Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярёв Илья Петрович

Цель исследования. В научной статье рассматриваются понятие, виды и наиболее значимые характеристики преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг. Особое внимание уделено нормам, непосредственно направленным на противодействие преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг. Целью исследования является критический анализ вариантов развития законодательства об ответственности за преступления, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг. Выводы. Уголовно-правовое понятие «преступления, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг» по своему объёму представляет собой часть более широкой категории «преступления, совершаемые в сфере публичных закупок». В числе последних деяния, посягающие не только на отношения с участием государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, но и на корпоративные отношения. Сделан вывод о несостоятельности высказываемых в научной литературе предложений произвести уголовно-правовую охрану общественных отношений от посягательств, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, в рамках ряда специальных норм, выделяемых в зависимости от вида государственного или муниципального заказа. Нецелесообразными также являются предложения объединить все составы преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, в единую статью уголовного закона. В ходе проведённого исследования обоснован вывод, согласно которому действующее законодательство позволяет эффективно противодействовать преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг. Дальнейшее дробление уголовно-правовых запретов нецелесообразно. Появление в уголовном законе «узконаправленных» статей, криминализуемых деяния, которые вполне охватываются, например, более общими нормами о взяточничестве, злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе, создаст дополнительные сложности для правоприменителя и затруднит квалификацию совершаемых в сфере закупок товаров и услуг преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF QUALIFICATION OF CRIMES COMMITTED IN THE PROCUREMENT OF GOODS AND SERVICES

The purpose of the research. The scientific article examines the concept, types and most significant characteristics of crimes committed in the procurement of goods and services. Particular attention is paid to the norms directly aimed at combating crimes committed in the procurement of goods and services. The aim of the study is to critically analyze the options for the development of legislation on liability for crimes committed in the procurement of goods and services. Results. The criminal law concept of «crimes committed in the procurement of goods and services» in its scope is part of a broader category of «crimes committed in the field of public procurement». Among the latter are acts that infringe not only on relations with the participation of state and municipal bodies and their officials, but also on corporate relations. It is concluded that the proposals expressed in the scientific literature to provide criminal-legal protection of public relations from encroachments committed in the procurement of goods and services, within the framework of a number of special rules, allocated depending on the type of state or municipal order, are made. It is also unreasonable to propose to combine all elements of crimes committed in the procurement of goods and services into a single article of the criminal law. In the course of the study, the conclusion was substantiated, according to which the current legislation makes it possible to effectively counteract crimes committed in the procurement of goods and services. Further fragmentation of criminal law prohibitions is not advisable. The appearance in the criminal law of «narrowly focused» articles criminalizing acts that are fully covered, for example, by more general rules on bribery, abuse of power and commercial bribery, will create additional difficulties for the law enforcement officer and complicate the qualification of crimes committed in the field of procurement of goods and services.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

12.6. Актуальные вопросы квалификации преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг

©Дегтярёв И. П.

Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация e-mail: chemp_30@mail.ru

Аннотация. Цель исследования. В научной статье рассматриваются понятие, виды и наиболее значимые характеристики преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг. Особое внимание уделено нормам, непосредственно направленным на противодействие преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг. Целью исследования является критический анализ вариантов развития законодательства об ответственности за преступления, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг. Выводы. Уголовно-правовое понятие «преступления, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг» по своему объёму представляет собой часть более широкой категории «преступления, совершаемые в сфере публичных закупок». В числе последних деяния, посягающие не только на отношения с участием государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, но и на корпоративные отношения. Сделан вывод о несостоятельности высказываемых в научной литературе предложений произвести уголовно-правовую охрану общественных отношений от посягательств, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, в рамках ряда специальных норм, выделяемых в зависимости от вида государственного или муниципального заказа. Нецелесообразными также являются предложения объединить все составы преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, в единую статью уголовного закона. В ходе проведённого исследования обоснован вывод, согласно которому действующее законодательство позволяет эффективно противодействовать преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг. Дальнейшее дробление уголовно-правовых запретов нецелесообразно. Появление в уголовном законе «узконаправленных» статей, криминализуемых деяния, которые вполне охватываются, например, более общими нормами о взяточничестве, злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе, создаст дополнительные сложности для правоприменителя и затруднит квалификацию совершаемых в сфере закупок товаров и услуг преступлений.

Ключевые слова: закупки для государственных и муниципальных нужд, коррупционные преступления, преступления в сфере предпринимательской деятельности, криминализация.

Для цитирования: Дегтярёв И. П. Актуальные вопросы квалификации преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 290-293.

Topical issues of qualification of crimes committed in the procurement of goods and services

©I. P. Degtyarev

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation

e-mail: chemp_30@mail.ru

Abstract. The purpose of the research. The scientific article examines the concept, types and most significant characteristics of crimes committed in the procurement of goods and services. Particular attention is paid to the norms directly aimed at combating crimes committed in the procurement of goods and services. The aim of the study is to critically analyze the options for the development of legislation on liability for crimes committed in the procurement of goods and services. Results. The criminal law concept of «crimes committed in the procurement of goods and services» in its scope is part of a broader category of «crimes committed in the field of public procurement». Among the latter are acts that infringe not only on relations with the participation of state and municipal bodies and their officials, but also on corporate relations. It is concluded that the proposals expressed in the scientific literature to provide criminal-legal protection of public relations from encroachments committed in the procurement of goods and services, within the framework of a number of special rules, allocated depending on the type of state or municipal order, are made. It is also unreasonable to propose to combine all elements of crimes committed in the procurement of goods and services into a single article of the criminal law. In the course of the study, the conclusion was substantiated, according to which the current legislation makes it possible to effectively counteract crimes committed in the procurement of goods and services. Further fragmentation of criminal law prohibitions is not advisable. The appearance in the criminal law of «narrowly focused» articles criminalizing acts that are fully covered, for example, by more general rules on bribery, abuse of power and

290 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №5, 2Q2Q

ISSN 2541-BQ25(print) ISSN 2712-76Q5(online)

Дегтярёв И. П.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

commercial bribery, will create additional difficulties for the law enforcement officer and complicate the qualification of crimes committed in the field of procurement of goods and services.

Keywords: procurements for state and municipal needs, corruption crimes, business crimes, criminalization.

For citation: Degtyarev I. P. Topical issues of qualification of crimes committed in the procurement of goods and services // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 290-293.

ВВЕДЕНИЕ

Преступления, которые совершаются в сфере закупок товаров и услуг, по праву могут быть названы в числе представляющих угрозу государственности и национальной безопасности. Реализация подавляющей части функций государства напрямую зависит от прозрачности и эффективности деятельности по организации и проведению закупок для публичных нужд. Совершаемые в этой сфере преступления приводят к необоснованным и излишним тратам из государственного и муниципальных бюджетов, закупкам не соответствующих необходимым параметрам товаров и услуг, а также иным негативным последствиям. Нередко, под угрозу ставятся жизни и здоровье российских граждан.

Объектом исследования выступают общественные отношения, поставленные под охрану уголовно-правовыми нормами об ответственности за преступления, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг. Предметом исследования - нормы уголовного и иноотраслевого законодательства, направленные на охрану общественных отношений в сфере закупок товаров и услуг.

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, анализ, синтез, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и иные общепринятые методы научного познания.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

Преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг, посвящены нормы, как Особенной, так и Общей частей уголовного закона. На особую значимость пенализации подобных деяний указывает, в частности, то, что вопросам назначения уголовного наказания в виде штрафа по преступлениям анализируемой группы законодатель счёл необходимым уделить особое внимание в ч. 2 ст. 46 УК РФ.

При этом, можно констатировать, что направленные на противодействие рассматриваемым преступлениям уголовно-правовые нормы далеки от совершенства. Действующее в данной области уголовное законодательство перманентно изменяется и дополняется, что нередко приводит к возникновению новых трудностей в квалификации деяний.

И.А. Любый высказывает точку зрения, согласно которой в последние несколько лет произошла смена вектора уголовной политики. А именно, приоритетным направлением уголовно-правовой охраны всё чаще становятся интересы государства, а не интересы личности и общества. «Этим, на взгляд учёного, и обусловлено введение в УК РФ норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере государственного и муниципального заказа» [Любый, 2019: 54].

Используемое в науке уголовно-правовое понятие «преступления, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг» по своему объёму, представляет собой часть более широкой категории «преступления, совершаемые в сфере публичных заку-

пок». В числе последних, деяния, посягающие не только на отношения с участием государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, но и на корпоративные отношения. Исходя из этого, в частности, Д.В. Исютин-Федотков классифицирует преступления, совершаемые в сфере публичных закупок, на четыре группы:

- в сфере государственных (муниципальных) закупок со стороны заказчиков;

- в сфере корпоративных закупок со стороны заказчиков;

- в сфере публичных закупок со стороны участников;

- в сфере контроля за публичными закупками [Исютин-Федотков, 2018: 12].

В научной литературе отмечается, что совершаемые в сфере закупок товаров и услуг преступления по своим характеристикам соответствуют:

преступлениям в сфере предпринимательской деятельности [Жилкин, 2019: 38, 65, 70-71]; служебным преступлениям [Быков, 2018: 35]; коррупционным преступлениям [Авдеев, Авдеева, 2016: 20]. Следует согласиться с А.В. Щепотиным в том, что с формальной точки зрения, коррупционным будет считаться то деяние, которое квалифицируется по статье, относимой ведомственной статистикой к названной категории [Щепотин, 2016: 59]. Официальными документами Генпрокуратуры России № 35/11 и МВД России к преступлениям коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены, в частности, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг преступления, ответственность за которые установлена ст. 200.5 УК РФ, ст. 201.1 УК РФ и др. Коррупционными, при наличии статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом, считаются, к примеру, деяния, квалифицируемые по ст. 200.4 УК РФ, ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ.

К числу преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, уголовным законом прямо отнесены ст. 200.4 УК РФ, ст. 200.5 УК РФ, ст. 200.6 УК РФ и ст. 304 УК РФ.

Следует согласиться с В.И. Гладких в том, что наиболее распространённым способом совершения преступлений в анализируемой сфере остаются «так называемые «откаты» [Гладких, 2016: 51].

Как поясняет А.В. Быков, статьи 200.5 и 200.6 УК РФ криминализуют деяния, «совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности представителями заказчика, не являющимися должностными лицами» [Быков, 2018: 34]. До их появления в 2018 г. в тексте уголовного закона существовал пробел, что справедливо констатировалось инициаторами соответствующего законопроекта.

В настоящее время преступления в сфере закупок товаров и услуг, которые совершаются должностными лицами, также подпадают, в зависимости от обстоятельств дела, под ст. 285 УК РФ, ст. 285.1 УК РФ, ст. 285.2 УК РФ и ст. 290 УК РФ.

На практике деяния анализируемой группы также квалифицируются в качестве мошенничества, как это имело место, в частности, в деле бывшего руководителя ФСИН России А.А. Реймера [Любый, 2019: 54].

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

Кроме того, по фактам неумышленного нарушения оговорённых ст. 94 Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) применимы нормы ст. 293 УК РФ «Халатность».

В контексте исследуемой проблематики следует обратить внимание и на то, что предметом пристального внимания законодателя в последние годы стали общественно опасные посягательства на отношения, складывающиеся в связи с выполнением государственного оборонного заказа. Распространённостью подобных преступлений, значительностью степени и характера их общественной опасности объясняются введение в 2017 г. в УК РФ ст. 201.1 и ст. 285.4. Различие между ними проведено по субъекту: по 201.1 УК РФ в этой роли выступает лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а по 285.4 УК РФ, соответственно, -должностное лицо. Эти статьи, как пишет Э.В. Густова, «стали специальными нормами по отношению к ст. 201 и ст. 285 УК РФ» [Густова, 2018: 132].

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

В современной российской юридической литературе представлена точка зрения, в соответствии с которой уголовно-правовая охрана общественных отношений от посягательств, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, должна быть осуществлена в рамках ряда специальных норм, выделяемых в зависимости от вида государственного или муниципального заказа [Карабанов, Мелькин, 2010: 156]. Так, на взгляд В.Н. Самсонова, «введения указанных составов преступлений недостаточно» [Самсонова, 2018: 53].

Однако, думается, что вряд ли верен путь дробления уголовно-правовых запретов, как это сделано законодателем, к примеру по отношению к мошенничеству (в рамках которого в отдельные составы преступления вычленены мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ), мошенничество при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ) и другие). Очевидно, затруднительно описать законодательно все возможные сферы и виды государственных и муниципальных закупок. Да, это и вряд ли возможно произвести исчерпывающим образом. Так, например, как с уголовно-правовых, так и с этических позиций затруднительно взвешивать общественную опасность злоупотреблений полномочиями при выполнении закупок медицинского оборудования и медицинских препаратов для лечения тяжелобольных детей в сравнении с общественной опасностью злоупотреблений полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа. Вместе с тем, если деяния второй группы криминализованы в рамках отдельной статьи уголовного закона, то в отношении деяний второй группы

законодатель этого сделать не счёл целесообразным. На сходной позиции стоит, в частности, Д.В. Гук, пишущий об «отсутствии криминологической обоснованности и практической необходимости» [Гук, 2013: 44] подобного шага.

Более того, нецелесообразными видятся и предложения объединить все составы преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, в единую статью уголовного закона. С этим предложением выступает, в частности, В.Н. Самсонов [Самосонов, 2018: 56].

ВЫВОДЫ

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

- преступления в сфере закупок товаров и услуг необходимо рассматривать как часть совершаемых в сфере публичных закупок общественно опасных деяний, посягающих на отношения с участием государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;

- криминализация деяний в зависимости от вида государственного или муниципального заказа нецелесообразна и приведет к возникновению дополнительных сложностей в квалификации преступлений;

- необоснованными также являются предложения объединить все составы преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, в единую статью уголовного закона;

- действующее законодательство позволяет эффективно противодействовать преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг, поэтому дальнейшее дробление уголовно-правовых запретов нецелесообразно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В арсенале правоприменителя уже сегодня имеются уголовно-правовые нормы, позволяющие эффективно противодействовать преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг. Дальнейшее появление в уголовном законе «узконаправленных» статей, криминализуемых деяния, которые вполне охватываются, например, более общими нормами о взяточничестве, злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе, создаст дополнительные сложности для правоприменителя и затруднит квалификацию совершаемых в сфере закупок товаров и услуг преступлений.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,21%.

Рецензент: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Центрального филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж) В.У. Хатуаев

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 10.08.2020).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

Reference list:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by a popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during a nationwide vote on 01.07.2020) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04.07. 2020 (date accessed: 08/10/2020).

2. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation. June 17, 1996. No. 25. Art. 2954.

292

Economic problems and legal practice

Vol. 16, №5,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Дегтярёв И. П.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

3. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

4. Указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»« // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2015. № 5. С. 24-28.

7. 7Быков А.В. Отдельные проблемы криминализации коррупционных деяний, совершаемых в сфере служебных отношений (размышления о ст. 200.4, 200.5 УК РФ) // Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: сборник материалов Международной научно-практической конференции (17 мая 2018 года, г. Хабаровск) / Ф.М. Абубакиров, В.В. Агильдин, Е.Ю. Антонова и др.; под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова; Хабаровский краевой суд, Российское объединение судей в Хабаровском крае, Дальневосточный филиал Российской академии правосудия. Хабаровск: Юрист, 2018. С. 34-40.

8. Гладких В.И. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 200.4 УК РФ): теоретический анализ // Российская юстиция. 2019. № 3. С. 51-54.

9. Гук Д.В. К вопросу о дополнительной криминализации в УК РФ нарушений законодательства при осуществлении госзакупок // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 41-44.

10. Густова Э.В. Новеллы уголовного законодательства: проблемы конструирования и применения // Журнал российского права.

2018. № 11. С. 129-137.

Жилкин М.Г. Преступления в сфере предпринимательской деятельности: проблемы классификации и дифференциации ответственности: монография. М.: Юриспруденция, 2019. 144 с.

12. Исютин-Федотков Д.В. Обзор некоторых способов совершения преступлений в сфере публичных закупок // Прогосзаказ.рф. 2018. № 12. С. 12-30.

13. Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2010.

14. Любый И.А. К вопросу об ответственности за злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок // Российская юстиция. 2019. № 5. С. 54-56.

15. Любый И.А. Новые подходы к вопросу об уголовно-правовой защите государственного и муниципального заказа в России. Правовое наследство Советского Союза // Российский следователь. 2019. № 2. С. 51-54.

16. Самсонов В.Н. О дифференциации уголовной ответственности за должностные преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд // Российский следователь. 2018. № 12. С. 52-56.

17. Щепотин А.В. Отнесение преступлений к категории коррупционной направленности // Законность. 2016. № 1. С. 5659.

18. Уваров М.А. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области охраны собственности: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Уваров Максим Александрович. - М.,

2019. - 112 с.

3. Federal Law of the Russian Federation of 05.04.2013 No. 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» // Collected Legislation of the Russian Federation. 04/08/2013. No. 14. Art. 1652.

4. Instruction of the Prosecutor General's Office of Russia No. 35/11, the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 of 24.01.2020 «On the introduction of the lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting» // Reference legal system «ConsultantPlus».

5. Explanatory note «On the draft federal law» On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation «// Reference legal system» ConsultantPlus «.

6. Avdeev V.A., Avdeeva O.A. State policy of the Russian Federation in the field of combating corruption-related crimes // Russian Justice. 2015. No. 5. S. 24-28.

7. Bykov A.V. Certain problems of criminalization of acts of corruption committed in the field of official relations (reflections on Articles 200.4, 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Official crimes: issues of theory and practice of law enforcement: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (May 17, 2018, Khabarovsk) / F.M. Abubakirov, V.V. Agildin, E.Yu. Antonova and others; ed. T.B. Basova, K.A. Volkova; Khabarovsk Regional Court, the Russian Association of Judges in the Khabarovsk Territory, the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Justice. Khabarovsk: Lawyer, 2018.S. 34-40.

8. Gladkikh V.I. Abuses in the procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs (Art. 200.4 of the Criminal Code of the Russian Federation): theoretical analysis // Russian Justice. 2019.No. 3.P. 51-54.

9. Guk D.V. On the issue of additional criminalization in the Criminal Code of the Russian Federation of violations of legislation in the implementation of state purchases // Legal Science. 2013. No. 2. S. 4144.

10. Gustova E.V. Novels of criminal legislation: problems of design and application // Journal of Russian law. 2018.No. 11.P. 129-137.

11. Zhilkin M.G. Crimes in the field of entrepreneurial activity: problems of classification and differentiation of responsibility: monograph. M .: Jurisprudence, 2019.144 p.

12. Isyutin-Fedotkov D.V. Review of some ways of committing crimes in the field of public procurement // Progoszakaz.rf. 2018.No. 12.P. 1230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Karabanov A.L., Melkin S.K. Modern problems of combating corruption: criminal law and criminological aspects. M., 2010.

14. Any I.A. On the issue of responsibility for abuse in the field of state and municipal procurement // Russian Justice. 2019.No. 5.P. 54-56.

15. Any I.A. New approaches to the issue of criminal legal protection of state and municipal orders in Russia. Legal heritage of the Soviet Union // Russian investigator. 2019.No. 2.P. 51-54.

16. Samsonov V.N. On the differentiation of criminal liability for malfeasance in the procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs // Russian Investigator. 2018.No. 12.P. 52-56.

17. Shchepotin A.V. Assigning crimes to the category of corruption // Legality. 2016. No. 1. S. 56-59.

18. Uvarov M.A. Administrative and jurisdictional activity of internal affairs bodies in the field of property protection: dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.14 / Uvarov Maxim Aleksandrovich. - M., 2019 .-- 112 p.

Статья поступила в редакцию 02.10.2020, принята к публикации 22.10.2020 The article was received on 02.10.2020, accepted for publication 22.10.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дегтярёв Илья Петрович, адъюнкт, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, старший лейтенант юстиции, e-mail: chemp_30@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ilya P. Degtyarev, adjunct, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, senior lieutenant of justice, e-mail: chemp_30@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.