Научная статья на тему 'Анализ влияния расходов на образование на экономическое развитие стран Центральной Африки'

Анализ влияния расходов на образование на экономическое развитие стран Центральной Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расходы на образование / экономическое развитие / ВВП / Центральная Африка / регрессионный анализ. / education expenditures / economic development / GDP / Central Africa / regression analysis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Чапенко

В статье рассматривается вопрос влияния расходов на образование на экономическое развитие стран Центральной Африки, выраженное через показатель ВВП. Основным результатом исследования стало выявление высокой степени данного влияния. Тем не менее, была выявлена проблема недостаточности статистических данных, из-за чего полученная оценка может быть далека от реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF EDUCATION EXPENDITURES ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF CENTRAL AFRICA COUNTRIES

The article is devoted to the impact of expenditures on education on the economic development of Central African countries, expressed in terms of GDP. The main result of the study was to identify a high degree of this effect. Nevertheless, the problem of insufficient statistical data was identified, due to which the resulting estimate may be far from reality.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния расходов на образование на экономическое развитие стран Центральной Африки»

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

А.А. Чапенко, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11278

Аннотация. В статье рассматривается вопрос влияния расходов на образование на экономическое развитие стран Центральной Африки, выраженное через показатель ВВП. Основным результатом исследования стало выявление высокой степени данного влияния. Тем не менее, была выявлена проблема недостаточности статистических данных, из-за чего полученная оценка может быть далека от реальности.

Ключевые слова: расходы на образование, экономическое развитие, ВВП, Центральная Африка, регрессионный анализ.

В последние годы внимание мирового сообщества обращено на африканский континент. Связано это со многими причинами. Во-первых, усиливается борьба за те природные ресурсы, которыми богата Африка. Во-вторых, идет активное развитие самого континента, что отмечают экономисты и аналитические агентства. В-третьих, интересен континент и с точки зрения геополитического противостояния США и стран западной Европы с одной стороны и России и Китая с другой. Наконец, существенное влияние на развитие континента оказывает цифровизация, для которой африканские ресурсы существенно ниже, чем в других регионах мира.

Ключевое место здесь занимает сфера образования, без которой невозможно развитие континента в принципе. Страны Центральной Африки являются наименее развитыми. Поэтому для них крайне важно уделять внимание развитию образования. В Африке в целом самые высокие в мире показатели исключения из образования. Более одной пятой детей в возрасте от 6 до 11 лет и одна треть в возрасте от 12 до 14 лет не посещают школу. Более того, почти 60% детей в странах Африки южнее Сахары в возрасте от 15 до 17 лет не посещают в школу [1]. Соответственно, данная тема действительно является актуальной сегодня, особенно на фоне сближения России и Африки, что отражает проведенный 23-24 октября 2019 г. саммита «Россия-Африка» в городе Сочи.

Согласно классификации, к странам Центральной Африки относится девять государств: Ангола, Габон, Камерун, Конго, ДР Конго, Сан-Томе и Принсипи, Центрально-Африканская Республика, Чад и Экваториальная Гвинея [2]. Данная группа государств различна по своей истории, в том числе, с точки зрения колониальной эпохи. Однако общий уровень развития данных государств, если анализировать экономические показатели, достаточно схож. Внимание на Центральную Африку следует обращать еще и потому, что за 1960-2018 гг. численность населения субрегиона увеличилось в 5,25 раз, с 32,2 млн. человек в 1960 г. до 169,1 млн. человек в 2018 г. [3]. При этом если доля населения от общемирового показателя в 2018 г. составила 2,2%, то доля суммарного ВВП стран Центральной Африки не превысил 0,3%. Соответственно, даже на основе сравнения удельного веса по двум показателям можно сделать вывод о низком уровне развития субрегиона. Более того, страны Центральной Африки отстают от общемирового развития. Так, ВВП мира за 1960-2018 гг. увеличился в 62,6 раз, в то время как ВВП стран Центральной Африки - в 52,85 раз.

На фоне этого интересным является изучение влияния развития образования, а точнее финансовая поддержка этого развития, на экономическое развитие стран Центральной Африки. Интересен данный вопрос еще и потому, что в последние го-

ды человеческий капитал стал главным и наиболее ценным ресурсом в мире. Для проведения данного исследования предла-

гается провести регрессионный анализ. В частности, коэффициенты детерминации и корреляции представлены в таблице 1.

Таблица 1. Регрессионный анализ зависимости экономического развития, выраженного через ВВП, от расходов на образование в странах Центральной Африки на основе данных за 1960-2018 гг.

Страна Коэффициент корреляции Коэффициент детерминации

Ангола 0,9601 0,9218

Габон 0,9914 0,9829

Камерун 0,9885 0,9772

Конго 0,9277 0,8606

ДР Конго 0,9528 0,9078

Сан-Томе и Принсипи 0,7312 0,5347

ЦАР 0,5663 0,3207

Чад 0,9707 0,9423

Экваториальная Гвинея Н/Д Н/Д

Центральная Африка 0,8861 0,806

Полученные результаты отражают высокую зависимость экономического развития от того, насколько сильно финансируется сфера образования. Однако на фоне всех стран выделяются Сан-Томе и Принсипи и Центрально-Африканская Республика. В частности, коэффициент детерминации свидетельствует о наличии слабого и умеренного влияния соответственно на экономическое развитие этих стран. Кроме того, по Экваториальной Гвинее нет достаточных данных в открытом доступе.

При проведении данного регрессионного анализа работа со статистическими данными оказалась главной проблемой. Из-за недостаточного уровня развития не столько самих стран, сколько институтов в них, четкая статистика по многим направлениям не ведется. Тем более, сложно ожидать было этого от стран в 1960-1970-е гг., когда африканские страны только начали получать свой суверенитет и формировать собственные государства. Тем не менее, проблема предоставления статистики остается до сих пор. Отчасти это можно связать и с низким уровнем развития образования и образованности населения в целом.

Таким образом, более других континен-

образовательных систем. Особенно часто системы образования, унаследованные от колониализма, хранятся в почти неизменном виде под предлогом необходимости поддерживать «определенное качество» обучения. Как результат, немногочисленная элита студентов пользуется сегодня той самой образовательной системой, которую она имела бы в Европе, тогда как подавляющее большинство фактически лишены современных видов обучения [4].

Подводя итоги проведенному исследованию, следует обратить внимание на то, что развитие образования в странах Центральной Африки оказывает существенное влияние на экономическое развитие. В то же время стоит учитывать, что полученные результаты следует принимать с некоторой оговоркой. Связано это с тем, что в доступе имеется неполная статистика по годам и по странам. Более того, из-за низкого развития институтов в странах Центральной Африки считать имеющиеся статистические данные максимально достоверными тоже не стоит. Так или иначе, согласно данным Всемирного банка, в среднем по странам Центральной Африки на образование расходуется порядка 3-4% ВВП [5, 6].

тов Африка нуждается в пересмотре своих

Библиографический список

1. Education in Africa [Электронный ресурс] / UNESCO. -http ://uis.unesco. org/en/topi c/educati on-africa

Режим доступа:

2. List of regions of Africa [Электронный ресурс] / Wikipedia. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_regions_of_Africa

3. Population, total [Электронный ресурс] / World Bank. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL

4. Проблема образования в Африке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://africaners.com/sovremenny-e-problemy-afriki/problema-obrazovaniya-v-afrike/

5. GDP (current US$) [Электронный ресурс] / World Bank. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD

6. Government expenditure on education, total (% of GDP) [Электронный ресурс] / World Bank. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF EDUCATION EXPENDITURES ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF CENTRAL AFRICA COUNTRIES

A.A. Chapenko, Graduate Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the impact of expenditures on education on the economic development of Central African countries, expressed in terms of GDP. The main result of the study was to identify a high degree of this effect. Nevertheless, the problem of insufficient statistical data was identified, due to which the resulting estimate may be far from reality.

Keywords: education expenditures, economic development, GDP, Central Africa, regression analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.