Научная статья на тему 'Анализ участия России в системе международного мониторинга качества образования'

Анализ участия России в системе международного мониторинга качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный мониторинг / качество российского образования / мониторинг оценки качества российского образования. / international monitoring / Russian education quality / monitoring the assessment of the quality of Russian education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морковина Ирина Анатольевна, Богатырева Ю.И.

В статье представлены данные по международным сравнительным исследованиям. Говорится о значимости и масштабе данных исследований, характеризуется их роль в оценке качества образования страны. Представленные диаграммы и графики показывают место РФ в результатах данных исследований. Подчеркивается роль международного мониторинга для повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морковина Ирина Анатольевна, Богатырева Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSING RUSSIA'S PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL MONITORING OF THE EDUCATION QUALITY

The article presents data on international comparative studies. The author discusses the significance and scope of these studies and characterise their role in assessing the quality of education in the country. The presented diagrams and charts show the place of Russia in the results of these studies. The author emphasizes the role of international monitoring for improving the education quality.

Текст научной работы на тему «Анализ участия России в системе международного мониторинга качества образования»

Морковина Ирина Анатольевна

irina shorina90@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Институт передовых информационных технологий (аспирантура, 2 курс) Научный руководитель: д.пед.н., доцент Богатырева Ю.И.

АНАЛИЗ УЧАСТИЯ РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Morkovina Irina Anatolyevna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Advanced Information Technology Institute (2nd year postgraduate student) Scientific advisor: Yu.I. Bogatyrova, Doctor of Sciences in Pedagogical Sciences,

associate professor

ANALYSING RUSSIA'S PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL MONITORING OF THE EDUCATION QUALITY

Аннотация: В статье представлены данные по международным сравнительным исследованиям. Говорится о значимости и масштабе данных исследований, характеризуется их роль в оценке качества образования страны. Представленные диаграммы и графики показывают место РФ в результатах данных исследований. Подчеркивается роль международного мониторинга для повышения качества образования.

Ключевые слова: международный мониторинг, качество российского образования, мониторинг оценки качества российского образования.

Abstract: The article presents data on international comparative studies. The author discusses the significance and scope of these studies and characterise their role in assessing the quality of education in the country. The presented diagrams and charts show the place of Russia in the results of these studies. The author emphasizes the role of international monitoring for improving the education quality.

Keywords: international monitoring, Russian education quality, monitoring the assessment of the quality of Russian education

Как и во всем мире, в России обеспечение возможности получения качественного образования - одна из приоритетных задач социальной политики. Несмотря на множество образовательных учреждений, предлагающих разнообразные программы обучения, современные школьники и студенты сталкиваются с проблемой получения образования высокого уровня. Сделать осознанный выбор на «мировом рынке образовательных услуг» помогает проведение международных мониторинговых исследований и государственное внимание к подготовке квалифицированных преподавателей. Россия регулярно принимает участие в данных исследованиях и демонстрирует качественное образование, занимая высокие места в международных рейтингах. Так, в докладе Минпросвещения о реализации нацпроектов и других

2024

33

документов стратегического планирования от 29.02.2024 г. отмечается, что Россия достигла показателя «средневзвешенного места» в группе топ-10 международных исследований по качеству общего образования [3].

Как проводится оценка качества, какие организации отвечают за проведение подобных исследований? Инспектировать учебные заведения и оценивать качество их работы в течение долгого времени во многих странах мира было прерогативой органов управления образования - министерств, департаментов и ведомств. Однако со временем были разработаны новые подходы в оценивании качества образования на международном уровне. В настоящее время сами образовательные организации стремятся участвовать в международных исследованиях оценки качества образования, т.к. не всегда органы управления образования заинтересованы в объективных результатах мониторинга.

В современном мире используют разнообразные методики оценки качества образования, и многие страны формируют свою мониторинговую систему. В России национальным центром в этой области является Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). В систему оценки качества образования страны входят следующие процедуры:

1. Единый государственный экзамен (ЕГЭ);

2. Государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9);

3. Промежуточные срезы знаний обучающихся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР);

4. Участие в международных исследованиях оценки качества образования;

5. Исследование профессиональных компетенций учителей.

Остановимся подробно на международных исследованиях, направленных

на оценку образовательных результатов обучающихся и профессиональных компетенций учителей. Результаты мониторингового исследования анализируются, создается единая база данных ОКО и формируются управленческие решение. Далее даются рекомендации для всех уровней системы образования, а также для учителей и родителей. Самым главным и ценным этапом, на наш взгляд, является дальнейшее развитие управленческих механизмов, анализ и корректировка образовательных программ образования, адресная реализация проектов в области образования.

Международные сравнительные исследования проводят Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA). Первая проводит тестирование PISA обучающихся школ, тестирование PIAAS взрослого населения, условия работы учителей в ОУ TALIS. Вторая проводит мониторинговое исследование математической и естественнонаучной грамотности PIRLS и читательской грамотности TIMSS. Россия участвовала в 2015 году в исследованиях PISA и TIMSS, в 2016 году - в PIRLS, в 2018 году -в PISA, TALIS и PIAAS; за последние годы результаты не представлены.

34

№3.2

PISA - это тест, который оценивает функциональную грамотность школьников в возрасте 15 лет по следующим направлениям: читательская, математическая, естественнонаучная, компьютерная. Результаты мониторинга выявляют и сравнивают изменения, происходящие в системах образования, кроме того, оценивается эффективность стратегических образовательных решений. На диаграмме ниже по горизонтальной оси отмечены год и количество стран, принимавших участие в тестирование, а по вертикальной оси - место в данном рейтинге России по трём основным критериям. За почти двадцатилетнюю историю участия наша страна переместилась с 26 на 33 место по естественнонаучной грамотности, с 27 на 31 место по читательской грамотности и с 22 на 30 место по математической грамотности. На первый взгляд результаты ухудшаются, однако для корректной оценки необходимо учитывать число стран участниц, которое выросло за время проведения тестирования более чем в 2 раза.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

2000 г. 2003 г. 2006 г. 2009 г. 2012 г. 2015 г. 2018 г.

(32 (40 (57 (65 (65 (70 (79 страны) стран) стран) стран) стран) стран) стран)

Естественнонаучная грамотность

Математическая грамотность Читательская грамотность

Рис. 1. PISA: место РФ среди других стран-участниц

TIMSS - мониторинговое исследование, повторяющееся каждые четыре года. Исследование направлено на оценку качества математического и естественнонаучного образования, а также выстраивание тенденций развития. TIMSS позволяет проследить мотивацию и интерес к обучению, так как обучающиеся тестируются дважды: в 4-м классе и в 8-м. На следующей диаграмме представлены результаты российских школьников, участвовавших в тестировании с 2003 года. Количество стран-участниц изменялось не только из года в год, но и в отношении 4-х и 8-х классов в одном периоде. На диаграмме видно, что уровни математической и естественнонаучной грамотности российских школьников из года в год становятся выше.

2024 35

_

8 класс МГ 4 класс ЕНГ 8 класс ЕНГ

2003 год 2007 год 2011 год 2015 год 2019 год (4 кл 25 стран, (4 кл 36 стран, (4 кл 50 стран, (4 кл 47 (4 кл 58 стран, 8 кл 46 стран) 8 кл 49 стран) 8 кл 42 стран) ЕНГ/49 МГ 8 кл 39 стран)

стран, 8 кл 39 стран)

Рис. 2. TIMSS: место РФ среди других стран-участниц

Уровень читательской грамотности обучающихся начальных классов оценивает международное исследование РЖЬБ. Под читательской грамотностью понимают способность к осмыслению текста: выделять главную мысль, умение делать выводы. Важным является умение интерпретировать и обобщать прочитанное, проводить анализ и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. Примечательно, что российские четвероклассники занимали первое место в 2006 году и в 2016 году из 40 стран -участниц и 50 стран и 11 территорий соответственно. В 2021 году в исследовании участвовали 57 стран, и наши четвероклассники показали высокие результаты, заняв 3 место в рейтинге. Кроме того, Москва участвовала как территория, и московские четвероклассники превзошли по среднему баллу своих сверстников из всех стран и территорий.

Несмотря на приведенные статистические данные оценки качества образования (по разным направлениям), нельзя однозначно сказать, что уровень какой-то страны выше или ниже уровня другой: у стран-участниц разное количество испытуемых, различны территории, национальные особенности и многое другое. Но самое главное отличие, влияющие на результаты в рейтинге, это различие в образовательных программах. Разумеется, рейтинги международных исследований качества образования не нужно абсолютизировать. Однако аналитический материал, полученный таким образом, позволяет судить об уровне качества образования в России и относительном положении страны в международном образовательном пространстве. На протяжении всего периода участия в международных сравнительных исследованиях формируется общая критериальная база, которая способствует совершенствованию российской системы качества образования. Таким образом, участие России в международных мониторинговых исследованиях оценки качества образования необходимо для получения объективной информации, повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне, повышения объективности и

36 №3.2

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.

Литература:

1. Болотов В. А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. -2018. - №3. - С. 287-297.

2. Корсунова Е. Ф., Стребкова Е. В. Сравнительные обследования образовательных достижений как средство совершенствования отечественной системы образования // Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). - 2009. - №3. - С. 60-67.

3. Минпросвещения России: офиц. интернет-ресурс // Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2023 год. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document (дата обращения: 23.02.2024).

4. Федеральный институт оценки качества [Официальный сайт] // Международные сопоставительные исследования. - URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения: 23.02.2024).

2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.