ТЕМА 2
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
COORDINATION ABILITIES AS THE BASIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT
OF ARTISTRY IN ARTISTIC GYMNASTICS
Короткова Юлия Алексеевна
Магистрант
кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Korotkova Julia Alekseevna Undergraduate
department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Соломченко Марина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта.» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna
Ph.D.
associate professor of the department «Theory and methodology chosen sport» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Для организации исследования была изучена программа на этапе начальной подготовки у юных гимнасток; данные спортивной метрологии, позволившие показать в работе показатели сформированности координационных способностей у спортсменок. Было проведено контрольное тестирование двигательной подготовленности юных гимнасток по программе СДЮШОР и проведено педагогическое наблюдение за выступлением группы гимнасток на соревнованиях во время педагогического эксперимента.
Abstract. For the organization of the study examined the programme for the initial training of young gymnasts, sports Metrology data, which allowed us to show the work of the formation of coordination abilities in gymnasts. Was conducted control testing of physical preparedness of young gymnasts in sports school program and the pedagogical monitoring of the performance of gymnasts at competitions during the pedagogical experiment.
Ключевые слова: координационные способности, артистичность, художественная гимнастика, юные спортсменки.
Keywords: coordination ability, artistry, artistic gymnastics, young athletes.
Особенностью мастерства гимнасток является владение сложной и тонкой координацией движений, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали. Все это требует высокой деятельности всех систем организма человека. Сложная структура двигательных действий находится в зависимости от часто изменяющейся техники выполнения упражнений, характера двигательных действий, музыкального ритма, предметов и комплексно влияет на организм гимнастки.
Современная художественная гимнастика характеризуется высокой точностью выполнения двигательных действий, которая требует от гимнастки воспроизведения движений по пространственным, силовым и временным параметрам [3]. Занятия художественной гимнастикой способствуют воспитанию навыков управления движениями, развитию и совершенствованию у гимнасток основных физических качеств (скоростно-силовых, выносливости, гибкости и координации). Необходимо помнить, что умение управлять своими движениями и выполнять их в соответствии с заданной программой формируется при специальном обучении с помощью физических упражнений с учетом их избирательного влияния на развитие той или иной двигательной способности.
Анализ научной и методической литературы показывает [1, 2], что в процессе соревновательной борьбы на организм гимнасток влияют максимальные по величине нагрузки, требующие мобилизации функциональных возможностей организма и выдвигают высокие требования к согласованию отдельных элементов движений в единое смысловое действие. В связи с этим, важной задачей тренировочного процесса является повышение уровня координационных способностей (КС).
В связи с резким снижением за последние годы возраста начало занятий художественной гимнастикой юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырём - шести видам многоборья. В течении одного - двух лет становится необходимым обучать девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга различными характеристиками.
Художественная гимнастика относится к тем видам спорта, где важную роль играет изобразительность действий. Цель современной гимнастики - выражение мыслей и чувств с помощью движений, выполненных на высоком техническом уровне. Именно эстетическое содержание гимнастики делает ее зрелищной и привлекает зрителей на трибунах.
Конкуренция на мировом гимнастическом помосте постоянно усиливается,
побеждать становится все сложнее. Лидировать будут те гимнастки, которые на фоне безупречного владения телом и предметами продемонстрируют артистичность исполнения соревновательных программ [1-2, 4].
В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные методике развития артистичности спортсменок в художественной гимнастике с учетом тех требований, которые выдвигает документ, управляющий развитием вида спорта в мире (Code FIG).
Высокая техника, созданная на базе специальных и специфических видов координации, основанной на проприоцептивной чувствительности (мышечное чувство), способности к ориентированию в пространстве и к перестроению двигательных действий - залог успеха выступлений гимнастки на соревнованиях, а их целенаправленное развитие будет влиять на рост ее спортивного мастерства.
С целью повышения эффективности выступлений спортсменок на соревнованиях в условиях современной художественной гимнастики, где программа состоит из упражнений с предметами и без предмета, необходимо находить и использовать для развития такие средства, методы, критерии оценки КС гимнасток, которые повышают уровень их подготовленности.
Для организации исследования была изучена программа на этапе начальной подготовки у юных гимнасток; данные спортивной метрологии, позволившие объективно проанализировать и обосновать результаты исследований. Далее было проведено контрольное тестирование двигательной подготовленности юных гимнасток по программе СДЮШОР и проведено педагогическое наблюдение за выступлением группы гимнасток на соревнованиях до начала педагогического эксперимента.
Затем, в течение шести месяцев была апробирована экспериментальная методика интегрального воздействия на координационные способности юных спортсменок. Акцентируя внимание на выразительность исполнения упражнений, на артистизм спортсменок. В конце эксперимента мы провели повторное педагогическое наблюдение и анализ результатов выступления девочек-гимнасток на календарных соревнованиях.
Для тестирования был разработан комплекс педагогических контрольных тестов (таблица 1). Он характеризует уровень развития основных физических качеств детей, занимающихся художественной гимнастикой.
Таблица 1
Комплекс тестов и переводных нормативов специализация художественная гимнастика
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) результат
Гибкость И.П. - сидя, ноги вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов "5" - плотная складка, колени прямые "4" - при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые "3" - при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые
Гибкость И.П. - лежа на животе "Рыбка" - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног Измеряется расстояние между лбом и стопами "5" - касание стопами лба "4" - до 5 см "3" - 6 - 10 см При выполнении движения колени обязательно вместе
Гибкость И.П. - стойка ноги вместе, руки вверх, в замок. Отведение рук назад "5" - 45° "4" - 30° "3" - 20°
Координационные способности Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны Рисунок (не приводится) "5" - удержание положения в течение 6 секунд "4" - 4 секунды "3" - 2 секунды Выполнять с обеих ног
Скоростно-силовые качества Прыжки толчком двух ног Оценивание по 5-бальной системе (легкость прыжка, толчок)
Под детскую музыку «Я на солнышке лежу» композитора Гладкова гимнастки импровизировали в течение 1 минуты. Для оценки импровизированной «композиции» юных гимнасток рассчитаны показатели уровня артистичности юных гимнасток (таблица 2).
Таблица 2
Критерии оценки артистичности юных гимнасток
№ п/п Критерии Оценка в баллах
1. Полная передача образа согласно характеру заданного музыкального произведения 10,0-8,0
2. Мимика лица частично не соответствует образу, заданному характером музыки 7,9-6,0
3. Скованность движений телом при воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения 5,9-4,0
4. Мимика не соответствует образу заданного музыкального сопровождения 3,9-2,0
5. Движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру музыки 1,9-0
Оценку в баллах производили эксперты в составе 3-х человек: 1 хореограф; 1 тренер; 1 судья. Тестирование проходило на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Сложность движения (задания) была относительно невысокой (40-60% от max уровня) и умеренной (60-70% от max уровня). Интенсивность при развитии КС определяли в зависимости от решения задач специальной подготовки гимнасток.
Далее принимали специальные упражнения. Продолжительность отдельного упражнения зависела от сложности в координационном отношении движения, до развития утомления: количество повторений одного упражнения при непродолжительной работе (до 5с) было от 6 до 10-12 повторений, при продолжительных заданиях - пропорционально уменьшалось до 2-3 повторений; продолжительность пауз была от 1 мин до 2-3 мин, но по характеру - активный отдых, паузы заполняли мало интенсивной работой, способствующей расслаблению и растяжению мышц.
Тестирование общей и специальной подготовленности юных гимнасток проводились по специальной программе разработанной министерством спорта для спортшкол. Оценка двигательной подготовленности проводилась в начале и конце эксперимента экспертной группой тренеров назначенной руководством школы.
Результаты тестирования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты педагогического тестирования гимнасток в начале и конце эксперимента
№ Уч-ся Нак впе лон ред Прогиб назад (коробочка) Отведение рук назад равновесие прыжки
Нача ло конец Начал о конец Нач ало коне ц Начал о коне ц Начал о конец
1 П-А 4 5 4 5 4 5 4 5 4 5
2 Н-С 4 5 5 5 4 5 4 5 5 5
3 С-В 5 5 4 4 5 5 4 5 4 5
4 П-А 3 4 3 4 3 4 4 5 4 5
5 Ц-С 4 5 3 5 4 4 3 4 3 4
6 Б-Д 4 5 4 5 4 5 3 5 4 5
7 Ф-Н 4 5 4 5 4 4 3 5 4 5
8 Т-П 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5
9 А-А 4 5 4 4 4 4 3 4 4 4
10 Е-Л 5 5 4 5 3 4 3 4 3 4
м 4,2 4,9 4 4,7 4 4,5 3,5 4,7 4 4,7
tЭмп = 4.7 р<0,01 tЭмп = 3.3 р<0,01 tЭмп = 3.1 р<0,05 tЭмп = 9.2 р<0,01 tЭмп = 4.7 р<0,01
Математическая обработка полученных результатов тестирования показала - различия статистически достоверны на уровне значимости р<0,01.
Следует отметить, что в результате эксперимента значительный прирост результатов был выявлен в упражнении на равновесие - на 1,2 балла, на уровне значимости р<0,01.
Таким образом, можно предположить, что специализированная,
экспериментальная программа развития координационных способностей обеспечила достоверный прирост показателей двигательной подготовленности юных гимнасток.
В процессе исследования нами проводилось педагогическое наблюдение за участницами эксперимента. В эксперименте принимало участие десять юных гимнасток группы начальной подготовки, занимающихся у одного тренера по экспериментальной программе. До начала эксперимента юные спортсменки участвовали в традиционных календарных соревнованиях: открытое первенство «Спартака» 18.05.17. Через шесть месяцев, в течение которых группа тренировалась по экспериментальной программе, гимнастки приняли участие в открытом первенстве города Орла и Орловской области 20.10.17.
Анализируя результаты юных гимнасток - экспериментальной группы в процессе полугодового эксперимента можно сделать вывод, что показатели соревновательной деятельности всех членов группы имеют явно положительную динамику. Результаты участия гимнасток в соревнованиях представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты соревновательной деятельности гимнасток.
№ Уч-ся 18.05.2017 20.10.2017 динамика
Балл место Балл место балл место
1 Г-А 7,950 16 9,650 2 +1,7 -14
2 Х-С 7,600 20 8,250 8 +0,650 -12
3 С-В 7,900 17 8,150 9 +0,250 -8
4 П-А 9,000 6 9,650 1 +0,650 -5
5 Ц-С 7,950 16 8,500 6 +0,550 -10
6 Е-Л 8,100 12 9,550 4 +1,45 -8
7 Ф-Н 23,700 6 24,750 4 +1,05 -2
8 Т-П 22,893 23 24,000 8 +1,107 -15
9 А-А 23,150 16 24,000 8 +0,850 -8
10 Б-Д 23,900 3 24,900 2 +1,00 -1
м 14,214 13,500 15,140 5,200 0,926 -8,300
По сырым баллам tЭмп = 7,1 (зона значимости) при р<0.01
По местам в соревновании tЭмп = 5,6 (зона значимости) при р<0.01
Следует отметить, что состав участников в наблюдаемых нами соревнованиях и состав судейской коллегии был практически идентичным.
Четыре гимнастки участвовали в двух видах программы, шесть остальных в одном как в первом, так и во втором соревновании.
Из представленной таблицы видно, что до эксперимента средний балл нашей группы составил 14,214. Из 50 участников 10 гимнасток экспериментальной группы заняли места от 3 до 23, что в среднем, если считать общий результат, составило место равное 13,5. Полученный результат говорит, о среднем уровне подготовленности участниц нашей группы относительно общего состояния подготовленности всех соревнующихся спортсменок на начальном этапе нашего эксперимента.
В течении полугода, исключая месяц отпуска тренера, группа вела подготовку по экспериментальной программе. В процессе тренировочных занятий разучивалась так же новая программа, с которой спортсменки должны выступать на предстоящих соревнованиях.
Результаты выступления наших спортсменок в соревнованиях после подготовки по экспериментальной программе представлены в таблице 3.
Из данных представленных в таблице видно, что средний балл нашей группы в контрольных соревнованиях составил 15,140. Это на 0,926 балла выше, чем до эксперимента. В результате соревнований спортивный результат наших гимнасток вырос в среднем с 13,5 места до 8,3 места. Обработка полученных данных по критерию достоверности различий t-критерию Стьюдента показала, что и по баллам и по местам, занятым в двух соревнованиях полученные результаты статистически достоверны (по баллам tЭмп = 7,1 при р<0.01, по местам в соревновании tЭмп = 5,6 при р<0.01).
По мнению специалистов и судей соревнований, техническое мастерство большинства юных гимнасток было на одном уровне, однако было отмечено, что на этом фоне, определяющим показателем роста результатов участниц экспериментальной группы стало более выразительное и артистичное поведение при исполнении программы.
Таким образом, можно предположить, что повышение координационных способностей позволяет юным гимнасткам более свободно и уверенно, более артистично представить программу выступлений. Это стало определяющим в достоверном росте результатов спортсменок на плановых соревнованиях.
Литература
1. Белокопытова Ж. А. Оценка соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации : метод. рекомендации / Ж. А. Белокопытова. - К., 1992. - 28 с.
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
3. Васильков Г. А. Важное средство развития ручной ловкости // Физическая культура в школе. — 1993. -№ 1. — С. 26-28.
4. Винер И. А. Подготовка квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ирина Александровна Винер. - СПб., 2003. - 20 с.
References
1. Вб!окору1оуа Zh. A. Otsenka sorevnovatel'noy deyatel'nosti gimnastok vysokoy kvalifikatsii [Evaluation of competitive activity of gymnasts of high qualification]. Kiev, 1992, 28 p.
2. Bernstein N. A. O lovkosti i ee razvitii [About dexterity in development]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1991, 288 p.
3. Vasil'kov G. A. Vazhnoe sredstvo razvitiya ruchnoy lovkosti [An Important vehicle for development of hand dexterity]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical
culture at school, 1993, no. 1, pp. 26-28.
4. Viner I. A. Podgotovka kvalifitsirovannykh sportsmenok v khudozhestvennoy gimnastike. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Training of qualified athletes in rhythmic gymnastics. Abstr. diss. Ph.D. ped. sci.]. St. Petersburg, 2003, 20 p.