Научная статья на тему 'Анализ удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи (по материалам станции скорой помощи г. Старый Оскол)'

Анализ удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи (по материалам станции скорой помощи г. Старый Оскол) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРАЯ ПОМОЩЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / РЕСПОНДЕНТЫ / ВРАЧИ / ФЕЛЬДШЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / FIRST AID / SATISFACTION / RESPONDENTS / DOCTORS / THE MEDICAL ASSISTANT / SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шихова Юлия Анатольевна, Сердюков Анатолий Гаврилович, Демидов Алексей Александрович

Проведен анализ удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи (СМП) по материалам г. Старый Оскол. Организационные проблемы, нехватка необходимого диагностического и лечебного оборудования, равнодушие руководителей здравоохранения вызывает у врачей скорой помощи разочарование и приводит к конфликтам. Особая тревога высказана респондентами в отношении несправедливого принижения общественной роли врачей и медработников. Сложившаяся система финансирования и оплаты труда не стимулирует работников к расширению объемов и улучшению качества медицинских услуг. Определяя пути и способы оптимизации условий и организации своей профессиональной деятельности, врачи скорой помощи на первое место ставят необходимость улучшения материальной базы станции скорой помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шихова Юлия Анатольевна, Сердюков Анатолий Гаврилович, Демидов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF SATISFACTION OF THE WORK AMONG EMPLOYEES OF THE FIRST AID (on materials of Staryi Oskol)

The analysis of satisfaction of the work of employees of the First help on materials of Staryi Oskol was carried out. Organizational problems, shortage of the necessary diagnostic and medical equipment, indifference of heads of public health services caused disappointment and leaded to conflicts. The special alarm was stated by respondents concerning attitude of the public role of doctors and medical workers. The developed system of financing and payment did not stimulate workers to expansion of volume and improvement of quality of medical services. Defining the ways of optimization of conditions and the organization of the professional work, doctors of the first aid put necessity of improvement of economical base of First aid stations on the advanced place.

Текст научной работы на тему «Анализ удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи (по материалам станции скорой помощи г. Старый Оскол)»

Ширинская Наталья Владимировна, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе БУЗОО «Клинический диагностический центр», Россия, 644024, г. Омск, ул. Ильинская, д. 9, тел.: (3812) 37-71-66, e-mail: n.shirinskaya@mail.ru.

Евдокимова Елена Викторовна, начальник отдела организации лечебно-профилактической работы комитета по здравоохранению администрации города Астрахани, Россия, 414000, ул. Чернышевского, д. 4, тел.: (8512) 31-77-77, e-mail: komzdrav@mail.ru.

УДК 616 - 083.93:614.29

© Ю.А. Шихова, А.Г. Сердюков, А.А. Демидов, 2012

Ю.А. Шихова1, А.Г. Сердюков2, А.А. Демидов2

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СВОЕЙ РАБОТОЙ СОТРУДНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (по материалам станции скорой помощи г. Старый Оскол)

1МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Старый Оскол 2ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России

Проведен анализ удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи (СМП) по материалам г. Старый Оскол. Организационные проблемы, нехватка необходимого диагностического и лечебного оборудования, равнодушие руководителей здравоохранения вызывает у врачей скорой помощи разочарование и приводит к конфликтам. Особая тревога высказана респондентами в отношении несправедливого принижения общественной роли врачей и медработников. Сложившаяся система финансирования и оплаты труда не стимулирует работников к расширению объемов и улучшению качества медицинских услуг. Определяя пути и способы оптимизации условий и организации своей профессиональной деятельности, врачи скорой помощи на первое место ставят необходимость улучшения материальной базы станции скорой помощи.

Ключевые слова: скорая помощь, удовлетворенность, респонденты, врачи, фельдшера, социальные проблемы.

Yu.A. Shihova, A.G. Serdyukov, A.A. Demidov THE ANALYSIS OF SATISFACTION OF THE WORK AMONG EMPLOYEES OF THE FIRST AID (on materials of Staryi Oskol)

The analysis of satisfaction of the work of employees of the First help on materials of Staryi Oskol was carried out. Organizational problems, shortage of the necessary diagnostic and medical equipment, indifference of heads of public health services caused disappointment and leaded to conflicts. The special alarm was stated by respondents concerning attitude of the public role of doctors and medical workers. The developed system of financing and payment did not stimulate workers to expansion of volume and improvement of quality of medical services. Defining the ways of optimization of conditions and the organization of the professional work, doctors of the first aid put necessity of improvement of economical base of First aid stations on the advanced place.

Key words: first aid, satisfaction, respondents, doctors, the medical assistant, social problems.

Скорая помощь — это специальная медико-санитарная организация, оказывающая первую незамедлительную медицинскую помощь при несчастных случаях (ранениях, переломах, ожогах, отравлениях и т.д.), при внезапных угрожающих жизни заболеваниях (внезапной потере сознания, остро развивающемся расстройстве сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, внутренних кровотечениях и т.д.) и перевозящая в больницы соответствующих больных и пострадавших [5, 3]. Эта тема крайне актуальна сегодня в связи с тем, что чрезвычайные ситуации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Возникают они внезапно и требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых, точных и скоординированных действий [4].

Материалы ряда проведенных исследований свидетельствуют о том, что ежегодно за неотложной помощью обращается 20-25 % жителей крупных городов, около 70 % из них помощь оказывается на догоспитальном этапе. В 2009 г. бригады скорой помощи Российской Федерации выполнили

47,5 млн выездов и оказали помощь 51 млн человек, то есть - каждому третьему россиянину. Цифры наглядно демонстрируют, насколько социально значимой является эта ветвь здравоохранения [2].

При переходе к рыночной экономике изменились важные экономические категории и процессы, такие, как мотивы, оплата труда, формирование доходов, способы стимулирования. Поэтому возникает проблема создания необходимых условий для высокопроизводительного труда личности на основе формирования действенного мотивационного механизма. Одним из факторов, влияющих на мотивацию, является удовлетворенность. Удовлетворенность работой - это субъективная оценка психологического явления, ее невозможно увидеть, однако считается, что ее присутствие или отсутствие связано с определенными поведенческими теориями [1].

Цель: проанализировать удовлетворенность своей работой сотрудников скорой медицинской помощи на примере г. Старый Оскол.

Настоящее исследование является комплексным, многофункциональным, социологическим и статистическим. Базой исследования явилась станция скорой медицинской помощи г. Старый Оскол, которая является муниципальным учреждением здравоохранения. В составе станции имеется 12 бригад в суточном исчислении. Объектом исследования явилась удовлетворенность персонала скорой медицинской помощи качеством своей работы. Источник информации, объем работы: анонимное анкетирование. Анкета изучения мнения персонала скорой медицинской помощи охватывала 132 человека. Удовлетворенность работой определялась через способ ее оценки. Поэтому необходимо установить, какие из мотивационных факторов негативно влияют на мотивацию сотрудников и почему. В связи с этим была составлена «Анкета оценки удовлетворенности своей работой медицинских работников СМП», включающая в себя 15 вопросов.

Математическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере Репйиш в программе Мюго80ЙЕхсе1 и 81ай8йса с использованием пакета статистических программ.

Ответы на прямой вопрос об удовлетворенности своей работой выявили, что в профессиональной группе врачей линейных бригад скорой помощи отмечался самый высокий процент неудовлетворенных своей работой (62 % врачей, у фельдшеров - только 38 %).

Среди факторов, затрудняющих деятельность медицинского работника СМП, ведущим была названа низкая заработная плата. В этом единодушными оказались как врачи (98,7 %), так и фельдшеры (98,6 %). На втором месте как врачи, так и фельдшеры назвали стресс на работе (90,7 и 90,6 %, соответственно) и недостаточную материально-техническую базу ЛПУ (90,5 и 90,7 %, соответственно). Единодушными оказались врачи и фельдшеры, указавшие в качестве факторов, затрудняющих их деятельность, - «много работы с документацией» (87,2 и 88,7 %) и «неудовлетворительное оснащение машины» (89,8 и 87,1 %). Большое количество пациентов с социальными проблемами затрудняли деятельность 67,8 % врачей и 63,2 % фельдшеров. Кроме того, 56,8 % врачей и 51,1 % фельдшеров указывали на большой объем работы. Отрицательное влияние работы на здоровье отметили

57,6 % врачей и 65,5 % фельдшеров.

Психологические факторы, затрудняющие работу, у врачей и фельдшеров различались. Так, конфликты с непосредственным начальством отметили меньше половины врачей (43,2 %) и больше половины фельдшеров (68,7 %). У фельдшеров случалось гораздо больше конфликтов с пациентами (29,6 %), чем у врачей (16,7 %). Это же относилось и к конфликтам с родственниками больных (17,9 % у врачей и 22,8 % у фельдшеров). Невозможность проявить себя гораздо больше беспокоила врачей (46,9 %), чем фельдшеров (12,1 %), а невнимательное отношение руководителя к предложениям сотрудников мешало работе всего 7,6 % врачей и 5,3 % фельдшеров. Личностные качества и роль руководителя учреждения считали фактором, затрудняющим работу, всего 11,2 % врачей и 7,8 % фельдшеров.

Невозможность внедрять новые технологии одинаково беспокоила как врачей (54,8 %), так и фельдшеров (50,1 %).

Респондентам было предложено оценить по 5-балльной системе основные параметры своей работы. Основные параметры работы врачи и фельдшеры оценивали следующим образом. На первом месте как врачи, так и фельдшеры указали ответственность (98,6 и 98,7 % соответственно). На втором месте у врачей оказалась важность своей работы (95,7 %), а у фельдшеров - результативность (91,2 %).

На третьем месте респонденты-врачи указали психологические нагрузки (89,2 %), а фельдшеры - важность своей работы (87,2 %). На четвертом месте у врачей оказалась результативность профессиональной деятельности (86,2 %), а у фельдшеров - разнообразие навыков (85,7 %). У врачей разнообразие навыков занимало пятое место (71,2 %), а у фельдшеров на пятом месте были психологические нагрузки (54,4 %) и самостоятельность (54,1 %). Шестое место у врачей занимала самостоятельность (69,8 %), а седьмое - творческий подход (57,7 %). У фельдшеров на шестом месте указывался творческий подход (32,5 %).

Анкетирование позволило также изучить причины, способствующие удержанию медработников на работе на станции СМП. Полностью совпала оценка со стороны врачей и фельдшеров таких факторов, способствующих удержанию на работе, как гарантированная зарплата (98,8 %) и психологический климат в коллективе (92,6 %), а также стабильность (87 % врачей и 96,3 % фельдшеров). Возможность служебного роста удерживала на СМП 34,3 % врачей и всего 21,2 % фельдшеров. Гораздо меньшее количество респондентов сочли личность руководителя фактором, удерживающим на работе (17,5 % врачей и 10,2 % фельдшеров). Признание личных заслуг и наличие традиций в коллективе оказались гораздо более значимыми для фельдшеров(38,7 %), чем для врачей (12,3 %). Наличие традиций в коллективе могли удержать на работе 39,9 % фельдшеров и 11,3 % врачей.

Подавляющее большинство врачей (98,8 %) считали, что основным недостатком для профессиональной деятельности является неадекватная оценка труда врачей и медработников. На втором месте врачи указывали несправедливое принижение общественной роли врачей и медработников (96,5 %) и на третьем - несоответствие существующей оплаты труда моральным и физическим затратам (95,3 %). У фельдшеров на первом месте - несоответствие существующей оплаты труда моральным и физическим затратам (96,7 %), на втором - несправедливое принижение общественной роли врачей и медработников (92,7 %) и на третьем - неадекватная оценка труда врачей и медработников (91,4 %).

Интересной считают свою работу 76,2 % врачей и всего 67,1 % фельдшеров. При этом 21,3 % врачей и 31,2 % фельдшеров не видят интереса в своей работе, 92,4 % врачей и 96,7 % фельдшеров считают свою работу необходимой. 31,5 % врачей указал на то, что реализуют себя на работе не в полной мере. 87, 7% врачей и фельдшеров желали и дальше работать на СМП, а 43,6 % допускали для себя переход на другую работу.

Таким образом, организационные проблемы, нехватка самого необходимого диагностического и лечебного оборудования, равнодушие руководителей здравоохранения вызывает у сотрудников скорой помощи разочарование и приводит к конфликтам. Удовлетворение от врачебной деятельности приносит квалифицированное выполнение своей работы. Сотрудники скорой помощи считают свою работу интересной, необходимой. Обычно в полной мере и всегда реализуют свои физические и интеллектуальные способности 48 % опрошенных врачей и 52 % фельдшеров.

Сложившаяся система финансирования и оплаты труда не стимулирует работников к расширению объемов и улучшению качества медицинских услуг, эффективному использованию ресурсов. Респондентам было предложено определить факторы, затрудняющие профессиональную деятельность врача скорой помощи. При анализе ответов выяснилось, что в первую очередь врачи и фельдшеры назвали «много работы с документацией» и «неудовлетворительное оснащение машины, недостаточную материально-техническую базу ЛПУ», во вторую - низкую зарплату, в третью - «много пациентов с социальными проблемами», в четвертую - недостаток практических навыков, в пятую -сложный состав больных. Определяя пути и способы оптимизации условий и организации своей профессиональной деятельности, врачи скорой помощи на первое место ставят необходимость улучшения материальной базы станции скорой помощи. Более половины опрошенных видят выход из создавшегося положения в создании такой системы оплаты труда, при которой имелась бы четкая связь между зарплатой и результатами труда. Более 1/3 респондентов указали на необходимость совершенствования подготовки врачей и фельдшеров для скорой помощи, при этом была отмечена предпочтительность таких видов усовершенствования, как очные циклы, ординатура, интернатура и тематические циклы по овладению «узкими» специальностями.

Анализ удовлетворенности своей работой сотрудников скорой медицинской помощи по материалам г. Старый Оскол показал следующее: организационные проблемы, нехватка необходимого диагностического и лечебного оборудования, равнодушие руководителей здравоохранения вызывает у врачей скорой помощи разочарование и приводит к конфликтам. Респондентами указано на несправедливое принижение общественной роли врачей и медработников. Сложившаяся система финансирования и оплаты труда не стимулирует работников к расширению объемов и улучшению качества медицинских услуг. Определяя пути и способы оптимизации условий и организации своей профессиональной деятельности, врачи скорой помощи на первое место ставят необходимость улучшения материальной базы станции скорой помощи.

Список литературы

1. Амлаев, К. А. Качество и доступность медицинской помощи в условиях реализации национального проекта «Здоровье» / К. А. Амлаев, К. А. Муравьев, Е. П. Шалина // Врач. - 2008. - № 1. -С. 82-84.

2. Барашков, В. Г. Итоги работы служб качества медицинской помощи амбулаторнополиклинических учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга в 2008 году / В. Г. Барашков // Управление качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге : сб. научн.-практ. работ. - СПб.,

2008. - С. 129-133.

3. Лисицын, Ю. П. Направления и перспективы медицины в ХХІ веке / Ю. П. Лисицын // Актуальные проблемы демографической политики и состояние здоровья населения Российской Федерации: труды Астраханской государственной медицинской академии — Астрахань : Изд-во АГМА,

2009. - Т. 39. — С. 172—175.

4. Татарников, М. А. Основные направления и критерии оценки деятельности в области повышения качества и доступности медицинской помощи / М. А. Татарников // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2007. — № 4 — С. 12—14.

5. Тишук, Е. А. Актуальные проблемы скорой медицинской помощи населению Российской Федерации / Е. А. Тишук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 4 — С. 29—31.

Шихова Юлия Анатольевна, заместитель главного врача по лечебной работе МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», Россия, 309500, г. Старый Оскол, ул. Ленина, д. 88, тел.: (4725) 22-02-74, e-mail: Shikyula@mail.ru.

Сердюков Анатолий Гаврилович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 52-51-46, e-mail: agma@astranet.ru.

Демидов Алексей Александрович, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры госпитальной терапии с курсом функциональной диагностики ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.:

8-903-321-92-57, e-mail: demidovfamily@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.