Анализ возможностей компетенций педагогических дисциплин для организации учебно-исследовательской деятельности студентов
Щербакова Елена Викторовна,
кандидат педагогических. наук, доцент департамента педагогики Московский городской педагогический университет
E-mail: [email protected]
Антонова Наталия Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики московского городского педагогического университета Московский городской педагогический университет E-mail: [email protected]
Представленная статья поднимает весьма важную проблему: каким образом организуется учебно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза в современных условиях. В настоящее время исследовательская работа как вид учебной деятельности занимает значительную долю часов в учебном плане любой специальности и направления подготовки. Поэтому для каждого преподавателя необходимо иметь четкое представление о формах, методах, способах и средствах ее целесообразной и эффективной организации. В представленных материалах отражаются особенности планирования, методического обеспечения, организации учебно-исследовательской деятельности учащихся высшей школы на материале педагогических дисциплин. В статье представлен анализ возможностей педагогических дисциплин в аспекте организации учебно-исследовательской деятельности студентов, предлагают для рассмотрения модуль «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности». Авторы статьи исходят из компетентностной модели выпускника педагогического вуза, а также перечня планируемых результатов обучения по педагогическим дисциплинам. Они соотносят с планируемыми результатами освоения программы индикаторы достижения указанных компетенций, знаний, умений и навыков. Поднимаются вопросы технологии организации грамотной, эффективной организации исследовательской деятельности студентов. Особое внимание авторы уделили проблеме анализа способов активизации учебно-исследовательской деятельности студентов. Рассмотрена организация исследовательской работы студентов на разных этапах образовательного процесса: от изучения нового материала до контроля качества знаний учащихся и педагогической практики. Определяются, формы, методы организации познавательной деятельности, условия повышения интереса к ней со стороны студентов. В статье описан личный авторский опыт результативной организации учебно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза.
Представленные материалы могут заинтересовать преподавателей педагогических вузов, студентов и магистров, аспирантов, руководителей педагогической практики.
Ключевые слова: учебная деятельность студентов, исследовательская работа, образование, педагогические дисциплины, образовательные компетенции, знания, умения, навыки.
Сегодня одной из важнейших особенностей образования в педагогическом вузе является раннее включение студентов в творческую и научную профессиональную деятельность.
Проблему, рассматриваемую в настоящей статье, можно заключить в вопросе: каковы возможности и потенциал педагогических дисциплин в плане формирования и развития учебно-исследовательской деятельности будущих педагогов?
Требования Государственного Стандарта к содержанию и уровню подготовки выпускников педагогического вуза предполагают, что выпускники на выходе должны уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, грамотно и целесообразным действовать в случае возникновения проблемной ситуации. Они должны быть подготовлены к осуществлению проектной деятельности и анализу собственной педагогической деятельности. Однако, наша многолетняя практика показывает, что студенты, которые приходят в педагогический вуз, не имеют навыков сопоставления, анализа, сравнения. Первокурсники в первом семестре не умеют работать с источниками информации, выделять в тексте главное, делать обоснованные выводы, проводить опытную работу, интерпретировать результаты собственной деятельности, делать обобщения, применять полученные научные знания на практике. Эта ситуация обусловлена тем, что выпускники школ весьма слабо владеют навыками самостоятельной учебно-исследовательской работы. Многие первокурсники готовы усваивать и воспроизводить знания только на репродуктивном уровне. Не сформирована внутренняя мотивация к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности,
Организацию учебно-исследовательской деятельности студентов, рассматривали в своих трудах многие ученые. Среди них можно назвать таких, как Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов, Н.В. Сыч-кова. Научные исследования в системе высшего образования рассмотрены Л.А. Горбуновой, Л.Ф. Авдеевой, Л.Г. Квиткиной. Исторический аспект студенческих исследований выявлен в работах М.В. Ковалевой, Ю.В. Васильева, Г.А. Засо-биной, Н.В. Волкова, Е.П. Елютин, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, П.Ю. Романова.
Уже начиная с первого курса должен практиковаться сследовательский подход в обучении как основной способ знакомства студентов с методами научного познания и научного мировоззрения. Дисциплины педагогического блока, к которым
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
относятся такие курсы, как «Педагогика», «Организация, контроль и оценка образовательной деятельности», «Современные образовательные практики», «Проектирование основного и дополнительного образования» в числе других задач, ставят задачу формирование познавательной самостоятельности учащихся [10].
В процессе изучения вышеуказанных дисциплин преподаватель решает проблемы формирования и развития творческого потенциал студента, обучает его способам научного исследования, дает основы профессионально-научного познания. Уже с первого курса студент получает представление об основах исследовательской работы, ее целях и задачах. Исследовательская работа представляется им как комплекс непрерывных учебных мероприятий, приобщающих к творческой деятельности, развивающих инициативу и профессиональную направленность личности.
Элементы исследовательской деятельности постепенно усложняются и реализуются через разнообразные виды самостоятельной деятельности. Уже на начальных курсах учащиеся знакомятся с методами научно-педагогического исследования.
Практикуются доклады, индивидуальные предметные задания, проекты, рефераты. Студенты привлекаются к участию в научно-практических конференциях, после которых они публикуют свои статьи и тезисы выступлений. На последнем курсе выполняется выпускная квалификационная работа исследовательского характера или проект. Выполнение таких работ является результативным итогом всей учебно-исследовательской деятельности выпускника, систематизирует все полученные теоретические и практические знания, позволяет в дальнейшем использовать эти знания при решении конкретных учебно-исследовательских задач. Во время выполнения выпускной квалификационной работы студент уже работает совместно с преподавателем как младший коллега.
Формы учебно-исследовательской деятельности студентов могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.
При организации познавательной деятельности преподаватели на занятиях используют, в основном, исследовательские методы, которые мотивируют студентов на самостоятельный поиск нового знания и создают условия для научного поиска. В качестве примера можно привести организацию когнитивных диалогов со студентами на семинарских занятиях.
Когнитивные диалоги строятся таким образом, что ставят студента в позицию активного субъекта познавательного процесса. Когнитивные диалоги на занятиях осуществляются в определенной последовательности и логике. В начале занятия пе-5 дагог либо сам ставит перед студентами пробле-§ му, либо подводит к ее самостоятельному формулу лированию. Далее демонстрируется на конкрет-еЗ ном примере пример ее решения. Используя це-Ц лесообразные технологии преподаватель добива-
ется того, что поставленная проблема становится внутренней проблемой студента. Учащиеся анализируют возможные оптимальные варианты ее решения, обсуждают проблемные ситуации.
Преподаватель в конце занятия обобщает обсуждение, резюмирует итоги. Студенты делают выводы.
В настоящее время педагогические дисциплины, изучаемые в высших образовательных учебных заведениях, представлены широким спектром дисциплин, которые принято объединять в модули.
Так, например, «Психолого-педагогический модуль» для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в Институте педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, представлен десятью дисциплинами и тремя видами практик. Среди педагогических дисциплин, входящих в данный модуль, присутствуют такие, как «Педагогика», «Специальное и инклюзивное образование», «Проектирование основного и дополнительного образования» и другие.
Однако, вышеназванным модулем педагогические дисциплины не ограничиваются. Мы считаем, что для анализа возможностей педагогических дисциплин в аспекте организации учебно-исследовательской деятельности студентов, целесообразно рассмотреть и такой модуль, как «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности», куда входят четыре дисциплины, в том числе «Проектирование и исследование в современной образовательной практике», которая и относится к дисциплинам педагогического цикла.
Проанализируем рабочие программы таких дисциплин, как «Педагогика», являющуюся базовой педагогической дисциплиной, и «Проектирование и исследование в современной образовательной практике».
В рабочей программе дисциплины «Педагогика», целью которой является формирование общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих способность осуществлять профессиональную деятельность, указано, что она способствует формированию следующих профессиональных компетенций: ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 и ОПК-8, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте [4,5].
Исходя из компетентностной модели выпускника, представленной на сайте МГПУ, а также перечня планируемых результатов обучения по предмету, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы индикаторы достижения указанных компетенций представлены знаниями, умениями и навыками. В Таблице 1 приведены их примеры для ряда перечисленных компетенций.
В рабочей программе дисциплины «Проектирование и исследование в современной образовательной практике», целью которой является формирование представления о целях и условиях применения проектирования и исследования
в образовательной практике, приведены следую- и индикаторы достижения указанных компетенций щие формируемые компетенции: ОПК-7 и ОПК-8; аналогичны тем, что приведены в таблице 1.
Таблица 1. Перечень формируемых компетенций и соответствующих индикаторов их достижения
Наименование компетенции ФГОС ВО Индикаторы достижения компетенций
Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) (ОПК-2) Знаний: историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; основы дидактики и частные методики, принципы системно-деятельностного и компетентностного подхода; современные образовательные технологии, пути достижения образовательных результатов (технологии построения образовательных траекторий); требования к проектированию основных и дополнительных образовательных программ (отдельных их компонентов). Умений: классифицировать образовательные системы и образовательные технологии; разрабатывать отдельные компоненты основных и дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Навыков: разработки отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4) Знаний: общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; требования к формированию ценностных ориентаций обучающихся, развитию нравственных чувств, формированию нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения; особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся. Умений: применять способы формирования и оценки воспитательных результатов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Навыков: осуществления воспитательной деятельности на основе духовно-нравственных и национальных ценностей.
Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ (ОПК-7) Знаний: законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. Умений: выстраивать конструктивное общение с коллегами и родителями по вопросам реализации образовательных программ и индивидуализации образовательного процесса. Навыков: взаимодействия с участниками образовательных отношений по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся, а также с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
При внимательном изучении и анализе индикаторов достижений компетенций, становится видно, что специальных знаний, умений и навыков в области учебно-исследовательской деятельности практически не предполагается. Курсивом выделены те индикаторы, которые могут хотя бы частично относиться к учебно-исследовательской деятельности, но напрямую специфических индикаторов нет. Указанный фактор крайне затрудняет организацию учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров при изучении дисциплин педагогического цикла.
Исходя из того, что в формируемых у студентов-бакалавров компетенциях отсутствуют специфические индикаторы, проверяющие сформированность умений и навыков их учебно-
исследовательской деятельности, авторы считают нужным предложить некоторые пути активизации данного рода деятельности [8, 9].
Навыки учебно-исследовательской деятельности максимально проявляются при подготовке студентами рефератов, докладов, статей, курсовых и выпускных квалификационных работ. Но если при сдаче выпускных квалификационных работ существуют обязательные требования к оригинальности текста, то, например, для рефератов такие требования отсутствуют. И порой студенты сдают работы, в которых их собственным является только титульный лист, поскольку всё остальное взято «из интернета», о чем некоторые студенты не стесняются говорить [1]. Следовательно, введение обязательной проверки рефератов и всех сда-
ваемых работ студентов должно помочь в формировании у них навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности [7].
Следующим путем активизации учебно-исследовательской деятельности студентов может стать введение обязательной индивидуальной курсовой работы исследовательского типа. В настоящее время студенты в рамках модуля «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» выполняют подобные работы, но, во-первых, это всего одна работа за весь период обучения, в то время, как ещё несколько лет назад студенты писали курсовые работы ежегодно, начиная со второго курса, таким образом к моменту начала работы над выпускной квалификационной работой, у него в багаже уже был опыт написания как минимум двух курсовых работ (для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование). Во-вторых, в настоящее время курсовая не является обязательно индивидуальной работой, допустима подготовка группового проекта (как и в случае выпускных квалификационных работ проектного типа), что на наш взгляд снижает качество самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, поскольку сложно выделить вклад каждого студента в подготовку подобной работы. О значимости подобного рода работ не только для формирования навыков учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, а также для развития личностной компетенции говорили многие авторы [2].
В качестве третьего пути активизации учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла хочется предложить организацию творческого исследовательского диалога со студентами, по аналогии с тем, что было предложено Н.А. Морозовой и ее соавторами [3]. В настоящее время особенно актуален переход от монологического подхода к диалогическому, поскольку диалог является сущностным универсальным механизмом творческого мышления», в котором происходит творческая самореализация и саморазвитие личности. Творческий исследовательский диалог - это субъект-субъектное диалогическое творческое взаимодействие преподавателя и студента, характеризующееся рядом образовательных задач. Так, преподаватель проявляет стремление научить видеть и формулировать проблему, обосновывать цель и задачи исследования, выделять объект и предмет исследования, а студент учится аналогичному [6].
Особую актуальность это приобретает в свете того, что в настоящее время в Институте педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета лекции проходят в формате когнитивного диалога по матери-5 алам видео-лекций, записанных и просмотренных й заранее. Следовательно, правильная организация еЗ подобных диалогов также может способствовать Ц активизации учебно-исследовательской деятель-
ности студентов. Напоследок хочется отметить,
что без качественных изменений индикаторов
данные пути могут быть не очень эффективны.
Литература
1. Антонова, Н.Н. Академическая честность студентов как педагогическая проблема. / Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 115-118.
2. Антонова, Н.Н. Опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и научно-исследовательской деятельности будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 5-7.
3. Дорошенко, Н.В. Роль проектирования в формировании и развитии социально-личностных компетенций, обучающихся / Н.В. Дорошенко, М.А. Яшина, Е.В. Чуприкова// Сборник методических материалов: Проектная деятельность обучающихся на уровнях общего образования как обязательное требование ФГОС- Белгород: «БелИРО». - 2020. - С. 26-28.
4. Коржуев А.В., Антонова Н.Н. Логико-гносеологический формат педагогического познания и доказательная педагогика // Высшее образование в России. № 10, 2018. С. 136-145.
5. Морозова, Н.А. Организация творческого исследовательского диалога в процессе подготовки студентов бакалавриата / Морозова Н.А., Осипенко Л.Е., Антонова Н.Н. / Искусство и образование. 2020. № 1 (123). - С. 192-206.
6. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 20.10.2021).
7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fgos. ru/fgos/fgos-44-03-01 -pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 20.10.2021).
8. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Плюсы и минусы дистанционной системы образования в вузе Обзор педагогических исследований, Том 2. № 3 2020. Т. 2. № 3, Махачкала, С. 2128.
9. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза как важнейшая составляющая организации учебного процесса Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр: Сборник научных трудов. Выпуск 18. - М.: ИГУ-МО и ИТ, 2015. - с. 213-220
10. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой напол-
няемостью учащихся, автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Мордовский гос. пед. ин-т., Москва, 1996-20 с.
ANALYSIS OF THE CAPABILITIES OF THE COMPETENCIES OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS
Shcherbakova E.V., Antonova N.N.
Moscow City Pedagogical University
The presented article raises a very important problem: how the educational and research activities of students of a pedagogical university are organized in modern conditions. Currently, research work as a type of educational activity takes up a significant proportion of hours in the curriculum of any specialty and field of training. Therefore, it is necessary for each teacher to have a clear idea of the forms, methods, methods and means of its expedient and effective organization. The presented materials reflect the features of planning, methodological support, organization of educational and research activities of higher school students based on the material of pedagogical disciplines. The article presents an analysis of the possibilities of pedagogical disciplines in the aspect of the organization of educational and research activities of students, the module "Fundamentals of research and project activities" is proposed for consideration. The authors of the article proceed from the competence model of the graduate.
Keywords: educational activity of students, research work, education, pedagogical disciplines, educational competencies, knowledge, skills.
References
1. Antonova, N.N. Academic honesty of students as a pedagogical problem. / Modern educational environment: theory and practice. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. - Cheboksary, 2018. - pp. 115-118.
2. Antonova, N.N. Experience in organizing educational practice for the formation of primary professional skills, including re-
search activities of future teachers. The world of science, culture, education. 2019. № 5 (78). S. 5-7.
3. Doroshenko, N. In. The role of design in the formation and development of social and personal competencies of students / N. In. Doroshenko, M.A. Yashin, E.V. Chuprikova// a Collection of teaching materials: the Project activity of students on the level of General education as a mandatory requirement of the GEF-Belgorod: "Balero". - 2020. - P. 26-28.
4. Korzhuev, A. V., Antonov N.N. Logical-epistemological format pedagogical knowledge, and evidence-based pedagogy // Higher education in Russia. No. 10, 2018. pp. 136-145.
5. Morozova, N.A. Organization of creative research dialogue in the process of preparing undergraduate students / Morozo-va N.A., Osipenko L.E., Antonova N.N. / Art and Education. 2020. No. 1 (123). - pp. 192-206.
6. The Federal State Educational Standard in the direction of training 44.03.05 "Pedagogical education" with two training profiles. [Electronic resource] - Access mode: https://fgos.ru/ fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125 / (date of application: 10/20/2021).
7. Federal State Educational Standard in the direction of training 44.03.01 "Pedagogical education". [Electronic resource] - Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 / (date of reference: 10/20/2021).
8. Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N. Pros and cons of distance education system in higher education Review of pedagogical research, Volume 2. No. 3 2020. Vol. 2. No. 3, Makhachkala, pp. 21-28.
9. Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N. Organization of independent work of university students as the most important component of the organization of the educational process Actual problems of science: IGUMO and IT as a research center: Collection of scientific papers. Issue 18. - Moscow: IGUMO and IT, 2015. - pp. 213-220.
10. Shcherbakova E.V. Didactic conditions for the organization of independent work in the classroom in the V-IX classes of rural schools with low student occupancy, abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences / Mordovian State Pedagogical Institute, Moscow, 1996-20 p.