Научная статья на тему 'Анализ влияния отдельных факторов на уровень автомобилизации в различных странах мира'

Анализ влияния отдельных факторов на уровень автомобилизации в различных странах мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1670
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЕ РЫНКИ / PRIMARY AND SECONDARY CAR MARKETS / УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ / LEVEL OF MOTORIZATION / ОТРАСЛЕВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОРЫ / FIELD AND REGIONAL FACTORS AFFECTING THE AUTOMOBILE MARKET / ВЛИЯЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН / THE IMPACT OF MOTORIZATION IN THE VARIOUS SECTORS OF THE ECONOMY OF PARTICULAR COUNTRIES / МЕТОДЫ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА / THE METHODS OF CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев М.М.

В статье проводится комплексная оценка влияния отдельных социально-экономических параметров на одну из важнейших характеристик оценки автомобильного рынка уровень автомобилизации. В качестве параметров рассматриваются отдельные факторы социально-экономического состоянии отдельных стран мира и их географических особенностей, представленных в виде массива статистической информации. Для выявления возможности влияния указанных факторов на величину уровня автомобилизации использована методика корреляционного анализа. В результате чего становится понятно, что уровень автомобилизации в первую очередь зависит от уровня развития рынков автомобильной техники на конкретной территории и их приоритетов и возможностей. При этом фактически не зависит от наличия и объемов производства автосборочных предприятий, развития уровня промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SPECIFIC FACTORS INFLUENCE ON THE LEVEL OF MOTORIZATION IN SELECTED COUNTRIES

The article deals with a comprehensive assessment of certain socio-economic parameters influence on one of the most important characteristics of the automotive market evaluation the level of motorization. Separate factors of socio-economic status of the individual countries and their geographical features are considered as the parameters, represented as an array of statistical information. To identify the possibility of these factors impact on the level of motorization we used the method of correlation analysis. As a result, it becomes clear that the level of motorization is primarily dependent on the level of market development for automotive vehicles in a particular area and their priorities and capabilities. In this case, in fact, it does not depend on the availability and volume of production in assembly plants, the development level of industrial production, construction, retail and wholesale trade, and others.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния отдельных факторов на уровень автомобилизации в различных странах мира»

УДК: 339.13:629.33 ББК: 65.0

Васильев М.М

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА

Vasilyev M.M.

ANALYSIS OF SPECIFIC FACTORS INFLUENCE ON THE LEVEL OF MOTORIZATION IN SELECTED COUNTRIES

Ключевые слова: первичный и вторичный автомобильные рынки, уровень автомобилизации, отраслевые и региональный факторы, влияющие на автомобильный рынок, влияние автомобилизации на различные отрасли экономики отдельных стран, методы корреляционного анализа.

Keywords: primary and secondary car markets, the level of motorization, field and regional factors affecting the automobile market, the impact of motorization in the various sectors of the economy of particular countries, the methods of correlation analysis.

Аннотация: в статье проводится комплексная оценка влияния отдельных социально -экономических параметров на одну из важнейших характеристик оценки автомобильного рынка - уровень автомобилизации. В качестве параметров рассматриваются отдельные факторы социально-экономического состоянии отдельных стран мира и их географических особенностей, представленный в виде массива статистической информации. Для выявления возможности влияния указанных факторов на величину уровня автомобилизации использована методика корреляционного анализа. В результате чего становится понятно, что уровень автомобилизации в первую очередь зависит от уровня развития рынков автомобильной техники на конкретной территории и их приоритетов и возможностей. При этом фактически не зависит от наличия и объемов производства автосборочных предприятий, развития уровня промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли и др.

Abstract: the article deals with a comprehensive assessment of certain socio-economic parameters influence on one of the most important characteristics of the automotive market evaluation -the level of motorization. Separate factors of socio-economic status of the individual countries and their geographicalfeatures are considered as the parameters, represented as an array of statistical information. To identify the possibility of these factors impact on the level of motorization we used the method of correlation analysis. As a result, it becomes clear that the level of motorization is primarily dependent on the level of market development for automotive vehicles in a particular area and their priorities and capabilities. In this case, in fact, it does not depend on the availability and volume of production in assembly plants, the development level of industrial production, construction, retail and wholesale trade, and others.

Результаты функционирования региональных автомобильных рынков, как и большинства других экономических систем, можно оценивать как при помощи прямых, так и косвенных характеристик, имеющих конкретные количественные значения. В случае с автомобильным рынком в качестве прямых можно рассматривать показатели величины объема рынков в денежном или штучном выражении. К косвенным характеристикам оценки автомобильных рынков

можно отнести уровень автомобилизации в регионе и размер автомобильного парка.

Методика расчета уровня автомобилизации отдельных территорий представляет собой выражение (1), позволяющее рассчитать показатель, отражающий соотношение количества легковых автомобилей, приходящихся на одну тысячу жителей:

А = Vpa i / N х 1000 , (1)

где Аi - уровень автомобилизации ьго региона;

Vpa i - размер парка легковых автомобилей в i-ом регионе;

Ni - численность населения проживающего в i-ом регионе.

Однако основным проблемным вопросом в рассматриваемой методике является определение понятия легкового автомобиля, из-за чего в разных источниках возможны разночтения в количественных значениях показателей отдельных стран. Так, например, в США и Канаде учитываются легкие грузовики - пикапы, столь популярные там, а в странах Юго-Восточной Азии к категории автомобилей могут относить транспортные средства, по своей сути являющимися мотоциклетными колясками. В данной работе автором взято за основу определение, используемое Международной дорожной федерацией (International Road Federation) [1] «Под легковым автомобилем подразумевается дорожное транспортное средство (кроме двухколесных транспортных средств), предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 9 человек, включая водителя».

По своей сути рассматриваемый показатель Ai является индексным значением, отражающим социально- экономическое состояние развития автомобильной отрасли на рассматриваемой территории. Так как, с одной стороны, напрямую зависит от состояния демографии на территории, в первую очередь от численности населения, а во-вторых, является функцией от величины парка автомобилей, которая, в свою очередь, зависит от уровня развития автомобильного рынка, уровня благосостояния населения и, как следствие, в целом развития экономики в рассматриваемом регионе.

Актуальность процесса автомобилизации конкретных регионов обусловлена тем обстоятельством, что данный процесс не только зависим от уровня экономического развития отдельных регионов, в первую очередь через величину реальных доходов населения, но и непосредственно сам воздействует на развитие отдельных отраслей экономики. В первую очередь торговлю, а также развитие инфраструктуры и сферы услуг, которые в условиях рыночной экономики становятся локомотивом экономического роста в регионах, так как влияют на процесс дальнейшего развития

смежных отраслей. Экономическое развитие смежных с автомобильной отраслей в регионах приводит к повышению уровня доходов населения, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему увеличению парка автомобилей за счет приобретения новых [2]. Таким образом, процесс приобретает циклический характер, такой же, как и в случае с другими товарами массового потребления. Однако учитывая объемы продаж автомобилей на рынке и их стоимость, а также затраты на эксплуатацию, это выводит автомобильный рынок на одно из первых мест среди рынков потребительских товаров, с точки зрения движущей силы развития региональной экономики. По оценкам экспертов, одно рабочее место в автомобильной промышленности способствует созданию ещё 8-10 рабочих мест в смежных отраслях и не только промышленного производства, но сферы обслуживания, а также науки и образования В Российской Федерации, по оценке министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, одно место в автомобилестроении создает 12 рабочих мест в смежных отраслях.

Относительно значения автомобилизации в социальном плане интересно мнение С.А. Тархова - доктора географических наук, старшего научного сотрудника Института географии Российской академии наук. По его мнению, повышение уровня автомобилизации населения приведет к значительному изменению пространственного менталитета и улучшению экономического положения людей, а следовательно, и к изменению их отношения к окружающей среде и экономике страны и регионов, к повышению личной ответственности за участие в развитии отечественной и региональной экономики, то есть, в конечном счете, к повышению уровня жизни всего населения региона и страны. В то же время, автомобилизация имеет и негативные последствия. К которым относятся загрязнение воздуха и земли вдоль автомагистралей и автострад, шумовое загрязнение городской и пригородной среды, увеличивающееся число аварий и жертв ДТП, усиливающаяся гиподинамия водителей и всех пассажиров автотранспорта, а также усиление зависимости их жизни от негативных последствий автомобилизации, хотя степень свободы выбора при передвижении в собственном автомобиле значительно выше, чем в общест-

венном пассажирском транспорте [3].

Процесс автомобилизации в каждом отдельном регионе, по оценкам экспертов ООН, достигает своего предела насыщения на уровне 850 - 900 автомобилей на одну тысячу жителей. Необходимо отметить, что на уровень автомобилизации оказывает влияние не только уровень благосостояния населения, но и в целом экономическое состояние регионов, налоговое законодательство, в особенности в области эксплуатации автомобильного транспорта, технологии утилизации устаревших транспортных средств, уровень развития дорожных и транспортных сетей, а также иного общественного транспорта. Процесс автомобилизации в каждом регионе имеет динамический характер, а в регионах, близких к пределу насыщения, изменение уровня автомобилизации может иметь и отрицательное значение. Происходит процесс деавтомобилизации, в том числе из-за повышения уровня расходов на содержание своих транспортных средств с учетом увеличения цен на бензин и др. ГСМ, сервисное обслуживание, страхование и увеличения затрат на оплату услуг платных парковок в крупных городах [4]. Характерным является пример одного из мировых лидеров, обладающего одним из самых высоких показателей - США. Так, по данным Международной дорожной федерации (World Road Statistics) в 1995 году в США на 1000 человек насчитывалось 775 автомобилей, занимая по данному показателю 1-е место. В 2008 году на первое место по данному показателю вышло княжество Монако с показателем 863 автомобиля на 1000 жителей, в то время как в США, занявшего 2-е место, насчитывалось 809 автомобилей на 1000 жителей. По данным ООН, использующим также базу Международной дорожной федерации, по итогам 2010 года, в первую пятёрку вошли: США (776 автомобилей на 1000 жителей), Люксембург (686 автомобилей), Малайзия (641 автомобилей), Австралия (619 автомобилей) и Мальта (607 автомобилей). Интересным является то обстоятельство, что две страны, являющиеся законодательницами мод в мировом автомобилестроении, Япония и Германия, не вошли в первую десятку стран. Так, Япония, которая ежегодно продает по всему миру миллионы автомобилей своих марок: Toyota, Nissan, Honda, Subaru, Mitsubishi и Suzuki, занимает

лишь 11-е место в рейтинге ООН с показателем 543 автомобиля на 1000 жителей. Германия, родина Volkswagen, Audi, Opel, BMW и Mercedes, оказалась лишь на 14-м месте, где на 1000 жителей страны приходится 510 авто [5].

По итогам 2012 года ситуация изменилась. На первое место вернулось Монако с показателем уровня автомобилизации 908 автомобилей на 1000 жителей, второе место досталось США - 802 автомобиля на 1000 жителей, а третье у Лихтенштейна (796), четвертое у Исландии (746), пятое у Мальты (743). Далее по данному показателю следуют Люксембург (739), Австралия (730), Катар (724), Новая Зеландия (718), Бруней (696), Италия (690). Россия с показателем в 294 автомобиля оказалась на 46 месте [6].

Предварительный анализ уровня автомобилизации в мире свидетельствует о том, что лидирующие позиции по данному показателю занимают страны с большими территориями, что делает необходимым их жителям преодолевать большие расстояния, например США, Австралия, Исландия, Новая Зеландия, Канада, Испания. Или небольшие по своим территориальным размерам и численности жителей европейские государства, такие как Монако, Лихтенштейн, Мальта и Люксембург. Жители, которых свободно могут в рамках Европейского Союза и зоны действия «Шенген-ского соглашения» передвигаться на своих автомобилях в соседние более крупные государства.

Начиная с 2005 года, очень быстрыми темпами растет уровень автомобилизации в странах с развивающимися экономиками, таких как Китай, Индия, Бразилия, Россия. Так в России в целом по стране, начиная с 2006 года, данный показатель увеличивался ежегодно в среднем на 10 автомобилей в год. Этому способствует ежегодный прирост парка легковых автомобилей на 4-6%.

Несложно подсчитать, что при условии сохранения сложившегося тренда на данном уровне, к 2025 году показатель автомобилизации в стране может превысить 400 автомобилей на 1000 жителей. Россия, таким образом, подойдет к среднеевропейским показателям. Данный рост происходит под влиянием социально-экономических факторов. Так, социальная составляющая обусловлена тем обстоятельством, что для достижения показателя

обеспеченности каждой российской семьи в среднем одним автомобилем, при численности населения 146,1 млн. человек и среднем составе семьи 2,762 человека [7], в соответствии с формулой (1) необходимо достичь показателя в 362 автомобиля на 1000 человек. Экономическая составляющая обусловлена ростом среднего уровня доходов населения. Однако данному процессу может воспрепятствовать техногенный фактор, каким является уровень обеспеченности автомобильными дорогами.

Рассмотрим возможные факторы, влияющие на процесс роста уровня автомобилизации в отдельных странах. В качестве основных факторов рассмотрим следующие: численность населения (млн. человек); плотность населения (человек на км2); ВВП на душу населения (в долл. США); протяженность страны (в км с севера на юг и с востока на запад); протяженность автодорог (в км); плотность автомобильных дорог (км на 100 км2); коэффициент покрытия, показывающий соотношение протяженности автомобильных дорог к максимальной протяженности страны (с севера на юг или с востока на запад); объём производства автомобилей в стране (в шт.); стоимость бензина в стране (долл. США за литр). Для проведения подробного анализа были рассмотрены показатели по 78 ведущим странам мира, полученные с электронного ресурса knoema.ru/atlas, содержащего детальную международную и региональную статистику по более чем 2500 показателям по экономике, энергетике, демографии, товарам и другим темам, базирующихся на данных World Development Indicators (WDI) [8]. По 35 странам данная статистическая информация представлена в таблице 1. В качестве метода начального уровня оценки статистических показателей используем метод корреляционного анализа [9], позволяющего найти статистические взаимосвязи между изучаемыми переменными на основе расчетов коэффициентов корреляции, показывающих зависимость одной переменной от другой или нескольких переменных. На практике использования данного метода бывает достаточно для решения поставленных задач. Использование современных информационных технологий позволяет автоматизировать данный процесс. Автором был использован программный продукт SPSS

Statistics, который позволяет оптимизировать расчеты показателей коэффициента Пирсона, рассчитываемого по формуле, выведенной Френсисом Гальтоном и имеющей следующий вид (2):

cov (X,Y)

RX,Y = ^ , (2)

V D [X] х V D [Y]

где cov обозначает ковариацию, а D - дисперсию, при условии, что X и Y являются случайными величинами, определёнными на одном вероятностном пространстве.

При данном условии формула (2) примет следующий вид (3):

Е [X Y] - Е Х х Е Y

RX,Y = ^ -(3),

V (Е [X2] - (Е х Х)2) х v (Е [Y2] - (Е х Y)2)

где символ Е обозначает математическое ожидание.

В результате проведенных расчетов было выявлено, что уровень автомобилизации или количество автомобилей на тысячу жителей имеет сильную зависимость от таких переменных показателей, как: ВВП в каждой конкретной стране (К Пирс. ВВП = 0,696), ВВП на душу населения (К Пирс. ВВП/чел. = 0,638), цены на бензин (К Пирс. цены бенз. = 0,512) и плотности дорожного покрытия (К Пирс. пл. дор. покр. = 0,421). Показатели коэффициента корреляции Пирсона имеют положительное значение, что свидетельствует о том, что уровень автомобилизации в каждом регионе будет увеличиваться при увеличении указанных переменных. Также была выявлена относительно сильная взаимосвязь уровня автомобилизации с протяженностью страны «с севера на юг» (К Пирс. пр. стр. С-Ю = - 0,329) и слабая зависимость с численностью населения (К Пирс. числ. нас. = 0,273). Так как показатели коэффициента корреляции Пирсона имеют отрицательное значение, то можно сделать вывод о том, что уровень автомобилизации в рассматриваемых регионах будет возрастать при снижении данных переменных.

Таблица 1 - Статистика

Страна Численность населения, млн. чел. Плотность населения, чел. на км2 ВВП на душу населения, долл. США Уровень автомобилизации кол-во авто на 1000 жителей Протяженность страны, км Протяж-ть авто дорог, км Плотность ав-то- дорог, км на 100 км2 Козф-т помытая Объём пр-ва авто в стране, пл.

2007 2008 2009 2010 2011 Север -юг Восток -запад

Сан-Марино 0.03145 505,92 62189 нд нд 1146.3 1139.1 11322 12.6 8.3 350.3 583.8 27.8 -

Лихтенштейн 0,03693 225,75 134617 нд. НД 724,3 750,4 743,7 25 5 250 2375 10 -

Монако 0.03784 24 728.19 163 026 6932 677.4 7152 732.3 7292 3 1,5 77 3850 25,67 -

Люксембург 0.5432 196.4 111162 669.8 673.4 666:0 665.3 666.7 79 55 5227.0 201.8 66.16 -

Исландия 0,323 3,09 45263 666,0 660,8 644,7 643,7 646,1 306 480 12890,0 12,5 26,85 -

Италия 59,83 200,81 34619 587,3 592,3 596,0 602,4 605,0 1170 230 487700,0 161,8 416,8 672

Новая Зеландия 4.471 16.15 41556 614.8 616:3 603Л 598.7 596.7 1600 450 94 202.0 352 58.88

Мальта 0.42328 1344.11 22780 550.6 558.5 566.6 5792 594.7 7,2 14.5 (27) 3096.0 967.5 114.7 -

Лягва 2,9561 46,99 15 538 470,4 497,6 507,7 514,7 565,4 276 373 82911,0 127,0 22228 -

Австралия 23.131 2.89 67468 545.6 552.0 552,1 556.0 558.8 3860 4000 823217.0 10,6 205,8 210

Авария 8.4738 100.19 49054 511.5 514.0 5212 529.3 535.8 294 573 114 590.0 13б:б 199.98 143

Германия 80,622 232,53 45 085 500,6 5032 509,6 517,3 531,0 876 640 643 702,0 1802 734,6 5 649

Швейцария 8,0815 189,68 80477 523,9 521,7 517,8 520,9 526,1 220 346 71461 173,1 206,5 -

Катар 2.1687 157.09 93352 438.7 459.5 480.1 501.7 524.3 160 80 9125.0 78.6 57.03 -

Словения 2.0605 101.41 22 729 502.5 517.1 519.1 5182 519.5 210 320 39 042.0 192.6 122 131

Продолжение таблицы 1

Бельгия 11,1951 358,4 45 387 476,4 479,1 482,3 489,4 491,5 117 307 154 012,0 504,5 501,7 542

Испания 46,647 9127 29113 484,9 486,1 478,9 480,7 482,5 840 1000 666337,0 131,9 666,3 1979

Франция 66,0285 114,65 41421 479,6 479,3 479,8 4SI 482,2 973 945 1 052380,00 191,6 1031,6 1963

Норвегия 5,084 12,7 100819 457,6 460,3 464,7 4722 479,8 1170 435 93 758,0 29 80,13 -

Фшпящия 5,439 15,87 47219 469,1 461 453,3 538,4 475,1 1160 540 78 133,0 23,1 67,36 3

Канада. 35 Д 53 3,42 51953 372,5 393,7 4202 446,04 473,7 4600 7700 1409000 14,1 182,99 2464

Нидерланды 16,8042 400,1 47617 451,2 453,6 461,1 465,6 470,3 300 200 137692,00 331,5 453,97 57

Польша 38:5307 118,17 13 423 382,7 421,7 432,3 451,5 470,4 649 689 412264,0 131,8 589,35 648

Швеция 9,5926 20,87 53 269 464,3 464,1 462,5 462,3 465,8 1600 500 580 140,0 128,3 362,59 163

Греция 11,0323 84,19 21910 428,7 447,1 454,3 461 460,5 590 220 116 960,0 33,6 198,23 -

Япония 127339 337,03 33492 450,1 450,7 4522 454,3 454,9 3000 540 1210251 39,7 403,4 9 943

Великобритания 64=097 255,52 39 337 459,1 458,7 456,2 456,5 453,7 966 483 419 671,0 172,3 434,4 1577

США 316,129 32,43 53143 451,3 450,3 439,7 423,1 403,3 2700 4500 6561643 66,7 1458,14 10 329

Россия 143:499 8,41 14 612 206,9 225,6 233,1 239,3 253,3 4000 10000 1094000 6=4 109,4 1 TV) ¿л Í.J

Казахстан 17:0375 5,84 13172 141 164,4 165,1 139,2 214,6 1700 3000 97 155,0 3=6 32,39 -

Бразилия 200,362 22,93 11208 157,3 167,3 178,7 1902 202,4 4320 4328 1581181,0 13,6 365,3 3 343

Украит 45,4896 76,28 3 900 127,7 138,2 141,5 147,6 151 893 1316 169 636,8 28,1 128,9 76

ЮАР 52,98 42,14 6 613 106,9 103,1 109,7 111,9 113,3 1400 1500 364 131 30,0 242,8 539

Китай 1357:38 14L69 6 807 79 S ÚÚ.J 271 34:5 43:8 53:б 5500 5200 4106387 42,8 746,6 19272

Индия 1252,14 366,76 1499 10 10,4 11=3 нд. 41 3220 2930 4 690 342,0 142,7 1456,6 4145

Основным выводом, который можно сделать по результатам проведенного анализа, является то, что уровень автомобилизации не зависит от объема выпуска автомобилей в конкретном регионе или отдельной стране, как впрочем и от уровня промышленного производства и уровня развития строительной отрасли. Данное обстоятельство может служить основанием для предположения о важной роли развития автомобильного рынка на уровень автомобилизации каждого конкретного региона. При этом важную роль играет не только первичный рынок товарных автомобилей, только выпущенных со сборочных конвейеров, а в большей степени вторичный рынок подержанных автомобилей. Так, например, в странах Восточной Европы с относительным средним уровнем ВВП на душу населения уровень автомобилизации имеет показатели «выше среднего» в первую очередь за счет развития вторичного рынка. Можно сделать

предположение об активной реализации на этих рынках автомобилей, бывших в эксплуатации, в том числе из «более богатых» соседних стран Западной Европы.

В результате чего становится понятно, что уровень автомобилизации в первую очередь зависит от уровня развития рынков автомобильной техники на конкретной территории и их приоритетов и возможностей. При этом фактически не зависит от наличия и объемов производства автосборочных предприятий, развития уровня промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли и др.

Исходя из полученного выше предположения, становится актуальным проведение анализа взаимосвязи первичного и вторичного автомобильных рынков на региональном уровне с использованием современных математических методов анализа для учета влияния на них внешних факторов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рейтинг стран мира по уровню автомобилизации / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://gtmarket.ru/ratings/passenger-cars-per-inhabitants/info.

2. Васильев, М.М. Современные подходы к исследованию автомобильного рынка России с учетом влияния на его структуру отраслевого и регионального факторов / «Современные проблемы науки и образования» - 2014 - №6 (56) / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.science-education.ru/120-c16813.

3. Тархов, С.А. Региональные различия автомобилизации в России / География. - 17.01.2004. - № 01 (728) / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://geo.1september.ru/2004/01/11.htm. (дата обращения: 17.09.2012).

4. Макарова, И.В., Хабибулин, Р.Г., Беляев, Э.И., Маврин, В.Г. Применение современных методов оптимизации транспортной системы в условиях роста автомобилизации / «Инновации в науке»: материалы XIII международной заочной научно-практической конференции (17 октября 2012 г.); [под ред. Я.А. Полонского] / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4396-2012-10-26-11-11-02/

5. Автомобилизация в России выйдет на уровень развитых стран к 2025 году / Агентство «Автостат» / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.autostat.ru/ news/view/9649//.

6. Уровень автомобилизации стран мира / «Вести - финанс» / [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://www.vestifinance.ru/infographics/3286.

7. Средний состав семьи в России. Из книги «Российские реформы в цифрах и фактах» / [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:http://refru.ru/bodyfam.pdf.

8. Детальная международная и региональная статистика по более чем 2500 показателям по экономике, энергетике, демографии, товарам и другим темам... по данным World Development Indicators (WDI), September 2014/ [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http ://knoema.ru/atlas.

9. Корреляционный анализ [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http ://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/248507.

10. Дровянников, В.И., Хаймович И.Н. Методы принятия оптимальных ре-

шений в управлении экономическими системами: учебное пособие / В.И. Дровянников,

И.Н. Хаймович. - Самара: Международный институт рынка, 2012. - С. 236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.