Следуя мировому опыту в области регулирования трудовых отношений, в нашей стране уже создана законодательная база для развития социального партнерства1. Однако, было бы неверно ожидать скорого эффективного функционирования системы договорного регулирования оплаты труда в России. Созданные в короткие сроки в условиях переходной экономики, сопровождающейся глубоким кризисом, институты рыночных отношений, в т.ч. и договорное регулирование, оказались либо недостаточно эффективными, либо совсем бездействующими. На многих предприятиях и организациях колдоговора вообще не заключаются. Понятно, что отечественное законодательство в этой области еще недостаточно разработано. В данном случае некоторые российские специалисты предлагают использовать международный кодекс труда в форме конвенций и рекомендаций МОТ. Необходимо отметить и такое немаловажное обстоятельство, как широкий круг факторов, учитываемый профсоюзами и предпринимателями при заключении колдоговоров: минимальная заработная оплата, сравнительный уровень зарплат по стране по профессиям и отраслям экономики, платежеспособность предприятия и т.д. Очевидно, что для учета этих и других факторов необходимо обеспечить предприятиям свободный и своевременный доступ к статистическим данным в национальном масштабе. Однако, на сегодняшний день такой возможностью предприятия не обладают. Отраслевые соглашения принимаются и печатаются с большим опозданием после того, как на ряде предприятий уже заключены договоры.
Такой фактор, как сравнительный уровень заработной платы по отдельным профессиям и отраслям экономики2, имеет большое значение для предприятий, поскольку обеспечивает равную оплату за равный труд. В противном случае возможен отток рабочей силы из частного сектора в государственный и наоборот. Однако следует отметить, что этот показатель наиболее значим для зарубежных предприятий, чем для российских. В условиях массовой безработицы в РФ, когда заработная плата перестала быть распределением по труду, но не стала распределением согласно стоимости рабочей силы, а выполняет лишь роль социальной выплаты, работники скорее соглашаются на предлагаемый низкий уровень заработной платы. С другой стороны, в силу неустойчивых финансово-экономических позиций, сложившихся в результате неразвитых рыночных отношений, отечественные предприниматели либо не хотят брать на себя всю полноту ответственности за выполнение условий коллективных договоров, либо просто не могут обеспечить их выполнение. Поэтому новые трудовые отношения в нашей стране на данном этапе формируются лишь в результате усилий государства.
Крайне низкий уровень развития системы социального партнерства в России, особенно в сравнении с мировыми тенденциями в сфере колдоговорного регулирования оплаты труда, позволяет сделать вывод о затрудненности применения зарубежного опыта в этой области на данном этапе. Если говорить о возможном решении проблемы в среднесрочной перспективе, то желательно было бы, в первую очередь, развить и конкретизировать трудовое законодательство Российской Федерации, поскольку принято оно лишь в самых общих чертах. Наряду с этим необходимо ужесточить ответственность за невыполнение условий коллективных и индивидуальных соглашений. В виду того, что большинство предприятий на сегодняшний день не имеют доступа к информации о реальном развитии экономики в стране, вменить в обязанность правительственным учреждениям оказывать предприятиям консультативную и научно-методическую помощь в вопросах колдоговорного регулирования, а также своевременно освещать эти вопросы в центральных печатных изданиях.
Багомедов М.А., Мусаева А.З.
Анализ влияния структурных перемен на уровень жизни слоев населения
1 В марте1992 года был принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», который предусматривает заключение генеральных, отраслевых, специальных (территориальных) соглашений и колдоговоров на уровне предприятия. В 1996 году был введен в действие Закон РФ о профсоюзах, предусматривающий введение межтерриториальных и межотраслевых соглашений. 14 июля 1993 года утверждено Советом Министров Правительства РФ Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
2 Рыночные оценки различных видов труда используют для определения общественного среднестатистического уровня заработной платы. Для расчета этого показателя государственные органы по труду обрабатывают и анализируют данные, предоставляемые предприятиями различных форм собственности. Предприниматели используют полученный средний уровень оплаты для расчета диапазона заработной платы по каждому разряду рабочего и должности служащего.
в полиэтничном регионе1
По предварительным данным за январь-декабрь 2000 года денежные доходы населения составили 22621,5 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли в 1,4 раза. За этот же период расходы населения сложились в сумме 12329,1 млн. рублей (в январе-декабре 1999г. - 8642,8 млн. рублей). Вследствие происходящих в экономике структурных перемен за последние годы заметно выросла дифференциация доходов различных слоев и национальных групп населения. Так, если в 1990 году доля доходов 20% наиболее обеспеченного населения составляла 31,4%, в 1995 году она составляла уже 36,9%, а в 1999 году этот показатель достиг 40,6%, а 20% наименее обеспеченного населения - соответственно 8,9%, 8,7% и 7,3%. За 1999 год доля 10-ти процентной наиболее обеспеченной части населения осталось на уровне 25%, а доля самых бедных - на уровне 2,8%. В тоже время соотношение между их объемами сократилось за год почти на 2%. Данные Госкомстата смягчены из политических соображений. На самом деле, если учесть теневые обороты, то реальные доходы 1% дагестанского населения (элиты), куда входят в основном представители четырех национальностей (очередность по степени представленности следующая: даргинцы, аварцы, лакцы, кумыки) составляют более 20% общей суммы доходов населения.
Распределение общего объема доходов населения приведено ниже (%):
1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.
Денежные доходы 100 100 100 100 100 100
в том числе по 20-ти процентным группам населения:
первая (с наименьшими доходами) 8,7 8,1 6,3 6,6 7,3 9
вторая 13,6 13,0 11,1 11,5 12,2 13,8
третья 17,7 17,3 16,0 16,2 16,8 17,8
четвертая 23,1 23,2 22,9 23,0 23,1 23,1
пятая (с наивысшими доходами) 36,9 38,4 43,7 42,7 40,6 36,3
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини)2 0,282 0,302 0,372 0,361 0,332 0,273
Соотношение доходов 10%
наиболее и наименее обеспе- 6,3 7,2 11,6 10,8 8,8 6
ченного населения, раз
По профессиональному признаку в приведенной таблице входят: в первую группу населения - безработные, сельскохозяйственные рабочие в горных районах, студенты, рядовые пенсионеры; во вторую группу - рабочие предприятий машиностроения и других кризисных отраслей промышленности, лаборанты, медсестры, учителя, младший обслуживающий персонал, пенсионеры из служащих; в третью группу - врачи, преподаватели, мелкие чиновники и служащие, строители, рыночные торговцы, водители автотранспорта; в четвертую группу - владельцы пассажирского и грузового транспорта, чиновники и служащие среднего уровня, работники бытового обслуживания, оптовые торговцы, фермеры, браконьеры и прочие исполнители - теневики; в пятую группу - предприниматели, руководители и хозяева предприятий, организаций и учреждений, чиновники и служащие высокого уровня. При этом необходимо отметить, что, если в первых 2 группах населения основные доходы - это заработная плата и пенсионные выплаты, в третьей и четвертых группах населения - так называемая «шабашка», теневые доходы и подарки составляют уже большую часть (85%) доходов, то в пятой группе населения уже 95% доходов по источникам получения - это использование вверенного имущества в целях личного обогащения.
Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств необходимой для доведения доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума, в 1999 году составил по данным Госкомстата РД 360,3 млн. рублей или 26,6% от общего объема денежных доходов. В сравнении с 1998 годом он увеличился в 2,2 раза. В 2000
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №00-06-80320а)
2 Индекс Джини показывает характер распределения всей суммы доходов населения между его отдельными группами. При равномерном распределении доходов индекс Джини стремится к нулю, чем выше степень поляризации общества, тем он ближе к единице.
году в связи с улучшением для России конъюнктуры мирового рынка доходы населения росли быстрее прожиточного минимума. В январе -ноябре 2000 года среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций составила 813,4 рубля по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась в 1,7 раза (по крупным и средним предприятиям, соответственно - 815,2 рубля и на 72,2%). Номинальная среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2000 года на одного работника к величине прожиточного минимума трудоспособного населения составила 95,1%, к минимальной заработной плате - 6,2 раза, а по отношению к курсу доллара США - 29,3 доллара.
Распределение населения республики по размеру среднедушевого денежного дохода сложилось следующим образом:_
1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г.
Все население 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе со среднедушевыми денеж до 200,0 ными дох 62,1 одами в 43,5 лесяц, руб 34,9 злей 26,7
200,1-400,0 33,3 43,2 38,7 40,0 32,8
400,1-600,0 4,0 10,1 15,4 18,5 26,2
600,1-800,0 0,5 2,3 6,1 7,8 17,0
800,1-1000,0 0,1 0,6 2,5 3,5 9,9
свыше 1000,1 0,0 0,3 2,4 3,5 14,1
Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой Минтруда России, в 1999 году составила 666,6 рублей на человека и увеличилась по сравнению с 1998 годом в 2 раза. Вместе с тем этот показатель оказался на 36% ниже его значения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за январь-декабрь 2000 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,7% и составила 717,8 рубля, в том числе в декабре - 768,0. Тем не менее необходимо отметить, что прожиточный минимум определен госстатистикой на уровне физиологического минимума, по которому жить означает нищенствовать. В настоящее время для того, чтобы жить, более или менее не отказывая себе в питании и удовольствиях приобщаться к культуре и средне одеваться (без приобретения авто и недвижимости), необходимый доход на человека должен составлять в Дагестане 2,5 тысячи рублей. В Москве потребительская корзина на одного человека составляет более 3 тысяч рублей.
С замедлением роста цен на отдельные потребительские товары и платные услуги в течение 1999 года сократился и рост величины прожиточного минимума для населения республики. Тем не менее, он превысил уровень среднедушевого дохода за 1999 год на 6,3%. В 1999 году по сравнению с 1995 годом прожиточный минимум вырос 3,2 раза, а реальные доходы уменьшились на 6,3%.
Динамика среднегодовой величины прожиточного минимума1 в расчете на душу населения характеризуется следующими данными: __(в среднем на душу населения; рублей)
Все население в том числе:
трудоспособное пенсионеры дети
1995г. 206,2 237,5 146,5 195,4
1996г. 264,4 304,8 188,7 250,7
1997г. 282,3 327,2 201,4 263,5
1998г. 341,1 393,9 242,8 322,5
1999г. 666,6 762,1 473,5 643,4
1 Прожиточный минимум рассчитан на основе методических рекомендаций, утвержденных 10.11.92 г. Министерством труда Российской федерации.
Приведенная информация свидетельствует о влиянии структурных преобразований на социальную дифференциацию населения. В условиях ухудшения экономической ситуации она растет, так как государство теряет ресурсы для ее сглаживания, а при появлении дополнительных доходов в бюджете у государства появляется возможность повышать доходы в первую очередь неимущих слоев. Если рассматривать позиции социальных групп как игроков на рынке, то имущие слои только выигрывают от кризисов, поскольку их значение в доходах возрастает. Мы не случайно
Размер прожиточного минимума в декабре 1999 года в северокавказском регионе характеризуется следующим: __(в среднем на душу населения; рублей)
Все население в том числе:
трудоспособное пенсионеры дети
Российская Федерация 963 1073 670 951
Северо-Кавказский регион
Республика Дагестан 692 794 488 666
Республика Адыгея 725 827 503 689
Республика Ингушетия 990 1097 815 914
Кабардино-Балкарская Республика 726 832 509 710
Карачаево-Черкесская Республика 709 796 500 731
Республика Северная Осетия-Алания 685 790 480 684
Краснодарский край 675 771 459 673
Ставропольский край 834 939 588 854
Ростовская область 709 822 491 707
уделили столько много внимания дифференциации доходов населения. Как мы показывают наши исследования, именно высокий ее уровень является причиной циклического движения экономики региона по порочному кругу бедности.
Эфендиева Д.С.
Мотивация как социальная основа управления персоналом
При переходе к новому типу экономики в разнообразных программах и подходах основное внимание уделяется финансовой и организационной сторонам предпринимательства. Что же касается управления персоналом, то обычно ограничиваются комплексом традиционных советов по набору, обучению и управлению кадрами, заимствованных из многочисленных учебников по менеджменту и, отчасти, по психологии.
Между тем, люди - субъекты рыночных отношений - в России имеют специфический менталитет, который часто сводит на нет эффективность готовых советов. В то же время, выход страны из кризиса невозможен без усиления стимулов к труду, роста эффективности, повышения роли квалифицированного труда, свободного перелива рабочей силы в интересах структурных сдвигов и т.д.