СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК: 663.2 + 339.13
Акманаева Ю. А.
к. с.-х. наук, доцент ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г. Пермь
АНАЛИЗ УПАКОВКИ, МАРКИРОВКИ И РАСЧЁТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВИНА КРАСНОГО СТОЛОВОГО ПОЛУСЛАДКОГО «КАБЕРНЕ», РЕАЛИЗУЕМОГО НА РЫНКЕ Г. ПЕРМИ
В работе приведён анализ упаковки и маркировки вина красного столового полусладкого «Каберне» различных торговых марок на соответствие ГОСТ 32061-2013. Приведен расчет интегрированного показателя конкурентоспособности. Наиболее конкурентоспособным на рынке г. Перми является вино торговой марки «Кубань-вино».
Ключевые слова: упаковка, маркировка, вино красное полусладкое, конкурентоспособность.
В настоящее время в Российской Федерации выращиванием товарного винограда занимаются около 200 специализированных виноградарских предприятий. В 97 из них имеется первичная переработка. Более 400 заводов осуществляют производство и розлив винодельческой продукции.
Для проведения исследований были приобретены образцы вина красного полусладкого пяти различных производителей: ООО «Центр пищевой индустрии — Ариант» (торговая марка «Легенда Тамани»), ООО «Кубань-вино» (торговая марка «Кубань-вино»), ООО КПП «Северское» (торговая марка «Кубанский винодел»), ООО «Алькасар» (торговая марка «Коллекция вин «Рубиновая гроздь»), ООО «Суворов-вин» (торговая марка «Б'разБЮ»).
Таким образом, объектом исследования было вино красное столовое полусладкое «Каберне» разных производителей.
Оценка упаковки и маркировки вина красного столового полусладкого «Каберне» проводилась согласно ГОСТ 32061-2013 «Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».
Продукты винодельческой промышленности разливают в потребительскую тару: стеклянные бутылки, соответствующие требованиям, а также другие виды потребительской тары из материалов, разрешенных для контакта с данным видом продукта учреждениями Госсанэпидслужбы России.
Упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции [1].
Маркировка — информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении [1].
Вся информация для потребителей должна быть изложена на русском языке и может быть повторена на других языках. При невозможности нанесения всего объема необходимой информации на этикетку, контрэтикетку и другие элементы оформления потребительской тары, часть информации должна быть размещена на листе — вкладыше, или на ярлыке, прикрепленном к каждой единице потребительской тары. Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение [2].
В ходе исследования была проведена сравнительная характеристика упаковок и маркировок образцов с критериями ГОСТ, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. — Соответствие упаковок и маркировок требованиям ГОСТ
Требования Торговая марка
ГОСТ 32061-2013 Легенда Тамани Кубань-вино Кубанский винодел Рубиновая гроздь БравБЮ
1 2 3 4 5 6
Наименование продукта Каберне Каберне Каберне Каберне Каберне
ООО «Центр ООО «Кубань ООО КПП ООО ООО «Суворов-
пищевой — вино» «Северское» «Алькасар» вин»
индустрии — Россия, Россия, Россия, Республика
Наименование и Ариант» Краснодарский Краснодар- КБР, Молдова,
местонахожде- Россия, край, ский край, Урванский г. Кишинев,
ние изготовите- г. Челябинск, Темрюкский Северский район, ул. Колумна,
ля ул. Радонежская, 5 район, ст. Старотитаров-ская, ул. Заводская, 2 район, ст. Северская, ул. Ленина, 239 с. Черная Речка, ул. Ленина, 1 108
Дата розлива или дата 15.06.12 30.06.12 15.01.13 28.06.12 31.01.13
оформления
Объем 0,75 0,7 0,7 0,7 0,7
Товарный знак изготовителя имеется имеется имеется имеется имеется
Объемная доля
этилового 10-12 10-12 10-12 9-11 10-12
спирта, % об.
Массовая
концентрация 35-45 30-30 40 30-40 35-45
сахаров, г/дм3
Наименования
ароматизаторов,
пищевкусовых отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
веществ и
красителей
Пищевые добавки, ароматизаторы, биологически консервант консервант консервант не содержит консервант
диоксид серы. Компоненты, полученные с диоксид серы. Компоненты, полученные с диоксид серы. Компоненты, полученные с компонентов с использо- диоксид серы. Компоненты, полученные с
активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционног о состава использованием генно-инженерно-модифициро- использованием генно-инженерно-модифициро- использованием генно-инженерно-модифици- ванием ГМО. Содержит антиокисли- использованием генно-инженерно-модифицирован
ванных ванных рованных тель ных организмов
организмов организмов организмов диоксид отсутствуют
отсутствуют отсутствуют отсутствуют серы
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6
Хранить в Хранить в Хранить в Срок Хранить в
вентилируемых вентилируемых вентилируем годности не вентилируемых,
помещениях, не помещениях, ых, не ограничен не имеющих
имеющих не имеющих имеющих при постороннего
постороннего постороннего постороннего температуре запаха
запаха, запаха, запаха при помещениях,
исключить исключить помещениях, хранении от исключающих
воздействие воздействие исключаю- +5 до + 20 С воздействие
прямого прямого щих и прямого
солнечного солнечного воздействие относительн солнечного
света. света. прямого ой света, при
Условия Температура Температура солнечного влажности температуре от
хранения транспортировк транспортиров света, при воздуха не +5 до +20 С и
и и хранения от ки и хранения температуре более 85% в относительной
+5 до +20 С. от +5 до +20 С. от +5 до вентилиру- влажностью не
Относительная Относительная +20 С и емых, не более 85%. Срок
влажность не влажность не относитель- имеющих годности не
более 85%. более 85% ной доступа ограничен
Срок годности Срок годности влажностью прямых
не ограничен не ограничен. не более 85%. солнечных
при Срок лучей
соблюдении годности не помещениях
условий ограничен
хранения.
Обозначение
документа, в
соответствии с
которым ГОСТ Р ГОСТ Р ГОСТ Р ГОСТ Р ГОСТ Р
изготовлен и 52523 - 2006 52523 - 2006 52523 - 2006 52523 - 2006 52523 - 2006
может быть
идентифициров
ан продукт
Информация о
подтверждении имеется имеется имеется имеется имеется
соответствия
Как показывает анализ упаковки и маркировки, все обязательные требования соблюдены всеми производителями.
Упаковка для всех образцов выполнена из стандартных материалов, стандартной формы. Этикетка красочная, текст легко читаем. На всех образцах, кроме образца торговой марки «Рубиновая гроздь», имеется информация об органолептических свойствах вина, таких как вкус, аромат, цветовая гамма и сочетание вина с блюдами. Так же на данном образце не указана информация о сорте винограда. На этикетке вина под торговой маркой «Кубанский винодел» указана информация о наличие медалей. Образцы «Легенда Тамани» и «Кубань - вино» на обратной стороне бутылки имеют карту Краснодарского края.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции — это главный фактор успеха. Конкурентоспособность продукции предполагает оптимальное сочетание качества, цены и дизайна. Интегрированный показатель конкурентоспособности был рассчитан на основе маркетингового исследования.
За основу важных критериев конкурентоспособности взяты: цена, внешний вид, упаковка и маркировка, предпочтения потребителей (брэнд). Для расчета интегрированного показателя конкурентоспособности также использовались корректирующие коэффициенты весомости.
Значения анализируемого критерия (показателя) в натуральных единицах измерения ранжируется для всех образцов. Худшему значению показателя присваивается один балл, лучшему — десять баллов. Для остальных образцов балльное значение критерия определяется по формуле.
N. - N ■ Б = 1 + -^. (ю -1)
1 N - N ■
луч] худ]
где Б у — балльная оценка анализируемого ]-го критерия (показателя) для ьго товара;
N — значение анализируемого ]-го критерия (показателя) для ьго товара в натуральных единицах измерения;
Кхуд — худшее значение анализируемого ]-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения;
Кпуч) — лучшее значение анализируемого ]-го критерия (показателя) среди всех товаров в натуральных единицах измерения.
При опросе было выявлено: брэнд важен для 38% опрошенных; качеству виноградного вина отдают предпочтение 28% респондентов. Обращают внимание на производителя 18% потребителей. Цена важна для 16 % опрошенных.
В таблице 2 приведены результаты расчёта интегрированного показателя конкурентоспособности анализируемых образцов.
Таблица 2. — Расчет интегрированного показателя конкурентоспособности
Критерии Коэффициент весомости Торговая ма рка
1. Легенда Тамани 2. Кубань-вино 3. Кубанский винодел 4. Рубиновая гроздь 5. БТавБЮ
1 2 3 4 5 6 7
Цена, руб. 115,90 122,10 109,90 89,90 139,90
Балл цены 5,68 6,80 4,60 10,00 1,00
Балл с учетом коэффициента весомости 0,91 1,09 0,74 1,6 0,16
Внешний вид (органолептическая оценка) 0,28 2 4 3 1 5
Балл качества 3,25 7,75 5,50 1,00 10,00
Балл с учетом коэффициента весомости 0,91 2,17 1,54 0,28 2,80
Производитель 0,18 3 5 2 1 4
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7
Балл упаковки и маркировки 5,50 10,00 3,25 1,00 7,75
Балл с учетом коэффициента весомости 0,99 1,80 0,59 0,18 1,40
Предпочтения потребителей (брэнд), % 0,38 10 55 5 0 30
Балл брэнда 2,64 10,00 1,82 1,00 5,91
Балл с учетом коэффициента весомости 1,0 3,8 0,69 0,38 2,25
Суммарная оценка 1,00 3,81 8,86 3,56 2,44 6,61
Самый высокий показатель 8,86 получил образец «Кубань - вино» (Краснодарский край), его цена составляет — 122,10 рублей. На втором месте образец «Б'равБЮ» (Молдова) его показатель — 6,61, его цена самая высокая из всех — 139,90 рублей. Третью позицию занимает образец «Легенда Тамани» (г. Челябинск) его интегрированный показатель равен 3,81, а цена 115,90 рублей. Образец «Кубанский винодел» (Краснодарский край) занимает четвертое место, с результатом — 3,56, его цена составляет 109,90 рублей. Самый низкий показатель был у образца «Рубиновая гроздь» его показатель составил 2,44, его цена самая низкая и составляет 89,90 рублей.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Упаковка и маркировка всех исследуемых образцов соответствует требованиям ГОСТ 32061-2013 «Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». Кроме того, на маркировке таких производителей как ООО «Центр пищевой индустрии — Ариант», ООО «Кубань - вино», ООО КПП «Северское», ООО «Суворов-вин» нанесена дополнительная информация.
2. Наиболее конкурентоспособным на рынке г. Перми является вино торговой марки «Кубань - вино» с результатом 8,86. Вино торговой марки «Рубиновая гроздь» менее конкурентоспособно и его интегрированный показатель составляет 2,44.
Литература
1. ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения. — М. : Изд-во стандартов, 2003. — 22 с.
2. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. (Ред. от 03.07.2016).