равным образом предполагает повышение уровня цен. Эта стратегия является популярной среди автомобильных компаний BMW и Mercedes. Они выпускают ограниченную линию эксклюзивных моделей, что позволяет устанавливать более высокую цену и при этом способствовать созданию определенной репутации.
3) Стратегия рыночной ниши. Данная стратегия фокусирует свое внимание на основных сегментах рынка и действует лишь на строго определенный круг потребителей, удовлетворяя их нужды либо за счет низкой цены, либо за счет высокого качества товаров и услуг. Примером применения данной стратегии будет являться компания Electrolux, именно стратегия помогла компании найти интересную нишу на рынке холодильного оборудования - холодильники для домов-автоприцепов и лодок.
Существуют общие недостатки при выборе той или иной стратегии. В первую очередь, это слабая персональная ориентация. Часто предприниматель бросает все силы на противодействие предприятиям-конкурентам и совсем не задумывается об особенности управления своей фирмой. Кроме того, не стоит забывать, что конкурентная борьба ведется за счет потребителей. Поэтому, ключевой целью борьбы между конкурентами является завоевание потребителей, а не только целенаправленные действия против предприятий-соперников.
Использованные источники:
1. Портер, М.Э. Конкуренция: уч. пособие. - пёр. с анг. / ред. Я.В. Заблоцкий. - М. - СПБ 2001: 495с.
2. Андреева Л. Взгляд на системную конкурентоспособность как динамику устойчивого развития экономики // Экономист - 2004 №1-с.81-89
3. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия в России-2004 №5 с.3-11
4. Конкурентная стратегия фирмы [Электронный ресурс]// Эконома фирмы/ URL: http ://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentnaya-strategiya.html
Валиева А.Ш. Ефимов О.Н., к.ф.н.
доцент
ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В
ОАО "НЕФАЗ"
Аннотация
Данная статья посвящена анализу управления дебиторской задолженностью. Главным фактором, определяющим финансовое положение организации, является состояние его оборотных средств и одного из элементов - дебиторской задолженности. По своей экономической сущности
дебиторская задолженность представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота организации.
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами^. Что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта [1].
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Управление дебиторской задолженностью — одна из наиболее актуальных проблем многих российских предприятий.
Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации [2, 3].
Рассмотрим дебиторскую задолженность на примере ОАО "НЕФАЗ".
Открытое акционерное общество "Нефтекамский автозавод" входит в группу предприятий ОАО "КАМАЗ" и является крупнейшим в России заводом по производству спецнадстроек на шасси КамАЗ.
Таблица 1. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности в
ОАО "НЕФАЗ"
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2011 г.
тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. Изменение
Выручка от 6460630 9052481 10058628 3597998
продаж, тыс.руб.
Дебиторская 254727 849147 664490 409763
задолженность,
тыс.руб.
Общая величина 1812626 1927436 1908740 96114
текущих активов,
тыс. руб.
Оборачиваемость 25,36 10,66 15,14 -10,22
дебиторской
задолженности,
раз (стр.1:стр.2)
Период 14,39 34,24 24,12 9,73
погашения
дебиторской
задолженности,
дн (365:стр.4)
Доля 14,05 44,06 34,81 20,76
дебиторской
задолженности в общем объёме текущих активов, %
Как видно из таблицы 1 доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов увеличилась на 20,76 процентных пунктов, т.е увеличилась иммобилизация - отвлечение из хозяйственного оборота оборотных средств организации, хотя в абсолютном значении рост дебиторской задолженности составил 409763 тыс.руб.
Показатель оборачиваемости отражает среднее количество дней, необходимое для возврата задолженности. В ОАО "НЕФАЗ" оборачиваемость дебиторской задолженности в 2013 году по сравнению с 2011 годом, снизилась на 10,22 раза, что является отрицательным фактором. Т.к. чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале для его организации. В данном случае наоборот.
Срок, необходимый организации для получения долгов за проданную продукцию, увеличился на 9,73 дня.
Доля дебиторской задолженности в общем объёме текущих активов увеличилась на 20,76 процентных пунктов.
Таблица 2. Структура и динамика дебиторской задолженности в ОАО
"НЕФАЗ"
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г.к 2011 г.
тыс. % к тыс. % к тыс. % к тыс. Прирост,%
руб. итогу руб. итогу руб. итогу руб.
Дебиторская 254727 100 849147 100 664490 100 409763 160,86
задолженность,
всего, в том
числе:
с покупателями 146321 57,44 637970 75,13 537490 80,89 391169 267,34
и заказчиками
по авансам 15249 5,99 81334 9,58 18690 2,81 3441 22,57
выданным
с прочими 93157 36,57 129843 15,29 108310 16,30 15153 16,27
дебиторами
Как видно из таблицы 2 показывает, что увеличение показателей произошло по всем видам расчётов. Дебиторская задолженность выросла за анализируемый период на 409763 тыс. руб. или на 160,86 %. Наибольший удельный вес в общей суме дебиторской задолженности занимает задолженность с покупателями и заказчиками, причём за рассматриваемый период она выросла на 391169 тыс. руб. или на 267,34 %. Одновременно произошло увеличение размера выданных авансов на 3441 тыс. руб. или
22,57 %, и задолженность прочих дебиторов на 15153 тыс. руб. или на 16,27 %.
Одним из важнейших условий стабильного финансового положения предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям - это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости.
Руководство и административные работники, оказывая влияние на процесс управления дебиторской задолженностью организации, должны иметь полную информацию о ходе всех хозяйственных процессов. Регулирование дебиторской задолженностью осуществляется с помощью мониторинга. В общем виде мониторинг определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг необходим, поскольку он позволяет выявить, насколько часто происходят нарушения в той или иной области.
Размер дебиторской задолженности ОАО «НЕФАЗ» достаточно высок. За 2013 год составил 664490 тыс.руб. Одной из причин возникновения дебиторской задолженности является заключение договоров с отсрочкой платежей.
Для снижения дебиторской задолженности предприятии необходимо в кратчайшие сроки оптимизировать условия проводимых сделок. При заключении договоров на продажу продукции преимущественной должна стать предоплата, а по договорам закупок - отсрочка платежа [4,5].
Мероприятие направлено на преодоление тенденции, которая сложилась сейчас. Она характеризуется тем, что контрагенты неоправданно долго пользуются средствами компании. Ускорение оборачиваемости оборотных средств неотъемлемо от снижения дебиторской задолженности.
Таблица 3. Исходные данные для анализа дебиторской задолженности
ОАО "НЕФАЗ"
Показатели Реализация товаров, продукции и услуг (2013 г), тыс.руб.
Выручка от продаж 10058628
Оплата за реализованную продукцию 9394138
Размер дебиторской задолженности 664490
Определим затраты на рубль реализации услуг, используя формулу: ЗР = С / У*100,
где С - полная себестоимость реализованных услуг, руб.;
V - объем реализации услуг, руб.
ЗР (2013 г.)=8980831/10058628*100 = 89,28 коп.
Как видно из таблицы 3 общая сумма дебиторской задолженности за 2013 год составила 664490 тыс. руб. По данным анализа экономических показателей в 2013 г. затраты на 1 руб. выручки от продаж составили 89,28 коп. Из этого следует, что 1 руб. выручки приносит предприятию прибыль в размере 10,72 коп. Внедрение данного мероприятия позволит сократить размер дебиторской задолженности. В результате оборачиваемость оборотных средств увеличится, что в свою очередь приведет к увеличению прибыли предприятия.
Экономический эффект от данного мероприятия определяется по формуле:
Эф = ОС1 * П1рВ,
где ОС1 - сумма оборотных средств, полученных от поставщика, руб.,
П1рВ - прибыль с 1 руб. выручки, руб.
Эф = 664490 * 10,72/100 = 71233,33 тыс.руб.
У ОАО «НЕФАЗ» появится возможность использовать свободные денежные средства для своих целей. В результате появления свободных денежных средств ОАО «НЕФАЗ» сможет расширить ассортимент товаров или сформировать погашение кредитов.
За счет мероприятия по снижению дебиторской задолженности предприятие увеличит свою прибыль на 71233,33 тыс.руб.
Одним из резервов повышения финансовой устойчивости ОАО «НЕФАЗ» является использование механизмов страхования рисков [6, 7].
Методика-алгоритм формирования страховой защиты ОАО «НЕФАЗ» в виде схемы приведен на рисунке 1.
1-й этап.
Выявление совокупности рисков, создающих потенциальную угрозу для деятельности ОАО «НЕФАЗ:
• Риски, связанные с эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования;
• Риски, связанные с ответственностью при эксплуатации опасных производственных объектов;
• Риски, связанные с предпринимательской и финансовой деятельностью ОАО «НЕФАЗ »
2-й этап.
Выделение и дифференциация страховых рисков ОАО «НЕФАЗ», определение страховых стоимостей, расчет потенциальных убытков, мониторинг действующих страховых программ
Страхование имущества Страхования дебиторской задолженности Страхования риска утраты права собственности Страхование ущербов вследствие перерывов в производстве
Г
3-й этап.
Распределение уровней страхового покрытия, формирование страховых программ, выбор страховой компании или корректировка отношений с традиционным партнером-страховщиком «ООО «Росгосстрах»
Рисунок 1. Методика-алгоритм формирования страховой защиты
ОАО «НЕФАЗ»
Страхование решает следующие основные задачи, жизненно важные для ОАО «НЕФАЗ»:
- идентифицируются все риски, которые способны представлять угрозу стабильности предприятия;
- производится полная и своевременная компенсация финансовых потерь от аварийных ситуаций и иных страховых случаев;
- восстанавливается имущество предприятия до состояния, в котором оно было до аварии;
- возмещается гражданская ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде;
- возмещаются потери от перерывов производства, обусловленных авариями, стихийными бедствиями и другими неблагоприятными событиями;
- обеспечивается социальная защита персонала;
- минимизируются инвестиционные и инновационные риски предприятия.
Использованные источники:
1. Бурмистрова, Л. М. Финансы организации [Текст] учебник/Л. М. Бурмистрова - Инфра М.: 2009. - 13 с.;
2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2012 г. - 480 с.
3. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. - М.: ИНФРА - М, 2012 г. - 298 с.
4. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2012 г. - 672 с.
5. Грязнова, А. Г. Финансы [Текст] учебник / А. Г. Грязнова - Финансы и статистика.: 2012 - 56 c.;
6. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, - 685 с.
7. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.
Валиева А. С. студент 2к, 2гр. факультет «Бухучет и аудит» Алиева З.Б., к. э. н.
доцент
кафедра «Финансы и кредит» ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный университет
народного хозяйства» Россия, г. Махачкала
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ
Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации