Научная статья на тему 'Анализ показателей финансовой составляющей деятельности локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД»'

Анализ показателей финансовой составляющей деятельности локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
806
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНЫЕ ДЕПО / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЛОКОМОТИВ / ADMINISTRATION OF REPAIRING OF ROLLING STOCK / LOCOMOTIVE REPAIRING SHED / BALANCED SYSTEM OF INDICES / THE FINANCIAL COMPONENT / EARNINGS / COSTS / CURRENT REPAIRS / TECHNICAL SERVICE / LOCOMOTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Николаевна

Рассмотрена финансовая составляющая сбалансированной системы показателей, разработанная для структурных подразделений ОАО «РЖД». Сформулирована стратегия развития локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД» «Полное решение для клиента». Большое внимание уделено сбалансированной системе показателей, необходимой для анализа финансовых результатов деятельности локомотиворемонтных предприятий и измерения реализации стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INDICES FINANCIAL ACTIVITIES OF THE LOCOMOTIVE REPAIRING ENTERPRISES PLC «RRW»

The financial component of a balanced system of indices, worked outfor structural subdivisions of PLC «RRW», has been considered. The developing strategy of the locomotive repairing enterprises has been also formulated. It is «Full decision for clients». Great attention has been paid to a balanced system of indices which is necessary for analysis of relations with clients of the locomotive repairing enterprises andfor measurement of the strategy realization.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей финансовой составляющей деятельности локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД»»

УДК 656.2:658

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОАО «РЖД»

Т.Н. Кузнецова

Рассмотрена финансовая составляющая сбалансированной системы показателей, разработанная для структурных подразделений ОАО «РЖД». Сформулирована стратегия развития локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД» «Полное решение для клиента». Большое внимание уделено сбалансированной системе показателей, необходимой для анализа финансовых результатов деятельности локомотиворемонтных предприятий и измерения реализации стратегии.

Ключевые слова: Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, локомотиворемонтные депо, сбалансированная система показателей, финансовая составляющая, доходы, расходы, текущий ремонт, техническое обслуживание, локомотив.

Финансовые результаты деятельности филиала ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») Дирекции по ремонту тягового подвижного состава главным образом отражаются в целях роста доходов. Новые источники доходов обеспечивают выбор и привлечение потребителей.

Финансовая составляющая сбалансированной системы показателей, разработанная для локомотиворемонтных предприятий ОАО «РЖД» позволяет оценить результаты успешного менеджмента клиентов по двум финансовым стратегическим направлениям, которые ведут к реализации стратегии «Полное решение для клиента»:

- сокращение издержек, использование активов, увеличение производительности;

- рост дохода и расширение структуры деятельности.

В настоящее время локомотиворемонтные предприятия ОАО «РЖД» анализируют результаты своей деятельности, стремясь снизить себестоимость услуг по текущему ремонту (ТР) и техническому обслуживанию (ТО) локомотивов.

Анализ себестоимости услуг, оказываемых локомотиворемонтными депо, начинается с изучения общей суммы эксплуатационных расходов в целом и по основным элементам.

Расходы на рубль произведенных услуг - обобщающий показатель, который рассчитывается отношением общей суммы затрат на производство и реализацию услуг к стоимости произведенных услуг в действующих ценах.

Анализ себестоимости ТР и ТО локомотивов проводится локомотиворемонтными предприятиями по видам ремонта и обслуживания, сериям ТПС и элементам затрат. Особое внимание при этом уделяется анализу себестоимости единицы ТР и ТО локомотивов.

Стоимость 1 чел./час. в ТР и ТО локомотивов - показатель, позволяющий оценить квалификацию работников депо, выполняющих ремонт, рассчитывается делением расходов на оплату труда на трудоемкость единицы ремонта или обслуживания.

Локомотиворемонтные предприятия ведут учет непроизводительных расходов - расходов на неплановый ремонт и анализируют причины брака.

Существенное влияние на финансовое состояние Дирекции по ремонту ТПС оказывают дебиторская и кредиторская задолженности. В настоящее время локомотиворемонтные депо анализируют кредиторскую и дебиторскую задолженности в целом и в части расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

Системы финансовых показателей, используемой в настоящее время локомотиворемонтными предприятиями, недостаточно для анализа их деятельности. Систему необходимо дополнить показателями, которые позволят оценить результаты деятельности депо более полно, найти возможности снижения себестоимости услуг и привлечь новые источники доходов. Финансовая составляющая сбалансированной системы показателей является частью системы оценки деятельности локомотиворемонтных предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Финансовая составляющая ССП для локомотиворемонтных предприятий

Показатель Показатели, используемые в настоящее время для анализа деятельности локомотиворемонтных предприятий

1 2

Объем продаж -

Результат от транспортировки ремонтной бригады к месту оказания услуг -

Уровень среднереализационных цен -

Эксплуатационные расходы, в т. ч. Эксплуатационные расходы, в т. ч.

Материальные расходы: Материальные расходы:

Топливо для прочих целей Топливо для прочих целей

Электроэнергия на прочие цели Электроэнергия на прочие цели

Материалы общий расход материальных ресурсов - потребление на выполнение производственной программы; удельный расход материальных ресурсов -средний расход на единицу ТО или ТР Материалы общий расход материальных ресурсов -потребление на выполнение производственной программы; удельный расход материальных ресурсов - средний расход на единицу ТО или ТР

Прочие материальные затраты Прочие материальные затраты

Капитальный ремонт зданий и сооружений Капитальный ремонт зданий и сооружений

Расходы на персонал: Расходы на персонал:

Затраты на оплату труда Затраты на оплату труда

среднемесячная заработная плата среднемесячная заработная плата

Отчисления на социальные нужды Отчисления на социальные нужды

Окончание табл.1

1 2

Прочие расходы Прочие расходы

Амортизация Амортизация

Расходы на рубль произведенных услуг Расходы на рубль произведенных услуг

Себестоимость текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов по видам ТПС (плановая и фактическая), в т. ч. Себестоимость текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов по видам ТПС (плановая и фактическая), в т. ч.

зарплата на единицу ремонта зарплата на единицу ремонта

материалы на единицу ремонта материалы на единицу ремонта

прочие материальные затраты на единицу ремонта прочие материальные затраты на единицу ремонта

топливо на единицу ремонта топливо на единицу ремонта

накладные расходы на единицу ремонта накладные расходы на единицу ремонта

Стоимость 1 чел./час. в текущем ремонте и техническом обслуживании локомотивов Стоимость 1 чел./час. в текущем ремонте и техническом обслуживании локомотивов

Расходы на неплановый ремонт локомотивов, другие непроизводительные расходы Расходы на неплановый ремонт локомотивов, другие непроизводительные расходы

Дебиторская задолженность по срокам возникновения Дебиторская задолженность по срокам возникновения

Кредиторская задолженность по срокам возникновения Кредиторская задолженность по срокам возникновения

Сумма средств, направленных на развитие и технологическое перевооружение собственной производственной базы -

Фактические затраты из расчета на 1 работника на обеспечение безопасных условий труда -

Фактические затраты из расчета на 1 работника на обучение -

Доля основных средств в активах -

Коэффициент износа основных средств -

Коэффициент технической годности -

Коэффициент обновления -

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств -

Рентабельность инвестиций в запасы -

Экономический эффект от пересмотра норм трудозатрат по операциям, видам ТР, ТО локомотивов -

Экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений -

Экономия топлива в расчете на единицу ТР или ТО -

Экономия энергии в расчете на единицу ТР или ТО -

Оценка резерва роста объема реализации услуг -

Объем продаж услуг Дирекции по ремонту ТПС определяется по отгрузке и выражается в текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение: от того, как продается услуга, какой спрос на нее на рынке, зависит объем ее производства. Объем продаж увеличится, если расширить перечень оказываемых услуг: например, ремонт локомотива на территории клиента. Результат от транспортировки ремонтной бригады к месту оказания услуг равен разнице между объемом продаж услуги и величиной расходов на транспорт. На объем продаж оказывает существенное влияние уровень среднереализационных цен, который рассчитывается делением выручки от реализации на объем продаж за отчетный период.

Основную часть доходов Дирекция по ремонту ТПС получает от реализации услуг по ТР и ТО локомотивов предприятиям ОАО «РЖД», ОАО «ФПК». Доля доходов от реализации услуг промышленным предприятиям пока незначительна. Реализовывая стратегию «Полное решение для клиента» локомотиворемонтные депо смогут привлечь новых клиентов и увеличить размер своих доходов. В регионах Российской Федерации успешно работают промышленные предприятия, стабильно производящие продукцию, которую необходимо транспортировать на дальние расстояния. Зачастую эти предприятия имеют на балансе тепловозы, железнодорожные цеха. Промышленные предприятия проводят тендеры на право оказания им ремонтных услуг. Однако в этих тендерах не участвуют локомотиворемонтные депо, поскольку они не заинтересованы напрямую в получении доходов. Несмотря на то, что обладают достаточными производственными мощностями и трудовыми ресурсами для оказания ремонтных услуг промышленным предприятиям (т. е. для осуществления коммерческой деятельности).

Усовершенствовать производственные процессы локомотиворемонтных предприятий позволит использование новых технологий и современного оборудования. Сумма средств, направленных на развитие и технологическое перевооружение собственной производственной базы - это объем инвестиций в обновление имеющейся материально-технической базы локомотиворемонтных депо. Задачей анализа инвестиций является изыскание резервов увеличения объемов инвестиций и повышения их эффективности.

Фактические затраты на одного работника на обеспечение безопасных условий труда и обучение - показатели, которые дают оценку степени участия предприятия в оптимизации производственных процессов.

Применение стратегии «Полное решение для клиента» предполагает привлечение новых клиентов, а, значит, увеличение объема производства услуг локомотиворемонтными предприятиями. Анализ имущественного положения позволит локомотиворемонтному депо дать оценку эффективности использования имеющихся производственных мощностей и оборотных средств (табл. 2).

Таблица 2

Оценка имущественного положения локомотиворемонтного депо

Показатель Формула расчета

Доля основных средств в активах стоимость основных средств/итог баланса

Коэффициент износа основных средств накопленная амортизация основных средств/первоначальная стоимость основных средств

Коэффициент технической годности остаточная стоимость основных средств/первоначальная стоимость основных средств

Коэффициент обновления показывает долю новых основных фондов, введенных в отчетном году, в общей стоимости всех основных средств. Рост его в динамике указывает на активную политику в сфере совершенствования материальнотехнической базы производства. первоначальная стоимость поступивших основных средств/первоначальная стоимость основных средств на конец периода

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств определяется делением выручки от реализации на средний остаток запасов на предприятии: К = В , СО где К - коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты; В - выручка от реализации, руб.; СО - средний остаток оборотных средств, руб.

Рентабельность инвестиций в запасы Р = в - с И ’ где В - годовая выручка, руб.; С - себестоимость товаров, проданных за год, руб.; И -инвестиции в запасы, руб.

Рациональное использование оборотных средств означает планирование поставок, нормирование запасов и анализ оборачиваемости и структуры запасов.

Пересмотр норм трудозатрат по операциям, видам ТР и ТО и сериям локомотивов регулярно проводимый локомотиворемонтными предприятиями, должен сопровождаться расчетом экономического эффекта от внедрения новых норм.

Экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений сотрудников депо - показатель, характеризующий уровень развития технического творчества на предприятии и степень участия сотрудников в повышении эффективности производственных процессов.

Немаловажным фактором производственной деятельности локомотиворемонтного предприятия является экономия энергоресурсов: топлива и энергии на единицу ТР и ТО локомотивов.

Оценка резерва роста объема реализации услуг позволит улучшить использование трудовых ресурсов (создать дополнительные рабочие места,

сократить потери рабочего времени, повысить уровень производительности труда); оптимизировать использование основных фондов (приобрести дополнительные машины и оборудование, рационально использовать фонд рабочего времени, повысить интенсивность использования машин и оборудования) и запасных частей и материалов (дополнительно приобрести запасные части и материалы, сократить расход запасных частей и материалов на единицу ремонта или обслуживания).

Финансовая составляющая сбалансированной системы показателей является частью системы управления локомотиворемонтными предприятиями и механизмом контроля реализации стратегии развития «Полное решение для клиента». Система управления, основанная на ССП, применима по производственной вертикали от ОАО «РЖД» до Дирекции и локомотиворемонтного депо.

Список литературы

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. 241 с.

2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. 486 с.

3. Смехова Н.Г., Купоров А.И., Кожевников Ю.Н. и др. Себестоимость железнодорожных перевозок: учебник для вузов ж.-д. транспорта / под ред. Н.Г. Смеховой и А.И. Купорова. М.: Маршрут, 2003. 494 с.

Кузнецова Татьяна Николаевна, аспирант Российской открытой академии транспорта (РОАТ МИИТ), бухгалтерIкатегории, kuznetcova.tatiana@knauf.ru, Россия, Тульская обл., Новомосковск, ООО «КНАУФ ГИПС НОВОМОСКОВСК»

ANALYSIS OF INDICES FINANCIAL ACTIVITIES OF THE LOCOMOTIVE - REPAIRING ENTERPRISES PLC «RRW»

T. N. Kuznetsova

The financial component of a balanced system of indices, worked outfor structural subdivisions of PLC «RRW», has been considered. The developing strategy of the locomotive - repairing enterprises has been also formulated. It is «Full decision for clients». Great attention has been paid to a balanced system of indices which is necessary for analysis of relations with clients of the locomotive - repairing enterprises andfor measurement of the strategy realization.

Key words: Administration of repairing of rolling stock, locomotive - repairing shed, balanced system of indices, the financial component, earnings, costs, current repairs, technical service, locomotive.

Kuznetsova Tatiana Nikolaevna, post - graduate student of Russian Open Academy of Transport (ROAT MEIT), 1 category accountant, kuznetcova.tatiana@knauf.ru, Russia, Tulskaya region, Novomoskovsk, PLC «KNAUF GIPSNOVOMOSKOVSK»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.