на себя в экстремальных ситуациях и парашютный спорт как никакой другой позволяет сформировать это качество.
Занятия парашютным спортом предоставляют возможность подросткам заниматься экстремальной деятельностью социально приемлемым способом. Исследование показало, что у воспитанников, совершивших хотя бы один парашютный прыжок, изменяется система ценностей (жизнь становится главной ценностью), повышается самооценка и смелость.
Занятия легкой атлетикой приучают воспитанника преодолевать трудности, способствуют развитию волевых качеств. Юноша, занимаясь в системе легкой атлетикой, вырабатывает в себе такие качества как целеустремленность, настойчивость, упорство.
Пулевая стрельба способствует нервно-психической устойчивости, моральной нормативности. Воспитанник развивает хладнокровие, выдержку, способности к концентрации, точность.
Командные виды спорта способствуют формированию таких лидерских качеств, как умение работать в команде, эмпатии, взаимопониманию.
В результате повторной диагностики (в конце первого года обучения в кадетском корпусе) у воспитанников повысились следующие показатели: самоконтроль (фактор Р-3 по Кеттеллу), эмоциональная устойчивость (фактор С по Кеттеллу), самооценка (методика Будасси) и смелость (фактор Н по Кеттеллу). Обнаруженная закономерность свидетельствует о важности военно-спортивной подготовки как средства формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса.
Таким образом, военно-спортивная подготовка оказывает существенное влияние на процесс формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса. Благодаря военно-спортивной подготовке у воспитанников происходит формирование сильного характера, реализуется личностный потенциал, формируется маскулинный стиль лидерства, появляется способность к самоактуализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бендас, Т.В. Психология лидерства : учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
3. Кон, И.С. Маскулинность в меняющемся мире / И.С. Кон // Вопросы философии. - 2010. - № 5. - С. 25-35.
Контактная информация: lep2410@mail.ru
УДК 796.015
АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Дмитриевна Скрябина, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физической подготовленности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявленный минимальный уровень отклонений у дошкольников с задержкой психического развития от полноценно развивающихся сверстников в возрастном диапазоне 4-5 лет, позволяет сделать предположение о сенситивности данного периода для коррекционных и развивающих задач адаптивного физического воспитания.
Ключевые слова: физические качества, дошкольник, задержка психического развития.
ANALYSIS OF AGE MANIFESTATIONS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Svetlana Yurievna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Dmitrievna Scriabina, the postgraduate student,
Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
The article presents the results of an experimental study of physical development of preschool children with mental retardation. The revealed minimum level of deviations among the preschool children with a delay of mental development from their fully developed contemporaries aged from 4 to 5 years old, allows making the assumption on sensitivity of the given period for correctional and developing tasks of adaptive physical training.
Keywords: physical and functional development, preschool children, mental retardation.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) должен обеспечивать максимальные условия для полноценного развития данной категории детей, а так же коррекции имеющихся у них проявлений дизонтогенеза. Является неоспоримым тот факт, что его организации должен предшествовать мониторинг физической подготовленности детей. Особо актуальны вопросы возрастного изучения двигательной подготовленности дошкольников с ЗПР, поскольку анализ таких данных обеспечит более грамотную постановку коррекционных и развивающих задач.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В ходе проведения многолетней научно-исследовательской деятельности на базе специальных образовательных дошкольных учреждений, в рамках корой изучались особенности двигательного развития дошкольников с ЗПР, были получены эмпирические данные, позволяющие просмотреть возрастные особенности проявления сформированно-сти физических качеств у данной категории детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
В таблице 1 приведены уровни сформированности физических качеств у дошкольников с ЗПР в возрастном диапазоне 4-7 лет. Представленные результаты экспериментального исследования возрастной динамики физических качеств у дошкольников с ЗПР, показывают их существенные отклонения в проявлении двигательных способностей по сравнению с возрастной нормой, что согласуется с проведёнными ранее научными исследованиями [1,4,5,6,7]. Так же анализ позволяет пронаблюдать возрастное увеличение негативных симптомов развития у дошкольников с ЗПР при сравнении с показателями детей массовых дошкольных учреждений. Полученные экспериментальные данные позволяют выдвинуть предположение о сенситивности возрастного периода 4-5 лет у изучаемой группы детей, что согласуется с данными проведённого ранее исследования на детях сиротах [3].
Работами разных авторов [4,8,9] разработаны и предложены теоретические положения, предлагающие среди координационных способностей различать такие её направления как: способность к удержанию равновесия, ритмичности двигательных действий, согласованию движений, ориентировке в пространстве, реакции на движущийся объект. Экспериментальное изучение возрастных проявлений координации движений выявило значительные отклонения дошкольников изучаемой группы от возрастной нормы (таблица 2).
Таблица 1
Сравнительные показатели развития физических качеств ______________детей дошкольного возраста___________________________
Возрастные группы Тесты Статистические показатели x ± m
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
ЗПР Н (п=20) (п=22) ЗПР Н (п=38) (п=40) ЗПР Н (п=45) (п=46)
Достоверность различий
Бег 30 м (с) 13,2±1,3 | 10,2±1,1 7,3±0,1 | 7,7±0,1 7,9±0,1 | 6,8±0,1
Р<0.05 Р<0.05 Р<0.05
Прыжок в длину с места (см) 52,1±2,6 | 60,0±2,5 76,5±3,9 1101,2±3,4 91,1±7,4 1107,5±2,8
Р<0.05 Р<0.05 Р<0.05
Метание вдаль сильнейшей рукой (м) 4,1±1,3 | 5,2±1,4 5,5±0,4 | 6,9±0,9 5,1±0,3 | 8,3±0,2
Р>0.05 Р>0.05 Р<0.05
Поднимание туловища из И.П. лёжа на спине (кол. раз за 30 с) 4,0±1,8 | 7,3±2,1 8,5±1,0 | 13,0±1,2 9,8±0,4 | 15,1±0,2
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Поднимание туловища из И.П. лёжа на животе (кол. раз за 30 с) 6,0±2,1 | 8,4±2,1 16,9±1,3 | 24,4±0,8 20,4±1,3 | 26,8±2,3
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Вис (с) 1,4±0,6 | 3,5±1,3 0,6±0,3 1 6,5±1,1 5,3±0,8 | 13,1±0,6
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Наклон вперед из И.П. сидя (см) 2,3±1,5 | 5,2±0,9 1,6±0,7 | 4±0,7 1,2±0,4 | 5,1±1,3
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Удержание корпуса на весу (с) 6,7±3,4 111,5±4,1 22,1±7,4 | 58,2±8,2 22,6±6,8 | 63,6±7,4
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Удержание ног на весу (с) 4,1±1,5 | 7,8±1,3 27,0±5,5 | 49,7±6,7 20,5±2,6 | 49,1±6,8
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Бег 300 м (с) - 1 - 124,3±3,6| 126,4±4,1 119,1±4,4 1102,4±3,6
- Р>0.05 Р<0.05
Примечание: ЗПР - дети с задержкой психического развития; Н - дети массовых дошкольных учреждений.
Таблица 2
Сравнительные показатели развития координационных способностей ___________________детей дошкольного возраста_________________
Возрастные группы Тесты Статистические показатели X ± Ш
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
ЗПР (п=20) Н (п=22) ЗПР Н (п=38) (п=40) ЗПР (п=45) Н (п=46)
Достоверность различий
Согласование движений (бал) - 1 - 1,2±0,4 | 2,3±0,3 2,1±0,5 | 3,5±0,1
- Р<0.05 Р<0.05
Удержание равновесия правая нога (с) 9,7±1,8 115,7±2,5 10,7±2,6 | 24,1±5,4 8±2,1 | 33,2±0,2
Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05
Удержание равновесия левая нога (с) 7,7±1,9 114,9±1,7 7,7±1,9 | 14,9±1,7 5,1±1,3 | 27,2±0,2
Р<0.05 Р<0.05 Р<0.05
Мелкомоторная координация (бал) 3,7±0,5 | 3,9±0,1 4,1±0,5 | 4,1±0,6 4,4±0,2 | 4,1±0,1
Р>0.05 Р>0.05 Р>0.05
Ритмичность двигательных действ (баллы) 2,8±0,2 | 3,8±0,2 3,7±0,2 | 4,2±0,1 3,2±0,1 | 4,1±0,1
Р<0.05 Р>0.05 Р<0.05
Ориентировка в пространстве (с) 14,8±1,4 | 10±0,6 15,7±0,9 | 9,1±0,8 13,1±1,1 | 8,9±1,1
Р<0.05 Р<0.05 Р<0.05
Ловля падающей линейки (см) - - 32 3±2 ’3 21,2±1,9 25,2±1,7 15,1±2,1
- Р<0.05 Р<0.05
Примечание: ЗПР - дети с задержкой психического развития; Н - дети массовых дошкольных учреждений.
Выявленные отклонения в развитии координационных способностей дошкольников с ЗПР свидетельствуют о наличии у них двигательных нарушений, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы, нарушениями интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, низким уровнем восприятия, переработки двигательного материала. Полученные результаты полностью совпадают с данными научнометодической литературы, проведёнными ранее исследованиями [7,10,11], указывающими на недостаточный, по сравнению с нормой, уровень развития координационных способностей у изучаемой группы детей.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ двигательного развития дошкольников с ЗПР показал низкий уровень сформированности физических качеств у них по сравнению с возрастной нормой, причём самые значительные отклонения, выявлены в развитии координационных и скоростных способностей. Так же возрастное рассмотрение двигательного становления детей с ЗПР, показывает увеличение негативных симптомов развития от младшей группы к старшей. Выявленный минимальный уровень отклонений у дошкольников с ЗПР от полноценно развивающихся сверстников в возрастном диапазоне 4-5 лет, позволяет сделать предположение о сенситивности данного периода для коррекционных и развивающих задач адаптивного физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенкова, Р. Д. Особенности координации движений у учащихся с дефектами в развития (глухих, умственно отсталых и с церебральным параличом) / Р. Д. Бабенкова, Л.И. Боброва // Дефектология. - 1983. - № 5. - С. 89-91.
2. Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном учреждении (на примере образовательных учреждений VII, VIII вида) / О.А. Барабаш. - Владивосток : Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2005. - 196 с.
3. Башта, Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Башта Л.Ю. - Омск, 2004. - 24 с.
4. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным уровнем здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горская И.Ю. ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. -Омск, 2001. - 47 с.
5. Дмитриев, А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями / А.А. Дмитриев ; Красноярский гос. пед. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 2002. - 320 с.
6. Заббарова, Л.Х. Совершенствование психомоторных способностей у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Заббарова Л.Х. ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 2003. - 23 с.
7. Коровина, И.А. Методика коррекции основных видов движений у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Коровина И.А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2010. - 25 с.
8. Лях, В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях. // Теория и практика физической культуры. -1991. - № 3. - С. 31-35.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
10. Решетняк, О.В. Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / Решетняк О.В. ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 2004. - 23 с.
11. Стеблий, Т.В. Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях функциональ-
ной интеграции (на примере интеграции детей с задержкой психического развития) : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : іЗ.00.04 I Стеблий Т.В. ; [Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург]. - СПб., 2008. - 21 с.
Контактная информация: mal-msy@rambler.ru
УДК 796.062:061.23
ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ-АМПУТАНТОВ
Александр Сергеевич Махов, кандидат педагогических наук, доцент,
Шуйский государственный педагогический университет (ШГПУ)
Аннотация
В работе приведены результаты исследования по анализу удовлетворённости инвалидов-ампутантов качеством работы спортивных клубов из 23 городов и регионов России и Абхазии, прошедшего в рамках I Параспартакиады Центрального Федерального округа в сентябре-октябре 2010 года, турнира на Кубок Президента РФ по футболу среди инвалидов с 10 по 29 ноября 2010 года в г. Сочи и в рамках III Параспартакиады Ивановской области в апреле 2011 года.
Ключевые слова: инвалиды-ампутанты, управление развитием, спортивный клуб, качество работы.
OPTIMIZATION OF DEVELOPMENT MANAGEMENT FOR THE DISABLED
AMPUTEES' SPORTS CLUBS
Alexandre Sergeevich Makhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shuya State Pedagogical University
Annotation
The work gives the results of research, covering the analysis of disabled amputees' satisfaction with quality of work of sports clubs from 23 cities and regions of Russia and Abkhazia, taken part in frames of the I Paragames of the Central Federal district in September-October, 2010, tournament for the Cup of the President of the Russian Federation on football among disabled lasted from November, 10 till November, 29th, 2010 in Sochi and within the limits of III Paragames of the Ivanovo area in April, 2011.
Keywords: disabled amputees, management of development, sports club, quality of work.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время спорт инвалидов-ампутантов находится в стадии становления. Одним из самых популярных и наиболее развитых видов спорта для людей данной категории инвалидности является футбол, хотя следует отметить, что в отдельных регионах России активно развивается волейбол сидя и другие виды.
В современной России действует 18 клубов. Ежегодно проводятся Чемпионаты России, а в последние годы в них принимают участие и детские команды. Кроме того, каждый год команды собираются на Кубок мэрии Москвы, турниры в Сочи, Владикавказе, Ижевске [і]. Однако в большинстве спортивных общественных объединений для лиц с инвалидностью, имеющих статус клуба или ассоциации, отсутствуют уставы, составы Правления, оборудованные площадки, специалисты по адаптивному спорту. Тем самым управление клубом осуществляется спонтанно, не имея системы, пилотных и долгосрочных программ развития.
В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с оптимизацией управления развитием спортивных клубов для инвалидов-ампутантов и качеству проводимых на их базе занятий.
Настоящее исследование посвящено оценке удовлетворённости спортсменов-ампутантов качеством работы спортивных клубов с целью оптимизации их управления и развития.