Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ'

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валитова Елена Рашидовна

В современном мире радикальные идеологи получили массу инструментов для распространения своих идей, воздействие которых негативно влияет на общество в целом и молодежь, как группу риска, в частности. Осуществляемые теракты, как практическая реализация террористической идеологии, не только ведут к невосполнимым потерям человеческих жизней, но и повышают градус панических настроений в обществе, усиливают напряженность между этносами за счет презентации в информационном пространстве. Эти вызовы ставят перед государственными органами задачу выстраивания эффективной управленческой системы противодействия угрозам. На систему образования налагается особая ответственность по привитию навыков критического мышления, правового просвещения обучающихся. В статье представлены результаты проведенного анализа деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации образовательных организаций высшего образования по противодействию идеологии терроризма с точки зрения управленческого подхода. Автором классифицированы направления организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде, уточнен подход к организационной структуре, реализующей в вузах Минобрнауки России деятельность по профилактике терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MANAGEMENT STRUCTURES AND ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL PRACTICES OF COUNTERING TERRORISM IN THE STUDENT ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the modern world, radical ideologists have received a lot of tools for spreading their ideas, the impact of which negatively affects society as a whole and young people, as a risk group, in particular. The terrorist attacks carried out, as a practical implementation of the terrorist ideology, not only lead to irreparable losses of human lives, but also increase the degree of panic in society, increase tension between ethnic groups due to the presentation in the information space. These challenges pose a challenge for government agencies to build an effective management system to counter threats. The education system has a special responsibility to instill the skills of critical thinking, legal education of students. The article presents the results of the analysis of the activities of educational organizations of higher education subordinated to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on countering the ideology of terrorism from the point of view of the management approach. The author classifies the directions of organizational and managerial practices of countering terrorism in the student environment, clarifies the approach to the organizational structure that implements the activities for the prevention of terrorism in the universities of the Ministry of Education and Science of Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ»

УДК 316.354:351/354

DOI 10.18522/2658-5820.2021.1.7

Анализ управленческих структур и организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде системы высшего образования Минобрнауки России Е.Р. Валитова

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация: В современном мире радикальные идеологи получили массу инструментов для распространения своих идей, воздействие которых негативно влияет на общество в целом и молодежь, как группу риска, в частности. Осуществляемые теракты, как практическая реализация террористической идеологии, не только ведут к невосполнимым потерям человеческих жизней, но и повышают градус панических настроений в обществе, усиливают напряженность между этносами за счет презентации в информационном пространстве. Эти вызовы ставят перед государственными органами задачу выстраивания эффективной управленческой системы противодействия угрозам. На систему образования налагается особая ответственность по привитию навыков критического мышления, правового просвещения обучающихся. В статье представлены результаты проведенного анализа деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации образовательных организаций высшего образования по противодействию идеологии терроризма с точки зрения управленческого подхода. Автором классифицированы направления организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде, уточнен подход к организационной структуре, реализующей в вузах Минобрнауки России деятельность по профилактике терроризма.

Ключевые слова: организационно-управленческие практики; противодействие терроризму; профилактика идеологии терроризма; социология управления.

Для цитирования: Валитова Е.Р. Анализ управленческих структур и организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде системы высшего образования Минобрнауки России России // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. №1. С. 70-74.

Analysis of management structures and organizational and managerial practices of countering terrorism in the student environment of the higher education system of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Elena R. Valitova

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract: In the modern world, radical ideologists have received a lot of tools for spreading their ideas, the impact of which negatively affects society as a whole and young people, as a risk group, in particular. The terrorist attacks carried out, as a practical implementation of the terrorist ideology, not only lead to irreparable losses of human lives, but also increase the degree of panic in society, increase tension between ethnic groups due to the presentation in the information space. These challenges pose a challenge for government agencies to build an effective management system to counter threats. The education system has a special responsibility to instill the skills of critical thinking, legal education of students. The article presents the results of the analysis of the activities of educational organizations of higher education subordinated to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on countering the ideology of terrorism from the point of view of the management approach. The author classifies the directions of organizational and managerial practices of countering terrorism in the student environment, clarifies the approach to the organizational structure that implements the activities for the prevention of terrorism in the universities of the Ministry of Education and Science of Russia.

Keywords: organizational and managerial practices, counteraction to terrorism, prevention of the ideology of terrorism, sociology of management

For citation: Valitova E.R. Analysis of management structures and organizational and managerial practices of countering terrorism in the student environment of the higher education system of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation // Caucasian Science Bridge. 2021. Vol 4. No1. P. 70-74.

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что терроризм продолжает оставаться сложной социальной проблемой современного общества, способствующей деструктивной самоидентификации молодежи и провоцирующей противоправную деятельность. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации указывает терроризм как вторую по значимости угрозу государству (Стратегия..., 2015).

На систему образования налагается особая ответственность по реализации профилактических мер, а студенческую молодежь принято выделять одной из основных целевых аудиторий воздействия экстремистских и террористических групп. В связи с этим Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы закрепляет за Минобрнауки России проведение профилактических мероприятий со студенческой молодежью (Комплексный план., 2018). Изучение организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде системы высшего образования Минобрнауки и структур, которые их осуществляют, позволит классифицировать существующие практики, что даст возможность в последующем оценить их социальную эффективность с точки зрения управленческого подхода.

Исследование организационных форм противодействия терроризму в студенческой среде системы высшего образования Минобрнауки России

Проведенный анализ научной литературы и контент-анализ официальных сайтов образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации позволили установить, что на сегодняшний день Минобрна-уки России не регламентировано единого подхода к построению структуры управления противодействием терроризму в образовательных организациях высшего образования. Перечня стандартных документов по указанной тематике, которые должны быть приняты в образовательной организации, не установлено, поэтому вузы, обладающие самостоятельностью в данном вопросе, подходят к процессу по-разному (Роговая, 2017). Существующие организационные формы управления деятельностью по противодействию терроризму в вузах были проанализированы автором, на основе чего уточнен стандартизированный подход, рекомендуемый к построению такого рода управленческих структур.

Под структурой управления понимается распределение и координация полномочий и функциональных обязанностей подразделений и отдельных сотрудников, обеспечивающие упорядоченное взаимодействие между всеми элементами структуры (Ефименко, 2015). Основываясь на теории социологии управления о понятии и принципах построения управленческих структур, следует, что структура управления противодействием терроризму в вузе состоит из трех уровней: руководителей высшего, среднего и низового звена, которые по типу управленческих решений подразделяются, соответственно, на стратегические, тактические и оперативные. Исходя из этого, общий вид управленческой структуры по противодействию идеологии терроризма в образовательных организациях высшего образования можно представить следующим образом (см. рисунок 1).

При этом под структурным подразделением понимается управление, отдел, департамент, тематический центр либо другой орган образовательной организации, за которым закреплена ответственность по рассматриваемому направлению.

Звенья отличаются между собой набором функций и возможностей. В функционал представителей высшего звена входит определение цели, основных направлений деятельности и решений, рассчитанных на длительную перспективу. Предста-

витель высшего звена в образовательной организации (чаще ректор или проректор) возглавляет и координирует профилактическую деятельность.

ризма в образовательных организациях высшего образования.

Руководитель среднего звена (если в штате несколько сотрудников) назначается руководителем высшего звена и несет перед ним ответственность в выполнении порученных задач. На уровне среднего звена формируются задания для выполнения представителями низового уровня, здесь же осуществляется контроль и совершенствование условий осуществления деятельности.

Низовой уровень управления обеспечивает непосредственное осуществление запланированных мероприятий, стабильную работу структуры. Представители этого уровня (специалисты, педагоги, психологи) зачастую работают напрямую с целевой аудиторией воздействия (студентами).

Совокупная вовлеченность всех уровней структуры обеспечивает эффективность результата (Чурилов, 2020).

Исследователь Щелупанов А.В., опираясь на теорию менеджмента, предлагает структурно-функциональную модель управления профилактикой экстремизма и терроризма в вузе, состоящую из взаимодействия двух взаимосвязанных подсистем - управляющей и управляемой (Щелупанов, 2020). Управляющая подсистема (ректорат совместно с профессорско-преподавательским составом) обеспечивает организационно-педагогические условия управления, превентирующие экстремизм и терроризм в вузе. Управляемая подсистема представлена студентами учебного заведения, которые, формируясь в студенческие объединения, создают оптимальную социокультурную среду для развития обучающихся. Предложенная модель проиллюстрирована на примере реализации в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В. М. Шукшина, подведомственном Министерству просвещения Российской Федерации.

Классификация организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде вузов

Управленческие практики как важный индикатор управления связываются с определенным набором структурных правил и ограничений (Арутюнян, 2016). Управленческие практики можно определить как «типизированные и относительно вариативные комплексы действий и взаимодействий индивидов, групп, общностей и организаций, обеспечивающих устойчивое функционирование социальных институтов и организаций» (Стукалова, 2017).

В современной научной литературе понятие организационно-управленческих практик противодействия терроризму в студенческой среде отождествляется с реа-

лизацией тех или иных видов предметно-практической профилактической деятельности по разным направлениям. При этом необходимо разделять такую деятельность на два вида: общее противодействие терроризму (общая профилактика) -работа по предотвращению идеологического влияния терроризма и притока новых членов в террористические организации из студенческой среды, и специальное противодействие (специальная профилактика) - работа с лицами, которые уже подверглись террористической идеологии и деятельности. В данной работе мы сконцентрированы на рассмотрении противодействия общего характера.

Проанализировав пласт литературы, посвященной опыту высших учебных заведений в вопросе противодействия терроризму, можно выделить следующие основные направления предметно-практической деятельности по общему противодействию терроризму в студенческой среде, проиллюстрированные на рисунке 2.

Ообразовательная деятельность Научно-исследовательская деятельность Культурно-массовая деятельность

Патриотическое направление Киберволонтерская деятельность Выявление «групп риска»

Психологическая поддержка

Рисунок 2 - Классификация направлений организационно-управленческих практик

противодействия терроризму в вузах

При этом следует отметить, что большинство публикаций описывает профилактическую деятельность как отчетную характеристику о проделанной работе вне точки зрения субъектов и объектов профилактики о ее результатах и эффективности, что актуализирует исследование эффективности реализуемых практик.

Заключение

Проведенный анализ позволил уточнить стандартизированный подход к построению управленческой структуры противодействия терроризму в студенческой среде системы высшего образования вузов Минобрнауки России. Организационно-управленческие практики противодействия терроризму при этом были классифицированы как направления предметно-профилактической деятельности, согласно которым реализуются профилактические мероприятия. Выделенная классификация может служить инструментарием для составления программ оценки эффективности данной деятельности, необходимость которой подтвердилась по итогам проведенного анализа.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Валитова Елена Рашидовна

Аспирант

Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет

Младший научный сотрудник, НИИ «Спецвузавтоматика» E-mail: valitova.er@yandex.ru

Elena R. Valitova

Postgraduate student

Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University.

Junior Researcher,

SRI «Spetsvuzavtomatika»

E-mail: valitova.er@yandex.ru

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Режим доступа: https://base.garant.ru/71296054/.

2. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665) Режим доступа: https://base.garant.ru/72191862/.

3. Арутюнян Г.А. Структурно-организационные параметры развития и функционирования управленческих практик // Гуманитарий Юга России. 2016. №3. С. 172-181.

4. Ефименко, А.З. Социология управления: в 2 ч.: учебное пособие //А.З. Ефименко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва: МГСУ, 2015. 240 с.

5. Роговая А.В. Мониторинг организационно-правовых основ регулирования комплексной безопасности образовательных организаций в Российской Федерации // Мониторинг правоприменения. 2017. №2 (23). C. 50-58.

6. Стукалова Д.Н. Управленческие практики снижения конфликтогенного потенциала миграционных потоков в Ростовской области, автореф. дис. к-та социол. наук. Ростов н/Д., 2017. 36 с.

7. Чурилов С.А. Противодействие идеологии терроризма в образовательной организации высшего образования: концептуальное видение // Обзор.НЦПТИ. 2020. №1 (20). С. 13-18.

8. Щелупанов А.В. Управление профилактикой экстремизма и терроризма в образовательной деятельности вуза // Дис. магистра, направление подготовки: педагогическое образование, 2020. Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/pip_26_06_2020_03_41_18.pdf

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» Available at: https://base.garant.ru/71296054/

2. Comprehensive Plan for Countering the Ideology of Terrorism in the Russian Federation for 20192023 (approved by the President of the Russian Federation on December 28, 2018, no. Pr-2665) Available at: https://base.garant.ru/72191862/

3. Harutyunyan G. A. (2016). Structural and organizational parameters of the development and functioning of managerial practices. No. 3. P. 172-181.

4. Efimenko A. Z. (2015). Sotsiologiya upravleniya: v 2 ch.: uchebnoe posobie / / A. Z. Efimenko; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federation, Moscow. state. builds. univ. Moscow: MGSU, 240 р.

5. Rogovaya A.V. (2017). Monitoring of organizational and legal bases of regulation of complex security of educational organizations in the Russian Federation / / Monitoring of law enforcement. №2 (23). P. 50-58.

6. Stukalova D. N. Managerial practices of reducing the conflict potential of migration flows in the Rostov region, author of the dissertation of the Department of Social Sciences. Rostov n/D, 2017. Available at: https://www.dissercat.com/content/upravlencheskie-praktiki-snizheniya-konfliktogennogo-potentsiala-migratsionnykh-potokov-v-ro. 36 р.

7. Churilov S. A. (2020). Counteraction to the ideology of terrorism in the educational organization of higher education: a conceptual vision.NCPTI. No. 1 (20). P. 13-18.

8. Shchelupanov A.V. Management of prevention of extremism and terrorism in the educational activities of the university // Master Dissertation of the, 2020. Available at: http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/pip_26_06_2020_03_41_18.pdf

Поступила в редакцию 11 февраля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.