Научная статья на тему 'Анализ уголовно-правовых санкций специальных норм за преступные посягательства на контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок (статьи 200.4 —200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации)'

Анализ уголовно-правовых санкций специальных норм за преступные посягательства на контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок (статьи 200.4 —200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
санкции / наказание / специальные нормы / преступления в сфере госзакупок / государственные закупки / назначение наказания / государственные и муниципальные закупки / sanctions / punishment / special norms / crimes in the field of public procurement / public procurement / sentencing / state and municipal procurement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Васильевна Церковникова

В статье рассмотрены санкции специальных статей, предусматривающих ответственность за посягательства на сферу государственных и муниципальных закупок. Отмечается, что санкции носят относительно-определенный и альтернативный характер, с возможностью применения широкого спектра дополнительных наказаний, зачастую создавая «вилку», с одной стороны, позволяющую всесторонне и полно учесть все обстоятельства преступления и назначить наиболее адекватное наказание, с другой — создающее возможности для злоупотребления судейским усмотрением. В заключение делается вывод о том, что, исходя из сущности и специфики посягательств на сферу государственных и муниципальных закупок, назначение дополнительного наказания по квалифицированным составам (часть 2 статьи 200.4, части 2—6 статьи 200.5, части 2—3 статьи 200.6 УК РФ) в виде запрета на занятие определенной должности или занятие определенной деятельностью должно быть обязательным; предлагается исключить словосочетание «или без такового».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Васильевна Церковникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of criminal law sanctions of special norms for criminal encroachments on the contract system in the field of state and municipal procurement (Articles 200.4—200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation)

The article discusses the sanctions of special articles providing for liability for encroachments on the sphere of state and municipal procurement. It is noted that the sanctions are of a relatively definite and alternative nature, with the possibility of applying a wide range of additional punishments, often creating a «fork», on the one hand, allowing to comprehensively and fully take into account all the circumstances of the crime and assign the most adequate punishment, on the other — creating opportunities for abuse of judicial discretion. In conclusion, it is concluded that based on the nature and specifics of encroachments on the sphere of public procurement, the appointment of additional punishment for qualified personnel (Part 2 of Article 200.4, Part 2-Part 6 of Article 200.5, Part 2-part 3 of Article 200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation) in the form of a ban on holding a certain position or engaging in a certain activity should be mandatory and it is proposed to exclude the phrase «or without it».

Текст научной работы на тему «Анализ уголовно-правовых санкций специальных норм за преступные посягательства на контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок (статьи 200.4 —200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 267 — 269. State service and personnel. 2023;(4):267 — 269.

Научная статья УДК 343.131.8

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-267-269 NIION: 2012-0061-04/23-249

EDN: https://elibrary.ru/DZEECG MOSURED: 77/27-008-2023-04-449

Анализ уголовно-правовых санкций специальных норм за преступные посягательства на контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок (статьи 200.4 —200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Юлия Васильевна Церковникова

Донбасский государственный университет юстиции, Донецк, Донецкая Народная Республика, Россия, yutserkovnikova@yandex.com

Аннотация. В статье рассмотрены санкции специальных статей, предусматривающих ответственность за посягательства на сферу государственных и муниципальных закупок. Отмечается, что санкции носят относительно-определенный и альтернативный характер, с возможностью применения широкого спектра дополнительных наказаний, зачастую создавая «вилку», с одной стороны, позволяющую всесторонне и полно учесть все обстоятельства преступления и назначить наиболее адекватное наказание, с другой — создающее возможности для злоупотребления судейским усмотрением.

В заключение делается вывод о том, что, исходя из сущности и специфики посягательств на сферу государственных и муниципальных закупок, назначение дополнительного наказания по квалифицированным составам (часть 2 статьи 200.4, части 2—6 статьи 200.5, части 2—3 статьи 200.6 УК РФ) в виде запрета на занятие определенной должности или занятие определенной деятельностью должно быть обязательным; предлагается исключить словосочетание «или без такового».

Ключевые слова: санкции, наказание, специальные нормы, преступления в сфере госзакупок, государственные закупки, назначение наказания, государственные и муниципальные закупки

Для цитирования: Церковникова Ю.В. Анализ уголовно-правовых санкций специальных норм за преступные посягательства на контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок (статьи 200.4—200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 267—269. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-267-269 EDN: https://elibrary.ru/DZEECG

Original article

Analysis of criminal law sanctions of special norms for criminal encroachments on the contract system in the field of state and municipal procurement (Articles 200.4—200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation)

Julia V. Tserkovnikova

Donbass State University of Justice, Donetsk, Donetsk People's

Republic, Russia, yutserkovnikova@yandex.com

Abstract. the article discusses the sanctions of special articles providing for liability for encroachments on the sphere of state and municipal procurement. It is noted that the sanctions are of a relatively definite and alternative nature, with the possibility of applying a wide range of additional punishments, often creating a «fork», on the one hand, allowing to comprehensively and fully take into account all the circumstances of the crime and assign the most adequate punishment, on the other — creating opportunities for abuse of judicial discretion.

In conclusion, it is concluded that based on the nature and specifics of encroachments on the sphere of public procurement, the appointment of additional punishment for qualified personnel (Part 2 of Article 200.4, Part 2-Part 6 of Article 200.5, Part 2-part 3 of Article 200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation) in the form of a ban on holding a certain position or engaging in a certain activity should be mandatory and it is proposed to exclude the phrase «or without it».

© ^pKOBHMKOBa D.B. M., 2023.

№ 4/2023

Государственная служба и кадры

Keywords: sanctions, punishment, special norms, crimes in the field of public procurement, public procurement, sentencing, state and municipal procurement.

For citation: Tserkovnikova Yu.V. Analysis of criminal law sanctions of special norms for criminal encroachments on the contract system in the field of state and municipal procurement (Articles 200.4—200.6 of the Criminal Code of the Russian Federation) // State service and personnel. 2023;(4):267—269. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-267-269 EDN: https://elibrary.ru/DZEECG

Проблема изучения уголовно-правовых санкций определяется необходимостью борьбы с преступностью как итоговой целью всего уголовного преследования и правоприменения, чему призвана способствовать реакция государства в виде наказания за совершенное противоправное деяние. Известно, что наказание должно быть назначено в пределах, предусмотренных статьей Особенной части УК РФ с учетом требований Общей части.

Санкция, устанавливающая вид и размер наказания, а также его пределы, является отправной точкой для определения наказания судебными органами, поэтому должна иметь логичную и последовательную структуру, дающую возможность избрать наиболее адекватную и справедливую меру уголовно-правового воздействия.

Вместе с тем общий анализ уголовно-правовых санкций показывает, что зачастую данная часть уголовно-правовой нормы сконструирована таким образом, что за одно и то же деяние «вилка» наказаний варьируется от штрафа до лишения свободы. Являясь наиболее строгим видом юридической ответственности, уголовный закон должен содержать четкие и непротиворечивые предписания, исключающие возможность двойного толкования, свободного интерпретирования и правоприменения.

Отсутствие каких-либо методик построения санкций, методик дальнейшего применения наказания создают условия для злоупотреблений, поэтому считаем, что все обозначенные вопросы представляют собой не только научную проблему, но и имеют практическое значение, требуют дополнительного внимания и восполнения пробелов.

На сегодняшний день учение об уголовно-правовых санкциях не имеет достаточно глубоких исследований, результаты которых были бы нормативно внедрены в действующее уголовное законодательство.

Изучение санкций специальных статей, предусматривающих ответственность за посягательства в сфере государственных и муниципальных закупок (далее — госзакупок) (статьи 200.4—200.6 УК РФ), обнаружило ряд серьезных проблем.

Так, конструкция данных санкций не подчинена каким-либо закономерностям, законодатель продолжает устанавливать вид и меру наказания ориентировочно, приблизительно, не всегда опираясь на категории общественной опасности пре-

ступления, в пояснительных записках к законопроектам не содержится ответ на вопрос об отнесении деяния к определенной категории, о причине установления именно такой санкции.

Санкция статьи, предусматривающая ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок (ст. 200.4 УК РФ), построена таким образом, что по ч. 1, когда деяние повлекло причинение крупного ущерба, максимальная мера наказания составляет три года, по ч. 2 при причинении особо крупного ущерба или при совершении преступления группой лиц — семь лет лишения свободы. Нижний порог не указан, со ссылкой на ст. 56 УК РФ составляет два месяца. Санкции являются альтернативными, включающими вариативность выбора основных наказаний, среди которых штраф, принудительные работы или лишение свободы на определенный срок.

Среди дополнительных наказаний предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, однако оно может быть и не применено по решению суда. Считаем, что по квалифицированному составу такой дополнительный вид наказания должен применяться в обязательном порядке с учетом характера преступления, степени его общественной опасности и характеристики осужденного, осознанно использующего свое положение для причинения вреда в особо крупном размере.

Статья 200.5 УК РФ предусматривает ответственность за подкуп лиц, принимающих участие в госзакупках, а именно, как за незаконную передачу, так и незаконное получение незаконного вознаграждения. Статья является специальной по отношению к статьям 204, 290, 291 УК РФ по признаку непосредственного объекта и субъекта преступлений.

Санкции также являются альтернативными, относительно-определенными, достаточно строгими, с применением дополнительных наказаний в виде штрафов, кратных сумме незаконного вознаграждения, и применением лишения права заниматься определенной деятельностью; при этом формулировки «или без такового» в целом нивелируют какой-либо строгий подход. Аналогичная ситуация складывается и в отношении санкции по ст. 200.6 УК РФ.

В части 5 ст. 46 УК РФ прямо указано, что при злостном уклонении от уплаты штрафа, который назначен как основное наказание, штраф должен быть заменен на другой вид наказания, при

№ 4/2023

этом исключается применение лишения свободы. Исходя из конструкции санкций анализируемых уголовно-правовых норм не сложно заметить, что они сконструированы в основном как альтернативные, где в основном могут применяться или штраф, или лишение свободы. Считаем, что такая ситуация требует законодательного регулирования и внесения изменений, которые бы предусмотрели и другие виды уголовных наказаний.

Специфика преступных посягательств на сферу госзакупок предполагает, что лица, участвующие в данных процессах, с использованием своего должностного или служебного положения, или в ходе выполнения определенных работ используют их для личного незаконного обогащения, достижения иных личных целей, причиняя вред общественным отношениям в анализируемой сфере, поэтому, на наш взгляд, вполне логично лишить лиц, признанных виновными в совершении преступлений, посягающих на сферу госзакупок, доступа к ней в любом виде путем обязательного применения дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

Таким образом, уголовное наказание будет способствовать функции исправления осужденного, предупреждению совершения преступлений иными лицами. Поэтому остается открытым вопрос возможности неназначения такого наказания.

С учетом положений об условном осуждении лицу, совершившему, например, незаконное получение вознаграждения, предусмотренное ч. 6 ст. 200.5 УК, санкция которого предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового, может быть назначено наказание в виде семи лет условно и на усмотрение суда — без применения дополнительного наказания.

Таким образом, совершив особо тяжкое преступление, на законных основаниях лицо может избежать наказание. Подобным образом сконструированы и ч. 2 ст. 200.4, части 2—6 ст. 200.5, части 2—3 ст. 200.6 УК РФ. Поэтому считаем необходимым и целесообразным исключить словосочетание «или без такового» применительно к дополнительному виду наказания по анализируемым составам преступлений.

Подводя итог исследования, отметим, что для эффективного применения уголовного наказания необходимо конструировать непротиворечивые санкции, отражающие адекватные содеянному вид и меру наказания, минимизировать возможность широкого усмотрения правоприменителя, поэтому санкции специальных статей, предусматривающих ответственность за преступления в сфере госзакупок, также нуждаются в совершенствовании и внесении изменений.

Список источников

1. Закомолдин Р.В., Дуюнов В.К. Уголовно-правовые санкции как форма выражения наказуемости и инструмент уголовно-правового воздействия // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 4 (35) // URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/ugolovno-pravovye-sanktsii-kak-forma-vyrazheniya-nakazuemosti-i-instrument-ugolovno-pravovogo-vozdeystviya (Дата обращения: 01.08.2023)

2. Минязева Т.Ф. Пределы вариантности уголовно-правовых санкций // Евразийская адвокатура. 2014. № 5 (12) // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/predely-variantnosti-ugolovno-pravovyh-sanktsiy (Дата обращения: 02.09.2023)

3. Силкин В.П. Проблемы конструирования уголовно-правовых санкций // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-konstruirovaniya-ugolovno-pravovyh-sanktsiy (Дата обращения: 05.09.2023)

References

1. Zakomoldin R.V., Duunov V.K. Criminal sanctions as a form of expression of punishability and a tool of criminal legal influence // Law and order: history, theory, practice. 2022. № 4 (35) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovye-sanktsii-kak-forma-vyrazheniya-naka-zuemosti-i-instrument-ugolovno-pravovogo-vozdeystviya (Accessed: 01.08.2023)

2. Minyazeva T.F. Limits of the variation of criminal law sanctions // Eurasian Advocacy. 2014. № 5 (12) // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/predely-variantnosti-ugolovno-pravovyh-sanktsiy (Accessed: 02.09.2023)

3. Silkin V.P. Problems of constructing criminal law sanctions // Problems of economics and legal practice. 2018. № 1 // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-konstruirovaniya-ugolovno-pravovyh-sanktsiy (Accessed: 05.09.2023)

Информация об авторе

Церковникова Ю.В. — аспирант

Статья поступила в редакцию 1 3.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Tserkovnikova Yu.V. — postgraduate student

The article was submitted 1 3.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.