Научная статья на тему 'Гигиенический анализ атмосферного воздуха г. Лида Гродненской области'

Гигиенический анализ атмосферного воздуха г. Лида Гродненской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенический анализ атмосферного воздуха г. Лида Гродненской области»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

АНАЛИЗ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УМСТВЕННОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Ханова И.М.

Научный руководитель: ассистент Кравченко Л.Ш.

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранением

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Актуальность исследования: проблема умственного утомления в младшем школьном возрасте является одной из сложных проблем. Умственное утомление ограничивает работоспособность, нарушает продуктивность труда и умственной деятельности, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и нарушает процессы ВНД [1, 2].

Цель исследования: анализ динамики умственной работоспособности и умственного утомления у учащихся младших классов возраста от 7-10 лет.

Материалы и методы: обследованы 25 учеников 1 классов, 25 учеников 2 классов и 15 учеников 3 классов. Анализ проводился по методу корректурных проб по В.Я. Анфимову

Результаты: главными критериями умственной работоспособности является динамика и устойчивость внимания. В возрастном аспекте наиболее неблагоприятные показатели отмечаются в 1х классах. Затем наблюдается тенденция по благоприятному типу во 2 и 3-х — 31,9%. Более быстрое утомление учащихся 1 классов объясняется возрастными особенностями ВНД и трудностями адаптации к школе. Возбудительные процессы в коре головного мозга преобладают над тормозными процессами у детей, им трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память. Динамика работоспособности имеет несколько периодов. Сначала наблюдается постепенное повышение показателя, когда происходит вхождение в деятельность, врабатывание [3]. В целом у учащихся наблюдается хорошая врабатываемость — 83,4%. Период врабатывания сменяется устойчивым, а затем периодом компенсаторной перестройки. Высокие показатели умственного утомления отмечаются у учащихся 2-х классов — 35,3%.

Выводы: умственная работоспособность детей младшего школьного возраста, характеризуется четкой возрастной зависимостью, в частности, у учащихся 2 и 3-х классов она в 2 раза выше, чем у учащихся 1 класса. Анализ динамики умственной работоспособности позволил предположить состояние переутомления у 25% учащихся. Умственное утомление у учащихся младших классов ограничивает работоспособность, неблагоприятно влияет на функционирование различных органов и ведет к нарушению продуктивности труда и умственной деятельности, нарушению процессов высшей нервной деятельности. Литература

1. Пратусевич Ю.М. Определение работоспособности учащихся. М.: Медицина, 1985. 128 с.

2. Румянцев Г.И. Гигиена: Учебник для вузов. 452-454 с.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 160 с.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Г.ЛИДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хлюст В.В.

Научный руководитель: старший преподаватель Саросек В.Г. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии Гродненский государственный медицинский университет

Актуальность исследования: атмосфера имеет очень большое экологическое значение. Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 359

и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные. В соответствии с Государственной программой развития Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь в г. Лида организованы наблюдения за состоянием воздушного бассейна на двух стационарных станциях, расположенных в жилом и промышленном районах города [1].

Цель исследования: гигиенический анализ состава воздуха города Лида Гродненской области.

Материалы и методы исследования: в качестве материалов для исследования служили официальные статистические данные санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения. Для обобщения и систематизации показателей применен сравнительно-аналитический метод исследования.

Результаты: мониторинг атмосферного воздуха г. Лида проводится на двух стационарных станциях (№ 1 и № 2) с дискретным отбором проб. По результатам стационарных наблюдений концентрация загрязняющих веществ в районе станции № 1 были выше, чем в районе станции № 2. Среднее содержание диоксида азота на станции № 1 составило 0,07ПДК, № 2-0,05ПДК. Среднее содержание оксида углерода на станции № 1 составило 0,12ПДК, № 2-0,10ПДК. Среднее содержание твердых частиц на станции № 1 составило 0,43ПДК, № 2-0,29ПДК. Среднее содержание формальдегида на станции № 1 составило0,18ПДК, № 2-0,13ПДК.0с-новными источниками загрязнения, согласно анализу, явились выбросы заводов «Лакокраска», «Липласт», «Изотрон», литейно-механическое предприятие, а также предприятия теплоэнергетики и автотранспорта [1].

Выводы: таким образом, можно сделать вывод, что необходимо анализировать состояние атмосферы, что в дальнейшем поможет выявлять основные причины загрязнения атмосферы, а также разработать комплекс профилактических мероприятий по предупреждению негативного воздействия как на атмосферу, так и на здоровье людей.

Литература

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by. Дата доступа:

24.10.2018.

оценка эффективности оздоровления в летнем лагере «маяк»

Хохряков П.И.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Васильева И.В.

Кафедра общей гигиены

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: на протяжении учебного года отмечается динамическое ухудшение показателей здоровья детей, увеличиваются учебные нагрузки, снижается двигательная активность у большинства школьников. Летний период — уникальная возможность использования естественных оздоровительных факторов, для чего необходимо создать минимальные дополнительные условия организационного характера.

Цель исследования: проведение оценки эффективности оздоровления детей и подростков в летнем лагере «Маяк» с целью обеспечения наиболее благоприятных условий оздоровления.

Материалы и методы: для проведения оценки эффективности оздоровления использовались МР 2.4.4.0127-18 «Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» [1]. Была проведена оценка реализации лечебно-оздоровительных и закаливающих процедур, оценка соблюдения гигиенических требований к организации питания, оценка

FORCIPE

ТОМ 2 спецвыпуск 2019

eISSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.