Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / КОНТРАКТНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ЗАКУПКИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ШТРАФ / ВЫГОВОР / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / ПЛАН-ГРАФИК / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / CONTRACT MANAGER / PROCUREMENT / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / FINE / REPRIMAND / CONTRACT SERVICE / SCHEDULE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сильнядин В.В.

В статье автор рассматривает основные понятия, связанные с деятельностью контрактного управляющего, а также изучает вопросы, связанные с проблемами ответственности контрактных управляющих, наступающей за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Также автор предлагает возможные пути устранения существующих проблем с помощью внесения изменений в действующее административное законодательство и законодательство РФ о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF RESPONSIBILITY OF THE CONTRACT MANAGER IN THE FIELD OF PROCUREMENT FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

In the article, the author examines the main concepts related to the activities of a contract manager, as well as studies issues related to the problems of responsibility of contract managers for violations of the law on the contract system in the field of procurement for state and municipal needs. The author also suggests possible ways to eliminate existing problems by making changes to the current administrative legislation and the legislation of the Russian Federation on procurement for state and municipal needs.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В.В. Сильнядин, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. экон. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11538

Аннотация. В статье автор рассматривает основные понятия, связанные с деятельностью контрактного управляющего, а также изучает вопросы, связанные с проблемами ответственности контрактных управляющих, наступающей за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Также автор предлагает возможные пути устранения существующих проблем с помощью внесения изменений в действующее административное законодательство и законодательство РФ о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: государственные и муниципальные нужды, контрактный управляющий, закупки, административная ответственность, дисциплинарная ответственность, штраф, выговор, контрактная служба, план-график.

В настоящее время вопросы, связанные с контрактной службой в сфере закупок, товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд очень актуальны. Как отмечают П.А. Паулов и К.В. Силантьева, государственные и муниципальные закупки представляют собой главный инструмент обеспечения таких нужд [4].

Практически в каждой бюджетной организации, с целью осуществления закупок назначаются контрактные службы и контрактные управляющие. На сегодняшний день, обучение и профессиональная деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд стала очень популярна, но при этом, необходимо понимать и ответственность контрактных управляющих в сфере закупок.

В соответствии со ст. 38 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров (далее - 44-ФЗ), работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, совокупный годовой объем (далее - СГОЗ) закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным) [3]. Если СГОЗ менее

указанной суммы, то назначается контрактный управляющий.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 указанного ФЗ на контрактную службу и контрактного управляющего возложены следующие полномочия:

1) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

2) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

3) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

4) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку

5) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния

конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

В настоящее время на сотрудников контрактной службы распространяется дисциплинарная, уголовная и административная ответственность. Также в отдельных случаях может наступить гражданско-правовая ответственность, например, если действия должностного лица повлекли ущемление гражданских прав других участников процесса закупок по 44-ФЗ.

Самым мягким видом ответственности работников контрактной службы является дисциплинарная, она может выражаться в выговоре, а самым серьезным - уголовная (например, ст. 200.4 УК РФ, в соответствии с которой, в случае злоупотребления своими полномочиями в сфере закупок, при условии, что такое злоупотребление привело к причинению крупного ущерба, контрактный управляющий может получить наказание в виде штрафа до 200 тыс. рублей или даже лишения свободы сроком до 3 лет) [1].

Наиболее распространённым видом ответственности контрактного управляющего является административная. Контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В основном им назначается административное наказание в виде штрафов.

Анализ указанных статей позволяет сделать вывод о том, что для контрактных управляющих существуют достаточно крупные штрафы, средний административный штраф за нарушение законодательства о закупках для государственных и

муниципальных нужд составляет 30 тыс. рублей, при этом в санкциях некоторых статей штрафы доходят и до 100 тыс. рублей (ч. 4 ст. 7.29 КоАП) [2].

При этом в законодательстве нет дифференциации в соответствии с которой можно было бы установить минимальный или максимальный пород административного наказания (совершенное впервые правонарушение, малозначительность правонарушения и др.). Представляется, что в этой части необходимо внести изменение в действующее административное законодательство.

Также, если сопоставить заработною плату контрактных управляющих и размеры штрафов за нарушения в сфере закупок, можно заметить, что они несопоставимы для среднестатистических бюджетных организаций. Многие работодатели не нанимают сотрудников на должность контрактного управляющего с фиксированным окладом, чаще всего его полномочия возлагаются на уже действующих сотрудников, с которыми заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. Такие сотрудники получают небольшую доплату к своему окладу, по этой причине, во многих организациях сотрудники отказываются брать на себя такую ответственность. Это также свидетельствует о необходимости пересмотра российского законодательства об ответственности за нарушения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Представляется, что законодателю необходимо принять следующие меры:

- снизить размеры наказаний за малозначительные нарушения

- ввести дифференциацию наказаний в зависимости от характера нарушения и обстоятельств его совершения;

- более четко регламентировать случаи, когда должностное лицо может быть освобождено от ответственности.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (12.12.2020 г.).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (12.12.2020 г.).

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.12.2020) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1446124/ (12.12.2020 г.).

4. Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. - №12. - С. 442-446.

SOME PROBLEMS OF RESPONSIBILITY OF THE CONTRACT MANAGER IN THE FIELD OF PROCUREMENT FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

V.V. Silnyadin, Student

Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State Economic University (Russia, Samara)

Abstract. In the article, the author examines the main concepts related to the activities of a contract manager, as well as studies issues related to the problems of responsibility of contract managers for violations of the law on the contract system in the field of procurement for state and municipal needs. The author also suggests possible ways to eliminate existing problems by making changes to the current administrative legislation and the legislation of the Russian Federation on procurement for state and municipal needs.

Keywords: state and municipal needs, contract manager, procurement, administrative responsibility, disciplinary responsibility, fine, reprimand, contract service, schedule.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.