Научная статья на тему 'Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержкой психического развития'

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
719
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PHYSICAL AND FUNCTIONAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the age parameters of physical development and functional status of preschool children with mental retardation

The text of the article presents the results of an experimental study of the features of the physical and functional development of preschool children with mental retardation. The analysis of physical development and functional readiness of studied group of children, on the one hand specifies the favorable preconditions for their further development, confirms the basic variant of delay, and on the other hand specifies the age increase in the outlined negative tendency of deterioration of the state of health observed in displayed hypoxia stability.

Текст научной работы на тему «Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержкой психического развития»

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии I Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гоз-ман, Е.М. Дубовская. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 245 c.

2. Болотова, А.К. Психология организации времени : учебное пособие для студентов вузов I А.К. Болотова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 254 с.

3. Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта I Л.В. Бороздина, Л. А. Спиридонова II Психологический журнал. - 1998. - № 2. - С. 40-50.

4. Головаха, Е.И. Психологическое время личности I Е.И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев : Наукова думка, 1984. - 207 c.

5. Егорычева, И.Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста - развития I И.Д. Егорычева II Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11-33.

6. Леонтьев, А.Н. Психология образа I А.Н. Леонтьев II Вестник Моск. ун-та. Сер.14 : Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.

7. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) I Д.А. Леонтьев. -2-е изд. - М. : Смысл, 2000. - 18 с.

8. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе I А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина II Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 85-106.

Контактная информация: savostyanovanastya@rambler.ru

УДК 796.015

АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Дмитриевна Скрябина, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.

Ключевые слова: физическое и функциональное развитие, дошкольник, задержка психического развития.

ANALYSIS OF THE AGE PARAMETERS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND

FUNCTIONAL STATUS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL

RETARDATION

Svetlana Yurievna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Dmitrievna Scriabina, the post-graduate student,

Volgograd State Academy of Physical Training

Annotation

The text of the article presents the results of an experimental study of the features of the physical and functional development of preschool children with mental retardation. The analysis of physical development and functional readiness of studied group of children, on the one hand specifies the favorable pre-

conditions for their further development, confirms the basic variant of delay, and on the other hand specifies the age increase in the outlined negative tendency of deterioration of the state of health observed in displayed hypoxia stability.

Keywords: physical and functional development, preschool children, mental retardation.

ВВЕДЕНИЕ

Основные принципы специальной педагогики, адаптивного физического воспитания указывают на то, что коррекционно-педагогическому процессу обязательно должна предшествовать диагностика особенностей развития контингента занимающихся.

Круг научных исследований, посвящённых оценке онтогенеза детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, охватывает небольшое число работ. Это возможно объяснить низкими организационными, образовательными и материальными условиями для дошкольников, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Немаловажной проблемой является и обеспечение репрезентативности выборки для обобщения результатов опытно - поисковой работы. В научно - методической литературе приводятся данные, характеризующие особенности онтогенеза той, или иной возрастной группы детей дошкольного возраста с ЗПР [6,7,8,12,13], или же имеются описания физического развития, но в сравнении детьми, имеющими глубокие интеллектуальные нарушения [3]. При этом необходимо отметить, что имеющиеся литературные данные характеризуются разнородностью, разобщённостью, региональным несоответствием, что актуализирует проведение экспериментальных исследований в данном направлении.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В ходе собственного лонгитюдного исследования, проведённого в области адаптивного физического воспитания, где было обследовано более 200 детей дошкольного возраста с ЗПР, были получены научные данные, позволяющие целостно просмотреть возрастные этапы и характеристики физического и функционального развития данной категории детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Анализ медицинских карт, позволил выявить, что наиболее частым встречаемым вариантом задержки, в данной нозологической группе, является ЗПР церебральноорганического генеза (65%), обусловленного причинами поражения мозговых структур головного мозга в пренатальный и постнатальный период онтогенеза. Вторую группу составляет ЗПР соматогенного генеза (15%), возникающего по причинам многочисленных заболеваний в раннем детстве. ЗПР психогенного происхождения, обусловленного культурной депривацией и низким уровнем эмоционально-волевой сферы, выявлено в 13% изучаемых случаев. И последнюю, наименее встречаемую группу составляет ЗПР конституционального типа (7%), характеризующимся психическим и физическим инфантилизмом. Полученные экспериментальные данные согласуются с данными научнометодической литературы, указывающими на то, что самой распространённой группой среди ЗПР является вариант церебрально-органического генеза.

Физическое развитие представляет собой непрерывный процесс и его гармоничность - один из важнейших показателей здоровья. При его оценке учитывались такие показатели как длина, масса тела, окружность грудной клетки, а так же расчёт на основе полученных соматометрических данных, антропометрических индексов. Анализ возрастных весоростовых характеристик дошкольников с ЗПР не выявил их отставаний от детей массовых дошкольных учреждений на протяжении всего дошкольного детства. Не удалось пронаблюдать серьёзных отклонений и в показателях антропометрических индексов, что даёт характеристику физическому развитию детей с ЗПР как вполне гармоничному, пропорциональному, соответствующему возрастным параметрам.

Очевидно, что по основным показателям физического развития дети исследуемой

категории дошкольного возраста практически не отстают от детей без отклонений в развитии. Данные экспериментального исследования согласуются с полученными ранее научными данными [1-5], указывающими на то, что при лёгких формах умственных отклонений заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Так же полученные результаты согласуются с основным вариантом задержки - ЗПР церебральноорганического генеза, мало влияющего на параметры физического развития.

С целью исследования состояния функциональных возможностей детей - дошкольников с ЗПР проводилось изучение параметров сердечно - сосудистой и дыхательной систем их организма. В данную группу вошли показатели нагрузочной пробы Мартинэ, ЧСС покоя, ортостатической и клиностатической пробы, ЖЭЛ, окружности грудной клетки, проб Штанге и Генча (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные показатели функционального состояния __________ детей дошкольного возраста______________________________

возрастные группы Тесты Статистические показатели x ± m

4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

ЗПР Н (п=20) (п= 2) ЗПР Н (п=38) (п=40) ЗПР Н (п=45) (п=46)

Достоверность различий

ЧСС покоя уд/мин 88,2 ± 4,7 | 88,10±10,5 84,2±4,1 190,00±6,96 80,1±2,4 | 88,80±3,80

Р>0.05 Р>0.05 Р>0.05

Ортостатическая проба (с) 18,8±3,4 | 16,5±2,8 16±3,9 | 13,1±1,4 13,3±1,8 | 20,4±0,53

Р>0.05 Р>0.05 Р<0.05

Клиностатическая проба (с) 16,4±1,8 | 16,2±2,1 13,1±1,3 | 9,3±1,3 7,3±1,8 | 6,8±1,4

Р>0.05 Р<0.05 Р>0.05

Проба Мартинэ (б) 3,5±0,17 | 4,14±0,06 3,7±0,28 | 4,14±0,06 3,9±0,21 | 4,5±0,06

Р<0.05 Р>0.05 Р<0.05

ЖЕЛ (мл) 800±70,1 | 825±80,1 1011±87,3 | 1021±53,6 1190±28,4 | 1210±25,0

Р>0.05 Р>0.05 Р>0.05

Проба Генча (с) 7,4±0,1 | 12,5±1,4 9,5±1,8 | 14,3±2,4 10,1±1,4 | 10,4±0,21

Р<0.05 Р>0.05 Р>0.05

Проба Штанге (с) 9,3±1,4 | 20,1±1,2 10,1±0,6 | 18,3±2,2 8,3±1,6 | 16,4±0,3

Р<0.05 Р<0.05 Р<0.05

ЭГК 2,3±0,2 | 2,4±0.4 2,5±0,2 | 3,4±0,3 3,3±0,12 | 3,8±0,12

Р>0.05 Р>0.05 Р<0.05

Примечание: ЗПР - дети с задержкой психического развития; Н - дети массовых дошкольных учреждений; ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких; ОГК - окружность грудной клетки.

Анализ возрастной динамики данных показателей у детей с ЗПР не выявил значительных, необратимых отклонений в их состоянии здоровья, что не согласуется с полученными ранее данными [3,8], указывающих на общую физическую ослабленность и отклонения в состоянии здоровья детей данной нозологической группы. Так в пробах, характеризующих деятельность сердечнососудистой системы, наблюдаются серьёзные отклонения от возрастной нормы лишь в пробе Мартинэ, указывающей на более низкий уровень работоспособности детей. Имеющиеся фрагментарные отклонения в ортостатической и клиностатической пробе скорее можно объяснить интенсивными темпами роста в данный возрастной период, нежели наличием патологических изменений.

Изучение деятельности дыхательной системы показало отсутствие отклонений в результатах ЖЕЛ, ОГК по всем возрастным группам, что указывает на полноценные предпосылки для деятельности дыхательного аппарата детей с ЗПР. Однако, устойчивость организма этих детей к гипоксии ниже, чем у их полноценно развивающихся сверстников. В пробе, связанной с задержкой дыхания на вдохе, наблюдается отставание дошкольников с ЗПР по всем возрастным группам, что указывает на наметившуюся тен-

денцию ухудшения состояния их здоровья. Эти отклонения можно объяснить не только нарушениями возможностей дыхательной системы, но и низким состоянием их высшей нервной деятельности, неумением выдерживать волевое напряжение, управлять своими действиями, неспособности к удержанию инструкции и слабости контроля. Вызывает особый научный интерес, что наибольшее количество отрицательных симптомов развития проявляется в старшей возрастной группе дошкольного детства, тогда как в младшей их наименьшее количество.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенкова, Р. Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Бабенкова Р. Д. - М., 1963. - 203 с.

2. Бабенкова, Р. Д. Особенности координации движений у учащихся с дефектами в развития (глухих, умственно отсталых и с церебральным параличом) / Р.Д. Бабенкова, Л.И. Боброва // Дефектология. - 1983. - № 5. - С. 89-91.

3. Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном учреждении (на примере образовательных учреждений VII, VIII вида) / О.А. Барабаш. - Владивосток : Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2005. - 196 с.

4. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Дмитриев. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 176 с.

5. Дмитриев, А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями / А.А. Дмитриев ; Красноярский гос. пед. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 2002. - 320 с.

6. Заббарова, Л.Х. Совершенствование психомоторных способностей у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Заббарова Л.Х. ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 2003. - 23 с.

7. Ильин, В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / Ильин В.А. - М., 1992. - 123 с.

8. Коровина, И.А. Методика коррекции основных видов движений у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Коровина И.А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2010. - 25 с.

9. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.

10. Малосаева, Т.А.Организация занятий спортивными и подвижными играми в режиме обучения младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Малосаева Т.А. ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 2003 - 22 с.

11. Мухина, М.П. Концентрированное обучение основным движениям в процессе физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мухина М.П. ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2003. - 24 с.

12. Решетняк, О.В. Программно-методическое обеспечение процесса физического

воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / Решетняк О.В. - Краснодар, 2004. - 23 с.

13. Стеблий, Т.В. Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях функциональной интеграции (на примере интеграции детей с задержкой психического развития) : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стеблий Татьяна Викторовна ; [Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург]. - СПб., 2008. -21 с. : ил.

Контактная информация: mal-msy@rambler.ru УДК 796.83

СОХРАНЕНИЕ МАССИВА СПАРРИНГ-ПАРТНЕРОВ НА УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ ПУТЕМ РАСШИРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Ираклий Гивиевич Малазония, старший преподаватель,

Владимир Александрович Макаров, кандидат педагогических наук, доцент, Президент Фонда правоохранительных органов и спецслужб Краснодарского края

«Щит и меч»,

Алексей Анатольевич Близнюк, старший преподаватель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

Эксплуатация физиологических функций, доминирующая в процессе подготовки боксеров, приводит к их массовому отсеву и, главное, к снижению числа спарринг-партнеров уже к началу учебно-тренировочного этапа. Базовая техническая подготовка с расчетом на овладение полным составом техники для меняющихся типовых ситуаций обеспечит успех более сенсорным бойцам за счет проявления педагогических функций и, соответственно, сохранение кадров для учебнотренировочного этапа подготовки.

Ключевые слова: спарринг-партнеры, модель технической деятельности, кинематические ситуации, физиологические функции, педагогические функции.

PRESERVATION OF THE SELECTION OF SPARRING-PARTNERS DURING THE

TRAINING PREPARATION STAGE OF BOXERS BY EXPANSION AND SYSTEMATIZATION OF THE EDUCATIONAL COMPONENT

Irakly Gievich Malazonija, the senior teacher,

Vladimir Aleksandrovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, President of Fund of law enforcement bodies and special services of Krasnodar territory

«Board and Sword»,

Alexey Anatolevich Bliznjuk, the senior teacher,

Kuban State University Physical Training, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The exploitation of physiological functions, dominating in the course of preparation of boxers, leads to their mass dropout and, mainly, to sparring-partners number decrease already by the beginning of the training stage. Base technical training counting upon mastering of full techniques composition within the changing typical situations will provide success for more sensitive fighters at the expense of display of pedagogical functions and, accordingly, preservation of personnel for the training preparation stage.

Keywords: sparring-partners, model of technical activity, kinematics situations, physiological functions, pedagogical functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.