Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГИ / ИЗМЕНЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGISLATION / TAXES / CHANGES / BUSINESS ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова О.П., Цугунян А.М.

В статье проведен анализ основных изменений налогового законодательства за 2017-2019 гг. и представлено их влияние на деятельность субъектов предпринимательской деятельности различных категорий в отдельных отраслях и сферах деятельности с учетом региональных особенностей налогового регулирования. Выделены ключевые проблемы налогового и общеэкономического характера, сдерживающие развитие бизнес-процессов в России. Внесены предложения по преодолению негативных последствий экономического кризиса для государства и налогоплательщиков на основе совершенствования налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF CHANGES IN TAX LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

The article analyzes the main changes in tax legislation for 2017-2019 and presents their impact on the activities of business entities of different categories in certain industries and areas of activity, taking into account the regional features of tax regulation. The key problems of tax and General economic character, constraining the development of business processes in Russia, are highlighted. Proposals were made to overcome the negative consequences of the economic crisis for the state and taxpayers on the basis of improving tax legislation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА»

УДК 336

Краснова О.П.

аспирант кафедры учета, анализа и аудита Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского Россия, г. Симферополь Цугунян А.М., к.э.н.

доцент

Института экономики и управления КФУ им. В. И. Вернадского Россия, г. Симферополь АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА

ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация:

В статье проведен анализ основных изменений налогового законодательства за 2017-2019 гг. и представлено их влияние на деятельность субъектов предпринимательской деятельности различных категорий в отдельных отраслях и сферах деятельности с учетом региональных особенностей налогового регулирования. Выделены ключевые проблемы налогового и общеэкономического характера, сдерживающие развитие бизнес-процессов в России. Внесены предложения по преодолению негативных последствий экономического кризиса для государства и налогоплательщиков на основе совершенствования налогового законодательства.

Ключевые слова: законодательство, налоги, изменения, субъекты предпринимательской деятельности.

Krasnov O. P.,

post-graduate student of accounting, analysis

and audit Department Institute of Economics and management, Crimea Federal University im. V. I. Vernadsky

Russia, Simferopol Sugunan A. M., Ph. D associate Professor Institute of Economics and management, Crimea Federal University im V. I. Vernadsky

Russia, Simferopol

ANALYSIS OF THE IMPACT OF CHANGES IN TAX LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Annotation:

The article analyzes the main changes in tax legislation for 2017-2019 and presents their impact on the activities of business entities of different categories in certain industries and areas of activity, taking into account the regional features of

tax regulation. The key problems of tax and General economic character, constraining the development of business processes in Russia, are highlighted. Proposals were made to overcome the negative consequences of the economic crisis for the state and taxpayers on the basis of improving tax legislation.

Keywords: legislation, taxes, changes, business entities.

Налоговое законодательство периодически претерпевает существенные преобразования, его текущее усовершенствование является непрерывным процессом. Изменение нормативно правовых актов о налогах отражается на предпринимательской среде. С другой стороны, в результате изменения условий ведения бизнеса появляются новые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на развитие предприятий. К сожалению, не все введенные поправки создают комфортную среду ведения бизнеса для организаций и физических лиц. Есть важные изменения: например, доступность электронных сервисов налоговых органов, которая позволяет сэкономить время, а есть текущие, которые только отнимают время у налогоплательщиков на адаптацию к ним, изменение срока уплаты налога, не обоснованное текущими потребностями экономики.

Большинство принципиальных законодательных новаций непосредственно влияют на эффективность бизнес-процессов [1] в экономике. Оценить степень этого воздействия и его последствия-насущная задача исследования [2].

О важности и существенности влияния изменений налогового законодательства на российских предпринимателей в России. В условиях экономического кризиса говорят многие отечественные ученые, специалисты и исследователи.

Отмечается положительное воздействие законотворчества последних лет на малое предпринимательство [3], в том числе неналоговых стимулов, как, например, запрета проверок Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, Государственной инспекцией труда и других органов, кроме налоговых, для малого бизнеса в 2016-2018 гг. Прослеживается связь законодательного удвоения предельных значений выручки для малых предприятий с незначительным ростом их количества.

Выдвигаются теоретические предложения о совершенствовании дополнительного законодательного стимулирования малого бизнеса [4].

Исследователями проводится анализ изменений в налоговом законодательстве в разрезе отраслей хозяйства: например, отмечаются трудности законодательного регулирования деятельности малых предприятий в сфере агропромышленного комплекса [5].

Исследование налогового законодательства 2016-2019 гг. позволило оценить налоговую политику РФ в целом как антикризисную. Периодически вносятся изменения и поправки в действующий налоговый кодекс РФ, которые оказывают значительное влияние на российских предпринимателей. Наиболее масштабный законопроект в 2017 г.- «О внесении изменений в

части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»- направлен на реализацию основных направлений налоговой политики 2017 г. (и плановый период 2018-2019 г.) [6]. Изменения коснулись положений действующего законодательства в части обязанностей налогоплательщиков, налоговой ответственности, налогового контроля, а также отдельных видов налогов и специальных налоговых режимов. Принятый закон также регулирует учет «самозанятых» лиц, документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками, уточняет понятия, используемые в налоговых правоотношениях.

Основные изменения, касающиеся бизнес-процессов в 2019 г.:

1. Ставка налога на добавленную стоимость увеличилась с 18% до 20

%.

2. Срок камеральных проверок по налогу на добавленную стоимость сократился от 3 месяцев до 2 месяцев.

3. Налоговый кодекс РФ дополнила новая глава под названием «Экологический налог». Ставки фиксированы в зависимости от вида. Не требуется уплачивать только тем плательщикам, которые имеют отходы 4 класса.

4. С 01.01.2019 г. российские организации не обязаны платить налог на имущество с движимых объектов.

5. По налогу на прибыль применение пониженных размеров ставки по налогу на прибыль введенных до 2018 г., разрешено продлить до окончания срока действия. С 2019 г. понижать ставку регионы смогут только по указанным в налоговом кодексе объектам.

6. Государственным Советом Республики Крым 28 ноября 2018 г. принят закон «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым», которым определены размеры уплаты налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Крым, в зависимости от момента включения в единый реестр участников свободной экономической зоны. Для субъектов, включенных в единый реестр до 01.01.2019 г. в следующих размерах:

- 2 - процента в течение первых трех последовательных налоговых периодов;

- 6 - процентов в 4-го по 8-ой налоговые периоды

-13,5 - процентов с 9-го налогового периода

Для участников свободной экономической зоны, включенных в единый реестр с 01.01.2019 г. установлены ставки по налогу на прибыль в размерах:

- 6 процентов - по видам деятельности, определенным в приложении к закону;

- 13,5 процентов- по всем видам осуществляемой деятельности в свободной экономической деятельности.

7. С 2019 года перечень оборудования, попадающего под ускоренную амортизацию, увеличился в 2 раза.

8. С 2019 года отменяется государственная пошлина при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случае подачи документов на регистрацию в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Изменения описаны в Федеральном законе № 234 от 29.07.2018 г.

9. С 2019 г. расширился список видов ОКВЭД для работы на патентной системе налогообложения. Добавилась деятельность, связанная с животноводством и растениеводством.

10. В расходах можно учитывать затраты на путевки для сотрудников, если отдых проходил в России и его стоимость не превышает 50 тыс. рублей.

11. Отменили повышение ставок страховых взносов. Плановое повышение базы по страховым взносам (конкретный размер пока не утвердили).

12. Появятся новые формы декларации и авансового расчета по налогу на имущество. Движимые активы не отражаются. Из отчетов уберут строки об остаточной стоимости движимого имущества. Если у компании есть только движимое имущество, то с I квартала 2019 года ни авансовые расчеты, ни декларацию подавать не придется.

13. Меняется состав бухгалтерской отчетности. Отчет о целевом финансировании нужно сдавать как отдельный бухгалтерский отчет, а не как приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

14. С 1 января 2019 года МРОТ - 11 280 рублей.

15. Введут ответственность за увольнение работника предпенсионного возраста.

16. Работодателей обяжут следить за иностранцами. Работодатели должны будут следить, чтобы иностранные сотрудники вовремя выехали из России. За нарушение - штраф 500 000 руб.

17. Работодателей обяжут списывать долги до 100 000 руб. по пришедшим исполнительным листам.

18. Сотрудники налоговых органов должны по итогам камеральных проверок аннулировать декларации по НДС, и налогу на прибыль, если у компании обнаружили признаки однодневки.

19. Сотрудники налоговых органов получат право блокировать счета компаний за опоздание с расчетом по страховым взносам.

В 2019-2021 гг. планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов [9].

При этом особое внимание будет уделено повышению собираемости налогов с зарплат, а также созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет

являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости, и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров.

Дальнейшая цифровизация администрирования с одной стороны станет одним из наиболее эффективных инструментов пресечения неформальных практик, а с другой стороны позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками. В том числе указанные меры будут содействовать решению задачи по оптимизации форм налоговой отчетности.

Кроме того, будет продолжена реализация плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS) и обеспечению перехода к автоматическому обмену налоговой информацией. Реализация Плана BEPS направлена на повышение транспарентности деятельности налогоплательщиков, обеспечение открытости и конкурентоспособности российской налоговой системы с тем, чтобы в максимальной степени отвечать на новые вызовы, связанные с размыванием налогооблагаемой базы или уклонением от уплаты налогов.

Будет также продолжена работа по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества физических лиц исходя из их кадастровой стоимости. При этом планируется установление коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом на территориях тех регионов, в которых исчисление налога осуществляется с коэффициентом 0,6.

Меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек:

•Для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим - система налогообложения в виде налога на профессиональный доход, апробацию которого планируется провести с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации.

•Продление моратория на функционирование института КГН (с ограничением срока действия такого института) и отмена внутрироссийского контроля за трансфертным ценообразованием при его сохранении только в случае повышенных рисков ущерба для бюджетной системы, в особенности для бюджетов субъектов Российской Федерации. Это позволит существенно снизить административную нагрузку на бизнес;

•В целях снижения затрат организаций и физических лиц, связанных с открытием бизнеса, а также стимулирования использования электронных сервисов предлагается снизить размер государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа («старт за ноль»).

•Отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме «он-лайн».

•Предоставление физическим лицам права по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом, через МФЦ.

Налоговая система РФ является одним из главных элементов рыночной экономики и весомым аргументом воздействия на развитие хозяйства, определения приоритетов. Вследствие этого необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям. Залогом такой адаптации является точность, корректность, непротиворечивость, обоснованность, стабильность налогового законодательства.

Анализ научных работ и нормативно правовых актов по вопросам влияния изменений налогового законодательства на условия ведения бизнеса на современном этапе выявил следующие проблемы:

-количество налогов является чрезмерным, не обоснованным оптимальным потребностям государства, налоговая нагрузка бизнеса усиливается страховыми взносами на пенсионное, социальное и медицинское страхование;

-количество налоговых проверок, несмотря на их снижение, остается чрезмерным, направленность проверок является дискриминационной, например, в сфере торговли и общественного питания, среднего бизнеса, туризма;

-количество изменений является чрезмерным, не оправданным стратегическими целями налоговой политики (нестабильность налогово законодательства, постоянное изменение ставок налогов отрицательно влияет на развитие бизнеса);

-в налоговом законодательстве отсутствует система наказаний для налоговых органов и их должностных лиц, а излишне взысканные суммы налогов возвращаются за счет средств бюджета (это делает отношения налогоплательщика и налогового органа односторонними и неправомерными);

-стимулирование само занятости населения является формальным, не увязанным с состоянием реальной экономики и поведенческими принципами граждан, рассматривается населением как попытка обложить налогами традиционно свободные от налогообложения и плохо контролируемые налоговыми органами доходы граждан;

-перечень льгот для бизнеса в области налогов постоянно снижается, что связано с потребностями бюджета в условиях кризиса.

Выявленные проблемы взаимодействия налогового законодательства и бизнеса требуют решений, принимаемых на государственном уровне. Мы

можем только в рекомендательной форме озвучить свои предложения по выходу из кризиса нормативно правового налогового регулирования бизнеса.

К таким рекомендациям относятся:

- сокращение общего числа налогов, например, за счет перераспределение страховых взносов между работником и работодателем при общем снижении величины суммарных отчислений до 20% (введение лицевых счетов работников по всем видам страхования, определение процентных соотношений по видам страхования для работников в пределах 10%);

- обеспечение неизменности налогов и правил их уплаты в течении определенного периода времени (это позволит налогоплательщикам адаптироваться к изменениям условий налогообложения, а государственным органам оценить последствия и эффективность внесенных изменений);

- создание системы целевых льгот для отдельных видов плательщиков и направлений деятельности, например, введение благоприятных условий налогообложения для предприятий выпускающих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (самоорганизующаяся система бизнеса сможет решить часть государственных антикризисных проблем);

- введение системы налогового консультирования, (это позволит разработать оптимальные управленческие программы для развития бизнеса);

- проведение в основной массе проверок как документарных и встречных для всех контрагентов, выявление и акцент только на существенных нарушениях, предоставление возможности налогоплательщику, в том числе на основе инвестиционного кредита, выхода из кризисной ситуации;

- введение системы наказаний для налоговых органов и их должностных лиц в Налоговый кодекс РФ, в частности за нарушение сроков проверок и предоставления документов, за взыскание излишних сумм налогов, за причинение ущерба в виде упущенной выгоды и другие нарушения;

- разграничение индивидуального предпринимательства и самозанятого населения только на уровне найма работников, отнесение обеих категорий к регистрируемым видам деятельности, отсутствие налогообложения для гражданина, получающего дополнительные доходы в условиях экономического кризиса без привлечения работников по найму.

При проведении анализа изменений налогового законодательства Российской Федерации определены основные тенденции нормативно -правового регулирования в сфере налогообложения.

Использованные источники:

1. Валько Д.В., Сергеичева И.А. К вопросу о методике оценки эффективности бизнес-процессов компании//Управление в современных системах. 2014. № 4. С. 37-41. URL: http://journal.inueco.ru/4_2014_5/

2. Кисилева, М.А. Влияние российского налогового законодательства на развитие бизнеса // Сборник статей Международной научно-практической

конференции: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях, 2017. С. 72-74

3. Семенова, Г.Н. Изменение налогового законодательства и его влияние на финансовое состояние предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 6. - С. 58-61

4. Сухарева, А.М. Пути налогового стимулирования инновационной деятельности Российских предприятий // Сборник статей по материалам III Международной студенческой научно-практической конференции Нижегородского государственного педагогического университета: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы, 2017. С. 61-67

5. Ющенко, А.А. Бизнес и налоговое законодательство // Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции: Исследование различных направлений современной науки, 2016. С. 1387-1393.

6. Тимошенко В.А., О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 59.

7. Макоева Д.Р. Налоговое стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации // Сборник материалов международной заочной научно -практической конференции: Современная финансово-кредитная система: проблемы и перспективы, 2017. С. 650-653;

8. Рудлицкая, Н.В. Налоговое стимулирование как форма поддержки малого предпринимательства // Сборник материалов Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических вузов: Стратегия устойчивого развития и экономической безопасности России, 2017. С. 347351.

9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.11.2016 № 401 // Консультант Плюс. - ИКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207915/ (дата обращения 15.12.2018).

10. Обзор: Основные изменения налогового законодательства в 2019 году. // Универсальная компьютерная служба [Электронный ресурс]. -: http: //www.compservice.spb .ru/novo sti-dlya-buxgaltera/tablitsa-izmeneniy-dlya-buhgaltera-2019/

11. Основные направления налоговой политики РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов / Министерство финансов [Электронный ресурс]. - URL: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/ONBNiTTP%282%29.pdf /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.