Научная статья на тему 'Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР'

Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1437
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНИК / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL RETARDATION / PRESCHOOL / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Бек-авшаров Алексей Олегович, Кошелева Мария Викторовна

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Бек-авшаров Алексей Олегович, Кошелева Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР»

Эффективность применяемой методики определяется выявлением положительных изменений и в показателях психических способностей. Так, показатели внимания в ЭГ, по сравнению с КГ, улучшились на 1,1% (p < 0,05); показатели образной памяти

- на 18,1%; показатели, характеризующие волю: целеустремленность - на 5,6% и инициативность, самостоятельность - на 5,4%.

Применение данной методики способствует положительной динамике эстетических способностей. По сравнению со студентками КГ у студенток ЭГ показатели музыкальности и выразительности стали выше на 12,2% и 4,9%, соответственно.

Полученные данные также позволяют утверждать о позитивном воздействии экспериментальной методики на формирование мотивационно-ценностного отношения студенток к сценической культуре движений.

Таким образом, настоящее исследование доказало эффективность использования средств ритмической гимнастики для развития профессионально важных психофизических и эстетических качеств будущих актеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера I В.А. Гринер. - М. : Просвещение, 1966. - 135 с.

2. Иванов, С.И. Воспитание движения актёра I С.И. Иванов, Е.С. Шишмарёва.

- М. : Художественная литература, 1937. - 512 с.

3. Кох, И.Э. Основы сценического движения. 38 уроков I И.Э. Кох. - Л. : Искусство, 1970. - 568 с.

4. Круглова, А.Г. Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актёра : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 I Круглова Алла Геннадьевна ; [Рос. гос. ун-т физ. культуры]. - М., 2006. - 18 с.

5. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актёра I А.Б. Немеров-ский. - М. : Искусство, 1988. - 128 с.

Контактная информация: [email protected]

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ЗПР

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Олегович Бек-Авшаров, аспирант,

Мария Викторовна Кошелева, соискатель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, дошкольник, физическое развитие.

THE RESEARCH OF PARTICULARITIES OF PHISICAL DEVELOPMENT OF PRESHOOLERS OF THE AGE OF 6-7 YEARS WITH MENTAL RETARDATION

Svetlana Jurevna Maksimova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Olegovich Bek-Avsharov, post-graduate student,

Maria Viktorovna Kosheleva, competitor,

The Volgograd State Academy of Physical Training

Annotation

The text of the article presents the results of experimental study of characteristics of physical development of preschool children at the age of 6-7 years with mental retardation.

Key words: mental retardation, preschool, physical development.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Термин "задержка" подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.

Обеспечить успешность коррекционно-оздоровительной работы поможет изучение особенностей физического развития дошкольников с ЗПР.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На базе коррекционных образовательных учреждений г. Волгограда был организован и проведён констатирующий педагогический эксперимент по изучению особенностей физического развития дошкольников с ЗПР.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Более полноценно выявить уровень развития старших дошкольников с ЗПР позволяет сравнение их результатов тестирования с результатами полноценно развивающихся детей.

Анализ физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки не показал отклонений детей с ЗПР от полноценно развивающихся сверстников. Результаты экспериментальных измерений приведены в таблице 1.

По результатам таблицы можно сделать вывод о том, что антропометрические данные детей с ЗПР соответствуют возрастным нормам. Показатели длины, массы и окружности грудной клетки детей коррекционных групп достоверно не отличаются от показателей воспитанников массовых дошкольных учреждений.

Уровень здоровья детей зависит от состояния функциональных систем. Особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем изучены посредством измерения показателей, характеризующих их. Так же в эту группу были отнесены и показатели кистевой динамометрии, относящиеся, на наш взгляд, к функциональной пробе. В таблице 2 приведены результаты измерений.

Таблица 1

Сравнительные показатели физического развития детей старшего дошкольного

возраста

№ п/п Показатели развития Статистические показатели х -п Достоверность различий

ЗПР Н ЗПР-Н

1 Масса тела (кг) 20.6 ±0.43 20.9±0.22 Р>0.05

2 Длина тела (см) 118.5±0.64 118.1±0.82 Р>0.05

3 ОГК (см) 60.2±0.24 60.1±0.35 Р>0.05

Примечание: ЗПР — дети 6-ти лет с задержкой психического развития (п =100); Н — нормально развивающиеся дети 6-ти лет (п =100);

ОГК — окружность грудной клетки.

Таблица 2

Сравнительные показатели функциональной подготовленности детей старшего ________________________ дошкольного возраста___________________________________

№ п/п Показатели развития Статистические показатели х - п Достоверность различий

ЗПР Н ЗПР-Н

1 ЖЕЛ (мл) 1216± 14.3 1210±25.0 Р>0.05

2 ЭГК (см) 3.3±0.12 3.8±0.12 Р<0.05

3 НПМ (баллы) 3.5±0.05 4.2±0.06 Р<0.05

4 КД пр.(кг) 10.5±0.17 10.6±0.16 Р>0.05

5 КД лев.(кг) 10.7±0.16 9. 8±0. 17 Р<0.05

Примечание: ЗПР — дети 6-ти лет с задержкой психического развития (п =100); Н — нормально развивающиеся дети 6-ти лет (п =100);

ОГК — окружность грудной клетки;

ЖЕЛ — жизненная ёмкость лёгких;

К Д — кистевая динамометрия;

НПМ — нагрузочная проба Мартинэ.

Из таблицы видно, что средние показатели ЖЕЛ у испытуемых детей коррекционных групп не имеют отличий от показателей воспитанников массовых дошкольных учреждений.

Показатель же экскурсии грудной клетки (ЭГК) существенно отличается, в группе старших дошкольников с ЗПР он равен 3,3 см против 3,8 см.

Наибольшее отклонение у группы Э в функциональном развитии проявляется по показателям нагрузочной пробы Мартинэ, характеризующей реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку. Средние показатели здесь у испытуемых составили в ЗПР группе 3,5 балла, в Н группе 4,2 балла, достоверность различий установлена. Полученные результаты подтвердили теоретические предположения о более низком уровне физической работоспособности детей, имеющих отклонения в развитии, по сравнению с полноценно развивающимися сверстниками, и совпали с уже имеющимися результатами исследований других учёных по данной теме.

Весьма интересны показатели кистевой динамометрии. В показателях силы правой кисти у испытуемых не наблюдается больших различий, в группе Э он составил 10,5 кг, в Н - 10,6 кг.

По показателям же левой кисти он составил у воспитанников коррекционных групп 10,7 кг против 9,8 кг, что составляет разницу. При проведении данного испытания у 40% детей с ЗПР левая кисть оказалась сильнее правой, притом, что из общего количества детей экспериментальной группы всего два человека левши.

Левосторонность выполнения движений у детей с ЗПР можно объяснить особенностью функционирования головного мозга, в частности, различной активностью правого и левого полушарий и перекрёстным контролированием функций человека (левое полушарие головного мозга контролирует правую сторону человеческого мозга, полноценное развитие мышления и речи (у многих детей с ЗПР имеется вторичный дефект развития - общее недоразвитие речи), а правое полушарие контролирует левую часть тела, проявление эмоций и физическое развитие). Так же данную особенность развития детей с ЗПР возможно объяснить признаками остаточного левостороннего гемисиндрома как результата задержки психического развития, что подтверждается нейрофизиологическими исследованиями деятельности мозга аномальных детей, указывающими на снижение в интеллектуальной деятельности участия левого полушария, особенно его лобных долей. Однако данные предположения требуют дальнейших, более глубоких научных исследований.

ВЫВОДЫ

Изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет с ЗПР по-

зволяет констатировать, что уровень физического развития у данной категории детей находится в пределах возрастной нормы, чего нельзя сказать об их функциональной подготовленности. Дошкольники с ЗПР отстают от своих полноценно развивающихся сверстников по показателям возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Контактная информация: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО, ЭКОНОМИЧНОГО ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ДЛИТЕЛЬНЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ Виктор Андреевич Милодан, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В лабораторных условиях был разработан вариант брюшного, регламентированного, экономичного режима дыхания, в котором значительно увеличивается процент потребления кислорода и уменьшается объем вдыхаемого воздуха. При этом пробегание стандартных отрезков в длительном беге оказывается достоверно быстрее, чем при обычном дыхании.

Ключевые слова: регламентированный режим, экономичное дыхание, процент потребления кислорода.

THE IMPLEMENTATION OF SAVING BREATH FOR IMPROVING PERFORMANCE UNDER PROLONGED CYCLIC LOADS

Victor Andreewich Milodan, candidate of pedagogic sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

Under the laboratory conditions the variant of abdominal, regulated, saving breathing, in which the percentage of oxygen consumption significantly increases and volume of inhaled air decreases was developed. At the same time the running of the standard legs in long run is significantly faster than under the normal breathing.

Key words: regulated regime, saving breathing, the percentage of oxygen consumption.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования на спортивных сборах членов сборной команды страны по легкой атлетике выявили высокую степень корреляции экономичности внешнего дыхания (ЭВД) со спортивным результатом у стайеров. У бегунов на средние дистанции отмечалась средняя степень корреляции. Слабая корреляция ЭВД со спортивным результатом отмечалась у спринтеров (Агаджанян Н.А. с соавт, 1986).

В литературе имеются данные о сравнительной физиологической характеристике различных регламентированных режимов дыхания (РРД) (Милодан В. А., 2006, Милодан В.А. с соавт. 2008).

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1) разработать такой режим дыхания, который по экономичности и эффективности можно было бы применить при длительной циклической нагрузке;

2) проверить эффективность этого режима дыхания в тренировочном процессе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие 10 бегунов разрядников, которые выполняли нагрузку умеренной мощности: бег на третбане со скоростью (V) бега=4,5 м/с и вре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.