Научная статья на тему 'Анализ уровня образованности населения развивающихся стран в рамках оценки инвестиционной привлекательности региона'

Анализ уровня образованности населения развивающихся стран в рамках оценки инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
DEVELOPING COUNTRIES / LEVEL OF EDUCATION / QUALITATIVE ANALYSIS / INVESTMENT / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева Екатерина Вячеславовна

В статье рассмотрены ключевые факторы инвестиционной привлекательности развивающихся стран с точки зрения доходности инвестиций, возможности быстрого роста экономических показателей и диверсификации инвестиционного портфеля. Приводится обоснование выбора страны для вложения средств с помощью оценки трудовых ресурсов и их потенциала. Проанализированы факторы, влияющие на образованность и профпригодность населения и динамику этого показателя. Приведен общий механизм оценки региона по косвенным показателям, в частности, образованности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня образованности населения развивающихся стран в рамках оценки инвестиционной привлекательности региона»

3. Дайнеко Я.В. Методы оценки кредитоспособности организации российскими банками // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 2015. № 6 (19). С. 178-181.

4. Дайнеко Я.В. Сущность понятия «кредитоспособность» // Потенциал современной науки, 2015. № 3 (11). С. 105-109.

5. Дурдыева Д.Р., Рыбина Г.К. Оценка кредитоспособности заемщика как способ минимизации кредитных рисков // Экономика и управление: проблемы, решения, 2015. № 11. С. 108-110.

6. Мальцев Э.В., Мальцев А.Э. Новые подходы к управлению розничным кредитным портфелем // Деньги и кредит. № 2, 2015. С. 44-48.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF EDUCATION OF THE POPULATION OF DEVELOPING COUNTRIES IN THE FRAMEWORK OF ASSESSING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION Sheveleva E.V. (Russian Federation) Email: Sheveleva238@scientifictext.ru

Sheveleva Ekaterina Vyacheslavovna - Master Student. DEPARTMENT OF INNOVATION MANAGEMENT, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: the article discusses the key factors of investment attractiveness of developing countries in terms of investment returns, the possibility of rapid growth of economic indicators and diversification of the investment portfolio. The rationale for choosing a country to invest through the assessment of labor resources and their potential is given. The factors affecting the education and professional suitability of the population and the dynamics of this indicator are analyzed. There is an overall assessment of the mechanism of the region by indirect indicators, such as education of the population. Keywords: developing countries, level of education, qualitative analysis, investment.

АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В РАМКАХ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Шевелева Е.В. (Российская Федерация)

Шевелева Екатерина Вячеславовна - магистрант, кафедра инновационного менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассмотрены ключевые факторы инвестиционной привлекательности развивающихся стран с точки зрения доходности инвестиций, возможности быстрого роста экономических показателей и диверсификации инвестиционного портфеля. Приводится обоснование выбора страны для вложения средств с помощью оценки трудовых ресурсов и их потенциала. Проанализированы факторы, влияющие на образованность и профпригодность населения и динамику этого показателя. Приведен общий механизм оценки региона по косвенным показателям, в частности, образованности населения.

Ключевые слова: развивающиеся страны, уровень образования, качественный анализ, инвестирование.

УДК 338.27

Развитые страны достаточно давно используют практику вынесения производств в развивающиеся страны, создания там предприятий добывающей промышленности, сельскохозяйственного сектора, и т.д. В первую очередь компании интересует наличие в стране достаточного количества дешевой рабочей силы, ресурсной базы, транспортной инфраструктуры, стабильной политической и социальная среда, а также низкой стоимости национальной валюты. Это «традиционные» принципы вложения средств и вынесения предприятий в развивающиеся страны. В литературе достаточно подробно описаны финансовые показатели, на которые инвестор обращает внимание при вложении средств и принципы от которых принято отталкиваться. Считается, что включение в инвестиционный портфель бумаг развивающихся рынков может иметь ряд преимуществ: диверсификация, доходность, недооценнённость [1].

Согласно общемировой динамике и прогнозам, вложения в национальные и совместные предприятия развивающихся стран будет иметь высокую доходность, то в тоже время будет сохранять высокую степень риска [1].

По некоторым оценкам, к 2020 году капитализация формирующихся рынков может утроиться и достичь 17,4 трлн долл., а их доля в совокупной капитализации фондовых рынков мира вырастет с нынешних 14% до 24% [2].

Соответственно, у инвесторов, диверсифицирующих инвестиционный портфель за счет вложения в развивающиеся страны, возникают опасения за инвестиции. Нынешняя благоприятная динамика развития может быстро измениться, под воздействием социальных и политических факторов.

В связи с этим расчет эффективности инвестиций не может строиться на экстраполировании текущих финансовых результатов и долгосрочных прогнозов тенденций рынков. Хотя все государства и встроены в мировую экономическую и финансовую систему, но под воздействием вышеизложенных факторов, результат у двух схожих по показателям развивающихся государств может кардинально различаться.

При планировании долгосрочных инвестиций, необходимо отталкиваться не только от прямых показателей, но и учитывать тенденции косвенных факторов. Главной базой для роста экономики на данный момент являются высококвалифицированные кадры, в отличие от материальной базы, их невозможно создать за 2-3 года и даже прямое вливание денежных средств не способно быстро исправить ситуацию [1].

Кадровая проблема стоит настолько остро, что приобретает актуальность решоринг - возвращение производства и фирм обратно в развитые страны. Это несёт в себе последствия как для заказчика из развитого государства, так и для местного производителя в развивающейся стране. Заказчик вынужден нанимать более дорогую рабочую силу у себя на Родине, а развивающиеся страны теряют рабочие места, а иногда и единственное крупное предприятие в регионе. Решоринг - объективное следствие технического прогресса, на первый план выходит не количество рабочей силы, а её качество. Это становится актуальным, даже для отраслей, которые, как правило, используют ручной труд (сборка агрегатов, пошив одежды и т.д.). В связи с усовершенствованием автоматизированных станков, изобретением 3Б-принтеров, роботизацией производства, развитием интернет-секторов и 1Т-компаний, требуется всё меньше низкоквалифицированных трудовых ресурсов, предприятие проще открыть в развитом государстве и меньше тратится на обучение операторов и обслуживающего персонала.

Развивающиеся государства вынуждены переходить к более высокотехнологичному производству, повышать квалификацию трудовых ресурсов, например, отправлять студентов на учебу в развитые страны, в рамках госпрограмм.

Встает вопрос, как использовать нынешнюю динамику для удачного среднесрочного и долгосрочного инвестирования в развивающиеся страны, на какие принципы опираться, какими показателями оперировать.

В связи с вышеизложенным, актуальность приобретают косвенные факторы и методы оценки рынков, такие как мониторинг количества и качества трудовых ресурсов, количество научных разработок, развитие научной базы, финансирование наукоёмких отраслей, увеличение интернет -сегмента и количества пользователей интернетом.

Один из важнейших косвенных показателей является уровень образования населения. Причем, необходимо учитывать не только качество высшего образования и профпригодность, но и среднего (среднеспециального). Однако, при учете данных факторов в инвестиционной деятельности не стоит опираться на комплексные индексы и рейтинги, а также сравнительные таблицы не учитывающие местную специфику. Несмотря на видимое удобство, оценивать государства одним индексом (например: Индекс эффективности национальных систем образования / Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment), комплексные системы показателей дают искаженную картину, зачастую усредняя несмешиваемые показатели. Приведенный выше индекс ставит национальную систему образования США на первое место, несмотря на то, что система Высшего образования, и в особенности среднего неоднократно подвергалась критике экспертами как в самих США, так и за пределами. Стоит также отметить, что доступность Высшего образования в США гораздо ниже стран СНГ и Европы [3]. Это делает данный индекс не пригодным для оценки инвестиционной привлекательности стран, но может использоваться как отдельный инструмент в группе показателей.

Необходимо рассмотреть прямые показатели и их динамику. Например:

1. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Рассчитывается как общий объём государственных и частных расходов на образование, выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Динамика данного показателя.

2. Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности. Рассчитывается по количеству научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных изданиях.

3. Рейтинг стран по уровню грамотности населения. Процент взрослого грамотного населения. Динамика уровня грамотности по годам.

Конечно, каждый отдельный показатель не даст полной и достоверной картины, но они применимы для качественной оценки. Только всесторонний качественный анализ позволит оценить инвестиционную привлекательность государства, количественные данные выполняют лишь вспомогательную функцию.

Рассматривая список стран для инвестиций, стоит сразу отметить те, создание предприятий в которых несет в себе политические и юридические риски. Даже при наличии необходимых факторов, создание предприятия в данной стране несет больший риск, чем гипотетическую прибыль.

Рассматривая оставшиеся страны, сравнивая их по экономическим показателям, можно выделить целые группы стран с приблизительно одинаковым ВВП, населением и т.д. В выбранной группе резонно обратить внимание на структуру экономики. У развивающихся стран она примерно одинакова - добывающая промышленность, с/х, не наукоёмкие отрасли обрабатывающей промышленности. Однако, некоторые страны демонстрируют потенциал перехода от с/х к индустриальному/постиндустриальному этапу развития. Это выражается во внедрении сложного земледельческого цикла, использовании аграрных нововведений - гидропоники, капельного орошения и т.д.; открытия предприятий полного цикла, даже с морально и технологически устаревшим оборудованием, это сигнал к переходу к более высокотехнологическому производству. Эти факторы совместно с

увеличением грамотности населения могут дать точку роста промышленности и сферы услуг, за счет повышения квалификации и уменьшении доли ручного труда.

Важную роль играют и госпрограммы, это может быть, как оплата обучения студентов в развитых странах, так и увеличение уровня грамотности населения внутри страны. По данным рейтинга Всемирного банка, затраты развивающихся стран в проценте от ВВП на образование значительно выросли по сравнению с развитыми странами, и продолжают расти. Например, Кения, Бурунди и Намибия тратят больший процент от ВВП на образование, чем большая часть стран Евросоюза [4]. Даже с учетом того, что ВВП этих развивающихся стран гораздо меньше, чем ВВП Еврозоны, это демонстрирует направленность государственной политики, а, следовательно, и перспектив данного государства в привлечении иностранных инвестиций.

Общий механизм оценки для инвестора выглядит следующим образом:

1. Анализ половозрастной структуры, уровня урбанизации, структуры экономики, основных экономических показателей

2. Получение данных о проценте населения с высшим/средним/начальным образованием/вообще без образования, проценте выезжающих на работу в другие страны со средним/высшим образованием

3. Анализ принципов системы образования, выявление «опорных» дисциплин, общей направленности (прикладное, естественно-научное, математическое, гуманитарное).

4. Доля бюджетных средств, выделяемых на систему образования и НИОКР. Динамика данного показателя.

5. Наличие крупных образовательных и научных центров.

6. Выявление на основе вышеизложенного анализа перспективных отраслей.

7. Составление списка приоритетных предприятий для инвестирования или разработка бизнес-модели нового предприятия.

8. Инвестирование средств, но при диверсификации инвестиционного портфеля для минимизации рисков.

Вывод: долгосрочное инвестирование в условиях неопределенности и постоянного наращивания технического прогресса невозможно без глубокого понимания факторов влияющих на экономику и прогресс. Государства развиваются по определенным механизмам, которые требуют не только количественной, но и качественной оценки. Один из основных факторов развития - уровень образованности населения. Он не может быть оценен количественно с помощью одного или нескольких показателей, важна всесторонняя качественная оценка и отсутствие усреднений.

Список литературы /References

1. Грибанич В.М. Российский рынок акционерного капитала в системе развивающихся рынков // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2013. № 4 (18). Т. 1.

2. Moving toward the mainstream. Stock market development and performance in the rapid growth markets. - Ernst&Young. The Emerging Markets Center. 2012 - c.28.

3. Система образования в США: достоинства и недостатки // Молодой ученый, 2017. № 35. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/169/52561/ (дата обращения: 25.10.2018).

4. Список стран по расходам на образование (в % от ВВП) // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_расходам_на_образование_(в_%25_о т_ВВП) (дата обращения: 25.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.