Научная статья на тему 'Анализ умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов'

Анализ умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
309
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УМСТВЕННОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Ханова И.М.

Научный руководитель: ассистент Кравченко Л.Ш.

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранением

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Актуальность исследования: проблема умственного утомления в младшем школьном возрасте является одной из сложных проблем. Умственное утомление ограничивает работоспособность, нарушает продуктивность труда и умственной деятельности, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и нарушает процессы ВНД [1, 2].

Цель исследования: анализ динамики умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов возраста от 7-10 лет.

Материалы и методы: обследованы 25 учеников 1 классов, 25 учеников 2 классов и 15 учеников 3 классов. Анализ проводился по методу корректурных проб по В.Я. Анфимову

Результаты: главными критериями умственной работоспособности является динамика и устойчивость внимания. В возрастном аспекте наиболее неблагоприятные показатели отмечаются в 1х классах. Затем наблюдается тенденция по благоприятному типу во 2 и 3-х — 31,9%. Более быстрое утомление учащихся 1 классов объясняется возрастными особенностями ВНД и трудностями адаптации к школе. Возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными процессами у детей, им трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память. Динамика работоспособности имеет несколько периодов. Сначала наблюдается постепенное повышение показателя, когда происходит вхождение в деятельность, врабатывание [3]. В целом у учащихся наблюдается хорошая врабатываемость — 83,4%. Период врабатывания сменяется устойчивым, а затем периодом компенсаторной перестройки. Высокие показатели умственного утомления отмечаются у учащихся 2-х классов — 35,3%.

Выводы: умственная работоспособность детей младшего школьного возраста, характеризуется четкой возрастной зависимостью, в частности, у учащихся 2 и 3-х классов она в 2 раза выше, чем у учащихся 1 класса. Анализ динамики умственной работоспособности позволил предположить состояние переутомления у 25% учащихся. Умственное утомление у учащихся младших классов ограничивает работоспособность, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и ведет к нарушению продуктивности труда и умственной деятельности, нарушению процессов высшей нервной деятельности. Литература

1. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985. 128 с.

2. Румянцев Г.И. Гигиена: Учебник для вузов. 452-454 с.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 160 с.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г.ЛИДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хлюст В.В.

Научный руководитель: старший преподаватель Саросек В.Г. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии Гродненский государственный медицинский университет

Актуальность исследования: атмосфера имеет очень большое экологическое значение. Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.