Научная статья на тему 'Анализ уровня оплаты труда сотрудников органов внутренних дел до и после реформы (по данным ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)'

Анализ уровня оплаты труда сотрудников органов внутренних дел до и после реформы (по данным ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ВЫПЛАТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев А.В., Ковтунова Светлана Юрьевна

Статья посвящена анализу изменений среднемесячного дохода сотрудников органов внутренних дел в связи с проведением реформы системы оплаты труда в структуре МВД России. В статье приведены расчеты относительных показателей, характеризующих соотношение среднемесячного дохода с величинами: средней заработной платы, прожиточного минимума и потребительской корзины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грачев А.В., Ковтунова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня оплаты труда сотрудников органов внутренних дел до и после реформы (по данным ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)»

5. http://www.umvd53.ru Управление МВД России по Новгородской области.

6. http://www.uvd-sarov.ru/.

7. Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика преступлений. Харьков, 1985. 200 с.

© Гилязов Р. Р.

УДК 33

ЭКОНОМИКА

А. В. ГРАЧЕВ, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук

С. Ю. КОВТУНОВА, преподаватель кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук

АНАЛИЗ УРОВНЯ ОПЛАТЫ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМЫ (ПО ДАННЫМ ГУ МВД РОССИИ ПО г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Статья посвящена анализу изменений среднемесячного дохода сотрудников органов внутренних дел в связи с проведением реформы системы оплаты труда в структуре МВД России. В статье приведены расчеты относительных показателей, характеризующих соотношение среднемесячного дохода с величинами: средней заработной платы, прожиточного минимума и потребительской корзины.

Ключевые слова и словосочетания: денежное довольствие, социальное обеспечение, среднемесячный доход, прожиточный минимум, выплаты, экономический анализ, сотрудник органов внутренних дел.

Annotation. The article is devoted to the analysis of changes of the average monthly income of law-enforcement bodies staff in connection with carrying out the reform in the system of compensation in the structure of the Russian Ministry of Internal Affairs. Calculations of the relative indicators characterizing a ratio of the average monthly income with sizes are given in the article: average salary, living wage and consumer basket.

Key words and phrases: monetary allowance, social security, average monthly income, living wage, payments, economic analysis, employee of law-enforcement bodies.

Оплата труда сотрудников органов внутренних дел (ОВД) - это важнейший инструмент управления деятельностью как отдельного сотрудника, так и всей правоохранительной системы. В настоящее время завершился этап реформирования системы оплаты труда сотрудников ОВД, что обуславливает необходимость проведения анализа его результатов. Безусловно, нельзя не заметить и не отметить положительные стороны произошедших изменений. Однако в

данной статье мы попытаемся проанализировать динамику денежного довольствия и социального обеспечения сотрудников ОВД с точки зрения экономиста, используя методы экономического анализа.

В качестве особенностей проведенного анализа можно выделить следующие:

1. Объектом анализа выступали выплаты, производимые сотрудникам ОВД (сотруднику 1111С, следователю,

>

<ч а а

и и

ч

«

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1 £

а «

оперуполномоченному, начальнику территориального ОВД г. Санкт-Петербурга (далее - начальнику районного управления), проходящим службу в территориальном ОВД г. Санкт-Петербурга (далее -в г. Санкт-Петербурге).

2. Рассматриваемый период: 1993-2013 гг.

3. В расчет принимались не только выплаты, производимые в денежной форме, но и льготы в безденежной форме, предусмотренные для сотрудников действующей (-авшей) нормативной правовой базой соответствующего периода. Для включения в расчет таких выплат использовался их денежный эквивалент, величина которого определялась на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ.

4. Выплаты, носящие характер разовых или ежегодных, включались в состав среднемесячных посредством деления соответствующей суммы на 12.

5. Для оценки динамики обеспеченности сотрудника ОВД использова-

^ лись:

> 5.1. Абсолютные показатели вели-

сь чины среднемесячных выплат (номи-а нальные и реальные).

& 5.2. Относительные показатели, £

«ч отражающие соотношение среднемесяч-

а^ ных выплат с величинами: средней зара-

^ ботной платы, среднедушевого дохода,

| прожиточного минимума, потребитель-

§ ской корзины.

Ц 6. При расчете выплат среднеме-

« сячного дохода было принято допущение,

ф что сотрудник ОВД имеет жену (мужа) и

§ ребенка в возрасте от 6 лет 6 месяцев до

У 1 г

^ 15 лет.

^ 7. В расчет среднемесячного дохо-

|| да не брались разовые премии сотрудни-

1 ков ОВД.

§ В качестве примера расчета еже-

¡2 месячного дохода сотрудника в таблице 1 а

представлены данные по выплатам и

^ льготам, предусмотренным для сотруд-

Л ника ОВД, замещающего должность

§ оперуполномоченного в 1993-2013 гг. В

05 таблице 2 и на рисунке 1 представлены

сводные данные анализа динамики ежемесячных доходов и уровня материальной обеспеченности сотрудников районного управления внутренних дел г. Санкт-Петербурга, а также анализ удовлетворенности их потребностей с 1993 по 2013 гг.

Анализ данных по выплатам и льготам, предусмотренным для сотрудников ОВД, замещающих должности в районном управлении внутренних дел г. Санкт-Петербурга с 1993 по 2013 гг. показал следующие результаты:

Рост номинального среднемесячного дохода в период с 1993-2013 гг. составил от 31607 руб. (в 395,35 раз) у сотрудника ППС до 89180 руб. (в 482,14 раз) у начальника районного управления, а в период 2011-2013 г. - от 13717 руб. (76,33 %) у сотрудника ППС до 56638 руб. (173,06 %) у начальника районного управления. Темп роста номинального среднемесячного дохода сотрудников находится в диапазоне от 396,36 до 483,15 по отношению к 1993 г. и от 1,76 до 2,73 по отношению к 2013 г.;

Рост реального среднемесячного дохода в период с 1993-2013 гг. составил от 22834 руб. (257,94 %) у сотрудника ППС до 68883 руб. (336,32 %) у начальника районного управления, а в период с 2011-2013 г. - от 11382 руб. (56,05 %) у сотрудника ППС до 52385 руб. (141,66 %) у начальника районного управления. Темп роста реального среднемесячного дохода сотрудников находится в диапазоне от 3,58 до 4,36 по отношению к 1993 г. и от 1,56 до 2,42 по отношению к 2011 г.

Абсолютный размер среднемесячного дохода сотрудников не позволяет в полной мере ответить на вопрос о степени удовлетворённости их потребностей. Для этой цели были рассчитаны относительные показатели, характеризующие соотношение среднемесячного дохода с величинами: средней заработной платы, прожиточного минимума и потребительской корзины. Данный анализ показал следующие результаты:

Отношение среднемесячного до-

хода к средней заработной плате у сотрудника ППС за рассматриваемый период изменилось от 1,36 в 1993 г. (0,79 в 2011 г.) до 1,17 в 2013 г., у начальника районного управления от 3,15 в 1993 г. (1,44 в 2011 г.) до 3,31 в 2013 г.;

Отношение среднемесячного дохода к среднедушевому денежному доходу у сотрудника ППС за рассматриваемый период выросло от 0,15 в 1993 г. (0,87 в 2011 г.) до 1,35 в 2013 г., у начальника районного управления от 0,34 в 1993 г. (1,58 в 2011 г.) до 3,81 в 2013 г.;

Отношение среднемесячного до-

хода к прожиточному минимуму у сотрудника ППС за рассматриваемый период выросло от 3,46 в 1993 г. (2,61 в 2011 г.) до 4,91 в 2013 г., у начальника районного управления от 8,01 в 1993 г. (4,76 в 2011 г.) до 13,84 в 2013 г.;

Отношение среднемесячного дохода к потребительской корзине у сотрудника ППС за рассматриваемый период изменилось от 4,52 в 1993 г. (2,84 в 2011 г.) до 4,4 в 2013 г., у начальника районного управления от 10,46 в 1993 г. (5,18 в 2011 г.) до 12,42 в 2013 г.

Рис. 1. Реальный среднемесячный доход сотрудников ОВД в ценах 2013 г.

за период с 1993 по 2013 гг.

В 2012-2013 гг. по сравнению с 2011 г. выросли практически в 2 раза показатели, отражающие степень удовлетворенности сотрудников ОВД (отношение среднемесячного дохода к средней заработной плате, среднедушевому денежному доходу, потребительской корзине и прожиточному минимуму). В соответствии с критериями уровня жизни, предложенными Феде-

ральной службой государственной статистики РФ, после изменений системы оплаты труда по уровню среднемесячного дохода в 2012 г. рассмотренные нами категории сотрудников попали в разряд граждан, имеющих средний достаток.

Анализ динамики величины и структуры среднемесячного дохода сотрудников ОВД в 1993-2013 гг. позво-

>

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

лил выявить и ряд негативных моментов:

до 2011 г. наблюдалась тенденция снижения показателей удовлетворённости потребностей сотрудников ОВД. Так, отношение среднемесячного дохода к средней заработной плате, среднедушевому денежному доходу, прожиточному минимуму и потребительской корзине в 2011 г. ниже аналогичных показателей 1993 г;

произошло увеличение разницы между величиной среднемесячного дохода рядового и начальствующего состава: если в 1993 г. разница составляла 11629 руб. (по ценам 2013 г.) (2,31 раз), то в 2013 г.- 57678 руб. (2,82 раз).

Изменение системы оплаты труда сотрудников ОВД было связано не только с увеличением размеров оклада денежного содержания, но и с отменой различных льгот и компенсаций. Кроме того, после издания Указа Президента РФ № 1468 от 24.12.2009 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД Российской Федерации», ставшего своеобразной точкой отсчета процессов реформирования 2 системы внутренних дел, должностной ^ оклад и оклад по специальному званию | сотрудников ОВД не индексировались на ^ уровень инфляции в 2010 г.

^ Это позволило несколько завысить

йч

М показатель роста среднемесячного дохода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| сотрудников ОВД в 2012 г. за счет сни-

Ц жения базы сравнения 2011 г.

§ В этой связи нами проведен ана-§

^ лиз, который позволил установить вели® чину реального увеличения дохода со-| трудников посредством сравнения их ^ фактических размеров в 2012-2013 гг. с Л их возможным (гипотетическим) уровнем при условии сохранения прежней систе-| мы оплаты труда и ежегодном индекси-^ ровании окладов на уровень инфляции. В ^ таблице 3 представлены сводные результаты такого анализа, которые свидетель-^ ствуют о том, что за период с 2011 по а 2013 гг. реального увеличения размеров § среднемесячного дохода сотрудников в 2 ^ и более раз не произошло. Реальное уве-

>

личение среднемесячного дохода сотрудников в 2013 г. составило:

19,41 % - у сотрудника, замещающего должность сотрудника ППС;

34,93 % - у сотрудника, замещающего должность участкового;

69,66 % - у сотрудника, замещающего должность следователя;

85,8 % - у сотрудника, замещающего должность оперуполномоченного;

81,58 % - у сотрудника, замещающего должность начальника районного управления.

Сохранение тенденции отсутствия индексирования должностного оклада и оклада по специальному званию сотрудников ОВД существенно снизит положительные результаты проведенной реформы системы оплаты труда сотрудников ОВД.

Увеличение среднемесячного дохода сотрудника в 2012 г. было сопряжено с масштабными сокращениями численности сотрудников ОВД, что отразилось на существенном увеличении нагрузки на каждого сотрудника. Таким образом, если для государства характер увеличения размеров денежного довольствия сотрудника условно можно назвать интенсивным, то относительно сотрудника ОВД, обязанности которого выросли пропорционально уровню денежного довольствия, произошедшее увеличение является экстенсивным.

По результатам проведенного анализа для совершенствования системы оплаты труда и социальной обеспеченности сотрудников ОВД нами были сформулированы следующие предложения:

1. Ввести контрольные (предельные) показатели пропорций между среднемесячным доходом сотрудника ОВД и показателями средней заработной платы, среднедушевого денежного дохода, потребительской корзины и прожиточного минимума для анализа обеспеченности сотрудников ОВД, а также для определения периода необходимого проведения

индексации окладов сотрудников.

2. Вернуть компенсационную выплату за оплату посещения ребенком сотрудника детского дошкольного образовательного учреждения. Средний планируемый размер такой выплаты составляет 828 рублей в расчете на один месяц, а планируемое количество получателей такой выплаты - примерно 52,5 тыс. человек. Таким образом дополнительные затраты по данному мероприятию составят 521,6 млн руб. в год.

3. Ввести обязательную ежегодную индексацию окладов денежного содержания на величину официальной инфляции.

4. Более широко использовать поощрительные выплаты, так как значимость и ценность для сотрудника ОВД регулярно получаемого денежного довольствия, величина которого пусть и выше величины средней заработной платы по стране, будет постепенно снижаться согласно закону убывания предельной полезности в экономике и другим законам психологии. Также выплаты, носящие поощрительный характер за достижения в службе, будут являться стимулом к совершенствованию несения службы.

5. Вернуть социальную льготу по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно для всех категорий сотрудников ОВД и членов их семей (в том числе и за пределы Российской Федерации). По данным авторов постатейного комментария к Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ возможные

варианты возврата данной льготы приведут к дополнительным затратам федерального бюджета в следующих размерах:

оплата всем сотрудникам ОВД стоимости проезда один раз в год к месту проведения отпуска и обратно на территории РФ - 1,1 млрд руб.;

оплата всем сотрудникам ОВД стоимости проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно один раз в год, а также одному из членов семьи сотрудника - один раз в год -7,0 млрд руб.;

оплата всем сотрудникам ОВД стоимости проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно один раз в год, а также одному из членов семьи сотрудника - один раз в 2 года - 4,5 млрд руб.;

оплата стоимости проезда всем сотрудникам, а также одному из членов его семьи к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно - 4,5 млрд руб.

Кроме того, нами предлагаются следующие направления развития положений данного исследования: расши- 2

рение ретроспективных границ иссле- а дования до 1918 года (создания совет- | ской милиции); исследование доходов ^ сотрудников ОВД в сравнении с дохо- ^ дами работников общегражданских ^ профессий, сотрудников других сило- | вых структур, сотрудников правоохра- Ц

нительных органов иностранных госу- §

§

дарств. ^

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

«

а

а §

и

50

Анализ среднемесячного дохода сотрудника, замещающего должность следователя в районном управлении внутренних дел

г. Санкт-Петербурга за период с 1993 по 2013 гг., руб.

Показатель Годы

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2012 2013

Должностной оклад (следователь) 32300 201048 309614 502 602 1646 1483 1876 2781 2962 16500 16500

Оклад по специальному званию (капитан) 24000 149386 230054 373 540 899 932 1918 2472 2633 11000 11000

Надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет (срок службы - 12 лет) 8445 52565 80950 219 286 1145 1087 1707 2364 1119 5500 5500

Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы 16150 100524 154807 251 301 1975 2373 3002 3337 3554 - -

Надбавка к должностному окладу за особые условия службы - - - - - - - - - - 3300 3300

Надбавка за непрерывную службу в ОВД - 50262 77404 - - - - - - - - -

Надбавка за непрерывную службу в органах предварительного следствия - - - 126 151 412 371 469 695 741 - -

Надбавка к должностному окладу за квалификационное звание «Специалист II класса» - - - 25 30 82 74 94 139 148 1650 1650

Премия по итогам работы за квартал (среднемесячное значение) - - - - 228 509 483 759 1313 1399 - -

Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года (среднемесячное значение) 14075 87609 134917 219 286 954 906 1423 1970 2098 - -

Ежемесячное денежное поощрение - - - - - - 1483 1876 2781 2962 - -

Ежемесячная премия - - - - - - - - - - 6875 6875

Материальная помощь (среднемесячное значение) - 58406 89945 146 190 424 403 632 876 933 2292 2292

Оплата санаторно-курортного лечения (среднемесячное значение) 4333 34500 83500 84 100 100 100 100 100 100 - -

Оплата стоимости продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде) 8370 194680 371070 694 620 620 620 620 - - - -

Бесплатный проезд в городском транспорте (по г. Санкт-Петербургу) (денежный эквивалент) 1500 70000 130 170 270 - - - - - - -

Оплата стоимости путевок на детский оздоровительный отдых (среднемесячное значение) - - - - - - 292 600 800 900 - -

Оплата проезда в отпуск (среднемесячное значение исходя из фактического уровня выплат в подразделении г.Санкт-Петербурга) 7097 55787 160761 195 614 899 1063 1296 1598 2075 - -

Льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг (по данным Федеральной службы государственной статистики РФ) 595 8077 15661 25 52 81 - - - - - -

Льгота по оплате за пользование телефоном (по данным Федеральной службы государственной статистики РФ) 456 13686 26670 42 93 176 - - - - - -

НДФЛ (вычитается) - - - - 309 988 1180 1728 2101 2099 6006 6006

Возмещение НДФЛ - - - - 309 - - - - - - -

ИТОГО к выплате 117321 1076529 1735481 3070 4053 8936 10488 14644 18992 19524 41111 41111

Сводные данные по выплатам и льготам, предусмотренным для сотрудников районного управления внутренних дел

г. Санкт-Петербурга, а также анализ удовлетворенности их потребностей с 1993 по 2013 гг.

Показатель Годы 2013 к 1993 г 2013 к 2011 г.

Абс. изм. Отн. изм. раз, % Темп роста Абс. изм. Отн. изм. % Темп роста

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2012 2013

Сотрудник ППС номинальный доход 79945 797975 1302281 2195 3121 6699 9223 16035 21331 17970 31687 31687 31607 395,35 396,36 13717 76,33 % 1,76

реальный доход (2013 г.) 8853 12124 14635 9801 9774 16275 18088 25783 27824 20305 33588 31687 22834 257,94 % 3,58 11382 56,05 % 1,56

доход / ср. зар.пл. 1,36 1,69 1,33 1,44 0,96 1,22 1,08 1,19 1,11 0,79 1,20 1,17

доход/ ср.душ.доход 0,15 1,55 1,38 1,32 1,02 1,30 1,14 1,28 1,26 0,87 1,39 1,35

доход / прожит. мин. 3,46 2,69 2,82 2,19 1,92 2,91 2,83 3,86 3,83 2,61 4,58 4,91

доход / потр. корз. 4,52 6,18 5,49 2,88 2,27 5,47 2,03 2,79 2,81 2,84 4,59 4,40

Участковый номинальный доход 114506 1059007 1708498 2875 4185 8539 11286 18232 23044 20961 38509 38509 38395 335,3 336,31 17548 83,72 % 1,84

реальный доход 12680 16090 19200 12838 13107 20745 22135 29315 30059 23685 40820 38509 25830 203,71 % 3,04 14824 62,59 % 1,63

доход / ср. зар.пл. 1,95 2,24 1,74 1,89 1,29 1,55 1,32 1,35 1,20 0,92 1,46 1,43

доход/ ср.душ.доход 0,21 2,05 1,82 1,73 1,37 1,65 1,40 1,45 1,36 1,01 1,69 1,64

доход / прожит. мин. 4,96 3,56 3,70 2,87 2,57 3,71 3,47 4,38 4,14 3,05 5,57 5,96

доход / потр. корз. 6,47 8,20 7,21 3,78 3,05 6,98 2,49 3,17 3,04 3,32 5,57 5,35

Следователь номинальный доход 117321 1076529 1735481 3070 4053 8936 10488 14644 19125 19524 41111 41111 40993 349,41 350,41 21586 110,56 % 2,11

реальный доход 12991 16356 19503 13706 12694 21709 20569 23547 24947 22062 43577 41111 28119 216,45 % 3,16 19049 86,35 % 1,86

доход / ср. зар.пл. 2,00 2,28 1,77 2,02 1,25 1,63 1,23 1,08 0,99 0,86 1,55 1,52

доход/ ср.душ.доход 0,22 2,09 1,85 1,85 1,32 1,73 1,30 1,17 1,13 0,94 1,80 1,75

доход / прожит. мин. 5,08 3,62 3,75 3,06 2,49 3,88 3,22 3,52 3,43 2,84 5,95 6,37

доход / потр. корз. 6,63 8,33 7,32 4,03 2,95 7,30 2,31 2,55 2,52 3,09 5,95 5,71

Опер- уполномоченный номинальный доход 117134 1074163 1731591 3014 4284 8776 10617 15297 20071 20555 47331 47331 47214 403,07 404,08 26776 130,27 % 2,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реальный доход 12971 16320 19459 13455 13415 21322 20822 24597 26181 23226 50171 47331 34361 264,91 % 3,65 24105 103,78 % 2,04

доход / ср. зар.пл. 2,00 2,27 1,76 1,98 1,32 1,60 1,24 1,13 1,04 0,90 1,79 1,75

доход/ ср.душ.доход 0,22 2,08 1,84 1,82 1,40 1,70 1,31 1,22 1,19 0,99 2,08 2,02

доход / прожит. мин. 5,07 3,61 3,75 3,00 2,63 3,81 3,26 3,68 3,60 2,99 6,85 7,33

доход / потр. корз. 6,62 8,32 7,31 3,96 3,12 7,17 2,34 2,66 2,65 3,25 6,85 6,58

Нач. районного управления номинальный доход 184964 1571575 2497605 4421 6239 15274 16943 30832 40782 32727 89365 89365 89180 482,14 483,15 56638 173,06 % 2,73

реальный доход 20482 23877 28068 19740 19540 37109 33229 49575 53196 36980 94727 89365 68883 336,32 % 4,36 52385 141,66 % 2,42

доход / ср. зар.пл. 3,15 3,33 2,54 2,90 1,93 2,78 1,98 2,28 2,12 1,44 3,38 3,31

доход/ ср.душ.доход 0,34 3,05 2,66 2,67 2,04 2,95 2,09 2,46 2,41 1,58 3,92 3,81

доход / прожит. мин. 8,01 5,29 5,40 4,41 3,83 6,63 5,21 7,41 7,32 4,76 12,93 13,84

доход / потр. корз. 10,46 12,17 10,54 5,81 4,54 12,48 3,73 5,37 5,38 5,18 12,94 12,42

Сводные результаты анализа реального (при современной системе оплаты труда) и гипотетического (при прежней системе оплаты труда)

среднемесячного дохода сотрудников ОВД за период с 2011 по 2013 гг.

Показатель Годы 2012 к 2011 г 2013 к 2011 г.

Абс. изм. Отн. изм. Темп роста Абс. изм. Отн. изм. Темп роста

2011 2012 2013

Сотрудник ППС Доход номинальный при прежней системе оплаты труда 23443 25163 26537 1720 7,34 % 1,07 3094 13,20 % 1,13

Доход номинальный при современной системе оплаты труда - 31687 31687 8244 35,17 % 1,35 8244 35,17 % 1,35

Доход реальный при прежней системе оплаты труда 26490 26673 26537 183 0,69 % 1,01 48 0,18 % 1,00

Доход реальный при современной системе оплаты труда - 33588 31687 7099 26,80 % 1,27 5197 19,62 % 1,20

Разница между доходом при современной и прежней системах оплаты труда Абс. изм. - 6524 5150 - - - - - -

Отн. изм. - 25,93% 19,41% - - - - - -

Участковый Доход номинальный при прежней системе оплаты труда 25055 26914 28541 1860 7,42 % 1,07 3486 13,91 % 1,14

Доход номинальный при современной системе оплаты труда - 38509 38509 13455 53,70 % 1,54 13455 53,70 % 1,54

Доход реальный при прежней системе оплаты труда 28311 28529 28541 219 0,77 % 1,01 230 0,81 % 1,01

Доход реальный при современной системе оплаты труда - 40820 38509 12509 44,19 % 1,44 10199 36,02 % 1,36

Разница между доходом при современной и прежней системах оплаты труда Абс. изм. - 11595 9968 - - - - - -

Отн. изм. - 43,08% 34,93% - - - - - -

Следователь Доход номинальный при прежней системе оплаты труда 20877 22729 24231 1852 8,87 % 1,09 3354 16,07 % 1,16

Доход номинальный при современной системе оплаты труда - 41111 41111 20234 96,92 % 1,97 20234 96,92 % 1,97

Доход реальный при прежней системе оплаты труда 23590 24093 24231 503 2,13 % 1,02 641 2,72 % 1,03

Доход реальный при современной системе оплаты труда - 43577 41111 19987 84,73 % 1,85 17521 74,27 % 1,74

Разница между доходом при современной и прежней системах оплаты труда Абс. изм. - 18382 16880 - - - - - -

Отн. изм. - 80,87% 69,66% - - - - - -

Оперуполномоченный Доход номинальный при прежней системе оплаты труда 21972 23889 25474 1917 8,73 % 1,09 3502 15,94 % 1,16

Доход номинальный при современной системе оплаты труда - 47331 47331 25359 115,41% 2,15 25359 115,41 % 2,15

Доход реальный при прежней системе оплаты труда 24828 25323 25474 495 1,99 % 1,02 646 2,60 % 1,03

Доход реальный при современной системе оплаты труда - 50171 47331 25343 102,08% 2,02 22503 90,64 % 1,91

Разница между доходом при современной и прежней системах оплаты труда Абс. изм. - 23442 21857 - - - - - -

Отн. изм. - 98,13% 85,80% - - - - - -

Начальник районного управления Доход номинальный при прежней системе оплаты труда 43878 46645 49214 2767 6,31 % 1,06 5336 12,16 % 1,12

Доход номинальный при современной системе оплаты труда - 89365 89365 45486 103,67% 2,04 45486 103,67 % 2,04

Доход реальный при прежней системе оплаты труда 49581 49444 49214 -137 -0,28 % 1,00 -366 -0,74 % 0,99

Доход реальный при современной системе оплаты труда - 94727 89365 45146 91,06 % 1,91 39784 80,24 % 1,80

Разница между доходом при современной и прежней системах оплаты труда Абс. изм. - 42720 40150 - - - - - -

Отн. изм. - 91,58% 81,58% - - - - - -

По результатам проведенного анализа для совершенствования системы оплаты труда и социальной обеспеченности сотрудников ОВД нами были сформулированы следующие предложения:

6. Ввести контрольные (предельные) показатели пропорций между среднемесячным доходом сотрудника ОВД и показателями средней заработной платы, среднедушевого денежного дохода, потребительской корзины и прожиточного минимума для анализа обеспеченности сотрудников ОВД, а также для определения периода необходимого проведения индексации окладов сотрудников.

7. Вернуть компенсационную выплату за оплату посещения ребенком сотрудника детского дошкольного образовательного учреждения. Средний планируемый размер такой выплаты составляет 828 рублей в расчете на один месяц, а планируемое количество получателей такой выплаты - примерно 52,5 тыс. человек. Таким образом дополнительные затраты по данному мероприятию составят 521,6 млн руб. в год.

8. Ввести обязательную ежегодную индексацию окладов денежного содержания на величину официальной инфляции.

9. Более широко использовать поощрительные выплаты, так как значимость и ценность для сотрудника ОВД регулярно получаемого денежного довольствия, величина которого пусть и выше величины средней заработной платы по стране, будет постепенно снижаться согласно закону убывания предельной полезности в экономике и другим законам психологии. Также выплаты, носящие поощрительный характер за достижения в службе, будут являться стимулом к совершенствованию несения службы.

10. Вернуть социальную льготу по

оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно для всех категорий сотрудников ОВД и членов их семей (в том числе и за пределы Российской Федерации). По данным авторов постатейного комментария к Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ возможные варианты возврата данной льготы приведут к дополнительным затратам федерального бюджета в следующих размерах:

оплата всем сотрудникам ОВД стоимости проезда один раз в год к месту проведения отпуска и обратно на территории РФ - 1,1 млрд руб.;

оплата всем сотрудникам ОВД стоимости проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно один раз в год, а также одному из членов семьи сотрудника - один раз в год -7,0 млрд руб.;

оплата всем сотрудникам ОВД стоимости проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно один раз в год, а также одному из членов семьи сотрудника - один раз в 2 года - 4,5 млрд руб.;

оплата стоимости проезда всем сотрудникам, а также одному из членов его семьи к месту проведения основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно - 4,5 млрд руб.

Кроме того, нами предлагаются следующие направления развития положений данного исследования: расширение ретроспективных границ исследования до 1918 года (создания советской милиции); исследование доходов сотрудников ОВД в сравнении с доходами работников общегражданских профессий, сотрудников других силовых структур, сотрудников правоохранительных органов иностранных государств.

© Грачев А. В. © Ковтунова С. Ю.

>

<ч а а

и

и ^

э"

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а

X « X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.