Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ ЗАКУПКИ / ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / REGULATED PROCUREMENT / PUBLIC PROCUREMENT / CRIMINAL LIABILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / PENALTIES / ANTITRUST AUTHORITIES / REGULATORY AUTHORITIES / LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Инна Дмитриевна

В статье рассматриваются виды ответственности хозяйствующих субъектов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд через призму публичных правоотношений. Автор отмечает, что современное законодательство о контрактной системе направлено на укрепление государственного и общественного контроля в части расходования бюджетных средств и на противодействие коррупции. Рассматриваются введенные в 2018 г. составы уголовной ответственности в области регламентированных закупок. Обращается внимание на проблемы законодательства об административной ответственности, заключающиеся в большом количестве составов, носящих формальных характер, и несоразмерности некоторых санкций, предусмотренных КоАП РФ. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательной базы, предусматривающей ответственность в сфере госзакупок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Инна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUE OF RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the types of responsibility of business entities in the implementation of procurement for state and municipal needs in the field of public relations. The authors note that the current legislation on the contractual system is aimed at strengthening state and public control in the part of spending budget funds and at countering corruption. The structure of criminal liability introduced in 2018 in the area of regulated procurement is considered. Attention is paid to the problems of the legislation on administrative responsibility, which consists in a large number of compositions that are of a formal nature, and the disproportion of some of the sanctions provided for by the Administrative Code of the Russian Federation. The conclusion is made about the need to improve the legislative framework providing for responsibility in the field of public procurement

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МАЙСТРЕНКО Инна Дмитриевна,

студентка 2 курса магистратуры юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

e-mail: innaaanni@mail.ru

Научный руководитель: ИВАНОВА Светлана Анатольевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета

при Правительстве РФ

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются виды ответственности хозяйствующих субъектов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд через призму публичных правоотношений. Автор отмечает, что современное законодательство о контрактной системе направлено на укрепление государственного и общественного контроля в части расходования бюджетных средств и на противодействие коррупции. Рассматриваются введенные в 2018 г. составы уголовной ответственности в области регламентированных закупок. Обращается внимание на проблемы законодательства об административной ответственности, заключающиеся в большом количестве составов, носящих формальных характер, и несоразмерности некоторых санкций, предусмотренных КоАП РФ. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательной базы, предусматривающей ответственность в сфере госзакупок.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, контрактная система, регламентированные закупки, публичные закупки, уголовная ответственность, административная ответственность, штрафные санкции, антимонопольные органы, регулирующие органы, правоприменительная практика.

MAYSTRENKO Inna Dmitrievna,

second year master's student of Law faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Scientific advisor: IVANOVA Svetlana Anatol'evna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Operations of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ON ISSUE OF RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article discusses the types of responsibility of business entities in the implementation of procurement for state and municipal needs in the field of public relations. The authors note that the current legislation on the contractual system is aimed at strengthening state and public control in the part of spending budget funds and at countering corruption. The structure of criminal liability introduced in 2018 in the area of regulated procurement is considered. Attention is paid to the problems of the legislation on administrative responsibility, which consists in a large number of compositions that are of a formal nature, and the disproportion of some of the sanctions provided for by the Administrative Code of the Russian Federation. The conclusion is made about the need to improve the legislative framework providing for responsibility in the field of public procurement.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

УДК 346.3:339.186 [343.32+342.9] ББК 67.404.9

Key words: state and municipal procurement, contract system, regulated procurement, public procurement, criminal liability, administrative responsibility, penalties, antitrust authorities, regulatory authorities, law enforcement practice.

В сфере осуществления публичных закупок применяется широкий спектр видов ответственности, предусмотренных российским законодательством: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность. Начнем с освещения персональной ответственности в сфере публичных закупок. Поэтому рассмотрим, прежде всего, уголовный и дисциплинарный виды ответственности.

Не сложно отследить, что оба этих вида ответственности применимы исключительно к физическим лицам.

С 4 мая 2018 г. в Уголовный кодекс Рф [8] вступили в силу изменения [9], касающиеся уголовной ответственности за преступления в сфере госзакупок. Уголовный кодекс предусматривает три обособленных преступления в сфере закупок для государственных нужд.

Теперь уголовная ответственность может быть наложена как на работников заказчика, который руководил закупкой по Закону 3 44-ФЗ, так и на недобросовестных лиц, которые влияют на работников заказчика для воплощения своих интересов. К работникам заказчика в данном случае относятся: контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, непосредственные работники контрактной службы лица, осуществляющие приемку товаров (работ, услуг) и иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 200.4 УК РФ, - злоупотребления в сфере закупок наступает при причинении виновным лицом (действующим из корыстной или иной личной заинтересованности) ущерба в крупном размере.

Статья 200.5 УК РФ предусматривает наказание за подкуп лиц, так или иначе осуществляющих закупку. Данная статья напрямую перекликается с дачей и получением взятки.

Отягчающими обстоятельствами для указанных статей (ст. 200.4, 200.5 УК РФ) будут являться совершение деяния группой лиц и в крупном размере. Законодатель предусмотрел широкий спектр наказаний за совершение данных преступлений: от уплаты штрафа и осуществления исправительных работ до лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Крупным в контексте названных статей будет признаваться ущерб, превышающий сто пятьдесят тысяч рублей. Особо крупным размером — превышающий один миллион рублей.

Так же УК РФ теперь конкретизирует преступление и санкцию за его совершение для экспертов, давших заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 200.6 УК РФ). Совершенствование норм законодательства о государственных (муниципальных) закупках в части экспертной деятельности должно способствовать предотвращению хищений [3, с. 51].

Так как изменения вступили в силу совсем недавно, пока сложно говорить об их эффективности. Объективную оценку можно будет дать после формирования судебной практики по данным категориям преступлений. Д.В. Исю-тин-Федотков по этому поводу, например, отмечает, что из содержания ст. 200.4 УК РФ следует возможность привлечения к уголовной ответственности практически за любое нарушение законодательства о контрактной системе [2, с. 46], что включает в себя огромный пласт противоправных деяний, не имеющих законодательной конкретизации и систематизации.

Однако следует отметить, что, по сути,дан-ные преступления уже содержались в Уголовном кодексе, сейчас же они лишь конкретизированы в привязке в закупочной деятельности.

Толчком для внедрения подобных изменений выступил, в том числе, антикоррупционный доклад Европейского Союза [1]. В нем отмечено, что сфера осуществления закупок является одной из наиболее подверженных коррупции областей. Так же доклад содержит рекомендации по ужесточению стандартов в сфере закупок для государственных нужд и улучшения механизма их контроля, что, собственно, мы и наблюдаем в отечественном законодательстве.

Нельзя не отметить, что также широко применимыми нормами уголовного законодательства остаются ст. 285.1 и 285.2 УК РФ, устанавливающие ответственность за нецелевое расходование бюджетных и внебюджетных средств.

Что касается дисциплинарной ответственности, то тут применима общая статья трудового законодательства [4, с. 15]. К лицу (работнику), которое допустило неисполнение или ненадлежащее исполнение по своей вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодателем может быть применено дисциплинарное взыва-

ние в виде замечания, выговора или увольнения в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ

[7].

По нашему мнению, данные виды персональной ответственности основываются на том, что в закупочных процедурах участвуют не какие-либо организационные структуры, а конкретные люди, поведение которых обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Можно сказать, что применение персональной ответственности - это своего рода средство контроля за надлежащим выполнением должностных обязанностей, как руководителей любого уровня, так и исполнителей.

Далее рассмотрим административную ответственность, предусмотренную за совершение правонарушений в сфере государственных закупок. В частности, их регламентируют ст. 7.29 - 7.32.1, ч. 7, 7.1 - 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ [5]. Под данный вид ответственности подпадают такие субъекты, как должностные лица, а также заказчик в целом в качестве юридического лица.

Раскрытие содержания каждой из приведённых статей представляется нецелесообразным с учетом ясности и понятности их содержания, находящегося в самом Кодексе. Отметим лишь, что данный ряд правонарушений и санкций за них отнесен как к этапам планирования, осуществления и исполнения закупки, так и к плоскости невыполнения предписаний уполномоченных в сфере контроля органов.

Опять же, данная ситуация отвечает заданному вектору по улучшению контроля и ужесточению наказаний за нарушения в сфере публичных закупок. Однако не можем не отметить, что некоторые составы административных правонарушений настолько формальны, что, по нашему мнению, излишни и обременены чересчур жесткими санкциями. Речь идет, например, о составе ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ, предусматривающем наказание в виде наложения штрафа в размере тридцати тысяч рублей за нарушение сроков, установленных Законом о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурентных процедур закупок более чем на два рабочих дня. Акцентируем внимание, что, казалось бы, небольшой штраф налагается ни на юридическое, а на должностное лицо [6; 7, с. 107].

Прослеживается стойкая тенденция к увеличению составов правонарушений в сфере публичных закупок. Так, законодатель, введя статьи за данные наращения в КоАП РФ в 2007 г., неоднократно расширял составы в 2013 - 2018 гг.

В заключение, отметим, что мы нарочно не касаемся мер гражданско-правовой ответственности, безусловно, применяемых на этапе исполнения контактов (договоров), так как целям данной статьи отвечает раскрытие публичного воздействия на участников публичных закупок в рамках осуществления государственного контроля в этой сфере. Гражданско-правовая же ответственность - способ защиты нарушенных прав в частноправовой сфере.

На наш взгляд, ключевой проблемой института ответственности за нарушения правил осуществления публичных закупок является то, что фокусом определения базы для привлечения к какому-либо виду (прежде всего, административной) ответственности являются нарушения формальных требований законодательства: к оформлению документации, времени обнародования документов о закупке, формальные нарушения при определении результатов рассмотрения заявок и т.п. В то же время акцентировать внимание, в том числе и для искоренения коррупционной составляющей, необходимо на соотношение экономических показаний эффективности закупок.

Несколько месяцев назад широкий резонанс имел случай выявления в закупках продуктов питания и иного оснащения жизнедеятельности служащих в армии, закупок, осуществленных по ценам, существенно превышающим розничные цены на каждый из видов продукции. Нужен ли эффективный механизм выявления подобных ситуаций? Безусловно, да. Политические мотивы отсутствия подобного механизма - предмет не нашего научного исследования. Но, тем не менее, представляется целесообразным внедрение механизма привлечения к ответственности как юридических, так и физических лиц, за экономическую нецелесообразность заключения контракта (договора). Недаром эффективность закупки - один из главенствующих принципов осуществления публичных закупок в Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Anti-Corruption report // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/organized-crime-and-human-trafficking/corruption/anti-corruption-report_en (дата обращения: 01.04.2019).

[2] Исютин-Федотков Д.В. О некоторых проблемах привлечения к уголовной ответственности за злоупотребления в сфере государственных закупок // Прогосзаказ.рф. - 2018. - № 7. -С. 46 - 49.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[3] Исютин-Федотков Д.В. Об ответственности экспертов в государственных закупках / / Прогосзаказ.рф. - 2018. - № 8. - С. 50 - 53.

[4] Кабанова И.Е. Новеллы законодательства об ответственности публичных участников контрактной системы // Гражданское право. -2016. - № 5. - С. 15.

[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Росс. газ. - 2001. - 31 дек.

[6] Постановление ФАС России от 21.04.2017 по делу N АК168-17 // СПС «Кон-сультантПлюс».

[7] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Росс. газ. - 2001. - 31 дек.

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

[9] Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. - № 18. - Ст. 2569.

[10] Юрицин А.Е., Лавров Ю.Б. О некоторых проблемах реализации административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - № 4. - С. 105 - 108.

Spisok literatury:

[1] Anti-Corruption report // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/home-af-fairs/what-we-do/policies/organ-ized-crime-and-human-trafficking/corruption/

anti-corruption-report_en (data obrashcheniya: 01.04.2019).

[2] Isyutin-Fedotkov D.V. O nekotoryh prob-lemah privlecheniya k ugolovnoj otvetstvennosti za zloupotrebleniya v sfere gosudarstvennyh zakupok // Progoszakaz.rf. - 2018. - № 7. - S. 46 -49.

[3] Isyutin-Fedotkov D.V. Ob otvetstvennosti ekspertov v gosudarstvennyh zakupkah // Progo-szakaz.rf. - 2018. - № 8. - S. 50 - 53.

[4] Kabanova I.E. Novelly zakonodatel'stva ob otvetstvennosti publichnyh uchastnikov kon-traktnoj sistemy // Grazhdanskoe pravo. - 2016. -№ 5. - S. 15.

[5] Kodeks Rossijskoj Federacii ob adminis-trativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ // Ross. gaz. - 2001. - 31 dek.

[6] Postanovlenie FAS Rossii ot 21.04.2017 po delu N AK168-17 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ // Ross. gaz. - 2001. - 31 dek.

[8] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ // SZ RF. - 1996. - № 25. - St. 2954.

[9] Federal'nyj zakon ot 23.04.2018 № 99-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossi-jskoj Federacii i stat'yu 151 Ugolovno-proces-sual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2018. - № 18. - St. 2569.

[10] Yuricin A.E., Lavrov Yu.B. O nekotoryh problemah realizacii administrativnoj otvetstven-nosti za narusheniya zakonodatel'stva o kontrakt-noj sisteme v sfere zakupok // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. - 2017. - № 4. - S. 105 -108.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.