Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕЖДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕЖДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / РУКОВОДИТЕЛЬ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазилина Е. П.

В статье проанализированы основные потребности руководителей дошкольных образовательных учреждений. Представлены результаты эмпирического исследования по степени удовлетворенности основных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений. Представлены определенные возможности удовлетворения основных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений и их влияние на развитие мотивации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазилина Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕЖДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ»

УДК 378

Е.П. Мазилина

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕЖДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

В статье проанализированы основные потребности руководителей дошкольных образовательных учреждений. Представлены результаты эмпирического исследования по степени удовлетворенности основных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений. Представлены определенные возможности удовлетворения основных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений и их влияние на развитие мотивации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: потребности, мотивация профессиональной деятельности, развитие мотивации, руководитель дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность исследования. Ориентация современного общества на демократические преобразования способствует поиску новых механизмов управления всеми видами систем образования. В этой связи особого внимания требует дошкольное образование. Вместе с тем проблема мотивации профессиональной деятельности работников приобретает большое значение, поскольку человеческий ресурс - это основа любой организации и в условиях перестройки он является наиболее доступным. Практика управленческой деятельности доказывает, что профессиональные умения сотрудников дошкольного образовательного учреждения только тогда принесут ДОУ желаемый результат, когда все сотрудники будут в этом заинтересованы. Поэтому вопрос мотивации профессиональной деятельности педагогических работников приобретает важное значение, поскольку наличие мотивированных педагогов в учреждениях образования является одним из основных факторов, обеспечивающих качество образования.

В условиях конкуренции в системе образования, актуальность проблемы управления мотивацией профессиональной деятельности педагогических работников дошкольных учебных заведений обусловлена социально-экономическими процессами, происходящими в стране, а в частности выступает вопросы разработки действенных механизмов мотивации профессиональной деятельности, соответствующие эффективному использованию профессиональной деятельности педагогических работников в системе дошкольного образования.

Вопрос мотивации профессиональной деятельности педагогических работников отражены в законодательных и стратегических государственных документах, в частности в законах Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об утверждении Базового компонента дошкольного образования (новая редакция)», в Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года, в Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке и др. но на практике они мало реализованы. Поэтому, в последние годы активизировались научные о проведении исследований в направлении разработки эффективных механизмов формирования системы управления педагогическими кадрами. Основная проблема в этих исследованиях - это выяснение оптимальных путей отбора кадров, обучение и повышению квалификации. В то же время, изучая указанную практическую деятельность, на практике не дает должного результата без применения ведущей функции управления - мотивации (по М. Месконом (M.Meskon)) [1]. Педагогический работник может обладать теоретическими знаниями, профессиональными навыками, но не иметь возможности использовать их на практике, так как не имеет внутренней или внешней мотивации. Поэтому вопрос мотивации работников, как функции управления выступает главным фактором эффективности развития любой организации, в том числе образовательной.

Обзор литературы. Вопросы проблемам управления образовательными организациями посвящены труды отечественных исследователей, а именно: Л. Калининой, В. Маслова, В. Олейника [2], Е. Хры-ков и других. Именно рассмотрения процесса управления, анализа функций управления посвящено много внимания учеными М. Альбертом, В. Бондарем, А. Галусом, Н. Коломинским, М. Месконом, А.Файолем.

Отечественные ученые А. Бондарчук [6], Л. Карамушка [7, 8], В. Сыч рассматривали психологические особенности мотивации профессионального совершенствования руководителей общих образова-

© Е.П. Мазилина, 2018.

тельных учреждений в системе образования. В. Князев исследовал методы управления мотивацией с целью повышения инициативы и ответственности педагогических работников. В то же время проблема управления мотивацией сотрудников именно дошкольных образовательных учреждений в условиях социально-экономических изменений в русле управления образованием не была самостоятельным объектом научных исследований.

Целью статьи является изучение влияния удовлетворенности основных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений на развитие их мотивации в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала. Сегодняшние условия социально-экономического состояния, в которых существуют дошкольные образовательные учреждения, требуют других подходов в управлении, следовательно, встает вопрос качестве профессиональной деятельности их руководителей. А практика управленческой деятельности доказывает, что именно тот руководитель, который постоянно направлен на развитие и совершенствование профессиональной деятельности и понимает собственную мотивацию профессиональной деятельности, способен управлять развитием мотивации профессиональной деятельности своих работников для достижения целей стоящих перед дошкольным учреждением [7]. Соответственно, чтобы создать высокую мотивацию профессиональной деятельности, надо создать условия для удовлетворения потребностей работников.

Так, в теории американского ученого А. Маслоу (A.Maslow) в основе лежит утверждение, что мотивация человека определяется спектром его потребностей: физиологических, в безопасности, в любви, в самоуважении, самоактуализации. Он один из первых связал мотивацию с потребностями, исследовал влияние недовольного или довольного состояния человека на мотивацию трудовой деятельности. Свою теорию А. Маслоу построил на том, что человеческие потребности расположены в виде пирамиды, а именно: для того, чтобы удовлетворить высшую потребность, необходимо, чтобы предыдущие были удовлетворены [5]. Соответственно, главной задачей выступает возможность предоставить каждому работнику удовлетворить те потребности, которые являются для него наиболее актуальными.

Использование данной теории мотивации на практике заключается в выявлении активных потребностей сотрудников дошкольных образовательных учреждений и развитии системы мотивации в учреждении в соответствии с изменением их потребностей, а также создание такой ситуации, при которой сотрудники ДОУ удовлетворят свои потребности, опираясь на достижения целей учреждения. Профессиональная деятельность побуждает человека действовать, а исследования уровня мотивации профессиональной деятельности каждого работника позволяет руководителю определить методы стимулирования к труду и владеть информацией относительно развития профессиональной мотивации каждого сотрудника, следить за уровнем мотивации профессиональной деятельности и пытаться поднять этот уровень до высокого. А это является значительным шагом на пути к успешному руководству.

Диагностика основных потребностей руководителей дошкольных учебных заведений осуществлялась по методике Л. Столяренко (Л. Столяренко) «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» [9], целью которой было изучение степени удовлетворенности основных потребностей руководителей. Руководителям предлагалось оценить сложившиеся утверждение определенной методикой, попарно сравнивая их между собой. Технология оценки степени удовлетворенности основных потребностей проходила следующим образом: по окончании, подсчитывается количество выборов, выпавших на каждое утверждение и выбираемое из 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов и располагая их по иерархии. Это и будут основные потребности руководителей. Для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей нужно подсчитать сумму баллов по пяти секциям: материальные потребности, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении. Для удобства результата можно выложить с помощью графика, который покажет три зоны удовлетворенности по пяти основным потребностям: от 1 -14 баллов - зона удовлетворенности; от 15-28 баллов - зона частичной неудовлетворенности; от 29-42 баллов - зона неудовлетворенности. По результатам этого исследования, по необходимости, можно составить мотивационный профиль каждого руководителя.

Итак, для руководителей ДОУ главными утверждениями при расположении по иерархии выступают: заниматься делом, требующим полной отдачи (35,7%), развивать свои силы, способности, стремиться к новому и неизведанному (21,4%), быть понятым другими (14 8%), Повышать уровень мастерства икомпетентности (14,3%), укрепить свое положение (7,7%) (табл. 1).

Таблица 1

Основные потребности, которые получили наибольшее количество выборов_

Потребности Количество испьпуемых,%

Заниматься делом, требующим полной отдачи 35,7

Развивать свои силы и способности 21,4

Стремиться к новому и неизведанному 21,4

Быть понятым другими 14,8

Согласно полученным результатам расположения утверждений по иерархии оказались следующие потребности: потребность в самовыражении - заниматься делом, требующим полной отдачи и развивать свои силы и способности, стремиться к новому и неизведанному; социальные потребность - быть понятными другими и потребность в признании - повышать уровень мастерства и компетентности.

Следующим было определение степени удовлетворенности пяти групп основных потребностей, материальные потребности оказались удовлетворены у 7,1% руководителей, у 78,6% - частично удовлетворены, а у 14,3% - не удовлетворены. Потребности в безопасности удовлетворены у 28,6% руководителей, а 71,4% руководителей имеют частичном удовлетворении. Социальные потребности не удовлетворены у 32,1% руководителей, 46,4% руководителей частично удовлетворены, лишь 21,4% руководителей удовлетворении своими социальными потребностями. Потребностями в признании неудовлетворены 35,7%, а 64,3% руководителей частично удовлетворены. Потребности в самовыражении удовлетворены лишь в 7,1%, частично удовлетворены в 42,9% руководителей, а 50,0% руководителей признали, что их потребности в самовыражении недовольны (табл. 2).

Таблица 2

Удовлетворения основных потребностей_

Группа потребностей Количество удовлетворенных испытуемых, % Количество испытуемых, частично удовлетворенных,% Количество исследуемых, не удовлетворенных,0/)

Потребности в безопасности 28,6 71,4 -

Социальные потребности 21,4 46,4 32,1

Материальные потребности 7,1 78,6 14,3

Потребности в самовыражении 7,1 42,9 50,0

Потребности в признании - 64,3 35,7

Согласно подсчету общей суммы по каждой из пяти групп потребностей, наиболее довольными у руководителей дошкольных учебных заведений оказались потребности в безопасности, социальные потребности на втором месте в этой иерархии, а материальные потребности и потребности в самовыражении занимают одинаковые позиции, последнюю позицию заняли потребности в признании - оказались лишь только частично довольны и не довольны, то есть руководителей которые довольны группой потребностей в признании не оказалось вообще.

Исходя из результатов исследования, по установленной иерархии утверждений основных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений оказались следующие потребности: потребности в самовыражении, социальные потребности и потребности в признании. По установленной иерархией групп основных потребностей: потребности в безопасности, социальные потребности, материальные потребности и потребности в самовыражении, потребности в признании.

В общем полученные результаты свидетельствуют, о том, что большинство руководителей дошкольных образовательных учрежденийне удовлетворены материальными потребностями (или только частично удовлетворены), как основа удовлетворения физиологических потребностей, удовлетворение которых существенное для физического выживания человека. Потребности в безопасности удовлетворены также только лишь частично, а это стабильность, надежность, защита, гарантированность работы. Социальные потребности, как основа потребностей в любви и принадлежности (человек пытается стать частью группы, почувствовать принадлежность к близкому по духу команды, быть признанным и принятым ими), имеют низкое удовлетворение у руководителей. Потребности в признании, уважении, и оценке, которые реализуются через самоуважение и уважение других, престиж профессии, возможность карьерного роста, так же имеют лишь только частичное удовлетворение.

Обобщая результаты исследования, отметим, что несмотря на значительное недовольство основ-

ных потребностей руководителей дошкольных образовательных учреждений, неоспоримым остается тот факт, что большинство руководителей проявляет стремление к активной и творческой профессиональной деятельности, которая бы давала ощущение социальной защищенности и полезности, удовлетворяла потребность в принадлежности к близкому по духу команды и само общение.

Библиографический список

1.Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2005. - 720 с.

2.Олейник, В. В. Научные основы управления повышением квалификации педагогических работников: монография / В. В. Олейник. - М.: Миллениум, 2003. - 594 с.

3.Дмитренко, Г. А. Человекоцентризм образования в контексте повышения качества трудового потенциала: монография / Г. А. Дмитренко, Т. Л. Риктор. - М.: «Дорадо - печать», 2012 - 256 с.

4.Маслоу, А. Маслоу в менеджменте / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2012 - 416 с.

5.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2013 - 352 с.

6.Бондарчук, А. И. Развитие мотивации совершенствования психологической компетентности руководителей образовательных организаций в условиях очно-дистанционной формы обучения: спецкурс для слушателей очно-дистанции. формы обучения в системе после диплом. пед .. образования [Текст] / А. И. Бондарчук, Н. И. Пинчук, Д. Б. Рождественская. - АПН Украины, Ун-т менедж. образования, Центр.др.-т последипломного. пед. образования. К., 2012. - 32 с.

7.Карамушка, Л. М. Психология управления: учеб.пос. / Л. Н. Карамушка. - М.: Миллениум, 2003. - 344 с.

8.Карамушка, Л. Н. Технологии работы организационных психологов: учеб.пособие/ Л. Н. Карамушка. - М .: «ИНКОС», 2005. - 366 с.

9.Столяренко, Л. Д. Основы психологи: практикум / Л. Д. Столяренко; изд. Девятый. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 703 с.

10. Кравчинская, Т. С. Особенности мотивации управленческой деятельности руководителей украинских до-школьньих учебньих учреждений [Текст] / Т. С. Кравчинская. // Казахстан. Менеджмент в образовании. - 2014. - №3 (74). - С. 107-114.

МАЗИЛИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА - студентка, Крымский инженерно-педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.