Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ "ЛИНЕЙНОГО" УРОВНЯ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ "ЛИНЕЙНОГО" УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остроушко М.Г.

В статье обосновывается актуальность поиска организационно-психологических ресурсов развития управленческой компетентности «линейных» руководителей многопрофильного лечебного учреждения — заведующих отделениями. С применением психодиагностических процедур показано, что заведующие отделениями опираются преимущественно на два типа индивидуальных стилей принятия управленческих решений («реализаторский» и «ситуационный»), на два типа организационной власти — власть экспертная и власть харизматическая. По результатам проведенного корреляционного анализа взаимосвязей выделенных типов с установленными преобладающими видами профессионального мышления и креативности делается вывод о целесообразности формирования двух основных направлений развивающей работы. Первое — работа с представителями «реализаторского» типа, экспертной власти, обладающими преимущественно «символическим» типом профессионального мышления. Работа должна включать развитие навыков решения проблем, творческого подхода, умений влиять на окружающих, наладить групповую работу, понимание особенностей управленческого труда. Второе направление должно охватывать руководителей, ориентированных на стиль ситуационных управленческих действий, харизматический тип власти, имеющих преимущественно гуманитарный склад ума и творческие способности. Работа предполагает развитие понимания особенностей управленческого труда, навыков решения проблем, умений наладить групповую работу, распределять и делегировать ответственность между подчиненными. Обозначенная концепция развивающей работы с кадрами «линейных» менеджеров заложена в основу программы специального курса в системе дополнительного профессионального образования заведующих отделениями многопрофильного лечебного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO IDENTIFI CATION OF PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF MANAGEMENT COMPETENCE OF A LINE MANAGER

The article explains the relevance of the search of organizational and psychological resources of administrative competence of «linear» multi-hospital leaders — heads of departments. Using the psycho-diagnostic procedures it shows that the heads of departments are based mainly on two types of individual styles of decision-making («realizational» and «situational»), on two types of organizational power — the power of expertise and the power and charismatic. According to the results of the correlation analysis of selected types relationships with the established prevailing types of professional thinking and creativity the author makes a conclusion about the expediency of formation of two main directions of the developing work. The fi rst is the work with representatives of «realizational» type, the expert power, possessing mainly «symbolical» type of professional thinking. The work should include the development of problem-solving skills, creativity, ability to infl uence others, to adjust teamwork, the understanding of managerial work. The second direction should cover the heads focused on situational administrative actions style, a charismatic type of power, humanitarian mindset and creativity. Work assumes development of administrative work understanding, problem solving skills, ability to establish teamwork, distribute and delegate responsibilities among subordinates. The designated concept of the developing work with the staff «linear» managers is put in a basis of the program of special courses in system of additional education of department head of multifunctional medical institution.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ "ЛИНЕЙНОГО" УРОВНЯ»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ «ЛИНЕЙНОГО» УРОВНЯ

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO IDENTIFICATION OF PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF MANAGEMENT COMPETENCE OF A LINE MANAGER

ПОЛУЧЕНО 17.12.15 ОДОБРЕНО 21.12.15 ОПУБЛИКОВАНО 17.02.16 УДК: 740; 3977 DOI 10.12737/18138

ОСТРОУШКО М.Г.

Руководитель кадровой службы государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар

OSTROUSHKO M.G.

Head of the Personnel Department, State Budgetary Institution of Health Care «Regional clinical hospital No. 2» of the Ministry of Health of Krasnodar region, Krasnodar

e-mail: marina-ostroush@mail.ru

Аннотация

В статье обосновывается актуальность поиска организационно-психологических ресурсов развития управленческой компетентности «линейных» руководителей многопрофильного лечебного учреждения — заведующих отделениями. С применением психодиагностических процедур показано, что заведующие отделениями опираются преимущественно на два типа индивидуальных стилей принятия управленческих решений («реализаторский» и «ситуационный»), на два типа организационной власти — власть экспертная и власть харизматическая. По результатам проведенного корреляционного анализа взаимосвязей выделенных типов с установленными преобладающими видами профессионального мышления и креативности делается вывод о целесообразности формирования двух основных направлений развивающей работы. Первое — работа с представителями «реализаторского» типа, экспертной власти, обладающими преимущественно «символическим» типом профессионального мышления. Работа должна включать развитие навыков решения проблем, творческого подхода, умений влиять на окружающих, наладить групповую работу, понимание особенностей управленческого труда. Второе направление должно охватывать руководителей, ориентированных на стиль ситуационных управленческих действий, харизматический тип власти, имеющих преимущественно гуманитарный склад ума и творческие способности. Работа предполагает развитие понимания особенностей управленческого труда, навыков решения проблем, умений наладить групповую работу, распределять и делегировать ответственность между подчиненными. Обозначенная концепция развивающей работы с кадрами «линейных» менеджеров заложена в основу программы специального курса в системе дополнительного профессионального образования заведующих отделениями многопрофильного лечебного учреждения.

Ключевые слова: многопрофильное лечебное учреждение, управление персоналом, индивидуальный стиль принятия управленческих решений, харизматическая власть, экспертная власть, профессиональное мышление, креативность.

Abstract

The article explains the relevance of the search of organizational and psychological resources of administrative competence of «linear» multi-hospital leaders — heads of departments. Using the psycho-diagnostic procedures it shows that the heads of departments are based mainly on two types of individual styles of decision-making («realizational» and «situational»), on two types of organizational power — the power of expertise and the power and charismatic. According to the results of the correlation analysis of selected types relationships with the established prevailing types of professional thinking and creativity the author makes a conclusion about the expediency of formation of two main directions of the developing work. The first is the work with representatives of «realizational» type, the expert power, possessing mainly «symbolical» type of professional thinking. The work should include the development of problem-solving skills, creativity, ability to influence others, to adjust teamwork, the understanding of managerial work. The second direction should cover the heads focused on situational administrative actions style, a charismatic type of power, humanitarian mindset and creativity. Work assumes development of administrative work understanding, problem solving skills, ability to establish teamwork, distribute and delegate responsibilities among subordinates. The designated concept of the developing work with the staff «linear» managers is put in a basis of the program of special courses in system of additional education of department head of multifunctional medical institution.

Keywords: versatile medical institution, personnel Management, individual style of management decision-making, charismatic authority, expert power, professional thinking, creativity.

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В исследованиях, посвященных анализу проблем медицинского труда, в частности, управления персоналом лечебных учреждений, справедливо отмечается, что врач-руководитель — это представитель специфического профессионального сообщества [11, 14—16]. Успешность исполнения им руководящих функций обусловливает необходимость определенных составляющих в совокупности профессиональных компетенций. Раскрывая их, Б.А. Ясько, Б.В. Ка-зарин отмечают следующее: эффективный врач-руководитель должен быть не только профессионалом высокого уровня, но и владеть знаниями, значительно выходящими

за рамки профессиональных медицинских знаний. Ему должны быть присущи профессионально важные личностные качества, составляющие инварианты типологии личности врача-клинициста. Наконец, у него должны быть сформированы качества эффективного менеджера — управленческие компетенции [2].

Вступив в должность руководителя, врач сталкивается с совокупностью задач, к решению которых он не был подготовлен предыдущими этапами профессионального становления. Зачастую, будучи высококвалифицированным клиницистом, врач оказывается не подготовленным к управлению коллективом коллег, формированию социального капитала организации. О.Г. Носкова и Б.А. Ясько, основы-

ваясь на систематизации кризисов профессионализации субъекта медицинского труда, определяют этот период в профессиональной карьере врача как кризис «вступления в должность» [5]. Данный вид кризиса психологически маркируется снижением самооценки, фрустрированностью, накоплением симптомов профессионального выгорания [12].

Следует отметить важную организационно-регламенти-рующую особенность управленческой деятельности в учреждении здравоохранения. Она состоит в том, что субъекты топ-менеджмента при назначении на должность главного врача или заместителя главного врача в обязательном порядке проходят дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье», которая проводится на специализированных кафедрах медицинских вузов. Результатом обучения является сертификация специалиста по названному направлению, которая служит главным условием допуска врача к управленческой деятельности. Сертификат организатора здравоохранения, как и сертификаты по всем клиническим специализациям врачей, подлежит подтверждению не менее одного раза в пять лет [7]. Однако требование наличия специализации по организации здравоохранения не распространяется на самое многочисленное подразделение управленческого корпуса организаций здравоохранения — так называемых линейных менеджеров — заведующих отделениями. Вместе с тем именно на них ложится главное бремя ответственности за качество медицинских услуг, успешность решения разнообразных клинических задач в процессе работы медицинского персонала вверенного отделения.

Указанное в совокупности актуализирует проблему психологической готовности врача к менеджерской деятельности «линейного» уровня. С точки зрения управления персоналом лечебного учреждения данная проблема рассматривается нами как поиск эффективных путей становления управленческой компетентности врача, являющейся составной частью его общей профессиональной компетентности.

Целью проводимого нами исследования является поиск психологических «мишеней» практико-ориентированного воздействия на руководителей «линейных» руководителей (заведующие отделениями, старшие медицинские сестры), направленного на формирование у них компетентностной готовности к управленческой деятельности в профессиональных группах, иными словами — навыков и умений организационного лидера. Существенное место в их совокупности, как отмечается в известных концепциях управленческого труда, занимают индивидуальные стили руководства, реализации властных функций и принятия управленческих решений [1, 3, 10 и др.].

Далее приводятся результаты исследования, проведенного в группе врачей — заведующих клиническими отделениями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс исследования включает следующие компоненты:

1. Определение эмпирической базы. Исследование проведено в многопрофильном учреждении здравоохранения регионального статуса, оказывающем все виды амбулаторной и стационарной помощи населению края, включая проведение современных высокотехнологичных операций. Конечный фонд учреждения составляет 1260 коек. В организационную структуру входят 114 подразделений, 60 из которых являются клиническими, непосредственно оказывая медицинские услуги. Штатный состав медицинского персонала по данным третьего квартала 2015 г. — 2669 человек. Учреждение является постоянным участником государственных

проектов и программ модернизации здравоохранения. В 2014 г. стало Лауреатом премии Правительства РФ в области качества.

2. Формирование группы испытуемых — в целях исследования в группу были включены заведующие отделениями, всего 57 человек.

3. Подбор методик. Для выявления психологических ресурсов управленческой компетентности врача-руководителя «линейного» уровня были применены следующие психодиагностические методики: «Стиль принятия управленческих решений» (А.В. Карпов, Е.В. Маркова); Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации (Л.Ю. Левкович); опросник «Профиль мышления» (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕННЫХ МЕТОДИК

Опросник «Стиль принятия управленческих решений» разработан А.В. Карповым и Е.В. Марковой для операцио-нализации концепции стилевых механизмов реализации ведущей управленческой функции — функции принятия решений. Авторы предлагают индивидуально-типологическую модель стилей принятия управленческих решений, идея которой заложена в опросник [3]. Тест содержит 51 утверждение, которые оцениваются с применением семибалльной шкалы: от +3 (полностью согласен) до —3 (абсолютно не согласен).

Вопросы (утверждения) распределены по двум шкалам: «Властность» и «Поведение в проблемной ситуации». Сочетание индивидуальных показателей по результатам опроса дает возможность определить типологическую принадлежность индивидуального стиля принятия управленческих решений. Авторы вводят понятие пяти наиболее распространенных стилей: авторитарный; маргинальный; реали-заторский; попустительский и ситуационный.

Руководитель с авторитарным стилем принятия решений характеризуется сочетанием «директивности» и «продуцирования проблемной ситуации». Он не боится ответственности, а наоборот, хочет и может быть ответственным и властным. Для руководителя с маргинальным стилем принятия решений свойственно сочетание «директивности» и «избегания проблемной ситуации». Руководитель с реализаторским стилем принятия решений сочетает «либерализм» и «продуцирование проблемной ситуации». Он направлен, прежде всего, на дело, на достижение результата, делает все сам, при этом сочетает высокую требовательность к себе с либеральной манерой построения взаимоотношений в коллективе. Руководитель с попустительским стилем принятия решений характеризуется сочетанием «либерализма» и «избегания проблемной ситуации». Он не требователен ни к себе, ни к подчиненным. Он пассивен в любой ситуации. Решения, не то что не продуцируются таким руководителем, но даже, когда проблемная ситуация возникает объективно, он склонен не замечать ее, оставляет подчиненных один на один с проблемой. Наконец, руководитель с ситуационным стилем принятия решений ориентирован на партисипа-тивные отношения с подчиненными и на ситуативно-зависимую форму принятия решения. При этом специфика процесса принятия решения детермирована не личностными предпочтениями руководителя, а объективными особенностями производственной ситуации [9, с. 325—329].

Теоретической базой методики изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации является классификация форм власти и властности как устойчивой черты личности Дж. Френча и Б. Равена [17]. Это ситуационный тест, позволяющий увидеть предпочитаемые

формы применения власти в организации. Испытуемому предлагается ознакомиться с ситуацией (всего их 10) и выбрать один из пяти вариантов воздействия на подчиненных. Эти варианты представляют собой пять форм власти, выделяемых в исследованиях Дж. Френча и Б. Равена: власть, основанная на принуждении (власть санкция — Вс); власть, основанная на вознаграждении (Вв); экспертная власть (Вэ); законная, традиционная власть (Вт); харизматическая власть (Вх) [4, с. 300, 301].

При обработке результатов каждому варианту воздействия руководителя на подчиненных, который выбирает испытуемый в ходе анализа проблемных ситуаций, приписывается 1 балл. Таким образом, выбор испытуемым одного из пяти альтернативных вариантов дает при подсчете результатов один балл по соответствующей шкале. Минимальный результат по отдельной шкале равен ноль баллов, а максимальный результат — 10 баллам (при результате по всем остальным шкалам в ноль баллов). Методика позволяет представить графический «профиль» предпочтения руководителем различных форм власти, где на оси X представлены шкалы, а на оси Y — значения тестовых баллов по каждой шкале.

При содержательной интерпретации результатов особое внимание обращается на значения баллов по каждой шкале, находящихся в диапазоне от 1 до 3 (низкие значения) и от 7 до 10 баллов (высокие значения). Низкие значения свидетельствуют о том, что данная форма власти не является привлекательной для испытуемого. Высокие показатели интерпретируются как привлекательность для руководителя использования данной формы власти во взаимодействии с подчиненными. Особый интерес представляет вариант интерпретации более или менее равномерного распределения тестовых баллов по нескольким шкалам методики. По мнению Л.Ю. Левкович, этот факт может быть интерпретирован как проявление гибкости руководителя в отношении использования различных источников власти при воздействии на подчиненных.

Опросник «Профиль мышления» предназначен для определения типов мышления и уровня креативности личности [6, с. 159-164].

Испытуемый оценивает собственное отношение к каждому утверждению выбором одного из альтернативных вариантов («да» — «нет»). При интерпретации результатов диагностики учитываются положительные ответы. Таким образом, максимальный показатель по каждой шкале составляет 15 баллов.

Выделяются четыре базовых типа мышления, каждый из которого обладает специфическими характеристиками (предметное, образное, знаковое, символическое мышление). Соответственно названным типам мышления опросник включает четыре шкалы, содержащие по 15 утверждений. Пятая шкала, имеющая также 15 утверждений, позволяет оценить уровень креативности личности. При интерпретации результатов определяются три уровня базового типа мышления и творческих способностей (креативности): низкий уровень (диагностический балл находится в пределах от 0 до 5); средний уровень (от 6 до 9 баллов); высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Установлено, что наиболее выражены в среде врачей — заведующих отделениями два стиля принятия управленческих решений: «реализаторский» и «ситуационный» (см. табл. 1).

Таблица 1

Типология индивидуальных стилей принятия управленческих решений и власти в группе врачей — заведующих отделениями (человек / %)

Типы стилей принятия управленческих решений

авторитарный реализатор-ский попустительский маргинальный ситуационный

7 / 12,3 19 / 33,3 7 / 12,3 8 / 14,0 16 / 28,1

Типы власти

Вс Вв Вэ Вт Вх

3 / 5,3 5 / 8,9 15 / 26,3 1 / 1,8 33 / 57,9

Примечания:

Вс — власть принуждения; Вэ — власть экспертная;

Вв — власть вознаграждения; Вт — власть традиционная.

Вх — власть харизматическая;

Сниженные показатели по шкале «Властность», сочетающиеся с активным принятием на себя ответственности за управленческие решения в проблемных ситуациях, свойственные обладателю «реализаторского» типа, очевидно, являются маркерами индивидуального стиля, объективно обусловленного спецификой врачебного труда. В клинической практике заведующий отделением несет персональную ответственность за результаты оказания медицинской помощи во вверенном ему подразделении, формулирование окончательного диагноза и определение тактики ведения пациента.

Партисипативные отношения в подразделениях, управляемых врачами с «ситуационным» стилем принятия решений, имеют в своей основе опору на профессионализм и взаимную поддержку персонала. В терминах Д. Френча и Б. Равена такой тип реализации властных функций носит название «экспертного». Мы предположили, что для этой группы заведующих отделениями именно названный тип власти является базовым.

Для проверки этой промежуточной гипотезы врачи были опрошены по методике изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации. Установлено, что наиболее выражен в среде заведующих отделениями тип харизматической власти (57,9%). Второе место по выраженности занимает экспертная власть (26,3%) (см. табл. 1).

Если рассмотреть распределение данных по выделенным подгруппам типов принятия управленческих решений, видим, что руководители «ситуационного» и «реализаторского» стилей более всего склонны опираться на харизматические методы управления (см. табл. 2). Тем не менее 25% «ситуативных» руководителей используют ресурс экспертной власти, который состоит в умении привлекать к решению сложных задач в совместной деятельности высокопрофессиональных работников.

Таблица 2

Представленность различных типов индивидуальных стилей принятия управленческих решений в группах, дифференцированных по типологическим предпочтениям власти в организации

Тип власти В целом Типы индивидуальных стилей принятия управленческих решений

1 (7 чел.) 2 (19 чел.) 3 (7 чел.) 4 (8 чел.) 5 (16 чел.)

Вс 3 / 5,3 2 / 28,6 - - 1 / 12,5 -

Вв 5 / 8,9 1 / 14,3 2 / 10,5 - 1 / 12,5 1 / 6,3

Вэ 15 / 26,3 2 / 28,6 3 / 15,8 4 / 54,1 2 / 25,0 4 / 25,0

Вт 1 / 1,8 - 1 / 5,3 - - -

Вх 33 / 57,9 2 / 28,6 13 / 68,4 3 / 42,9 4 / 50,0 11 / 68,8

Примечание: в столбцах обозначены типы индивидуальных стилей принятия управленческих решений: 1 — авторитарный; 2 — реали-заторский; 3 — попустительский; 4 — маргинальный; 5 — ситуационный.

Значительная представленность харизматического типа власти требует обращения к истокам понятия «харизматическая личность». Как поясняет словарь, харизматическая личность (от греч. harisma — божественный дар, благодать) — личность, обладающая особым духовным свойством, которое позволяет ей влиять на других, занимать выдающееся место, лидирующую позицию в своей сфере деятельности, круге жизненных отношений [8, с. 144]. Харизма представляет собой единство имиджа и инициативных действий, направленных на расширение личностного пространства и влияния. Взаимоотношения харизматического лидера и его окружения в большинстве случаев имеет эмоциональный характер, предполагающий веру, безоговорочное следование и поддержку. В силу определенных социальных, деятельностных причин, а также закономерностей групповой динамики, харизматическое лидерство не может продолжаться долго, однако его внешние атрибуты могут сохраняться длительное время и помогать субъекту власти руководить людьми [Там же]. Очевидно, одним из таких атрибутов является демонстрация руководителем харизматической формы власти.

Требование безоговорочного следования и поддержки тесно связано с высокими показателями по шкале «Властность» у большей части заведующих отделениями (72,4% опрошенных). Детальный анализ показал, что среди руководителей, опирающихся на ресурс харизматических качеств (33 человека) значительная часть (26 человек, 78,8%) проявляет завышенные властные требования к подчиненным (шкала «Властность» М = 99,5 ± 12,4). Именно в этой части обследованных (26 человек) обнаружена достоверная положительная линейная взаимосвязь властности и харизматических предпочтений в ее реализации (г = 0,393;р < 0,05).

Анализ специфики профессионального мышления показал, что наиболее выражен в среде врачей-руководителей «линейного» уровня знаково-символический тип мышления. Среднегрупповые показатели по этим шкалам находятся в диапазоне значений высокого уровня. При этом отмечается, что креативность как интегральное проявление творческих способностей субъекта имеет средний уровень выраженности (см. рис. 1).

Рис. 1. Среднегрупповые диагностические показатели выраженности типов профессионального мышления и креативности в группе врачей-руководителей «линейного» уровня

Полученные данные подтверждают имеющиеся в научных публикациях интерпретации специфики профессионального мышления врача-клинициста [13]. Вместе с тем отмечается наличие взаимосвязей между экспертным и харизматическим типами власти, «реализаторским» и «ситуационным» стилями принятия управленческих решений, с одной стороны, и знаково-символическим типом мышления — с другой (см. рис. 2).

«Реализаторский» индивидуальный стиль принятия управленческих решений положительно связан с мышлением,

фиксирующим существенные отношения в анализируемой ситуации («символический» тип), но при этом находится в отрицательной созависимости с качествами креативности. Возможно, активизация творческого подхода для такого руководителя усложняет решение управленческих задач (г = 0,416 и —0,431 соответственно).

Руководители, ориентированные на ситуацию («ситуационный» тип), наоборот, при принятии управленческих решений склонны проявлять творческий подход к решению разнообразных задач управления лечащим коллективом (см. рис. 2).

Важными показателями являются установленные по результатам корреляционного анализа взаимосвязи. Экспертный тип власти положительно связан с символическим мышлением. Такая тесная связь является психологическим ресурсом глубокого анализа ситуаций, исследования ее разных проявлений, формулирования решения в четких, профессионально выверенных формах. У представителей харизматических проявлений в управлении группой установлены корреляционные взаимосвязи с гуманитарным, «знаковым» складом ума, а также со способностью к новаторским, творческими приемам и решениям в профессиональной деятельности.

0,509

Рис. 2. Корреляционные плеяды взаимосвязей (г) типов мышления, креативности и типологических особенностей реализации управленческих функций

ВЫВОДЫ

Поиск психологических ресурсов развития управленческой компетентности руководителя «линейного» уровня в лечебном учреждении многопрофильного вида является одной из важных и актуальных задач службы управления персоналом. В основу концепции практико-ориентирован-ного подхода к решению данной проблемы могут быть положены описанные результаты, которые являются первым этапом проводимого исследования.

Полученные и проанализированные данные психодиагностики позволяют выделить два главных направления воздействия. В основу каждого из них положены дифференцированные по группам респондентов типы принятия управленческих решений и предпочитаемых форм власти в организации. В первую группу включены заведующие отделениями, ориентированные преимущественно на «реализаторский» тип, «либеральные» отношения в группе (сниженные показатели по шкале «Властность»), экспертную власть, обладающие преимущественно «символическим» типом профессионального мышления. Концепция работы с данной группой имеет в основе развитие навыков решения проблем, творческого подхода, умений влиять на окружающих, наладить групповую работу, понимание особенностей управленческого труда.

Во вторую группу включены руководители, ориентированные на стиль ситуационных управленческих действий, харизматический тип власти, имеющие преимущественно

гуманитарный склад ума («знаковое» мышление) и творческие способности. Слабым звеном в их управленческой подготовленности являются поведенческие особенности названных качеств: экспрессивность, авторитарность, недостаточные способность управлять собой и понимание особенностей управленческого труда; преобладание образного, чувственного компонента в мышлении, что может осложнять четкость в постановке задач перед коллективом и отдельными его членами. Повышенная креативность может вызывать чувство фрустрации от ежедневной, неизбежной в медицинском труде рутинной работы (составление и ведение медицинской документации, статистической отчетности и пр.). Поэтому одним из направлений развития у этих руководителей лидерского ресурса является развитие понимания особенностей управленческого труда, навыков решения проблем, умений наладить групповую работу, распределять и делегировать ответственность между подчиненными.

Названные «мишени» в настоящее время закладываются в программу специального курса (рабочее название «Основы психологии организационного лидерства») в системе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) для «линейных» руководителей многопрофильного лечебного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме [Текст] / А.Н. Занковский. — М.: Институт психологии РАН, 2011.

2. Казарин Б.В. Личностная готовность врача-клинициста к менеджерской деятельности в условиях социальной нестабильности [Текст] / Б.В. Казарин, Б.А. Ясько // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 5. — С. 107-110.

3. Карпов А.В. Психология стилей управленческих решений [Текст]: учебное пособие / А.В. Карпов, Е.В. Маркова. — Ярославль: Институт «Открытое общество», 2003. — 108 с.

4. Левкович Л.Ю. Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации [Текст] / Л.Ю. Левкович // Современная психология: Состояние и перспективы исследований: — Ч. 2. — М.: Институт психологии РАН, 2002. — С. 300-310.

5. Носкова О.Г. О кризисах профессионально-личностного развития врача [Текст] / О.Г Носкова, Б.А. Ясько. // Вестник Московского университета. Сер. 14 «Психология». — 2004. — № 2. — С. 21-30.

6. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента [Текст]: учеб. пособие. — 2-е изд.; под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетко-ва. — СПб.: СПбГУ, 2001.

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

8. Психология личности [Текст]: словарь-справочник; под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. — Киев: Рута, 2001.

9. Психология менеджмента [Текст]: практикум; под ред. проф. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2010.

10. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ [Текст] / В.А. Толочек. — М.: .Институт психологии РАН, 2013. — 320 с.

11. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача [Текст]: курс лекций / Б.А. Ясько. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 304 с.

12. Ясько Б.А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура [Текст]. — Краснодар, 2013. — 308 с.

13. Ясько Б.А. Профессиональное мышление врача: психологический анализ [Текст] / Б.А. Ясько // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информ. журнал. — 2008. — № 4. — С. 82-91.

14. Ясько Б.А. Врач-руководитель как субъект власти и менеджмента [Текст] / Б.А. Ясько, Б.В. Казарин, Л.В. Ка-мушкина // Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 2. — С. 72-75.

15. Yasko B.A. Basics of administrative competence of a doctor-head as a subject in a post graduate education system [Тех^ / B.A. Yasko, B.V. Kasarin, M.H. Rimmavi // International journal of experimental education. — 2011. — № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Yasko B.A. Analysis of managerial competencies in the system of post-graduate education of health care managers [Тех^ / B.A. Yasko, B.V. Kasarin, M.H. Rimmavi // International journal of experimental education. — 2011. — № 2.

17. French J.R. The Bases of Social Power [Тех^ / J.R. French [et al.]. — University of Michigan Press // Studies in Social Power, 1959.

REFERENCES

1. Zankovsky A.N. Psychology of leadership: from behavioural model to a cultural and valuable paradigm. 2011. (in Russian)

2. Kazarin B.V. Clinical physician personal readiness for management activity in the conditions of social instability. International journal of experimental education. 2011, I. 5, pp. 107-110. (in Russian)

3. Karpov A.V. Psychology of administrative decisions Manual. 2003. 108 p. (in Russian)

4. Levkovich L.U. Methodic ofstudying ofpreferences by the head of various forms of the power in the organization. 2002. (in Russian)

5. Noskova O.G. About crises of professional and personal development of the doctor. 2004. (in Russian)

6. Workshop on psychology of professional activity and management. 2001. (in Russian)

7. The order of Ministry of Health of the Russian Federation. November 29, 2012 No. 982n «About the statement of conditions and an order of issue of the expert to health and pharmaceutical workers certificate, form and technical requirements of the certificate of the expert».

8. Gornostay P.P., Titarenko T.M. Psychology of the personality. 2001. (in Russian)

9. Nikiforov G.S. Management psychology: a practical work. 2010. (in Russian)

10. Tolochek V.A. Problem of styles in psychology: historical and theoretical analysis. Moscow, Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2013. 320 p. (in Russian)

11. Yasko B.A. Psihology of the personality and work of the doctor: Course of lectures. 2005. 304 p. (in Russian)

12. Yasko B.A. Doctor-manager as subject of the power and management. Modern problems of science and education. 2010, I. 2, pр. 72-75. (in Russian)

13. Yasko B.A. Organizational psychology of health care: personnel, leadership, culture. Krasnodar, 2013. 308 p. (in Russian)

14. Yasko B.A. Professional thinking of the doctor: psychological analysis. Person. Community. Management. Scientific magazine. 2008, I. 4, pp. 82-91. (in Russian)

15. Yasko B.A. Basics of administrative competence of a doctor-head as a subject in a post graduate education system. International journal of experimental education. 2011, I. 1. (in Russian)

16. Yasko, B.A. Analysis of managerial competencies in the system of post-graduate education of health care managers. Internationaljournal of experimental education. 2011, I. 2.

17. French, J.R. The Bases of Social Power. Studies in SocialPow-er, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.