Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»
АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УМСТВЕННОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Ханова И.М.
Научный руководитель: ассистент Кравченко Л.Ш.
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранением
Ташкентский педиатрический медицинский институт
Актуальность исследования: проблема умственного утомления в младшем школьном возрасте является одной из сложных проблем. Умственное утомление ограничивает работоспособность, нарушает продуктивность труда и умственной деятельности, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и нарушает процессы ВНД [1, 2].
Цель исследования: анализ динамики умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов возраста от 7-10 лет.
Материалы и методы: обследованы 25 учеников 1 классов, 25 учеников 2 классов и 15 учеников 3 классов. Анализ проводился по методу корректурных проб по В.Я. Анфимову
Результаты: главными критериями умственной работоспособности является динамика и устойчивость внимания. В возрастном аспекте наиболее неблагоприятные показатели отмечаются в 1х классах. Затем наблюдается тенденция по благоприятному типу во 2 и 3-х — 31,9%. Более быстрое утомление учащихся 1 классов объясняется возрастными особенностями ВНД и трудностями адаптации к школе. Возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными процессами у детей, им трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память. Динамика работоспособности имеет несколько периодов. Сначала наблюдается постепенное повышение показателя, когда происходит вхождение в деятельность, врабатывание [3]. В целом у учащихся наблюдается хорошая врабатываемость — 83,4%. Период врабатывания сменяется устойчивым, а затем периодом компенсаторной перестройки. Высокие показатели умственного утомления отмечаются у учащихся 2-х классов — 35,3%.
Выводы: умственная работоспособность детей младшего школьного возраста, характеризуется четкой возрастной зависимостью, в частности, у учащихся 2 и 3-х классов она в 2 раза выше, чем у учащихся 1 класса. Анализ динамики умственной работоспособности позволил предположить состояние переутомления у 25% учащихся. Умственное утомление у учащихся младших классов ограничивает работоспособность, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и ведет к нарушению продуктивности труда и умственной деятельности, нарушению процессов высшей нервной деятельности. Литература
1. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985. 128 с.
2. Румянцев Г.И. Гигиена: Учебник для вузов. 452-454 с.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 160 с.
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г.ЛИДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хлюст В.В.
Научный руководитель: старший преподаватель Саросек В.Г. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии Гродненский государственный медицинский университет
Актуальность исследования: атмосфера имеет очень большое экологическое значение. Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений
FORCIPE
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
ISSN 2658-4174