Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-тренировочная работа / физические качества / психологическая подготовленность / типологические особенности нервной системы / educational and training work / physical qualities / psychological preparedness / typological features of the nervous system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М П. Бандаков, В О. Соловьева

В статье говорится, что художественная гимнастика сегодня достаточно молодой вид спорта, при организации и проведении занятий, в котором необходимо осуществлять учет индивидуальных особенностей юных спортсменов, связанных с их возрастом, уровнем физической и психической подготовленности, типологическими свойствами нервной системы. Анализ результатов тестирования девочек с «сильной» и «слабой» нервной системы по процессу возбуждения показал, что на начало педагогического эксперимента по всем исследуемым показателям различий между ними практически нет. Это говорит об однородности групп и позволяет провести формирующий педагогический эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М П. Бандаков, В О. Соловьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRAINING AND TRAINING WORK IN RHYTHMIC GYMNASTICS AND WAYS TO IMPROVE IT

The article says that rhythmic gymnastics is a fairly young sport today, when organizing and conducting classes in which it is necessary to take into account the individual characteristics of young athletes associated with their age, the level of physical and mental fitness, the typological properties of the nervous system. Analysis of the results of testing girls with a "strong" and "weak" nervous system in the process of excitation showed that at the beginning of the pedagogical experiment for all the studied indicators, there is practically no difference between them. This indicates the homogeneity of groups and allows for a pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

М.П. Байдаков1, д-р пед. наук, профессор

В.О. Соловьева2, тренер-преподаватель по художественной гимнастике вятский государственный университет 2 Вятская спортивная школа олимпийского резерва (Россия, г. Киров)

DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-1-15-19

Аннотация. В статье говорится, что художественная гимнастика сегодня достаточно молодой вид спорта, при организации и проведении занятий, в котором необходимо осуществлять учет индивидуальных особенностей юных спортсменов, связанных с их возрастом, уровнем физической и психической подготовленности, типологическими свойствами нервной системы. Анализ результатов тестирования девочек с «сильной» и «слабой» нервной системы по процессу возбуждения показал, что на начало педагогического эксперимента по всем исследуемым показателям различий между ними практически нет. Это говорит об однородности групп и позволяет провести формирующий педагогический эксперимент.

Ключевые слова: учебно-тренировочная работа, физические качества, психологическая подготовленность, типологические особенности нервной системы.

Необходимость роста спортивных результатов в художественной гимнастике предъявляет повышенные требования к физической и психической подготовленности спортсменов. Педагогические наблюдения за выступлениями сильнейших гимнасток показывают, что за последние годы постоянно усложняется техника выполнения различных гимнастических упражнений.

Наряду с этим, анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время в теории и методике художественной гимнастики методические подходы к учету в тренировочном процессе особенностей возрастного развития детей 7-8 лет раскрыты лишь фрагментарно, далеко не всегда реализуются возможности дифференцированного подхода к определению содержания тренировочных занятий. Остается не разработанной проблема учета взаимосвязи в развитии физических качеств и психических процессов у спортсменок, имеющих различные типологические особенности нервной системы как условия для повышения качества учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Исходя из изложенного актуальность научного исследования и его

научная значимость не вызывают сомнений.

Целью настоящего исследования являлся анализ учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки. Художественная гимнастика как вид спорта, по характеру двигательной деятельности относится к сложно координационным видам спорта и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений и навыков, а также достаточного уровня развития физических качеств. Современный этап развития художественной гимнастики предъявляет высокие требования к уровню спортивно-технических достижений, которые определяют повышенные требования к технической и физической подготовке гимнасток.

Так, по мнению А.М. Дячук [2008] на сегодня в развитии художественной гимнастики на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Большое значение имеют морфофункциональные и двигательные качества, которые должны соответствовать возрастным особенностям гимнасток и составлять основу для дальнейшего совершенствования их технической подготовленности. Значение морфо-функциональных и ведущих качеств на

этапе начальной подготовки определяет успешность овладения спортивной техникой.

В то же время Ж.Е. Фирилёва [2005] отмечает, что к занимающимся предъявляются и особые требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики. Даже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами.

У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные качества и добиться высокого спортивного результата.

Для теории спортивной тренировки чрезвычайно важным является выяснение роли, которую несут координационные способности в процессе обучения, в ходе формирования двигательных навыков.

По мнению Е.С. Николаевой [2006], Е.В. Ивановой [2009], М.П. Бандакова, М.Г. Микрюковой [2016] значение координационных способностей в ходе обучения двигательным навыкам заключается в следующем:

1) высокий уровень и широта развития координационных способностей позволяют рационально овладевать двигательными навыками;

2) процесс обучения улучшается путем систематического и целенаправленного координационного совершенствования;

3) оказывается положительное влияние на спортивно-техническое совершенствование.

Цель этапа начальной подготовки в художественной гимнастике состоит в выявлении способностей детей к осуществлению разносторонней начальной подготовки. По данным А.М. Дячук [2008], Л.А. Карпенко [2000], возраст 5-6 лет наиболее благоприятный для начала регу-

лярных занятий художественной гимнастикой. Ранняя специализация в художественной гимнастике должна предусматривать учет особенностей работы с юными спортсменками, связанными с их возрастом.

О.И. Зонова [2015] к основным задачам этапа начальной подготовки относит следующее:

1)укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма девочек;

2) формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;

3) разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств;

4) специально-двигательная подготовка - развитие умения чувствовать и дифференцировать различные параметры движений, реакций на движущийся предмет;

5) начальная техническая подготовка на видах многоборья - овладение подготовительными, подводящими и простейшими базовыми элементами техники без предмета (прыжки, равновесия, повороты, наклоны, волны, взмахи, пружинные движения) и с предметами (хваты, броски, ловли, передачи, вращения);

6) начальная хореографическая подготовка - овладение простейшими элементами классического, историко-бытового и народного танцев;

7) начальная музыкально-двигательная подготовка - игры и импровизации под музыку, музыкально- ритмические упражнения;

8) привитие интереса и потребности к регулярным занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;

9) участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.

Известно, что гимнастки в возрасте 7-11 лет отличаются высокой пластичностью функций организма, повышенными способностями к обучению и сенситивным периодом развития координационных и скоростных способностей, пассивной гибкости. Эти особенности важно учитывать

при постановке основных задач данного этапа подготовки:

1) углубленное и соразмерное развитие основных физических качеств в процессе специальной физической подготовки;

2) углубленная специально-двигательная подготовка (в первую очередь совершенствование способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений с предметами);

3) начальная функциональная подготовка - освоение средних по величине тренировочных нагрузок;

4) базовая техническая подготовка -овладение базовыми элементами: равновесиями в основных положениях; техникой прыжков, поворотов, наклонов и специфических движений; фундаментальными элементами с предметами во взаимосвязи с движениями без предмета;

5) базовая хореографическая подготовка - овладение элементами всех танцевальных форм в простейших соединениях;

6) формирование умения понимать музыку и согласовывать свои движения с музыкой, знать смысл средств музыкальной выразительности (характер музыкального произведения, метр, ритм, темп, динамические оттенки, форма и фразировка);

7) базовая психологическая и тактическая подготовка;

8) регулярное участие в детских соревнованиях [Зонова О.И., 2015].

Л.А. Карпенко [2000], М.В. Приставки-на [2002], Н А. Овчинникова [2004] считают, что основными средствами начальной подготовки являются: упражнения в беге и ходьбе; партерная разминка с элементами школы, общей и специальной физической подготовки, упражнения хореографии, подводящие элементы без предмета; простейшая разминка у гимнастической стенки; «обучающие» уроки с предметами; комплексы или простейшие комбинации без предмета, со скакалкой, мячом, лентой, развивающие мелкую моторику; несложные показательные танцевально-спортивные комбинации, которые

пригодны для показа на маленькой площадке; подвижные и музыкальные игры; соревнования по физической и технической подготовке, открытые уроки для родителей.

Для этапа предварительной базовой подготовки характерно увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Количество занятий в недельном микроцикле постепенно возрастает от 4 до 6, средняя продолжительность занятия 2-3 часа.

Основной формой занятий остаются учебные занятия, но постепенно вводятся элементы тренировочного урока. Возрастает значимость индивидуального подхода при развитии физических качеств, составлении соревновательных программ и в формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Важным становится воспитание: привязанности к художественной гимнастике, волевых качеств, самодисциплины, требовательности к себе.

Реализация цели настоящего исследования, связанного с нахождением путей совершенствования процесса физической подготовки в художественной гимнастике, невозможно без решения основной задачи по определению исходного уровня развития кондиционных и координационных способностей юных спортсменок до начала педагогического эксперимента. Исследование осуществляется на базе Кировского областного государственного автономного учреждения «ВятСШОР» г. Кирова в период с мая 2023 по апрель 2024 года. В констатирующем педагогическом эксперименте приняли участие 16 девочек 7-8 лет групп начальной подготовки. В результате проведения первичного тестирования были получены следующие данные, представленные в таблицах 1 и 2.

Так, в таблице 1 представлено сравнение уровневых показателей кондиционных способностей девочек 7-8 лет с «сильной» и со «слабой» нервной системой на начало педагогического эксперимента.

Таблица 1. Показатели кондиционных способностей девочек 7-8 лет с «сильной» и «слабой» нервной системой та начало педагогического эксперимента __

№ Показатели Сильные (n=8) Слабые (n=8) t P<

M б m M б m

1 Активная гибкость (см) 5,7 3,5 0,1 3,0 3,3 1,3 2,0 >0,05

2 Общая выносливость (сек) 138 12,3 4,7 148,5 13,3 5,1 1,5 >0,05

3 Быстрота движений (сек) 6,6 0,8 0,3 6,5 0,6 0,2 0,3 >0,05

4 Силовые способности мышц правой руки (кг) 3,4 1,4 0,5 3,0 1,0 0,4 0,7 >0,05

5 Силовые способности мышц левой руки (кг) 3,0 2,5 1,0 3,1 1,05 0,4 0,1 >0,05

Из таблицы 1 видно, что между уровне-выми показателями кондиционных способностей девочек 7-8 лет с «сильной» и со «слабой» нервной системой на начало педагогического эксперимента различия не существенны и не достоверные по всем показателям (Р>0,05). Полученные результаты позволяют говорить об однородности

Анализ показателей, представленных в таблице 2, показал, что на начало педагогического эксперимента у девочек как с «сильной», так и со «слабой» нервной системой, различия между исследуемыми показателями существенно не отличаются друг от друга и носят не достоверный характер (Р>0,05). Это говорит об однородности девочек с «сильной и «слабой» нервной системой по уровню координационных способностей на начало педагогического эксперимента.

Выводы:

1. Установлено, что художественная гимнастика сегодня достаточно молодой вид спорта, при организации и проведении занятий, в котором необходимо осуществлять учет особенностей юных спортсме-

групп девочек с «сильной и со «слабой» нервной системой на начало педагогического эксперимента.

В таблице 2 представлено сравнение уровневых показателей координационных способностей девочек 7-8 лет с «сильной» и со «слабой» нервной системой на начало педагогического эксперимента.

нов, связанных с их возрастом, уровнем физической и психической подготовленности, типологическими особенностями нервной системы.

В тоже время на современном этапе развития художественной гимнастики на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки.

2. Результаты многочисленных научных исследований подтверждают предположения о целесообразности применения индивидуального и дифференцированного подходов к обоснованию содержания тренировочных занятий по физической подготовке спортсменов.

3. Анализ результатов тестирования девочек с «сильной» и «слабой» нервной системы на начало педагогического экспе-

Таблица 2. Показатели координационных способностей девочек 7-8 лет с «сильной» и

«слабой» нервной системой на начало педагогического эксперимента

№ Показатели Сильные (n=8) Слабые (n=8) t P<

M б m M б m

1 Статическое равновесие (сек) 11,5 4,8 1,9 10,5 6,0 2,3 0,3 >0,05

2 Динамическое равновесие (сек) 5,5 0,9 0,3 5,3 0,9 0,3 0,5 >0,05

3 Темпо-ритмовая способность правой рукой (кол-во раз) 25,2 5,2 2,0 23,5 3,8 1,5 0,7 >0,05

4 Темпо-ритмовая способность левой рукой (кол-во раз) 21,1 3,8 1,5 18,5 4,6 1,7 1,4 >0,05

5 Способность к ориентированию в пространстве (кол-во раз) 4,7 2,5 1,0 3,7 1,4 0,5 0,9 >0,05

6 Кинестетическая способность (сек) 17,9 2,4 0,9 18,8 2,2 0,8 1,4 >0,05

римента показал, что по всем исследован- эксперимента с целью установления осо-ным показателям различия между ними в бенностей влияния одних и тех же трени-группах недостоверны. Это говорит об од- ровочных нагрузок на девочек с «сильной» нородности групп и возможности прове- и со «слабой» нервной системой. дения формирующего педагогического

Библиографический список

1. Дячук А.М. Структура и содержание показателей, определяющих эффективность начальной подготовки в художественной гимнастике. Т. 1. - М., 2008. - С. 158-159.

2. Фирилёва Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой. ГПИ им. Герцена, 2005. - С. 24-51.

3. Николаева Е.С. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Иванова Е.В. Методика развития координационных движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки: автореферат. дисс. канд. пед. наук. - Чебоксары, 2009. - 24 с.

5. Бандаков М.П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников. автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.04. - Л., 1981. - 19 с.

6. Бандаков М.П., Микрюкова М.Г. Классификация координационных способностей в художественной гимнастике, обусловленная особенностями их взаимосвязи с развитием психических процессов у девочек 6-7 лет // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3.

7. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике. -СПб.: СПбГАФК, 2000. - 40 с.

8. Зонова О.И. Дополнительная предпрофессиональная программа по художественной гимнастике. - Киров, 2015. - 45 с.

9. Приставкина М.В. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики. - СПб.: СПбГФК, 2002. - 40 с.

10. Овчинникова Н.А. Основы технической подготовки в художественной гимнастике. КГИФК, 2004. - 26 с.

ANALYSIS OF TRAINING AND TRAINING WORK IN RHYTHMIC GYMNASTICS

AND WAYS TO IMPROVE IT

M.P. Bandakov1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor V.O. Solovyova2, Coach-Teacher of rhythmic gymnastics 1Vyatka State University 2Vyatka Sports School of the Olympic Reserve (Russia, Kirov)

Abstract. The article says that rhythmic gymnastics is a fairly young sport today, when organizing and conducting classes in which it is necessary to take into account the individual characteristics of young athletes associated with their age, the level ofphysical and mental fitness, the typological properties of the nervous system. Analysis of the results of testing girls with a "strong" and "weak" nervous system in the process of excitation showed that at the beginning of the pedagogical experiment for all the studied indicators, there is practically no difference between them. This indicates the homogeneity of groups and allows for a pedagogical experiment.

Keywords: educational and training work, physical qualities, psychological preparedness, typological features of the nervous system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.