Научная статья на тему 'Анализ внутреннего контроля государственных закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в организациях-заказчиках'

Анализ внутреннего контроля государственных закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в организациях-заказчиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / МЕТОДИКА / СИСТЕМА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ / ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАКУПКА / INTERNAL CONTROL / METHODS / SYSTEM / RESEARCH / DEVELOPMENT / ENGINEERING / TECHNOLOGICAL WORK / PUBLIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова Т.Н., Сиркин Р.В.

Предмет. Рассмотрена организация внутреннего контроля государственных закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) у заказчиков, необходимая для усиления надзора за использованием бюджетных ассигнований, а также соблюдения требований полноты, правильности и достоверности документального бухгалтерского учета, отчетности и оформления результатов НИОКТР. Цели. Анализ существующей организации внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР у заказчиков и предложение по ее оптимизации. Определение роли и места изучаемого контроля в российской системе государственного контроля закупок НИОКТР. Методология. В работе использованы анализ и выявление актуальных проблем и рисков при осуществлении государственных закупок НИОКТР. Результаты. Представлена схема поэтапного внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР в организациях-заказчиках (в разрезе элементов). Предложено определение понятия «внутренний контроль государственных закупок НИОКТР». Выводы. На основе разработанной схемы организации внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР сформулированы основные направления его развития. Переориентирование существующей концепции в сторону усиления текущего контроля над организациями-заказчиками будет способствовать формированию прозрачной системы государственного контроля закупок НИОКТР, в том числе за ведением бухгалтерского учета. Предложенная схема позволит контролирующим органам создать и в дальнейшем развивать информационную систему, включающую в себя данные управленческого и бухгалтерского учетов организаций-исполнителей, а также способствующую развитию внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing internal control in buying organizations as part of public procurement for research, development, experimental and technological projects

Importance The research reviews the process of internal control in the buying organization over public procurement for research, development, experimental and technological work so to strengthen control over budgetary spending, and comply with the principles of completeness, accuracy, and reliability of accounting documents, financial statements and R&D documentation. Objectives The research analyzes the existing process of internal control in the buying organizations over public procurement for research, development and engineering and suggests how the process might be optimized. We also determine what role internal controls play in the Russian mechanism for public control over procurement for research, development and engineering. Methods The research involves an analysis and identifies current issues and risks arising from public procurement for research, development and engineering. Results The article maps the steps of internal control in the buying organizations over public procurement for research, development and engineering and proposes the definition of internal control over public procurement for research, development and engineering. Conclusions and Relevance We formulated the main paths for development of internal control. The proposed map of the internal control process will help controlling authorities set up and develop the information system, which would include management and financial accounting data of contractors, thus contributing to the development of internal control over public procurement for research, development and engineering.

Текст научной работы на тему «Анализ внутреннего контроля государственных закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в организациях-заказчиках»

ISSN 2311-8768 (Online) Мониторинг экономических процессов

ISSN 2073-4484 (Print)

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ-ЗАКАЗЧИКАХ

Татьяна Николаевна АГАПОВАа% Роман Валерьевич СИРКИНЬ

a доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Российская Федерация tnagapova@gmail. com

b специалист отдела контроля договорной деятельности, научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России, адъюнкт кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Российская Федерация sirkinrv@gmail. com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 15.08.2016 Принята в доработанном виде 08.09.2016 Одобрена 20.10.2016

УДК 336.5 JEL: H56, H57, H83

Ключевые слова:

внутренний контроль, методика система; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; государственная закупка

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Аннотация

Предмет. Рассмотрена организация внутреннего контроля государственных закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) у заказчиков, необходимая для усиления надзора за использованием бюджетных ассигнований, а также соблюдения требований полноты, правильности и достоверности документального бухгалтерского учета, отчетности и оформления результатов НИОКТР.

Цели. Анализ существующей организации внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР у заказчиков и предложение по ее оптимизации. Определение роли и места изучаемого контроля в российской системе государственного контроля закупок НИОКТР. Методология. В работе использованы анализ и выявление актуальных проблем и рисков при осуществлении государственных закупок НИОКТР.

Результаты. Представлена схема поэтапного внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР в организациях-заказчиках (в разрезе элементов). Предложено определение понятия «внутренний контроль государственных закупок НИОКТР».

Выводы. На основе разработанной схемы организации внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР сформулированы основные направления его развития. Переориентирование существующей концепции в сторону усиления текущего контроля над , организациями-заказчиками будет способствовать формированию прозрачной системы государственного контроля закупок НИОКТР, в том числе за ведением бухгалтерского учета. Предложенная схема позволит контролирующим органам создать и в дальнейшем развивать информационную систему, включающую в себя данные управленческого и бухгалтерского учетов организаций-исполнителей, а также способствующую развитию внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР.

Современная система управления финансово-хозяйственной деятельностью организации отличается различными формами и видами контроля, которые в свою очередь зависят от ряда факторов.

Любой вид контроля можно разделить на внешний или внутренний в зависимости от того, на каком уровне он проводится и кто является его субъектом.

Внешний контроль может осуществляться государственными органами, контрагентами, потребителями, общественными организациями, а внутренний - субъектами внутри самой организации (службой безопасности или

внутреннего аудита, администрацией, собственниками).

Внутренний контроль является неотъемлемой составляющей системы управления хозяйствующим субъектом и должен проводиться неразрывно на всех стадиях, поскольку только так достигается главная его цель - информационное обеспечение системы управления для разработки и принятия эффективных решений.

Основными задачами внутреннего контроля являются анализ, оценка, выявление фактов неэффективного расходования и нецелевого использования активов и ресурсов и, самое

главное, устранение причин таких фактов, а также предотвращение подобного в будущем [1-7]1.

Организации, проводящие государственные закупки, традиционно во всем мире подвержены риску нецелевого использования и неэффективного расходования бюджетных ассигнований, а сфера государственных закупок товаров, работ и услуг является одной из самых коррумпированных во всех странах.

В соответствии с Национальным планом

~ 2 " противодействия коррупции одной из основных

задач является повышение эффективности

противодействия коррупции при осуществлении

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд.

Несмотря на реформу государственных закупок и совершенствование нормативной базы, введенная в действие контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг не уничтожает колоссального коррупционного потенциала государственных закупок.

Проблема эффективного использования бюджетных ассигнований, выделенных на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, является смежной по отношению к проблеме коррупции и во многом обусловливается отсутствием эффективной и упорядоченной системы внутреннего контроля в организациях-заказчиках, действующей в течение всей процедуры закупок, с момента планирования до окончания выполнения работ [8-14].

С точки зрения внутреннего контроля следует отметить следующие особенности НИОКТР как объекта государственных закупок:

1) сложность объекта. Работы по исследованию и разработке представляют собой комплекс

1 Опальский А.Ю. Организация внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет

и налогообложение в бюджетных организациях. 2013. № 12. С. 63-75; НИОКР в налоговом и бухгалтерском учете: в чем отличия? // Российский налоговый курьер. 10.09.2003. URL: http://www.rnk.ru/article/102192-red-niokr-v-nalogovom-i-buhgalterskom-uchete-v-chem-otlichiya; Коптелов А. Подходы к построению системы внутреннего контроля // Финансовая газета. 2007. № 39.

2 Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы: утвержден Указом Президента РФ

от 01.04.2016 № 147.

составных работ. Закупка таких работ требует тщательной проработки конкурсной документации, технического задания, экономического обоснования цены, а также обеспечения юридической чистоты всех процедур закупки;

2) многоэтапность. Процесс НИОКТР может делиться на этапы исследования (научно-исследовательские работы) и разработки (опытно-конструкторские и технологические работы), которые в свою очередь тоже могут дробиться на этапы и подэтапы;

3) долгосрочность. Длительный характер НИОКТР сильно усложняет процессы планирования и финансирования. Расчет стоимости и цены контракта на выполнение работ не может быть объективным именно в силу долгосрочности.

Из перечисленных особенностей вытекают причины, по которым традиционная система внутреннего контроля, внедряемая в организациях, может подвергаться рискам неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на выполнение НИОКТР.

Необходимо также отметить актуальные проблемы внутреннего контроля государственных закупок таких работ:

• во-первых, отсутствие специального нормативного акта по ведению бухгалтерского учета НИОКТР, выполняемых по государственным заказам, не дает проводить необходимый контроль со стороны организации-заказчика. Исполнители названных работ зачастую ведут раздельный бухучет, который носит формальный характер. Сегодня действуют Правила раздельного учета по государственным заказам3, которые морально устарели, не имеют конкретных положений и не уточняют правил ведения раздельного бухгалтерского учета по отдельным товарам, работам, услугам (в частности, НИОКТР);

• во-вторых, заказчики при постановке на бухгалтерский учет результатов НИОКТР сталкиваются с проблемами, связанными с

3 О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности: постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47.

объективной оценкой стоимости итогов интеллектуальной деятельности, макетов, опытных образцов и других материальных ценностей. Следствием является приведение неполной и недостоверной информации о финансовом состоянии в бухгалтерской финансовой отчетности учреждения-заказчика;

• в-третьих, отсутствие объективного механизма ценообразования НИОКТР, как правило, является причиной завышения стоимости работ. Одной из актуальных проблем является отсутствие единой методики для расчета трудоемкости видов работ, в том числе по НИОКТР;

• в-четвертых, пока не существует гибкой системы ценообразования по НИОКТР. Закон о контрактной системе (ч. 2 ст. 34)4 устанавливает, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения и в общем случае изменение условий договора не допускается. На наш взгляд, необходимо предусмотреть иные виды цен в отношении определенных видов предполагаемых к закупке товаров, работ, услуг, в частности НИОКТР.

Применение других видов цен, например цены, возмещающей издержки до установленного предела с обеспечением прибыльности, может позволить умеренно распределять риски финансово-хозяйственной деятельности как заказчика, так и исполнителя.

Все перечисленные аспекты увеличивают риск неэффективного использования бюджетных ассигнований со стороны исполнителей рассматриваемых работ. Сегодня в организациях-заказчиках НИОКТР отсутствует эффективная система внутреннего контроля, позволяющая решить указанные проблемы [15-17].

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 19) обязывает хозяйствующих субъектов самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль над совершаемыми фактами хозяйственной жизни.

В свою очередь гл. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в

4 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает четыре вида контроля:

• государственный и муниципальный;

• ведомственный;

• общественный;

• контроль заказчиком.

По своей сущности первые три вида являются внешним контролем и проводятся субъектами, не связанными с организационной структурой организации-заказчика. Хотя ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и указывает на необходимость осуществления контроля непосредственно заказчиком, однако такой контроль упоминается лишь в отношении соблюдения заказчиком и исполнителем условий государственного контракта и соблюдения льгот для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Поскольку действующее законодательство не содержит определения системы внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР, предлагаем под данной системой понимать совокупность:

• организационной структуры контроля;

• общепринятых стандартов для всех организаций-заказчиков;

• методических правил, принятых руководством отдельной организации-заказчика;

• контрольных процедур и информационных систем для ведения полного, точного бухгалтерского учета и составления достоверной финансовой и управленческой отчетности.

Сегодня контроль государственных закупок в организациях-заказчиках осуществляется в форме внешнего последующего контроля за исполнением бюджета в отношении расходов, связанных с закупками, достоверностью учета таких расходов и отчетностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подобная форма контроля представляет собой совокупность периодических вертикальных

ревизий и проверок, которые проводятся органами ведомственного, муниципального и государственного контроля в соответствии с бюджетным законодательством, а также внутренних формальных проверок в организации-заказчике на соответствие законодательству о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Существующие экономические условия определяют необходимость усиления самостоятельности субъектов хозяйственной жизни, в том числе бюджетных организаций, занятых государственными закупками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Под этим понимается усиление и развитие текущего внутреннего (административного, финансового и хозяйственного) контроля, что проявляется в создании прозрачных контрольных механизмов, оперативно реагирующих и устраняющих выявленные нарушения, экономящих в дальнейшем ресурсы и средства организации-заказчика и других внешних контролирующих органов.

Прозрачная система внутреннего финансового контроля, помогающая сокращать ведомственное вмешательство контролирующих органов и заорганизованность бюрократических процедур, будет ориентирована на повышение эффективности самоорганизации учреждений, реализующих государственные закупки НИОКТР. С учетом развития и усиления влияния механизмов контроля в рациональном взаимодействии с ведомственным финансовым контролем она должна стать основным инструментом эффективного управления организациями-заказчиками

НИОКТР.

Превентивный характер внутреннего контроля «проявляется в повышении роли предварительного и текущего контроля, своевременном и полном устранении причин и условий, способствующих нарушениям и злоупотреблениям» [1, с. 348-349].

В связи с этим можно сказать, что существующая система внешнего и внутреннего контроля закупок не учитывает специфики научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и поэтому не может считаться эффективной.

Результативная система внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР в

организациях-заказчиках должна быть основана на разработанной методике, целью которой будет достижение действенного функционирования организации и экономии бюджетных ассигнований при выполнении государственного задания.

Проанализировав общее состояние вопроса, предлагаем устроить в организациях-заказчиках непрерывный и последовательный внутренний контроль государственных закупок НИОКТР (табл. 1).

Оценка эффективности предложенной системы должна проводиться в разрезе каждого вида контроля с учетом:

• установленных регламентов, стандартов;

• организационной структуры внутреннего контроля;

• полномочий субъектов;

• экономических расчетов;

• результатов проверок фактических затрат;

• заключений о цене;

• инвентаризации результатов НИОКТР.

Экономический эффект всей системы внутреннего контроля государственных закупок в организации-заказчике определяется эффективностью применения и экономией бюджетных ассигнований, повышением результативности организации-заказчика, полнотой, правильностью и достоверностью документального бухгалтерского учета, отчетности и оформления результатов НИОКТР.

Например, внутренний контроль государственных закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в федеральном казенном учреждении «НИИ специальной связи и информации» начинается с планирования проведения НИОКТР. На этой стадии составляется технико-экономическое обоснование, рассчитывается прогнозная цена, оцениваются риски ее завышения. Для исключения подобных фактов контрактная служба анализирует трудоемкость аналогичных работ в составе НИОКТР по аналогичным завершенным государственным контрактам, проводит маркетинговые

исследования в сети Интернет, запрашивает коммерческие предложения у потенциальных исполнителей. По итогам всех контрольных процедур прогнозная цена опытно-конструкторских работ по рации нового поколения (далее - ОКР «Рация-М») составила 12 млн руб.

На этапе размещения закупки и заключения государственного контракта внутреннему контролю со стороны заказчика подвергаются проверка законности установления победителя конкурса, а также согласование и утверждение структуры и экономических нормативов с исполнителем НИОКТР.

Цена государственного контракта на выполнение ОКР «Рация-М» по итогам закрытого конкурса составила 11,5 млн руб. Условия государственного контракта содержат пункты, обеспечивающие выполнение финансового контроля за выполнением опытно-конструкторских работ (обеспечение ведения исполнителем раздельного бухгалтерского учета и предоставления первичных документов, подтверждающих фактические затраты).

На этапе заключения государственного контракта устанавливается и согласовывается с исполнителем объективная структура цены работ для обеспечения эффективного контроля на дальнейших этапах.

Заказчиком по итогам выполнения ОКР «Рация-М» проводится проверка фактических затрат исполнителя, для чего исследуются первичные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, применяются различные контрольные процедуры (сверка данных, арифметическая проверка, физический контроль, инвентаризация результатов этапов НИОКТР). В ходе проверки выявляются необоснованные факты превышения стоимости комплектующих, а также выполнение работ, не соответствующих техническому заданию, иные нарушения.

По итогам проверки субъектами финансового контроля заказчика оформлено заключение о фактически понесенных затратах исполнителя ОКР «Рация-М» в размере 9,233 млн руб. и проинформирован руководитель организации-заказчика.

В итоге завершения ОКР «Рация-М» при приемке результатов научно-технической деятельности исполнителя сторонами государственного контракта было учтено заключение о фактически понесенных затратах исполнителя и достигнуто соглашение о снижении цены государственного контракта. Таким образом, федеральное казенное учреждение «НИИ специальной связи и информации» при проведении мероприятий и процедур внутреннего финансового контроля до момента принятия результатов ОКР (окончания закупки) удалось сэкономить 2,267 млн руб.

Обобщая проведенный анализ, следует отметить, что предлагаемый алгоритм организации эффективной системы внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР поможет создать условия, способствующие усилению текущего контроля в организациях-заказчиках, формированию устойчивой системы накопления информации управленческого и бухгалтерского учетов организаций-исполнителей. Последнее необходимо для анализа затрат исполнителей работ в будущем.

Таким образом, внутренний контроль госзакупок НИОКТР в организациях-заказчиках становится ориентированным на выявление и предотвращение на стадии текущего контроля процедурных нарушений при проведении государственных закупок, формировании бухгалтерского учета результатов работ, составлении отчетности, ценообразовании и использовании бюджетных ассигнований.

Что особенно актуально, организация внутреннего контроля может позволить заказчику самостоятельно проводить соответствующие процедуры, составлять отчеты и заключения, докладывать их руководству. Ориентация на текущий контроль со стороны заказчика поможет создать собственную информационную базу по итогам контрольных процедур и при необходимости предоставлять необходимые данные субъектам государственного и ведомственного финансового контроля (ФАС России, Федеральное казначейство и др.), осуществляющим последующий контроль финансово-хозяйственной деятельности, в том числе государственных закупок НИОКТР.

Таблица 1

Организация внутреннего контроля государственных закупок НИОКТР в организациях-заказчиках Table 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Setting up the process of internal control in the buying organization over public procurement for research, development and engineering

Этап закупки НИОКТР Элемент системы внутреннего контроля

Контрольная среда Оценка рисков Процедура внутреннего контроля Информационная система и коммуникации

Этап 1. Принципы Риск необоснованно Анализ соответствия Совокупность бухгалтерской

Планирование и стандарты завышенной цены заключаемых и управленческой

и прогнозирование определения стоимости НИОКТР работ государственных контрактов установленному плану закупок, калькуляция себестоимости работ информации о формировании цены работ

Этап 2. Принципы Риск неправомерного Анализ бухгалтерских Справки (рекомендации)

Размещение закупки и стандарты определения регистров и отчетности субъектов внутреннего

и заключение по установлению победителя конкурса для установления контроля по процедурам

государственного экономических на право заключить экономических закупок для участников

контракта нормативов, государственный нормативов комиссии, других

структура цены НИОКТР контракт исполнителей сотрудников

Этап 3. Принципы Риск неэффективного Проверка Документ

Выполнение работ и стандарты ведения расходования документального о взаимодействии

по государственному бухгалтерского учета бюджетных оформления операций, сотрудников, ответственных

контракту для исполнителей ассигнований, арифметическая за сопровождение НИОКТР,

работ и определения фактических затрат выделенных на выполнение проверка, физический контроль, субъектов внутреннего контроля. График

для заказчиков НИОКТР инвентаризация результатов промежуточных этапов работ периодичности предоставления руководителю отчетов о проведении работ

Этап 4. Принципы Риск отражения Инвентаризация Документ

Окончание работ и стандарты расчета необъективной результатов, сверка о взаимодействии,

по государственному себестоимости информации коммуникации сотрудников,

контракту результатов о стоимости ответственных за исполнение

НИОКТР результатов работ НИОКТР, субъектов

и постановки их на бухгалтерский в бухгалтерском учете и бухгалтерской внутреннего контроля, работников бухгалтерии

учет у заказчика отчетности

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Выгонова Е.Е. Методика и организация внутреннего контроля на предприятиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 348-350.

2. Шегал С.Э., Ахалкаци О.В. Методика проверки эффективности системы внутреннего контроля организации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.2008.№ 2. С. 64-71.

3. Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческих организациях // Аудиторские ведомости. 2006. № 5. С. 79-85.

4. Андреев В.Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия // Аудиторские ведомости. 2008. № 2. С. 14-16.

5. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 5-8.

6. Бурцев В.В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации // Аудиторские ведомости. 2002. № 10. С. 25-34.

7. Газарян А.В., Михайлова О.П. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 1999. № 9. С. 47-51.

8. Садыкова Т.М., Предеус Н.В., Машенцева Г.А. Совершенствование методического обеспечения учета расходов и результатов НИОКР: монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2015. 172 с.

9. Землин А.И. Актуальные правовые аспекты противодействия коррупции при осуществлении закупок для государственных нужд // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 238-244.

10. Хосиев Б.Н. Экономический контроль как функция управления сельхозпроизводством // АПК: экономика, управление. 2008. № 10. С. 31-33.

11. Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью хозяйственных систем // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. № 5. С. 3-7.

12. Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.

13. Аманжолова Б.А. Теоретические и методологические аспекты формирования систем внутреннего контроля взаимосвязанных организаций: монография. Новосибирск: НГУ, 2008. 256 с.

14. Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Исследование методологии финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 4. С. 5-17.

15. Акиншин С.Н., Старожук Е.А. Методика формирования цены на НИОКР образцов вооружения // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. № 1. С. 370-380.

16. Хорохордин Д.Н. Перспективы автоматизации процедур внутреннего аудита на предприятиях различных форм собственности // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 2. С. 226-230.

17. Воропаев Ю.Н. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 2003. № 9. С.56-60.

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 41 (2016) 2-10 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Monitoring of Economic Processes

ISSN 2073-4484 (Print)

ANALYZING INTERNAL CONTROL IN BUYING ORGANIZATIONS AS PART OF PUBLIC PROCUREMENT FOR RESEARCH, DEVELOPMENT, EXPERIMENTAL AND TECHNOLOGICAL PROJECTS

Tat'yana N. AGAPOVAa% Roman V. SIRKINb

a Moscow University of Ministry of Interior of Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russian Federation tnagapova@gmail. com

b Special-Purpose Equipment and Communication R&D Association of Ministry of Interior of Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

sirkinrv@gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 15 August 2016 Received in revised form 8 September 2016 Accepted 20 October 2016

JEL classification: H56, H57, H83

Keywords: internal control, methods, system, research, development, engineering, technological work, public procurement

Abstract

Importance The research reviews the process of internal control in the buying organization over public procurement for research, development, experimental and technological work so to strengthen control over budgetary spending, and comply with the principles of completeness, accuracy, and reliability of accounting documents, financial statements and R&D documentation. Objectives The research analyzes the existing process of internal control in the buying organizations over public procurement for research, development and engineering and suggests how the process might be optimized. We also determine what role internal controls play in the Russian mechanism for public control over procurement for research, development and engineering.

Methods The research involves an analysis and identifies current issues and risks arising from public procurement for research, development and engineering.

Results The article maps the steps of internal control in the buying organizations over public procurement for research, development and engineering and proposes the definition of internal control over public procurement for research, development and engineering.

Conclusions and Relevance We formulated the main paths for development of internal control. The proposed map of the internal control process will help controlling authorities set up and develop the information system, which would include management and financial accounting data of contractors, thus contributing to the development of internal control over public procurement for research, development and engineering.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 20i6

References

1. Vygonova E.E. [The technique and the process of internal control at enterprises]. Vektor nauki TGU = Vector of Sciences. Togliatti State University, 2011, no. 2, pp. 348-350. (In Russ.)

2. Shegal S.E., Akhalkatsi O.V. [The technique for checking the efficiency of corporate internal control].

Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = News of Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2008, no. 2, pp. 64-71. (In Russ.)

3. Sokolov B.N. [Internal control in profit-making entities]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2006, no. 5, pp. 79-85. (In Russ.)

4. Andreev V.D. [Internal business control: basic concepts]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2008, no. 2, pp. 14-16. (In Russ.)

5. Burtsev V.V. [Internal control: basic concepts and organization]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2002, no. 4, pp. 5-8. (In Russ.)

6. Burtsev V.V. [Principal areas for improving internal control in the entity]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2002, no. 10, pp. 25-34. (In Russ.)

7. Gazaryan A.V., Mikhailova O.P. [The corporate internal control system]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 1999, no. 9, pp. 47-51. (In Russ.)

8. Sadykova T.M., Predeus N.V., Mashentseva G.A. Sovershenstvovanie metodicheskogo obespecheniya ucheta raskhodov i rezul'tatov NIOKR: monografiya [Improving the methodological framework of

accounting for R&D expenses and results: a monograph], Volgograd, Volgograd State Technical University Publ., 2015, 172 p.

9. Zemlin A.I. [Current legal aspects of countering the corruption as part of public procurement], Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 1, pp. 238-244. (In Russ.)

10. Khosiev B.N. [Economic control as a function of agricultural management control]. APK: Ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2008, no. 10, pp. 31-33. (In Russ.)

11. Lytneva N.A., Sysoeva O.N. [Developing innovative methods for business performance management]. Vestnik OrelGAU, 2012, no. 5, pp. 3-7. (In Russ.)

12. Serebryakova T.Yu. Teoriya i metodologiya skvoznogo vnutrennego kontrolya: monografiya [The theory and methodology of walk-through internal control: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012, 328 p.

13. Amanzholova B.A. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty formirovaniya sistem vnutrennego kontrolya vzaimosvyazannykh organizatsii: monografiya [Theoretical and methodological aspects of setting up internal control systems in related entities: a monograph]. Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2008, 256 p.

14. Gvarliani T.E., Cheremshanov S.V. [Studying the financial control methodology]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2003, no. 4, pp. 5-17. (In Russ.)

15. Akinshin S.N., Starozhuk E.A. [Pricing techniques in relation to weapons R&D]. Izvestiya TulGU. Tekhnicheskie nauki = News of Tula State University. Technical Sciences, 2013, no. 1, pp. 370-380. (In Russ.)

16. Khorokhordin D.N. [Prospects for automating internal audit procedures in various businesses]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2004, no. 2, pp. 226-230. (In Russ.)

17. Voropaev Yu.N. [The corporate internal control system]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2003, no. 9, pp. 56-60. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.