Замоскворецкой линии; 273 - на Таганско-Краснопресненской линии; 269 - на Калужско-Рижской линии.

Высокая интенсификация использования технических средств метрополитена не обеспечивает надлежащего качества обслуживания пассажиров по затратам времени и комфортности поездки. Решению этих задач могло бы способствовать более широкое использование для внутригородских и пригородно-городских сообщений имеющейся на территории городов железнодорожно-транспортной инфраструктуры. В крупных городах России общий объем пассажирских перевозок, выполняемых метрополитеном и железной дорогой, сейчас составляет около 12%. При этом доля перевозок железной дороги - 3%. Возрастанию перевозок и обеспечению комфортных условий поездки могло бы способствовать создание системы высокоскоростных сообщений, например регионального экспресс-метрополитена, обеспечивающего максимальную скорость

движения до 160 км/час, скорость сообщения - до 90 км/ час и провозную способность - свыше 80 ООО пасс/час в одном направлении.

Формирование высокоскоростных рельсовых систем целесообразно на базе радиальных железнодорожных линий, отличающихся наибольшими пассажиропотоками, с использованием действующих диаметральных линий и участков окружных дорог в качестве соединительных линий.

На рисунке показана предлагаемая нами схема линий регионального экспресс-метрополитена в Москве.

В настоящее время высокоскоростные линии действуют на агломерационном и региональном уровнях с тактовым движением электропоездов и применением специализированного подвижного состава (метрополитен, метроэкспресс типа «Русич», «Сапсан»), оборудованного кондиционерами. Линии обустроены современной инфраструктурой: бесшпальные пути, системы управления поездами, которые стали бесшумными, устойства оплаты проезда и контроля. Трехклассные электропоезда «Экспресс» оснащены важной технической новинкой - климатической установкой, что позволяет поддерживать климатический режим системой приточно-вытяжной вентиляции. Это отечественное ноу-хау. «Экспресс» выходит на многие региональные маршруты.

При взаимодействии различных видов пассажирского транспорта формируются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Установлено, что более 70% поездок с трудовыми и культурно-бытовыми целями являются пересадочными. При этом 25% общих затрат времени на поездку приходятся на пересадку с одного вида транспорта на другой. Уменьшение затрат времени и обеспечение комфортности при пересадках пассажиров зависят от ряда градостроительных факторов и прежде всего от планировочного решения комплекса сооружений и устройств ТПУ, инженерно-строительного обустройства пешеходных путей, лестниц, входов и выходов и др.

Планировочное решение должно предусматривать максимальное приближение станций, остановочных пунктов, линий, путей, взаимодействующих видов транспорта друг к другу, компактность в размещении основных элементов узла (перроны, коммуникационные элементы, контрольно-про-пускные устройства). Это позволит сократить протяженность пешеходных передвижений в узле и соответственно затраты времени и сил пассажиров.

Значение планировочного фактора становится особенно важным ввиду большого насыщения зоны транспортно-пересадочных узлов многофункциональной застройкой и превращения их в общественно-транспортные центры с активным использованием подземного пространства, созданием встроенных объектов обслуживания,торговли, многоярусных гаражей автомобилей и т.д. Ряд проведенных исследований показали, что планировочные границы контактной зоны ТПУ могут быть определены радиусом наиболее благоприятной пешеходной доступности объектов застройки в 250-300 м от пересадочного узла.

В процессе реконструкции сложных пересадочных узлов необходимо предусматривать достижение максимальной компактности сооружений и устройств узлов, использование локальных транспортных систем (транспортеры, лифты,

подъемники, движущиеся дорожки и др.), ряд инженерно-строительных мер, облегчающих передвижение пассажиров. Целесообразно создавать объединенные и блокированные вокзалы, что значительно повысит удобство пассажиров,

Киевское напра

1 - железнодорожная линия с вокзалом

2 - линия экпресс-метрополитена 3-линия метрополитена

Рис. Предлагаемся схема линий регионального экспресс-метрополитена, город Москва

в том числе инвалидов, при поездке с пересадками, даст им возможность получить в одном месте всю необходимую информацию, приобрести билет, сдать багаж и т.д. При создании многоуровневых (2 и более уровней) пересадочных узлов с использованием подземного пространства (глубиной от б до 60 м и более) целесообразно использование дополнительных четырех или пяти линий эскалаторов, а также лифтов и подъемников. В таких градостроительных объектах рекомендуется создавать подземные и полуподземные пешеходные площади с учреждениями обслуживания, билетными кассами.

Близлежащие зоны транспортно-пересадочных узлов в радиусе массовой пешеходной доступности остановочных пунктов, станций, вокзалов примерно до 1000 м ввиду их градостроительной ценности насыщаются транспортными и общественными функциями, что приводит к образованию многофункциональных общественно-транспортных центров или узлов. Создание на базе транспортно-пересадочных узлов многофункциональных центров стало ведущим направлением в практике современного градостроительства. Пространственное объединение различных видов и форм обслуживания на территории, непосредственно примыкающей к узлам пересадки, или их включение в транспортные объекты способствует комплексному освоению городской территории, высокому уровню ее благоустройства и инженерного оснащения, а также удобному попутному обслуживанию пассажи ров.

Значительно расширило информационные возможности и повысило безопасность пассажиров на транспорте применение электронной техники. В местах наиболее массового скопления пассажиров (станции метро, станции и вокзалы железнодорожного транспорта и др.) действуют информационные установки «S0S-INF0», предоставляющие срочную информацию и поддержку в оказании помощи.

Модернизация транспортных систем, направленная на технический прогресс в области транспортной инфраструктуры в целом, а также на рациональное использование его типов в увязке с планировкой городских территорий и пригородных зон, на взаимодействие элементов инфраструктуры обеспечивает решение вопросов удобного передвижения пассажиров при наименьших затратах времени. От степени развития пассажирских транспортных взаимосвязей во всех видах и формах зависит будущее городов и обширных, тяготеющих к ним территорий, весь жизненный уклад многомиллионного городского населения страны, состояние окружающей среды, а также ее художественно-эстетическое преобразование.

Литература

1. АзаренковаЗ.В. Высокоскоростные пригородно-город-ские сообщения. М., Стройиздат, 2003.

2. Рекомендации по модернизации транспортной системы городов. МДС 30-2. 2008. М., ЦНИИП градостроительства РААСН, ОАО «ЦП П», 2008.

Literatura

1. AzarenkovaZ.V. Vysokoskorostnye prigorodno-gorodskie soobshcheniya. M., Stroiisdat, 2003.

2. Rekomendatsii po modemisatsii transportnoi sistemy gorodov. MDS 30-2 . 2008. M., TSNIIP gradostroitelstva RAASN, ОАО «TSPP», 2008.

Transport Unit in the Social Standards of life Quality in

Town Planning. By Z.V.Azarenkova.

The efficiency of the cities' transport systems operating influences the level of the social standards of living, the transport systems are the infrastructure of these standards. The main purpose of the cities' transport systems is the saturation of the population demand on the transport services. It is necessary to improve the efficiency of the transport systems operating, safety, comfort and accessibility of the passengers conveyance, first of all thanks to the reasonable timetable on the movement and also fares. Tasks of the cities' transport systems' modernization aimed at the technical progress in the sphere of transport infrastructure, in the rational usage of different transport kinds linked with the territory planning should favour the standards of living growth of the multimillion city population.

Ключевые слова: городские транспортные системы, пассажирские транспортные перевозки, региональный экспресс-метрополитен, транспортно-пересадочные узлы, пассажиропотоки.

Keywords: city transport system, mass passenger transportation, regional express-underground railway, transport transfer node, passenger tension

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.