Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION / COGNITIVE POTENTIAL / REGIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Бондаренко Владимир Викторович, Танина Мария Алексеевна, Юдина Вера Александровна

Актуальность и цели . Статья посвящена вопросам изучения взаимодействия региональной системы высшего образования и социально-экономических трендов развития региональных экономик. Предмет исследования - высшие учебные заведения, выступающие в качестве элемента системы региональных институтов развития. В статье описан новый метод оценки влияния результатов образовательной и научно-исследовательской деятельности показателей образовательных организаций на культурный и социально-экономический уровень регионального развития, основанный на регрессионных моделях оценки влияния показателей объема научных исследований и разработок на уровень валового регионального продукта региона, позволяющий спрогнозировать тенденции развития региональной экономики, а также классифицировать региональные системы высшего образования в зависимости от силы их воздействия: драйверы регионального развития; системы высшего образования с высоким уровнем влияния; системы высшего образования с умеренным уровнем влияния; системы высшего образования с низким уровнем влияния. Материалы и методы . С помощью методов системного анализа, экспертных оценок, статистического ранжирования, регрессионно-корреляционного анализа были определены показатели научной деятельности вузов, в наибольшей степени влияющие на величину валового регионального продукта, объем налогов и сборов, уплаченных в бюджеты всех уровней, и внешнеторговый оборот. Результаты . Основными результатами исследования являются разработанные авторами показатели, отражающие эффективность деятельности вузов как элемента системы региональных институтов развития, методика оценки влияния данных показателей на культурный и социально-экономический уровень регионального развития. Выводы . Полученные научные результаты могут быть использованы руководством вузов, органами государственной власти при формировании стратегии развития системы высшего образования, разработке методик оценки эффективности региональных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володин Виктор Михайлович, Бондаренко Владимир Викторович, Танина Мария Алексеевна, Юдина Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF UNIVERSITIES’ INTEGRATIVE ACTIVITIES ON THE ECONOMY OF REGIONAL ENTERPRISES

Background . The article is devoted to the issues of studying the interaction of the regional higher education system and socio-economic trends in the development of regional economies. The subject of the research is higher education institutions that act as an element of the system of regional development institutions. The article describes a new method for assessing the impact of the results of educational and research activities of indicators of educational organizations on the cultural and socio-economic level of regional development, based on regression models for assessing the impact of indicators of the volume of research and development on the level of the gross regional product of the region, which makes it possible to predict trends in the development of the regional economy, as well as to classify regional systems of higher education depending on the strength of their impact: drivers of regional development; higher education systems with a high level of influence; moderately influential higher education systems; systems of higher education with a low level of influence. Materials and methods . Using methods of system analysis, expert assessments, statistical ranking, regression-correlation analysis, indicators of scientific activity of universities were determined, which most affect the value of gross regional product, the amount of taxes and fees paid to budgets of all levels and foreign trade turnover. Results . The key results of the study are indicators developed by the authors, reflecting the effectiveness of universities as an element of the system of regional development institutions, a methodology for assessing the impact of these indicators on the cultural and socio-economic level of regional development. Conclusions . The obtained scientific results can be used by the management of higher education institutions, state authorities in the formation of a strategy for the development of the higher education system, the development of methods for assessing the effectiveness of regional educational systems.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

УДК 378.095

Б01 10.21685/2072-3016-2020-4-16

В. М. Володин, В. В. Бондаренко, М. А. Танина, В. А. Юдина

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Аннотация.

Актуальность и цели. Статья посвящена вопросам изучения взаимодействия региональной системы высшего образования и социально-экономических трендов развития региональных экономик. Предмет исследования - высшие учебные заведения, выступающие в качестве элемента системы региональных институтов развития. В статье описан новый метод оценки влияния результатов образовательной и научно-исследовательской деятельности показателей образовательных организаций на культурный и социально-экономический уровень регионального развития, основанный на регрессионных моделях оценки влияния показателей объема научных исследований и разработок на уровень валового регионального продукта региона, позволяющий спрогнозировать тенденции развития региональной экономики, а также классифицировать региональные системы высшего образования в зависимости от силы их воздействия: драйверы регионального развития; системы высшего образования с высоким уровнем влияния; системы высшего образования с умеренным уровнем влияния; системы высшего образования с низким уровнем влияния.

Материалы и методы. С помощью методов системного анализа, экспертных оценок, статистического ранжирования, регрессионно-корреляционного анализа были определены показатели научной деятельности вузов, в наибольшей степени влияющие на величину валового регионального продукта, объем налогов и сборов, уплаченных в бюджеты всех уровней, и внешнеторговый оборот.

Результаты. Основными результатами исследования являются разработанные авторами показатели, отражающие эффективность деятельности вузов как элемента системы региональных институтов развития, методика оценки влияния данных показателей на культурный и социально-экономический уровень регионального развития.

Выводы. Полученные научные результаты могут быть использованы руководством вузов, органами государственной власти при формировании стратегии развития системы высшего образования, разработке методик оценки эффективности региональных образовательных систем.

Ключевые слова: региональное высшее учебное заведение, когнитивный потенциал, региональные институты развития, экономика знаний.

© Володин В. М., Бондаренко В. В., Танина М. А., Юдина В. А., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/ licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

V. M. Volodin, V. V. Bondarenko, M. A. Tanina, V. A. Yudina

THE ANALYSIS OF UNIVERSITIES' INTEGRATIVE ACTIVITIES ON THE ECONOMY OF REGIONAL ENTERPRISES

Abstract.

Background. The article is devoted to the issues of studying the interaction of the regional higher education system and socio-economic trends in the development of regional economies. The subject of the research is higher education institutions that act as an element of the system of regional development institutions. The article describes a new method for assessing the impact of the results of educational and research activities of indicators of educational organizations on the cultural and socioeconomic level of regional development, based on regression models for assessing the impact of indicators of the volume of research and development on the level of the gross regional product of the region, which makes it possible to predict trends in the development of the regional economy, as well as to classify regional systems of higher education depending on the strength of their impact: drivers of regional development; higher education systems with a high level of influence; moderately influential higher education systems; systems of higher education with a low level of influence.

Materials and methods. Using methods of system analysis, expert assessments, statistical ranking, regression-correlation analysis, indicators of scientific activity of universities were determined, which most affect the value of gross regional product, the amount of taxes and fees paid to budgets of all levels and foreign trade turnover.

Results. The key results of the study are indicators developed by the authors, reflecting the effectiveness of universities as an element of the system of regional development institutions, a methodology for assessing the impact of these indicators on the cultural and socio-economic level of regional development.

Conclusions. The obtained scientific results can be used by the management of higher education institutions, state authorities in the formation of a strategy for the development of the higher education system, the development of methods for assessing the effectiveness of regional educational systems.

Keywords: regional higher education institution, cognitive potential, regional development institutions, knowledge economy.

Одной из важных научных проблем является разработка методики анализа влияния интегративной образовательной и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений на социально-экономическую составляющую регионального развития. В соответствии с мировыми трендами система образования оказывает существенное воздействие на конкурентоспособность и эффективность национальных экономик. В условиях инновационной экономики ключевым становится когнитивный ресурс, центром формирования которого выступают вузы. Весомая доля интеллектуального потенциала национальной экономики сосредотачивается в сфере науки высших учебных заведений, которые формируют и развивают знания в разных сферах.

Именно система высшего образования на современном этапе социально-экономического развития обладает способностью привлекать и развивать талантливую молодежь, формировать новые знания и разрабатывать механизмы их внедрения в реальном секторе экономики региона, становится основным инструментом развития экономики знаний. При этом вузы являются

генератором инновационного развития региона, центром трансляции передового опыта для территориальной образовательной системы [1, с. 1098]. Региональные высшие учебные заведения оказывают значимое влияние на уровень социально-экономических показателей регионального развития:

- качество кадрового обеспечения регионального и российского рынка труда;

- рост наукоемкого и инновационного потенциала региона;

- реализация национальных проектов;

- рост инвестиционной привлекательности территорий;

- реализация политики «мягкой» силы путем привлечения зарубежных студентов для обучения в отечественных вузах.

Различные формы сотрудничества вузов и реального сектора экономики оказывают положительное интегративное влияние и на социально-экономическую составляющую регионального развития [2, с. 32].

В передовой мировой практике на данный момент на уровне территорий сформировались модели сотрудничества между вузами и реальным сектором экономики:

1) совместная разработка и реализация исследовательских и научных проектов [3, с. 1098];

2) академическая мобильность;

3) разработка совместных образовательных программ;

4) в виде студенческой мобильности, которая реализуется в рамках обучения, организации и проведения стажировок и практик с целью получения опыта и повышения конкурентоспособности на рынке труда [4, с. 595].

В качестве удачного и эффективного примера сотрудничества высшего образования и реального сектора экономики в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) можно привести опыт формирования научно-производственных кластеров [5, с. 10]. К примеру, в США сформирована и эффективно работает целостная конкурентоспособная кластерная модель, ориентированная на партнерство и коммерциализацию НИОКР. При этом вузам, входящим в данную модель, государство оказывает финансовую поддержку [6, с. 170].

Еще одним примером сотрудничества вузов и реального сектора экономики в сфере НИОКР являются центры трансфера технологий в Китае.

С целью выявить и оценить роль вузов в области регионального развития в развитых странах используются разные системы и модели показателей, которые дают возможность оценить вклад вузов в социально-экономическое, культурное и инновационное развитие региона [7, с. 3]. По мнению зарубежных исследователей Б. Кларка, Д. Годдарда и П. Чаттертона, Г. Ицковица, Л. Ейдесдорфа, Д. Кэффри и Х. Исаакс, региональный вуз выступает в качестве элемента стратегического регионального развития.

Следовательно, в развитых странах региональная система высшего образования является одним из ключевых элементов регионального развития, социально-экономической системы и способствует эффективному формированию и развитию человеческого капитала региона.

В научном исследовании использовался системный подход, представляющий собой методологию исследования объектов как систем. В качестве ключевого элемента системы региональных институтов развития рассмотре-

ны высшие учебные заведения. Также использовались методы системного, сравнительного, статистического анализа, анкетирования и экспертного опроса.

С целью выявления взаимозависимости и направления влияния научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений на социально-экономические показатели регионального развития авторами исследования был проведен анализ с применением экспертного опроса с целью выявления ключевых показателей оценки эффективности деятельности вузов как ключевого инновационного элемента системы региональных институтов развития.

Для достижения поставленных целей применены методы статистического анализа, ранжирования, позволившие выявить ключевые показатели регионального развития, зависящие от интегративной деятельности вузов как элемента системы региональных институтов развития. Также авторами проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния показателей деятельности высших учебных заведений в сфере научных исследований и разработок на уровень валового регионального продукта региона. Значимость линейного коэффициента корреляции проверялась на основе расчета /-критерия Стью-дента.

В качестве обоснованной выборочной совокупности был принят входящий в Приволжский федеральный округ Пензенский регион, поскольку данная территория имеет достаточное количество высших учебных заведений - 4 крупных университета, 5 научно-исследовательских институтов, а также 6 филиалов вузов г. Москвы.

В Пензенском регионе функционируют научно-исследовательские институты следующего профиля:

- ОАО «Научно-исследовательский и проектно-технологический институт химического машиностроения»; ОАО «НИИ "Контрольприбор"» (разработка высококачественного оборудования для предприятий переработки и транспортировки нефти и газа, химического производства, нефтехимической, пищевой, энергетической отраслей промышленности);

- «НИИФИ и ВТ» - филиал АО «НИИФИ» (исследования, разработка и изготовление радиоэлектронной аппаратуры различного назначения, средств вычислительной техники для АСУ и специализированных комплексов управления);

- АО «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (спектральный анализ химического состава, фрезерные и гравировальные работы);

- АО «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (разработка и производство техники криптографической защиты информации, телекоммуникационного оборудования для сетей специальной связи министерств и ведомств, финансово-кредитных структур, предприятий и организаций).

В высших учебных заведениях региона проводятся научные исследования и разработки в области технических, естественных, гуманитарных, общественных и других научных знаний. Значительное количество научных исследований пользуется поддержкой всероссийских и региональных фондов, некоторые проекты реализуются совместно с АО «Корпорация развития Пензенской области» [8]. На протяжении трех последних лет вузы региона явля-

ются эффективными по результатам государственного мониторинга, проводимым Министерством науки и образования Российской Федерации.

Оценка влияния вузов на социально-экономическую и культурную составляющую может способствовать типологизации региональных систем высшего образования: драйверы регионального развития; системы высшего образования с высоким уровнем влияния; системы высшего образования с умеренным уровнем влияния; системы высшего образования с низким уровнем влияния. Роль человеческого капитала нашла отражение в национальных проектах и региональных программах.

Данное ранжирование показывает степень вклада региональных систем высшего образования в конкретную социально-экономическую ситуацию в регионе. При этом системы высшего образования в регионах вносят разный вклад в местную экономику, что связано с влиянием различных факторов: географическими, историческими, социальными и пр.

Региональная система высшего образования способствует эффективному развитию региона за счет оказания услуг, которые способствуют развитию культурной, социальной и экономической сфер:

1) удовлетворение потребностей жителей территории в услугах вузов, открытие новых специальностей и направлений, обучение, подготовка и переподготовка, обучение зарубежных специалистов, стажеров, аспирантов, которые прибывают из других государств для повышения квалификации или приобретения последипломного образования;

2) услуги в финансово-экономичекой и инноваторской производственной сферах (инженерные и опытные разработки, фундаментальные, прикладные, мониторинговые исследования, научно-исследовательская работа студентов, патентование и охрана интеллектуальной собственности, консалтинговая деятельность);

3) международное сотрудничество с иностранными преподавателями, направляемыми для работы в учебные заведения из зарубежных стран, тиражирование результатов научных исследований, образовательных программ;

4) развитие международных связей (экспорт образования и привлечение иностранных абитуриентов, реализация мультинациональных проектов, прием международных официальных делегаций с целью налаживания связей и партнерских отношений);

5) формирование социально-культурного развития региона (вклад вузов как крупных работодателей, вклад в общественно-культурное развитие населения, приобщение жителей к культурному наследию и творчеству, патриотическое воспитание молодежи, участие сотрудников и студентов в программах здравоохранения, волонтерства).

Проведенный анализ дает возможность делать вывод о том, что на уровне субъекта России выделяются последующие главные группы стейк-холдеров по отношению к университету: местные органы власти; учреждения среднего образования, а также остальные университеты, которые находятся в регионе; крупные промышленные компании; компании среднего и малого бизнеса, присутствующие на рынке труда; гражданское общество.

Реализация научной, инновационной и предпринимательской функций системы высшего образования, по мнению авторов статьи, позволяет вузам занять ведущее место в системе региональных институтов развития и сформировать научно-образовательный кластер (рис. 1).

Рис. 1. Система региональных институтов развития

С целью выявления взаимозависимости и направления влияния высших учебных заведений на социально-экономические показатели регионального развития с учетом отечественных практик авторами статьи было проведено исследование с применением экспертного опроса, сравнительного, статистического, корреляционно-регрессионного анализа, что позволило выявить ключевые показатели оценки влияния деятельности вузов на социально-экономическую составляющую регионального развития, отраженные на рис. 2.

Ключевые показатели оценки влияния деятельности вузов на социально-экономическую составляющую регионального развития

1. Объем затрат на научные исследования и разработки.

2. Численность вузов, выполнявших научные исследования и разработки.

3. Численность персонала вузов, занятого научными исследованиями и разработками.

4. Количество патентных заявок и выданных патентов.

5. Количество поданных заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности.

6. Разработанные инновационные производственные технологии.

7. Вхождение вуза в ведущие рейтинги высших образовательных учреждений на национальном и международном уровнях.

Рис. 2. Ключевые показатели оценки влияния деятельности вузов на социально-экономическую составляющую регионального развития

Интегративная деятельность высших учебных заведений играет большую роль в экономике региона и оказывает значительное влияние на социально-экономическую составляющую регионального развития. При этом вузы выступают в качестве крупнейших добросовестных налогоплательщиков региона в бюджеты и фонды всех уровней путем открытия и реализации актуальных образовательных программ, обоснования контрольных цифр приема,

осуществления набора студентов на бюджетные места, что способствует росту поступлений федеральных средств в регион за счет субсидирования.

Доля внебюджетных доходов вузов может составлять до 80 % от общей величины доходной части бюджета. За счет данных средств университеты участвуют в экономической деятельности региона через непосредственные закупки товаров и услуг, стимулируя хозяйственную деятельность многих региональных предприятий. Также значительная часть вузов выступает в роли научных центров и формирует систему малых инновационных предприятий, являющихся полноценными хозяйствующими субъектами и налоговыми агентами, обеспечивая реализацию наукоемкой продукции.

При обеспечении уровня оплаты труда для профессорско-преподавательского состава на уровне не менее чем 200 % от среднего уровня оплаты труда по региону вузы реализуют финансовую поддержку региональной экономики через стимулирование потребительского спроса и являются эталоном повышенных социальных обязательств.

Вместе с вышеназванным результаты анализа статистических показателей деятельности вузов, а также данные о мировых и национальных рейтингах университетов позволяют сделать вывод о том, что сложившаяся демографическая ситуация и государственная политика в сфере образования в нашей стране в настоящее время не позволяют назвать условия для развития российских вузов максимально легкими.

Развитая система высшего образования, вхождение университетов в мировые и международные рейтинги являются важными факторами привлечения студентов в конкретный город и регион, что обеспечивает приток новых потребителей и способствует улучшению демографической и экономической ситуации.

Увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах, создает дополнительный финансовый эффект для региональной экономики в виде оплаты за обучение по основным и дополнительным образовательным программам и текущих затрат, которые несут студенты в период учебной деятельности.

Научная деятельность высших учебных заведений как ключевого элемента в системе региональных институтов развития содействует решению принципиальных социокультурных и экономико-финансовых задач, инновационному развитию регионов. Поэтому целесообразно выявить главные характеристики развития экономики и социального сектора регионов, на которые оказывает воздействие деятельность вузов.

В качестве задачи исследования стояла цель выявления совокупности индикаторов регионального развития, подверженных влиянию деятельности вузов в области научных исследований, разработок и инноваций. При этом важнейшим показателем регионального развития, прямо и косвенно зависящего от деятельности вузов, следует считать валовой региональный продукт (ВРП). С целью выявления влияния ключевых показателей оценки эффективности деятельности вузов на показатель ВРП авторами был проведен корреляционно-регрессионный анализ социально-экономических показателей региона (на примере Пензенской области).

В табл. 1 представлены результаты корреляционно-регрессионного анализа зависимости размера ВРП Пензенского региона от объема затрат на научные исследования и разработки.

СП

Таблица 1

Корреляционно-регрессионный анализ зависимости ВРП от объема затрат на научные исследования и разработки [9]

Год Объем затрат на научные исследования и разработки, млн руб. X ВРП Пензенского региона, млрд руб. У х2 ху У Ух

2013 3539,5 270,4 12 527 777,1 957 070,0 73 116,2 313,5

2014 3518,5 297,7 12 379 594,5 1 047 447,0 88 625,3 311,6

2015 3645,2 326,1 13 287 483,0 1 188 699,7 106 341,2 322,9

2016 3793,6 362,5 14 391 401,0 1 375 180,0 131 406,3 336,1

2017 3962,0 378,6 15 697 444,0 1 500 013,2 143 338,0 351,1

Сумма 18 458,7 1635,3 68 283 699,6 6 068 409,9 542 826,9 1641,5

Средняя величина 3691,7 327,1 13 656 739,9 1 213 682,0 108 565,4 327,1

Квадрат средней 13 628 980,8 106 968,2 186 506 545 463 428,0 1 473 023 936 420,5 11 786 440 431,8 1 213 104,1

5

п> о

3 §

о;

0

Е

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■с п> о\

1 о-й (и

0 <»

П> О, п>

1 с Сс

О <»

§ N

о *

с Сс ТЗ П> со С

0

1

п>

тз

о

о п>

П>

о. §

<5" о

-ч П>

о'

3

Далее для определения коэффициента корреляции (г) рассчитаем несколько промежуточных величин по формулам, представленным ниже [9, с. 298]:

2 /-\2

ах =Л/х -

(х) , (1)

аy =\l y

2 /-х2

(y) , (2)

г = xy-xy, (3)

а ха у

«V ху - V х^ у а1 = ^ (4)

«Vх 2-(Х х)

ао = У - а1 х, (5)

Ух = а0 + а1х, (6)

=

'расч I-- • V/

VI - г2

При этом /расч (/-критерий Стьюдента) должно быть больше

/табличн = 2,1604 [9, с. 458], только в этом случае полученный коэффициент корреляции г является значимым.

В соответствии с представленными формулами (1-7) получаем следующие значения промежуточных величин: а х = 166,611, а у = 39,964,

г = 0,94, а1 = 0,089, а0 =-1,54, У^ = -1,54 + 0,089х, /расч = 9,947 > /табличн,

следовательно, рассчитанный коэффициент корреляции г является значимым и значимой является связь переменных х и у. В табл. 2 представлена интерпретация значений коэффициента корреляции.

Таблица 2

Интерпретация значений коэффициента корреляции [10, с. 286]

Значение коэффициента корреляции г Интерпретация, характеризующая тесноту связи

0 < г < 0,2 Очень слабая прямая корреляционная зависимость

0,2 < г < 0,5 Слабая прямая корреляционная зависимость

0,5 < г < 0,7 Средняя прямая корреляционная зависимость

0,7 < г < 0,9 Сильная прямая корреляционная зависимость

-0,2 < г < 0 Очень слабая обратная корреляционная зависимость

-0,5 < г < -0,2 Слабая обратная корреляционная зависимость

-0,7 < г < -0,5 Средняя обратная корреляционная зависимость

-0,9 < г < -0,7 Сильная обратная корреляционная зависимость

В соответствии с данными табл. 3 найденное значение коэффициента корреляции г = 0,94 соответствует сильной прямой корреляционной зависимости размера ВРП Пензенской области от объема затрат на научные исследования и разработки. Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что объем затрат на научные исследования и разработки оказывает прямое влияние на размер получаемого валового регионального продукта.

В исследовании был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости размера ВРП Пензенского региона от численности вузов, выполняющих научные исследования и разработки (см. табл. 3).

В соответствии с расчетами получаем значения промежуточных величин: а х = 1,327, ау = 39,964, г = 0,95, а1 = 71,46, а0 = 26,93,

ух = 26,93 + 71,46х, ¿расч = 10,97 > ¿табличн, следовательно, рассчитанный

коэффициент корреляции г является значимым и значимой является связь переменных х и у.

В ведущих пензенских университетах создана эффективная инновационная инфраструктура, включающая в себя центры трансфера технологий, инновационно-аналитические отделы, студенческие научно-производственные бизнес-инкубаторы и управление организационно-методического обеспечения НИОКР. При этом центры трансфера технологий способствуют интеграции науки и промышленности региона.

Важным фактором в инновационной деятельности вузов является кадровый потенциал. В табл. 4 представлены результаты корреляционно-регрессионного анализа зависимости размера ВРП от численности персонала вузов, занятого научными исследованиями и разработками.

На основе расчетов в табл. 4 можно рассчитать значения промежуточных величин: ах = 0,207, ау = 39,964, г = 0,827, а1 = 471,377, а0 = 31,978,

ух = 31,978 + 471,377х, ^расч = 5,307 > ^табличн, следовательно, полученный

коэффициент корреляции г является значимым.

Высшие образовательные учреждения, НИИ оказывают существенное воздействие на уровень развития региона, так как проводят комплексные и системные фундаментальные и прикладные исследования и разработки для государственных и частных заказчиков, а также делают проекты на базе грантов, которые выделяются российскими и заграничными фондами, оказывают гражданам и организациям научно-образовательные и консультационные услуги. При всем этом результативная деятельность НИИ и вузов способствует:

- реализации научно-исследовательских, экспертно-аналитических и других работ для государственных и муниципальных заказчиков, административных органов и местного самоуправления, а также коммерческих организаций;

- реализации интернационального научного взаимодействия, участию в коллективных исследовательских работах с российскими и зарубежными партнерами, проведению всероссийских и международных конференций, заседаний, симпозиумов в целях интеграции в мировую науку и образование и продвижения собственной научной продукции;

- формированию привлекательного инвестиционного и предпринимательского климата, благоприятного имиджа региона.

00 о

Таблица 4

Корреляционно-регрессионный анализ зависимости размера ВРП Пензенского региона от численности персонала вузов, занятого научными исследованиями и разработками

Год Численность персонала вузов, занятого научными исслед ованиями и разработками, тыс. чел. X ВРП Пензенской области, млрд руб. У х2 ху / Ух

2013 0,22 270,4 0,0 59,5 73 116,2 135,7

2014 0,68 297,7 0,5 202,4 88 625,3 9,5

2015 0,69 326,1 0,5 225,0 106 341,2 9,9

2016 0,75 362,5 0,6 271,9 131 406,3 12,3

2017 0,79 378,6 0,6 299,1 143 338,0 14,0

Сумма 3,1 1635,3 2,2 1057,9 542 826,9 110,6

Средняя величина 0,6 327,1 0,4 211,6 108 565,4 7,2

Квадрат средней 0,4 106 968,2 0,2 44 766,3 11 786 440 431,8 -2,4

5

п> о

3 §

о;

0

Е

§

■с п> о\

1 О" й (и

0 <»

П> О, П>

1 С Сс

О <»

§ N

о *

с Сс ТЗ П> со С

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П>

тз

о

о п>

П>

о. §

<5" о

П>

о'

3

По результатам выполненных расчетов можно сделать вывод о том, что социально-экономическое развитие региона во многом зависит от численности и качества работы персонала вузов, занятого научными исследованиями и разработками. При этом вузы являются центрами трансляции культурного наследия, научно-исследовательскими центрами, формируют малые инновационные предприятия, пользуются грантовой поддержкой различных научных фондов и аккумулируют значительные средства в сфере научных исследований и разработок.

Полученные результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод об интегративном вкладе высших учебных заведений как драйвера экономического развития региона, заключаются в следующих аспектах:

- мультипликационный эффект экономико-финансового развития (налоговые отчисления высших учебных заведений в местный бюджет, доходы, приобретенные от прибывающих, в том числе из-за границы, студентов, педагогов);

- университеты готовят для рынка труда профессиональных специалистов, оплата труда которых выше, чем у тех, кто не имеет высшего образования, что способствует получению более высокого налогового дохода региона и уровня потребления части жителей;

- инновационные трансформации и развитие (создание новых технологий и знаний, коммерциализация новаций, количество лицензий, патентов);

- для государства в сфере экспорта образования и рейтинга отечественных вузов значимым является число цитирований и публикаций российских ученых в российских и международных базах научного цитирования.

Результаты выполненного корреляционно-регрессионного анализа влияния показателей оценки эффективности деятельности вузов как ключевого элемента системы региональных институтов развития на размер ВРП Пензенского региона представлены в табл. 5.

На базе проведенного анализа можно прийти к выводу о том, что показатели оценки воздействия интегративной деятельности высших учебных заведений на социально-экономическую составляющую развития региона оказывают прямое воздействие на уровень валового регионального продукта.

На основе проведенного исследования было выявлено, что результаты интегративной деятельности вузов оказывают прямое влияние на социально-экономическую и культурную составляющую регионального развития. При этом высшие учебные заведения являются крупными и добросовестными налогоплательщиками; способствуют росту поступлений федеральных средств в регион за счет субсидирования; выступают заказчиком и потребителем товаров и услуг, стимулируя хозяйственную деятельность региональных предприятий; являются научно-исследовательскими центрами; создают инновационные предприятия, стимулируя тем самым налоговые поступления в региональный бюджет и рост ВРП; способствуют финансовому развитию региональной экономики через стимулирование потребительского спроса (в том числе за счет привлечения иностранного контингента), выплаты высокой (по региону) заработной платы профессорско-преподавательскому составу.

Таблица 5

Сводные результаты корреляционно-регрессионного анализа влияния интегративной деятельности вузов на показатели регионального развития

Социально-экономические показатели развития Пензенской области (X - фактор влияния) ВРП Пензенской области, млрд руб. (У - зависимый фактор)

Коэффициент корреляции г Характеристика связи Значимость г по ¿-критерию Стьюдента Уравнение регрессии Г=А0 +АгХ

1. Объем затрат на научные исследования и разработки, млн руб. 0,94 Сильная прямая (0,7 < г< 0,9) Значимый ¿расч (9,947) > ¿табл (2,1604) ~у~х ~ -1,54 + 0,089х

2. Численность вузов, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 0,95 Сильная прямая (0,7 < г< 0,9) Значимый ¿расч (10,97) > ?табл (2,1604) ~у~х ~ 26,93 + 71,46х

3. Численность персонала вузов, занятого научными исследованиями и разработками, тыс. чел. 0,827 Сильная прямая (0,7 <г< 0,9) Значимый ¿расч (5,307) > ?табл (2,1604) ^ = 31,978+ 471,377*

5

п> о

3 §

о;

0

Е §

■с

П>

о\

1 О" й (и

0 <»

П> О, П>

1 С Сс

О <»

§ N

о *

с Сс 43 п> со С

0

1

Таким образом, формирование и реализация интегративной деятельности региональных вузов как элемента системы регионального развития дает возможность повышать показатели экономической эффективности региона и обеспечивать достижение значительных социально-экономических результатов: рост численности малых и средних предприятий; рост валового регионального продукта; индексов промышленного производства субъекта федерации; рост объемов инвестиций в региональную экономику; повышение качества здравоохранения, уровня жизни, занятости и среднедушевых доходов жителей региона и, как следствие, рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Библиографический список

1. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов Российской Федерации / В. В. Бондаренко, Р. Р. Чакаев, О. Н. Лес-кина, В. А. Юдина, Т. В. Харитонова, М. А. Танина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - Т. 15, вып. 6. - С. 1097-1114.

2. Балацкий, Е. В. Эффективность институционального развития России: альтернативная оценка / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Terra Economicus. -2015. - Т. 13, № 4. - С. 31-51.

3. Sterlacchini, A. R&D, higher education and regional growth: Uneven linkages among European regions / A. Sterlacchini // Research Policy. - 2015. - Vol. 37. -Р. 1096-1100.

4. Shields, Robin. The sustainability of international higher education: Student mobility and global climate change / Robin Shields // Journal of Cleaner Production. - 2019. -Vol. 217. - P. 594-602.

5. Татаркин, А. И. Региональные институты развития как факторы экономического роста / А. И. Татаркин, С. Н. Котлярова // Экономика региона. - 2013. -№ 3 (35). - С. 9-18.

6. Yao, Y. Does higher education expansion enhance productivity? / Y. Yao // Journal of Macroeconomics. - 2019. - Vol. 59. - P. 169-194.

7. Бондаренко, В. В. Разработка системы показателей эффективности региональных институтов развития / В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, Т. В. Харитонова // Russian Journal of Management. - 2018. - Т. 6, № 1. - С. 3.

8. АО «Корпорация развития Пензенской области». - URL: http://krpo.ru/ (дата обращения: 24.03.2020).

9. Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.03.2020).

10. Теория статистики : учебник / под ред. Г. Л. Громыко. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 476 с.

References

1. Bondarenko V. V., Chakaev R. R., Leskina O. N., Yudina V. A., Kharitonova T. V., Tanina M. A. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security]. 2019, vol. 15, iss. 6, pp. 1097-1114. [In Russian]

2. Balatskiy E. V., Ekimova N. A. Terra Economicus. 2015, vol. 13, no. 4, pp. 31-51.

3. Sterlacchini A. Research Policy. 2015, vol. 37, pp. 1096-1100.

4. Shields Robin. Journal of Cleaner Production. 2019, vol. 217, pp. 594-602.

5. Tatarkin A. I., Kotlyarova S. N. Ekonomika regiona [Economy of the region]. 2013, no. 3 (35), pp. 9-18. [In Russian]

6. Yao Y. Journal of Macroeconomics. 2019, vol. 59, pp. 169-194.

7. Bondarenko V. V., Yudina V. A., Kharitonova T. V. Russian Journal of Management. 2018, vol. 6, no. 1, p. 3.

8. AO «Korporatsiya razvitiya Penzenskoy oblasti» [Penza Region Development Corporation JSC]. Available at: http://krpo.ru/ (accessed 24.03.2020). [In Russian]

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki RF [Federal State Statistics Service of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 24.03.2020). [In Russian]

10. Teoriya statistiki: uchebnik [Statistical theory: textbook]. Ed. by G. L. Gromyko. Moscow: INFRA-M, 2015, 476 p. [In Russian]

Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, директор Института экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: 7volodin7@mail.ru

Бондаренко Владимир Викторович

доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, директор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 Б)

E-mail: vvbondarenko@fa.ru

Танина Мария Алексеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 Б)

E-mail: margo10@inbox.ru

Юдина Вера Александровна кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал) (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 Б)

E-mail: vayudina@fa.ru

Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management and economic security, director of the Institute of Economics and Management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Bondarenko Vladimir Viktorovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management, informatics and humanities, Director, Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch) (33 B Kalinina street, Penza, Russia)

Tanina Mariya Alekseevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management, informatics and humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch) (33 B Kalinina street, Penza, Russia)

Yudina Vera Aleksandrovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of the sub-department of management, informatics and humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch) (33 B Kalinina street, Penza, Russia)

Образец цитирования:

Володин, В. М. Анализ влияния интегративной деятельности высших учебных заведений на экономику предприятий региона / В. М. Володин,

B. В. Бондаренко, М. А. Танина, В. А. Юдина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 4 (56). -

C. 169-185. - DOI 10.21685/2072-3016-2020-4-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.