Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»
АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УМСТВЕННОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Ханова И.М.
Научный руководитель: ассистент Кравченко Л.Ш.
Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранением
Ташкентский педиатрический медицинский институт
Актуальность исследования: проблема умственного утомления в младшем школьном возрасте является одной из сложных проблем. Умственное утомление ограничивает работоспособность, нарушает продуктивность труда и умственной деятельности, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и нарушает процессы ВНД [1, 2].
Цель исследования: анализ динамики умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов возраста от 7-10 лет.
Материалы и методы: обследованы 25 учеников 1 классов, 25 учеников 2 классов и 15 учеников 3 классов. Анализ проводился по методу корректурных проб по В.Я. Анфимову
Результаты: главными критериями умственной работоспособности является динамика и устойчивость внимания. В возрастном аспекте наиболее неблагоприятные показатели отмечаются в 1х классах. Затем наблюдается тенденция по благоприятному типу во 2 и 3-х — 31,9%. Более быстрое утомление учащихся 1 классов объясняется возрастными особенностями ВНД и трудностями адаптации к школе. Возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными процессами у детей, им трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память. Динамика работоспособности имеет несколько периодов. Сначала наблюдается постепенное повышение показателя, когда происходит вхождение в деятельность, врабатывание [3]. В целом у учащихся наблюдается хорошая врабатываемость — 83,4%. Период врабатывания сменяется устойчивым, а затем периодом компенсаторной перестройки. Высокие показатели умственного утомления отмечаются у учащихся 2-х классов — 35,3%.
Выводы: умственная работоспособность детей младшего школьного возраста, характеризуется четкой возрастной зависимостью, в частности, у учащихся 2 и 3-х классов она в 2 раза выше, чем у учащихся 1 класса. Анализ динамики умственной работоспособности позволил предположить состояние переутомления у 25% учащихся. Умственное утомление у учащихся младших классов ограничивает работоспособность, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и ведет к нарушению продуктивности труда и умственной деятельности, нарушению процессов высшей нервной деятельности. Литература
1. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985. 128 с.
2. Румянцев Г.И. Гигиена: Учебник для вузов. 452-454 с.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 160 с.
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г.ЛИДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хлюст В.В.
Научный руководитель: старший преподаватель Саросек В.Г. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии Гродненский государственный медицинский университет
Актуальность исследования: атмосфера имеет очень большое экологическое значение. Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений
FORCIPE
ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 359
и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные. В соответствии с Государственной программой развития Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь в г. Лида организованы наблюдения за состоянием воздушного бассейна на двух стационарных станциях, расположенных в жилом и промышленном районах города [1].
Цель исследования: гигиенический анализ состава воздуха города Лида Гродненской области.
Материалы и методы исследования: в качестве материалов для исследования служили официальные статистические данные санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения. Для обобщения и систематизации показателей применен сравнительно-аналитический метод исследования.
Результаты: мониторинг атмосферного воздуха г. Лида проводится на двух стационарных станциях (№ 1 и № 2) с дискретным отбором проб. По результатам стационарных наблюдений концентрация загрязняющих веществ в районе станции № 1 были выше, чем в районе станции № 2. Среднее содержание диоксида азота на станции № 1 составило 0,07ПДК, № 2-0,05ПДК. Среднее содержание оксида углерода на станции № 1 составило 0,12ПДК, № 2-0,10ПДК. Среднее содержание твердых частиц на станции № 1 составило 0,43ПДК, № 2-0,29ПДК. Среднее содержание формальдегида на станции № 1 составило0,18ПДК, № 2-0,13ПДК.0с-новными источниками загрязнения, согласно анализу, явились выбросы заводов «Лакокраска», «Липласт», «Изотрон», литейно-механическое предприятие, а также предприятия теплоэнергетики и автотранспорта [1].
Выводы: таким образом, можно сделать вывод, что необходимо анализировать состояние атмосферы, что в дальнейшем поможет выявлять основные причины загрязнения атмосферы, а также разработать комплекс профилактических мероприятий по предупреждению негативного воздействия как на атмосферу, так и на здоровье людей.
Литература
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by. Дата доступа:
24.10.2018.
оценка эффективности оздоровления в летнем лагере «маяк»
Хохряков П.И.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Васильева И.В.
Кафедра общей гигиены
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Актуальность исследования: на протяжении учебного года отмечается динамическое ухудшение показателей здоровья детей, увеличиваются учебные нагрузки, снижается двигательная активность у большинства школьников. Летний период — уникальная возможность использования естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать минимальные дополнительные условия организационного характера.
Цель исследования: проведение оценки эффективности оздоровления детей и подростков в летнем лагере «Маяк» с целью обеспечения наиболее благоприятных условий оздоровления.
Материалы и методы: для проведения оценки эффективности оздоровления использовались МР 2.4.4.0127-18 «Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» [1]. Была проведена оценка реализации лечебно-оздоровительных и закаливающих процедур, оценка соблюдения гигиенических требований к организации питания, оценка
FORCIPE
ТОМ 2 спецвыпуск 2019
eISSN 2658-4182