УДК 656.2:658
АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕССОВ ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОАО «РЖД»
Т.Н. Кузнецова
Рассмотрена внутренняя составляющая сбалансированной системы показателей, разработанная для структурных подразделений ОАО «РЖД». Сформулирована стратегия развития локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД» «Полное решение для клиента». Большое внимание уделено сбалансированной системе показателей, необходимой для анализа внутренних процессов локомотиворемонтных предприятий и измерения реализации стратегии
Ключевые слова: Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, локомотиворемонтные депо, сбалансированная система показателей, внутренняя составляющая, качество, текущий ремонт, техническое обслуживание, локомотив
Главная ценность филиала ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - технология текущего ремонта (ТР) и технического обслуживания (ТО) локомотивов. На рынке ремонтных услуг появилась необходимость в создании стандартов обслуживания - ТР и ТО по видам и сериям локомотивов. Предлагая полное решение для клиента, Дирекция по ремонту ТПС должна гарантировать точное следование собственным стандартам и приобрести репутацию надежного партнера.
Внутренняя составляющая сбалансированной системы показателей, разработанная для структурных подразделений ОАО «РЖД», позволяет оценить результаты успешного менеджмента клиентов по трем стратегическим направлениям, которые ведут к реализации стратегии «Полное решение для клиента»:
- предоставление услуг по ТР и ТО локомотивов,
- демонстрирование превосходства сервисного обслуживания,
- стремление к операционному совершенству.
В настоящее время локомотиворемонтные предприятия ОАО «РЖД» анализируют производственную деятельность в части выполнения программы ремонта по видам ТР и ТО, сериям, собственникам локомотивов. Программа ремонта формируется в основном из локомотивов ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» с учетом:
1) простоя локомотива в ремонте по видам ТР, ТО и сериям ТПС - показателя, характеризующего степень соблюдения технологии и выполнения трудоемкости, обеспеченность депо трудовыми и материальными ресурсами;
2) межремонтного пробега локомотива - показателя, установленного правилами ремонта.
Локомотиворемонтные предприятия анализируют трудоемкость по видам ТР и ТО и сериям локомотивов, сравнивая фактическую трудоемкость с нормативной, которая складывается из норм времени, определенных технологией ремонта на выполнение каждой операции в рамках ТР и ТО. Локомотиворемонтные предприятия стремятся к выполнению отраслевых нормативов трудоемкости ТР, ТО локомотивов.
Пересмотр норм трудозатрат по операциям, видам ТР, ТО локомотивов - процесс, позволяющий оценить резервы оптимизации производственного процесса. Средний разряд выполняемых работ в ТР и ТО локомотивов - показатель, характеризующий сложность выполняемых работ. Он рассчитывается с учетом норм времени на каждую операцию и квалификационных разрядов рабочих.
Производительность труда зависит от общего объема выполненных работ и величины трудовых затрат. Производительность труда в локомотиворемонтных депо рассчитывается делением программы ремонта в приведенных единицах на количество человек, занятых ремонтом локомотивов.
Наличие случаев брака, непланового ремонта приводит к снижению производительности труда, росту непроизводительных расходов и к потере доверия клиентов.
Системы показателей, используемой в настоящее время локомотиворемонтными предприятиями, недостаточно для анализа их деятельности. Систему необходимо дополнить показателями, которые позволят оценить уровень производственной деятельности локомотиворемонтных депо и найти резервы для ее оптимизации и совершенствования. Внутренняя составляющая сбалансированной системы показателей является частью системы оценки деятельности локомотиворемонтных предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Внутренняя составляющая ССП для локомотиворемонтных предприятий
Показатель Показатели, используемые в настоящее время для анализа деятельности локомотиворемонтных предприятий
1 2
Эксплуатируемый парк локомотивов в регионе всего -
Эксплуатируемый парк локомотивов в регионе, обслуживаемый Дирекцией по ремонту локомотивов -
Программа ТР, ТО локомотивов, в т. ч. : Программа ТР, ТО локомотивов, в т. ч. :
предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК» предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК»
промышленные предприятия промышленные предприятия
Коэффициент выхода ТС на линию
Показатель степени выполнения ежемесячного плана производства -
1 2
Простой ТПС в ремонте по видам ТР, ТО и ТПС, в т. ч. : Простой ТПС в ремонте по видам ТР, ТО и ТПС, в т. ч. :
предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК» предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК»
промышленные предприятия промышленные предприятия
Показатель выполнения норм простоя локомотивов в ремонте по видам ТР, ТО и ТПС (факт/норма) Показатель выполнения норм простоя локомотивов в ремонте по видам ТР, ТО и ТПС (факт/норма)
Межремонтный пробег локомотивов, в т. ч. : Межремонтный пробег локомотивов, в т. ч. :
предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК» предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК»
промышленные предприятия промышленные предприятия
Трудоемкость ТР, ТО локомотивов по сериям Трудоемкость ТР, ТО локомотивов по сериям
Показатель выполнения отраслевых нормативов трудоемкости ТР, ТО локомотивов Показатель выполнения отраслевых нормативов трудоемкости ТР, ТО локомотивов
Количество пересмотренных норм трудозатрат по операциям, видам ТР, ТО локомотивов Количество пересмотренных норм трудозатрат по операциям, видам ТР, ТО локомотивов
Сдельный приработок бригад, выполняющих ТР и ТО локомотивов -
Средний разряд выполняемых работ в ТР и ТО локомотивов Средний разряд выполняемых работ в ТР и ТО локомотивов
Производительность труда на ТР, ТО локомотивов Производительность труда на ТР, ТО локомотивов
Средневзвешенный процент производительности труда на ТР, ТО локомотивов Средневзвешенный процент производительности труда на ТР, ТО локомотивов
Ремонтный комплект (потребность в запасных частях и материалах на программу ремонта) -
Число случаев отсутствия на складе материала из ремкомплекта -
Количество случаев непланового ремонт ПС Количество случаев непланового ремонт ПС
Количество часов простоя локомотивов в неплановом ремонте Количество часов простоя локомотивов в неплановом ремонте
Количество случаев брака Количество случаев брака
Потери от брака Потери от брака
Коэффициент полезной работы -
Количество часов простоев -
Расход топлива в расчете на единицу ТР или ТО -
Расход энергии в расчете на единицу ТР или ТО -
Предложение имеющихся услуг новым клиентам и сегментам рынка является одним из эффективных путей роста доходов. Анализ размера рынка и доли участия в нем конкурентов позволит локомотиворемонтным предприятиям оценить потенциальных клиентов и перспективы расширения производственной деятельности.
Коэффициент выхода транспортного средства на линию характеризует рациональность эксплуатации подвижного состава, степень исполь-
зования локомотива и определяется отношением количества дней, фактически отработанных локомотивом, к количеству дней его эксплуатации.
Показатель степени выполнения плана производства позволяет выявить недостатки в организации работы локомотиворемонтного предприятия и резервы ее оптимизации.
Наилучший результат работы локомотиворемонтного депо достигается при применении сдельной формы оплаты труда ремонтных бригад -оплата за каждую единицу ТР или ТО. При использовании в ремонтных бригадах сдельно - премиальной формы оплаты труда рабочий получает оплату своего труда по сдельным расценкам и дополнительно получает премию. Сдельный приработок является стимулом для бригад, он помогает оценить эффективность организации работы.
Одной из главных причин нарушения технологии ремонта - пере-простоя локомотива в ТР или ТО является отсутствие на складе депо необходимых запасных частей и материалов. Необходимо оценить потребность депо в запасных частях и материалах на программу ремонта и создать ремкомплект. Анализ случаев и причин отсутствия материала на складе позволит наладить бесперебойную работу ремонтных бригад.
Коэффициент полезной работы, равный отношению полезной работы бригады и оборудования (без простоев) к общей работе, используется для оценки эффективности деятельности ремонтных подразделений.
Учет и анализ расхода топлива и электроэнергии на единицу ТР или ТО локомотивов приведет к экономии энергоресурсов.
Пример применения внутренней составляющей сбалансированной системы показателей для оценки производственной деятельности локомотиворемонтного предприятия приведен в таблице 2.
Таблица 2
Внутренняя составляющая локомотиворемонтного депо
Показатель Ед. изм. Отчетный период
1 2 3
Эксплуатируемый парк локомотивов в регионе всего Лок. 100
Эксплуатируемый парк локомотивов в регионе, обслуживаемый Дирекцией по ремонту локомотивов Лок. 60
Программа ТР, ТО локомотивов, в т. ч. : Пр. ед. 612
предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК» - 489
промышленные предприятия - 123
Коэффициент выхода ТС на линию % 90
Показатель степени выполнения ежемесячного плана производства % 98
Простой ТПС в ремонте по видам ТР, ТО и ТПС, в т. ч. : Сут. Норматив превышен
предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК» - В пределах норматива в зависимости от вида ремонта и серии локомотива
1 2 3
промышленные предприятия - Допущен перепростой лок. ЧМЭЗ в ТР-3: норма - 5 сут., факт -14 сут.
Показатель выполнения норм простоя локомотивов в ремонте по видам ТР, ТО и ТПС (факт/норма) % 99
Межремонтный пробег локомотивов, в т. ч. : Сут. В пределах норматива в зависимости от вида ремонта и серии локомотива
предприятия ОАО "РЖД", ОАО «ФПК» - -
промышленные предприятия - -
Трудоемкость ТР, ТО локомотивов по сериям Чел. час. В пределах норматива в зависимости от вида ремонта и серии локомотива
Показатель выполнения отраслевых нормативов трудоемкости ТР, ТО локомотивов % вы-полн. к плану 100
Количество пересмотренных норм трудозатрат по операциям, видам ТР, ТО локомотивов % вы-полн. к плану 100
Сдельный приработок бригад, выполняющих ТР и ТО локомотивов % 20
Средний разряд выполняемых работ в ТР и ТО локомотивов Разряд 5
Производительность труда на ТР, ТО локомотивов Пр. ед./чел. 7,65
Средневзвешенный процент производительности труда на ТР, ТО локомотивов % вы-полн. к плану 91
Ремонтный комплект (потребность в запасных частях и материалах на программу ремонта) Наличие Отсутствие ремкомплекта для ТР-3 ЧМЭ3
Число случаев отсутствия на складе материала из ремкомплекта Случ. 1
Количество случаев непланового ремонта локомотивов Случ. 2
Количество часов простоя локомотивов в неплановом ремонте Час. 12
Количество случаев брака Случ. 1
Потери от брака Тыс. руб. 30
Коэффициент полезной работы % 95
Количество часов простоев Час. 210
Расход топлива в расчете на единицу ТР или ТО Руб. В пределах норматива
Расход энергии в расчете на единицу ТР или ТО Руб. В пределах норматива
Анализ показателей внутренней составляющей ССП позволяет дать высокую оценку производственной деятельности локомотиворемонтного депо, несмотря на незначительное снижение качества выполняемых работ.
Отсутствие необходимых запасных частей и материалов на складе депо привело к возникновению перепростоя локомотива в ремонте, простою ремонтной бригады и оборудования, снижению коэффициента полезной ра-
боты. Нарушение ремонтной бригадой технологии и применение некачественных запасных частей при проведении текущего ремонта обусловили необходимость проведения непланового ремонта локомотивов, который повлиял на величину коэффициента выхода транспортного средства на линию.
Использование внутренней составляющей ССП позволяет провести детальный анализ причин снижения качества выполняемых работ и принять управленческие решения, направленные на достижение более высоких результатов работы депо.
Внутренняя составляющая сбалансированной системы показателей является частью системы управления локомотиворемонтными предприятиями и механизмом контроля реализации стратегии развития «Полное решение для клиента». Система управления, основанная на ССП, применима по производственной вертикали от ОАО «РЖД» до Дирекции и локомотиворемонтного депо.
Список литературы
1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. 241 с.
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. 486 с.
3. Смехова Н.Г., Купоров А.И., Кожевников Ю.Н. и др. Себестоимость железнодорожных перевозок: учебник для вузов ж.-д. транспорта / под ред. Н.Г. Смеховой и А.И. Купорова. М.: Маршрут, 2003. 494 с.
Кузнецова Татьяна Николаевна, аспирант Российской открытой академии транспорта (РОАТМИИТ), бухгалтер I категории, [email protected], Россия, Тульская обл., Новомосковск, ООО «КНАУФ ГИПС НОВОМОСКОВСК»
ANALYSIS OF INTERNAL PROCESSES OF THE LOCOMOTIVE - REPAIRING
ENTERPRISES PLC «RRW»
T. N. Kuznetsova
The internal component of a balanced system of indices, worked out for structural subdivisions of PLC «RRW», has been considered. The developing strategy of the locomotive - repairing enterprises has been also formulated. It is «Full decision for clients». Great attention has been paid to a balanced system of indices which is necessary for analysis of relations with clients of the locomotive - repairing enterprises andfor measurement of the strategy realization
Key words: Administration of repairing of rolling stock, locomotive - repairing shed, balanced system of indices, the internal component, quality, current repairs, technical service, locomotive.
Kuznetsova Tatiana Nikolaevna, post - graduate student of Russian Open Academy of Transport (ROAT MEIT) 1 category accountant, kuznetcova.tatiana@,knauf.ru, Russia, Tulskaya region, Novomoskovsk, PLC «KNAUF GIPSNOVOMOSKOVSK»