МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 311
Князева И.С., студентка 2 курса Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АВТОМОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Аннотация
В статье рассматривается понятие автомобилизации, дается оценка динамика уровня автомобилизации в Российской Федерации. Также проводится оценка факторов, оказывающих влияние на уровень автомобилизации.
Ключевые слова
Автомобилизация, многофакторный анализ, корреляция, регрессия.
Транспорт является важнейшей составной частью экономической системы Российской Федерации. В настоящее время трудно представить себе человеческую жизнь без автомобиля. Естественное стремление человека к свободе передвижения, усложнение функций в производственной деятельности и сфере услуг, жизнь в больших городах - все это обуславливает рост числа легковых автомобилей индивидуального пользования. Уровень оснащённости населения автомобилями -автомобилизации - рассчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей [1].
В настоящее время уровень автомобилизации является одним из основных показателей экономического развития страны и качества жизни населения.
Анализ динамики уровня автомобилизации в РФ (рис.1) позволяет сделать вывод о том, что данный показатель имеет тенденцию к увеличению. В 2000г. число автомобилей на 10 человек населения составляло 1,3, а к 2015г. увеличилось до 2,8. В сложившихся условиях целесообразно провести анализ факторов, оказывающих влияние на повышение уровня автомобилизации в России.
350
300
F ш
Ii Ü 250
я „
rt о
м о
g О 200
Ю щ
О ^
S « 150
° 13
ш к
(Я ю
.о 2 100
50
# ^ ^ С^ V,
год
> Л -О V* чЬ
Рисунок 1 - Динамика уровня автомобилизации в РФ
0
Для выявления данных факторов проведем многофакторный корреляционно-регрессионный анализ за период 2000-2015 гг.
Y - число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, единиц; Х1 - число дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации (на 100 тыс. человек населения);
Х2 - уровень занятости, %;
Хз - индексы цен производителей промышленных товаров, в % к аналогичному периоду прошлого
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
года;
X4 - ВВП на душу населения, темп роста в %;
X5 - число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения, штук. Хб - финансовый результат деятельности организаций, темп роста в %;
Для выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на на уровень автомобилизации, построим корреляционную матрицу и выберем наибольшее по модулю значение [2].
Таблица 1
Корреляционная матрица влияния факторов на автомобилизацию в РФ
Y Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6
Y 1
Х1 0,203804 1
Х2 0,963659 0,391704 1
Хз -0,51348 -0,21501 -0,50455 1
Х4 -0,70475 -0,25394 -0,62358 0,505999 1
Х5 -0,78462 -0,62787 -0,82832 0,430463 0,610221 1
Хб -0,27026 -0,06087 -0,29892 0,551821 0,3786 0,089028 1
По корреляционной матрице проверяем мультиколлинеарность факторов (Х2, Х4 и Х5). Согласно полученным данным, наибольшее влияние на уровень автомобилизации оказывает фактор Х2 - уровень занятости. Для наиболее точной оценки влияния фактора, включенного в модель, проведем регрессионный анализ.
Таблица 2
Регрессионный анализ
Регрессионная статистика
Множественный R 0,963659223
R-квадрат 0,928639099
Нормированный R-квадрат 0,923541892
Стандартная ошибка 14,8620553
Наблюдения 16
Дисперсионный анализ
df SS MS F Значимость F
Регрессия 1 40241,3388 40241,3388 182,1858633 2,03874E-09
Остаток 14 3092,32963 220,8806879
Итого 15 43333,66843
Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение
Y -1151,264242 100,529617 -11,45199073 1,70025E-08
Переменная Х 2 21,81377598 1,616119652 13,49762436 2,03874E-09
По результатам регрессионного анализа (табл. 2) получено следующее уравнение:
у = -1151,26 + 21,8 X 2
Полученное уравнение позволяет сделать вывод о том, что с увеличением уровня занятости на 1 % будет наблюдаться увеличение числа собственных легковых автомобилей на 21,8 единиц на 1000 человек населения.
Множественный коэффициент корреляции равен 0,963, что говорит о тесной и прямой связи между признаками. Коэффициент детерминации равен 0,928, следовательно, 92,8 % вариации автомобилизации зависит от уровня занятости, на остальные неучтенные в модели факторы приходится 7,2%.
Проверка статистической значимости модели осуществляется с помощью расчета F- критерия Фишера. Fтабл=4,6, Fфакт=182,2. Следовательно, Fфакт>Fтабл, нулевая гипотеза отклоняется и уравнение статистически значимо.
Для оценки значимости параметров уравнения используется ^критерий Стьюдента. Так, ta=11,4, ^=13,5, 1габл=2,14, следовательно ta>tтабл,tb>tтабл, параметры регрессии статистически значимы.
Оценка уровня автомобилизации в РФ в исследуемый период показала тенденцию к увеличению
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
данного показателя. Многофакторный анализ показал, что наибольшее влияние на уровень автомобилизации оказывает уровень занятости населения: увеличение численности занятых приводит к повышению доходов населения, которые затем расходуются на приобретение собственных легковых автомобилей. Список использованной литературы:
1. Доронкин В. Г., Епишкин В. Е., Колачева Н. В. К вопросу моделирования процесса автомобилизации // Вестник НГИЭИ - 2016 - №8 - с. 23-30
2. Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Практикум по социальной статистике. Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2007.
© Князева И.А., 2017 год
УДК 657.22:631.11
С.И. Кравцова
ст. преподаватель, А.А. Шигина
магистрант,
ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ им. ИТ. Трубилина»,
г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация
В статье раскрыты отличительные особенности учета основных средств в сельскохозяйственных организациях, которые связаны с наличием специфических основных средств Рассмотрены особенности документального оформления, аналитического учета
Ключевые слова
Основные средства, биорганизмы, учет рабочего и продуктивного скота, учет земельных участков, учет многолетних насаждений.
Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей народного хозяйства. С развитием данной отрасли связана продовольственная безопасность страны. Сельскохозяйственные организации производят зерно, подсолнечник, картофель, молоко и др., то есть специализируются, прежде всего, на выращивании продукции растениеводства и животноводства.
Для расширенного воспроизводства, эффективной финансово-хозяйственной деятельности все сельскохозяйственные организации должны обладать необходимым ресурсным потенциалом (иметь земельные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, средства производства).
Сельскохозяйственное производство достаточно фондоемкое. В производственном процессе участвуют самые различные объекты основных средств: земельные участки и объекты природопользования; здания; сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения и др.
В составе основных средств учитывают также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы).
Российскими стандартами (ПБУ 6/2001 «Учет основных средств») установлено, что к бухгалтерскому учету в качестве основных средств принимаются объекты при одновременном выполнении следующий условий: во-первых, объект должен быть предназначен для использования в производстве продукции, при