EDN: XDIZPB
Е.Г. Лопес - кпн, доцент кафедры профессионального образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
E.G. Lopes - candidate of pedagogical sciences, associate professor department of psychology of education and professional development, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE MANAGEMENT SKILLS OF MANAGERS AND SPECIALISTS ON THE ECONOMIC EFFICIENCY OF ORGANIZATIONS
Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа взаимосвязи управленческих умений руководителей и специалистов и их влияния на экономическую эффективность организаций. Теоретическая часть работы освещает особенности управленческой деятельности, а также особенности работы менеджеров в сфере торговли. В контексте концепции К.Л.Вилсона рассматриваются различные фазы профессиональной деятельности менеджеров, позволяющие определить сильные и слабые стороны руководителей и их потенциальное влияние на экономическую производительность. Исследование ставит целью выявить особенности проявления управленческих умений в группе руководителей и специалистов и оценить их вклад в экономический успех организаций. Используя математические методы анализа, были построены профили управленческих умений и выявлены статистически значимые различия в их выраженности между двумя группами респондентов. Корреляционный анализ показал связь между функциями управления и профессиональными ценностями руководителей и специалистов, и их влиянием на экономическую эффективность. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации отбора персонала, формирования кадрового резерва и разработки обучающих программ, целью которых является повышение экономической эффективности организаций.
Abstract. This article presents the results of the analysis of the relationship between managerial skills of managers and specialists and their impact on the economic efficiency of organizations. The theoretical part of the work highlights the features of management activities, as well as the features of the work of managers in the field of trade. In the context of the concept of C.L. Wilson, various phases of the professional activity of managers are considered, which make it possible to determine the strengths and weaknesses of managers and their potential impact on economic performance. The study aims to identify the features of the manifestation of managerial skills in a group of managers and specialists and evaluate their contribution to the economic success of organizations. Using mathematical methods of analysis, profiles of managerial skills were built and statistically significant differences in their severity between the two groups of respondents were identified. Correlation analysis showed the relationship between management functions and professional values of managers and specialists, and their impact on economic efficiency. The results of the study can be used to optimize the selection of personnel, the formation of a personnel reserve and the development of training programs, the purpose of which is to increase the economic efficiency of organizations.
Ключевые слова: управленческая деятельность, цикл и фазы функций управления, руководители, специалисты, организации, управление организацией.
Keywords: management activities, cycle and phases of management functions, managers, specialists, organizations, organization management.
Введение
В настоящее время в производственной сфере происходит внедрение инновационных процессов, развиваются процессы модернизации, что влияет на изменение производственных отношений, на изменение форм собственности предприятий, на взаимоотношения сотрудников с разным профессиональным статусом. Происходящие процессы затрагивают производственные отношения внутри коллективов, это оказывает влияние на профессиональный статус сотрудников. Особенности профессионального развития личности зависят от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранной им профессии, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности и какой смысл она в нее вкладывает. Человек, выбирая профессию и профессиональную деятельность имеет свое представление о содержании и процессе деятельности, и зачастую это представление в процессе работы расходится в реальной жизни, в силу разных причин и обстоятельств. Существует множество факторов в профессиональной деятельности, которые могут накладывать отпечаток на представление о профессиональной и управленческой деятельности. В психологии управление рассматривается как процесс, цель которого является изменение состояния другого объекта, как «деятельность, направленную на выработку управленческой программы и создание таких мотивирующих условий, которые побуждают управляемых эффективно реа-лизовывать эту программу» [1,6]. В психологии и в менеджменте не существует терминологического единства для понятия «управленческая деятельность». И понятие «управление» выступает синонимом понятия «управленческая деятельность». М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури понятие управления раскрывается через содержательные и результативные характеристики деятельности как процесс, необходимый для достижения целей организации, включающий мотивацию, планирование, организацию и контроль. Управленческая деятельность - это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд, особенности которого отражены в характеристиках собственно деятельности, субъекта, результата, предмета, процесса, содержания, цели. Процесс управления это логическая последовательность квалифицированных поведенческих стратегий [11].
Результаты исследования и обсуждение
В контексте проблемного поля, нами было проведено пилотажное исследование управленческих умений в группе руководителей и специалистов торговой сферы. В исследовании использовался опросник К.Л.Вилсон «Цикл управленческих умений» и методика «Профессиональные ценности» Здравомыслов А.Г. [12]. На основе концепции менеджмента К.Л.Вилсон разработал опросник, в котором каждая шкала соответствует задачам, выполняемым менеджерами в процессе деятельности. Данная концепция и разработанная методика, позволяет руководителю оценить себя и получить обратную связь от коллег. К.Л.Вилсон выделяет шесть фаз управленческой деятельности: фаза первая - разъяснение целей, фаза вторая - планирование и решение проблем, фаза третья - создание необходимых условий, фаза четвертая - обеспечение обратной связи, фаза пятая - контроль, фаза шестая - поощрение. Фазы цикла функций управления содержат шкалы, которые группируются в блоки: первый блок, включает одиннадцать шкал, которые составляют задачи в шести фазах цикла функций управления; второй блок включает четыре шкалы, которые направлены на выявление взаимоотношений между руководителем и коллективом; третий блок содержит восемь шкал и характеризует социально-психологический климат в коллективе [12]. Цель исследования: выявить статистически значимые различия управленческих функций
и профессиональных ценностей руководителей и специалистов в торговой сфере. В исследовании участвовали 100 человек: 20 руководителей и 80 специалистов торговой сферы. Объект исследования: управленческие функции руководителей и специалистов торговой сферы. Предмет исследования: взаимосвязь управленческих функций и профессиональных ценностей в группе руководителей и специалистов торговой сферы. Гипотезы исследования: существуют статистически значимые отличия выраженности управленческих функций в группе руководителей и специалистов. Существует взаимосвязь управленческий функций и профессиональных ценностей в группе специалистов и руководителей. Процедура проведения: респонденты отвечали на 145 вопросов, далее были получены результаты по методике, построен профиль в виде «лепестковой» диаграммы показателей в группе руководителей. Результаты представлены на рисунке 1. Построен профиль в виде «лепестковой» диаграммы показателей в группе специалистов. Результаты представлены на рисунке 2. Проведен сравнительный анализ с целью выявления статистически значимых различий в двух группах респондентов.
Рисунок 1 - Профиль выраженности по методике «Цикл управленческих умений» в группе руководителей
Рисунок 2 - Профиль выраженности по методике «Цикл управленческих умений в группе специалистов
В группе руководителей рисунок 1, результаты исследования позволяют констатировать что, в первом блоке функции управления, в пределах средних значений, наиболее выражены шкалы: «Разъяснение целей и задач», «Тщательное планирование рабочего процесса», «Компетенции менеджера» и в целом функции управления выражены достаточно хорошо, но ни одна шкала не имеет высоких значений. Во втором блоке «Взаимоотношения между руководителем и подчиненными» выраженность шкал на среднем уровне. Наименьшие значения по шкале «Доверие подчиненных». Средние показатели по шкалам: «Создание команды», «Заинтересованность в профессиональном росте подчиненных». В третьем блоке социально-психологический климат наиболее выражены шкалы «Качество работы» и наименее выражена шкала «Благоприятные условия для должностного роста».
В группе специалистов рисунок 2, результаты исследования позволяют констатировать что, в первом блоке функции управления наиболее высоко специалисты оценивают себя по шкалам «Разъяснение целей и задач» и «Обратная связь», это шкалы содержание, которых больше всего удается реализовывать. Далее все значения по шкалам ниже среднего уровня; «Обеспечение необходимыми условиями работы», «Контроль времени», «Мотивация целей», «Делегирование полномочий», «Контроль деталей». «Поощрение за хорошо выполненную работу». В втором блоке взаимоотношения между руководителем и подчиненными значения по шкалам имеют средний уровень. Низкие значения по шкале «Доверие подчиненных» характеризует группу специалистов, как недоверчивых к своим руководителям, возможно к коллегам. В третьем блоке Социально-психологический климат низкие значения по шкале «Благоприятные условия для должностного роста» и «Качество работы».
По результатам полученных данных был проведен сравнительный анализ. Сравнительный анализ двух групп респондентов, руководителей и специалистов торговой сферы, показали следующие результаты. Для сравнительного анализа статистических данных был выбран Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1- Статистически значимые различия управленческих функций и профессиональных ценностей
и Манна-Уитни W Вилкоксона Z Асим. значим (2-ст.)
А разъяснение целей задач 682,000 3922,000 -1,069 ,285
В взаимоот-шение .с подчинен. 371,000 3611,000 -4,078 ,000
С планирование процесса 261,000 3501,000 -5,054 ,000
D компетенции менеджера 261,000 3501,000 -5,054 ,000
Е обеспечение условий 129,000 3369,000 -6,183 ,000
F обратная связь 708,000 3948,000 -,834 ,404
G контроль времени 190,000 3430,000 -6,663 ,000
Н контроль деталей 74,000 3314,000 -6,612 ,000
I мотивация целей 394,000 3634,000 -3,872 ,000
J делегирование полномочий 573,500 3813,500 -2,132 ,033
К поощрение за работу 508,000 3748,000 -2,858 ,004
L ориентация на людей 379,000 3619,000 -4,007 ,000
М создание команды 120,000 3360,000 -6,343 ,000
N заинтересован. в проф.росте 727,500 3967,500 -,647 ,518
О доверие подчиненных 210,000 3450,000 -5,792 ,000
Р включенность в работу 253,500 3493,500 -5,163 ,000
Q профкомпетенность подчин. 404,500 3644,500 -3,845 ,000
R сплоченность группы 543,500 3783,500 -2,507 ,012
S благоприятные условия рост 441,000 3681,000 -3,447 ,001
Т напряженность 584,500 3824,500 -2,057 ,040
и отношения к людям 672,500 882,500 -1,153 ,249
V настрой группы 720,500 930,500 -,803 ,422
W качество работы 324,000 3564,000 -4,497 ,000
Организация труда 109,000 3349,000 -6,503 ,000
творчество 485,500 3725,500 -3,040 ,002
Вид деятельности 7,000 3247,000 -7,769 ,000
Сан-гигиеничес кие 140,000 350,000 -6,259 ,000
зарплата 771,000 981,000 -,565 ,572
квалификация 68,000 3308,000 -6,774 ,000
Престиж профессии 4,000 3244,000 -7,200 ,000
Условия труда 731,500 941,500 -,724 ,469
взаимоотношения 416,500 3656,500 -4,193 ,000
общение 639,500 3879,500 -1,575 ,115
Реализация индивидуальности 19,000 3259,000 -7,172 ,000
Значимость работы 69,000 3309,000 -6,880 ,000
карьера 179,000 3419,000 -6,445 ,000
Удовлетворенность трудом 20,000 3260,000 -7,116 ,000
самостоятельность 26,500 3266,500 -6,909 ,000
авторитет 8,000 3248,000 -7,186 ,000
Результаты сравнительного анализа позволяют констатировать, отличия по шкалам методики «Цикл управленческих умений» преобладают в группе руководителей из 23 шкал, отличия по 18 шкалам. Более высокая оценка у руководителей по шкалам: по первому блоку функции управления: «Взаимоотношения с подчиненными», «Планирование рабочего процесса», «Компетенция менеджера», «Обеспечение необходимыми условиями работы», «Контроль времени», «Контроль деталей», «Мотивация целей», «Делегирование полномочий». Второй блок взаимоотношения руководителя с подчиненными отличия по шкалам: «Поощрение за хорошо выполненную работу», «Ориентация на людей», «Создание команды», «Доверие подчиненных». По третьему блоку отличия по шкалам: «Включенность в работу», «Профессиональная компетентность подчиненных», «Сплоченность группы», «Благоприятные условия для должностного роста», «Уровень напряженности», «Качество работы». По методике «Профессиональные ценности» выявлены статистически значимые отличия по шкалам: авторитет, самостоятельность, удовлетворенность трудом, значимость работы, карьера, реализация индивидуальности, взаимоотношения, престиж профессии, квалификация, санитарно-гигиенические условия, вид деятельности, творчество, организация труда.
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2 в группе руководителей.
Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа в группе руководителей.
С Б Е J N И Т и V W
Творчество ,780** ,709** -,543* -445* ,592**
Квалификация -437
Условия труда ,530* ,468*
Индивидуальность ,514*
Значимость работы -,459*
Самостоятельность ,485*
Корреляционные плеяды в группе руководителей позволяют говорить о большом скоплении положительных корреляционных связей между блоком управленческих функций (взаимоотношения подчиненных, компетенции менеджера, условия работы, контроль времени) и шкалой профессиональных ценностей (возможность творчества в управленческой деятельности). Возможно, это обусловлено тем, что деятельность руководителя характеризуется значительными возможностями проявлять творчество в деятельности. В блоке взаимоотношения с руководством определена положительная взаимосвязь между доверием к подчиненным и творчеством, т.е., чем больше доверия, тем шире возможности творчества. В блоке психологического климата определена
взаимосвязь качества работы и творчества, чем выше качество, тем в большей степени проявляется творчество. Также, чем выше уровень психологического климата, тем больше удовлетворенность трудом. Определены отрицательные взаимосвязи в блоке психологического климата и мотивации (отношение к людям и ценность творчества, тревожность и ценность творчества). Это указывает на то, что, чем больше проявляется установленный порядок кадровой политики, тем меньше проявляется ценность творчества и ниже тревожность (больше стагнации в творческой деятельности).
Результаты корреляционного анализа в группе специалистов представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа в группе специалистов.
B D E K L M N O P Q
Творчество ,244* ,268* ,297**
Сан-гигиенические ,332** ,370** ,289** ,275*
Квалификация ,288** -,277*
Условия труда -,379** -,333**
Индивидуальность -,311**
Карьера ,382**
В группе специалистов выявлено большее количество положительных и отрицательных корреляционных взаимосвязей, чем в группе руководителей. Данные взаимосвязи руководителей и специалистов отличаются по содержанию и характеристикам. Умения руководителей больше отражены во взаимосвязи с ценностями творчества, условий труда и индивидуальности. Умения специалистов больше взаимосвязаны с ценностями санитарно-гигиенических условий труда, отношения администрации к труду, быту и отдыху работников, карьерой и авторитетом. Таким образом, наличие достоверных корреляционных связей между профессиональными ценностными ориентациями и управленскими умениями нашли подтверждение гипотезы. Выводы
Современный уровень процесса управления предполагает развитие и функционирование менеджерских умений руководителя и формирование кадрового резерва из сотрудников организации, или в ситуации отбора кадров на управленческие должности, которые способны реализовывать управленческую деятельность. Анализ теоретической литературы позволил определить особенности управленческой деятельности, подобрать методы и методики для эмпирического исследования. Результаты исследования подтвердили гипотезу о существовании статистически значимых отличий по шкалам цикла управленческих умений и позволил определить профили выраженности управленческих умений в группах руководителей и специалистов торговой сферы. Профили управленческих умений позволяют говорить о наличии проблем, в частности в группе руководителей, при сравнительном анализе результатов в первом блоке управленческих функций есть сложности по шкалам «постановка целей и задач» специалисты недостаточно, понимают значимость задания, нет ясного объяснения, далее по шкале «качество обратной связи» очень важная задача доносить сведения до специалистов на сколько они продвигаются к поставленной цели. По второму блоку взаимоотношения руководителя с подчиненными по шкале «заинтересованность в профессиональном росте подчиненных» специалисты считают, что такой возможности недостаточно и не всегда удается профессионально развиваться. И по третьему блоку социально-психологического климата по шкале «Отношение к людям, которая характеризует кадровую политику и установленный порядок в организации, позволяет констатировать, что специалистам недостаточно проявляют отношение к ним со стороны руководства. Данные результаты исследования не исчерпывают всей полноты исследования и позволят улучшить рассматриваемые аспекты в процессе кадровой политики организации.
Источники:
1. Агафонова М. С., Берегович К. А. Управленческая деятельность: её особенности, структура и характерные черты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 438- 441. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570086.htm.
2. Бакурадзе А.Б. Ценности управления и профессиональные ценности//Вестник ТвГУ.2017. - № 2. - С. 19-26.
3. Головнева И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек - человек» // Вестник Омского университета. Серия «Психология» 2018.- № 1. -С. 42-55.
4. Добросельский В.В. Психологическая структура профессиональной деятельности менеджера//Вестник РМАТ. - 2017. - № 3. - С. 43-50.
5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2011 - 410 с.
6. Круглов, В. Н. Поиск реперных точек эффективного алгоритма управленческой деятельности в отраслевой сфере (на примере таможенной деятельности) / В. Н. Круглов, В. С. Левинзон // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2022. - № 2. - С. 25-30. - DOI 10.47576/2411 -9520_2022_2_25. - EDN CVVPNK.
7. Куликова, Е. С. Мотивация труда персонала в организациях / Е. С. Куликова // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: ци-вилизационный аспект : материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч., Москва, 15 февраля 2021 года. Том Часть 1. - Москва: Издательский дом «ИМЦ», 2021. - С. 104-107. - EDN JWPKKM.
8. Макаров В.М. Теория менеджмента. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 125 с.
9. Нефедов Б.А. Раскрытие функций, целей, задач и методов управления производством//Управление рисками в АПК. - 2018. - № 4. - С. 6-31.
10. Панфилова, Ю. С. Управленческая поддержка ценностно-смыслового компонента деятельности преподавателя как особый вид управленческой деятельности / Ю. С. Панфилова // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 23. - С. 1518-1524. - EDN MTJCXL.
11. Пащенко, И. Ю. Цифровая информация и информационная деятельность как объекты публично-правового регулирования управленческой деятельности в условиях цифровизации / И. Ю. Пащенко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 8(122). - DOI 10.23670/IRJ.2022.122.92. - EDN ZZNMXC.
12. Ражабов Ш. Функции управления и их значение в процессе эффективного управления предприятием /Ш. Ражабов, М.Х. Гадоева //Бенефициар. - 2019. -№ 33. - С. 23-27.
13. Сулимин, В. В. Стратегическое управление сельскохозяйственными предприятиями / В. В. Сулимин // Московский экономический журнал. - 2019. -№ 9. - С. 37. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-19050. - EDN TQWJGX.
14. Терещенко Н. Г. Понятие «управленческая деятельность» в ряду сходных категорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2017. -№ 10.
15. Чикер В.А.Психологическая диагностика организации и персонала. - СПб.: Речь,2006.-176с.
16. Шведов, В. В. Информационные технологии проектного управления в таможенном администрировании на уровне субъекта Российской Федерации / В. В. Шведов // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития, 2019. - С. 206-209. - EDN VKNXXA.