Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ЕГО ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ЕГО ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / РЕЙТИНГИ БЕЛОРУССКИХ ГОРОДОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лисичёнок Е.П.

Представлено авторское видение взаимосвязи категорий «туристический потенциал» и «туристическая привлекательность». Изучены отдельные рейтинги городов Республики Беларусь, определяющие их туристическую привлекательность. Обоснован выбор в качестве объектов исследования ряда белорусских регионов, не являющихся столичными, но представляющих интерес для туриста: Полоцкий район и г. Полоцк, Браславский район и г. Браслав, Несвижский район и г. Несвиж, Кореличский район и г. Мир, Новогрудский район и г. Новогрудок. Выделен состав статистических показателей, которые могут быть использованы для оценки туристического потенциала региона. Проведён анализ туристического потенциала регионов по представленному перечню показателей. Выявлены сильные и слабые стороны туристического потенциала исследуемых регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TOURISM POTENTIAL OF A REGION AS A BASIS FOR ASSESSING ITS TOURISM ATTRACTIVENESS

The author's vision of the relationship between the categories "tourist potential" and "tourist attractiveness" is presented. Individual ratings of Belarusian cities determining their tourist attractiveness are studied. The choice of a number of Belarusian regions, which are not metropolitan areas, but are of interest for tourists, as objects of research is substantiated. These are: Polotsk District and Polotsk City, Braslav District and Braslav City, Nesvizh District and Nesvizh City, Korelich District and Mir City, Novogrudok District and Novogrudok City. The structure of statistical indicators that can be used to assess the tourist potential of the region is highlighted. The analysis of the tourist potential of the regions according to the presented list of indicators was carried out. Strengths and weaknesses of the tourism potential of the regions under study are identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ЕГО ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономические науки

№ 12

УДК 332.1 Б01 10.52928/2070-1632-2022-62-12-43-46

АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ ЕГО ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

канд. экон. наук, доц. Е.П. ЛИСИЧЁНОК (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой) ORCID https://orcid.org/0000-0001-9266-4872

Представлено авторское видение взаимосвязи категорий «туристический потенциал» и «туристическая привлекательность». Изучены отдельные рейтинги городов Республики Беларусь, определяющие их туристическую привлекательность. Обоснован выбор в качестве объектов исследования ряда белорусских регионов, не являющихся столичными, но представляющих интерес для туриста: Полоцкий район и г. Полоцк, Браславский район и г. Браслав, Несвижский район и г. Несвиж, Кореличский район и г. Мир, Новогрудский район и г. Ново-грудок. Выделен состав статистических показателей, которые могут быть использованы для оценки туристического потенциала региона. Проведён анализ туристического потенциала регионов по представленному перечню показателей. Выявлены сильные и слабые стороны туристического потенциала исследуемых регионов.

Ключевые слова: туристическая привлекательность, туристический потенциал, регион, рейтинги белорусских городов.

Введение. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» основными целями государственного регулирования в сфере туризма в числе прочих являются: создание необходимых условий для внешней торговли туристическими услугами в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь, а также формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов. Это свидетельствует об актуальности вопросов укрепления туристического потенциала государства и повышения его туристической привлекательности.

При этом не менее актуальным является изучение данных вопросов и на уровне региона. Так, Национальная стратегия развития туризма в Республике Беларусь до 2035 г. в числе приоритетов рассматривает развитие туристического бренда страны и брендов туристических территорий (повышение узнаваемости туристического продукта). Это возможно только благодаря изучению туристического потенциала данных территорий, выявлению их слабых и сильных сторон, что и будет служить предпосылкой для разработки брендов и активизации социально-экономического развития регионов.

Основная часть. Вопросам изучения туристической привлекательности авторами уделяется большое внимание. Однако, на наш взгляд, особо следует остановится на соотношении таких категорий, как «туристическая привлекательность» и «туристический потенциал» и взаимосвязи между ними. Этот вопрос, безусловно, интересует отечественных и зарубежных авторов. Можно выделить авторские подходы к определению взаимосвязи между данными категориями (таблица 1).

Таблица 1. - Подходы авторов к выявлению взаимосвязи между категориями «туристическая привлекательность» и «туристический потенциал»_

Автор, источник Точка зрения

Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова [1] Туристический потенциал - это только предпосылки организации туристической деятельности, в то время как туристическая привлекательность - это уже результат соответствующей деятельности по развитию и актуализации туристического потенциала, формированию соответствующей туристкой инфраструктуры

Тетенькина О.Л. [2] Чтобы понять суть туристической привлекательности территории, необходимо определить такую экономическую категорию, как «туризм». Феномен и экономический механизм туризма состоит из двух основных компонентов: заинтересованность путешественников (туристов) и характеристика самой территории. Первый компонент формирует туристский спрос, а второй описывает туристическое предложение. В общем и целом, можно говорить о том, что туристическое предложение также выражается другим понятием, часто используемым в научной экономической литературе - «туристический потенциал»

Луговая И.В.[3] Туристская привлекательность региона характеризуется туристским потенциалом и туристскими рисками. Поскольку туристский потенциал и туристский риск, как и объем спроса, могут быть количественно измерены, можно говорить об уровне туристской привлекательности региона

Основные выводы по результатам выявления взаимосвязи между исследуемыми категориями таковы:

1. Понятия «туристическая привлекательность» и «туристический потенциал» не тождественны, однако очень тесно связаны друг с другом.

2. Туристический потенциал характеризует одну из сторон туристической привлекательности, которая является ключевой, так как определяет возможности региона в сфере развития туризма.

2022

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Б

3. Для того, чтобы регион стал туристически привлекательным недостаточно обладать значимым туристическим потенциалом. Не имея соответствующих туристических ресурсов, регион не сможет ничего предложить своим потенциальным потребителям. Без полноценного и качественного туристского потенциала трудно создать высокую туристскую привлекательность территории. Поэтому, на наш взгляд, туристскую привлекательность частично можно охарактеризовать теми же показателями, что и туристский потенциал.

Для того, чтобы перейти к системе показателей оценки туристического потенциала, соответственно, и туристической привлекательности региона, определимся с объектами исследования. Для этого изучим существующие рейтинги белорусских городов и выделим те, что занимают наилучшие позиции.

Группой отечественных исследователей составлен рейтинг белорусских городов за 2021 год. При оценке городов принимались во внимание такие критерии, как натуральный прирост населения, доля жителей в постпродуктивном возрасте, размер номинальной начисленной среднемесячной зарплаты, уровень зарегистрированной безработицы, доля собственных доходов в местных бюджетах, средний показатель инвестиций в основной капитал за последние 5 лет, количество преступлений, количество врачей, количество студентов дневной формы обучения, доступность информации со стороны госорганов, степень общественного участия, размер репрессий, существование англоязычной версии сайтов местных исполкомов, количество доступного жилья в городе по данным booking.com, экспертный рейтинг знаменитостей, количество объектов общественного питания..

В таблице 2 представлены ключевые результаты данного рейтинга.

Таблица 2. - Лидеры рейтинга белорусских го

зодов 2021 года на основе интернет-источников

Областные города и промышленные центры Города с населением меньше 100 тыс. чел.

Название города Балл из 100 Название города Балл из 100

Минск 80,5 Слоним 52,2

Гродно 74,9 Кобрин 52,2

Брест 71,4 Мозырь 52,2

Солигорск 66,7 Сморгонь 52

Жодино 60,5

Гомель 60,1

Дзержинск 58,3

Витебск 55,2

Лида 54,3

Новополоцк 54

Могилёв 53,3

Традиционно наиболее высокие позиции занимает столица Республики Беларусь город Минск. Также значимы позиции областных центров, особенно Гродно и Бреста. В целом почти все города, являющиеся центрами областей, вошли в первую десятку (кроме Могилёва), что представляется вполне закономерным, так как данные города являются лидерами по всем ключевым направлениям. Кроме областных центров в первую десятку вошли также крупнейшие промышленные центры Республики Беларусь: Солигорск, Жодино, Дзержинск, Лида и Новополоцк.

Обратимся к рейтингу самых красивых городов Беларуси. Именно этот фактор является важнейшим при характеристике туристической привлекательности (таблица 3).

Таблица 3. - Самые красивые

города Республики Беларусь на основе интернет-источников

Место Название города Место Название города Место Название города

1 Минск 7 Гомель 13 Кобрин

2 Гродно 8 Могилёв 14 Слоним

3 Пинск 9 Мир 15 Щучин

4 Витебск 10 Полоцк 16 Браслав

5 Несвиж 11 Каменец 17 Поставы

6 Брест 12 Новогрудок

Сравнение данных рейтингов показывает, что Минск и областные центры являются туристически привлекательными, обладая значимым социально-экономическим потенциалом. Небольшие города, такие как, например, Несвиж, Мир и т.п. в большей степени известны своими туристическими объектами.

Автором проведено анкетирование, в рамках которого респондентам предлагалось выделить наиболее привлекательные для туристов города Беларуси (таблица 4).

Таблица 4. - Топ-10 наиболее привлекательных для туристов городов Республики Беларусь (по результатам анкетирования)_

Место Название города Место Название города

1 Минск 6 Мир

2 Гродно 7 Несвиж

3 Брест 8 Браслав

4 Гомель 9 Витебск

5 Полоцк 10 Новогрудок

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономические науки

№ 12

Проведённое анкетирование подтвердило полученные выше результаты, свидетельствующие о том, что наиболее привлекательными городами для туристов являются Минск, областные центры, а также небольшие города, в которых расположены известные исторические и культурные объекты. Крупнейшие промышленные центры Республики Беларусь в меньшей степени являются туристически привлекательными вследствие отсутствия значимых культурных объектов и наличия экологических проблем, однако зачастую они отличаются более высоким уровнем жизни и доходов населения.

Дополним представленные выше результаты анализом отдельных показателей туристического потенциала регионов Республики Беларусь, представленных в таблице 5, опираясь на данные национального статистического комитета. Говоря об объектах анализа отметим, что поскольку г. Минск и областные центры будут изначально характеризоваться более высокой привлекательностью, целесообразно сравнить те города Республики Беларусь, которые не являются областными центрами, но относятся к числу туристически привлекательных. Нами были выбраны Полоцк (входит в состав Полоцкого района), Браслав (Браславский район), Несвиж (Несвижский район), Мир (Кореличский район) и Новогрудок (Новогрудский район).

Таблица 5. - Показатели оценки туристического потенциала и туристической привлекательности отдельных городов Республики Беларусь (данные за 2020 год) ___

Наименование показателя Полоцк и район Браслав и район Несвиж и район Мир и район Новогрудок и район

1. Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики на 1 жителя, долл. США 57,31 29,15 0,876 1,15 33,32

2. Рентабельность продаж, % 5,3 2,4 11,3 8,6 10,5

3. Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) в процентах к численности рабочей силы 0,5 0,1 0,2 0,2 0,2

4. Численность практикующих врачей на 10000 населения 32,1 25,7 25,6 28,8 31,9

5. Розничный товарооборот на душу населения, руб. 5993,7 4096,6 4017,3 3254,7 4442,7

6. Торговая площадь магазинов на 10000 человек населения, м2 7600,5 5607,4 6238,1 4728,9 7802,6

7. Число мест в объектах общественного питания на 10000 человек населения (на конец года) 805 1230 1231 1150 826

8. Удельный вес региона в областном экспорте услуг, % 4,55 0,50 0,03 0,14 1,11

9. Удельный вес региона в областном экспорте товаров, % 11,79 0,27 2,60 0,12 1,89

Источник: на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Далее проранжируем данные регионы, чтобы оценить общий уровень их туристического потенциала и туристической привлекательности. Полученные результаты представим в таблице 6.

Таблица 6. - Рейтинг городов Республики Беларусь по показателям туристического потенциала и туристической привлекательности_

Ранг региона в 2020 году

Наименование показателя Полоцк Браслав Несвиж Мир и Новогрудок

и район и район и район район и район

1. Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики на 1 жителя 1 3 5 4 2

2. Рентабельность продаж 4 5 1 3 2

3. Уровень зарегистрированной безработицы 5 2 3 3 3

4. Численность практикующих врачей на 10000 населения 1 4 5 3 2

5. Розничный товарооборот на душу населения 1 3 4 5 2

6. Торговая площадь магазинов на 10000 человек населения 2 4 3 5 1

7. Число мест в объектах общественного питания на 10000 человек населения 5 2 1 3 4

8. Удельный вес города в областном экспорте услуг 1 3 5 4 2

9. Удельный вес региона в областном экспорте товаров, % 1 4 2 5 3

Сумма рангов 21 30 29 35 21

Итоговый ранг 1,5 4 3 5 1,5

Источник: на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Проведённые расчёты показали, что лидерами по совокупности исследуемых показателей туристического потенциала и туристической привлекательности являются Новогрудок в составе Новогрудского района (28014 жителей по данным на начало 2022 г.) и Полоцк в составе Полоцкого района (79896 жителей). Примерно одинаковые позиции занимают Несвиж и Браслав в составе соответствующих районов (15756 и 9427 жителей, соответственно). И наконец, наиболее слабые позиции у Мира (Кореличский район) (2124 человека начало 2022 г.).

В целом можно сделать вывод, что меньшие по численности города обладают несколько менее значимым туристическим потенциалом. Однако обращает на себя внимание тот факт, что Новогрудок, занимая одинаковые позиции с Полоцком по уровню туристического потенциала, значительно уступает последнему по числу жителей. При этом данные города являются лидерами по большинству показателей: поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики на 1 жителя; численность практикующих врачей на 10000 населения; розничный товарооборот на душу населения, торговая площадь магазинов на 10000 человек населения и удельный вес в областном экспорте товаров и услуг. Слабые стороны туристического потенциала данных регионов связаны с недостаточной развитостью сети общественного питания.

Далее представим сильные и слабые стороны туристического потенциала исследуемых городов (таблица 7):

2022

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

Таблица 7. - Сильные и слабые стороны туристического потенциала исследованных регионов

Регион Сильные стороны Слабые стороны

Полоцк и Полоцкий район Значительный объём поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики на 1 жителя. Значительная численность практикующих врачей на 10000 населения. Значительный розничный товарооборот на душу населения. Наибольший относительно других исследуемых регионов удельный вес в областном экспорте товаров и услуг. 1. Невысокая рентабельность продаж. 2. Более высокий чем в других исследуемых регионах уровень безработицы. 3. Небольшое число мест в объектах общественного питания.

Новогрудок и Новогрудский район Достаточно высокий объём поступлений иностранных инвестиций в реальный сектор экономики на 1 жителя. Достаточно высокая рентабельность продаж. Существенная численность практикующих врачей на 10000 населения. Значительный розничный товарооборот на душу населения. Наибольшая торговая площадь магазинов на 10000 человек населения. Существенный удельный вес в областном экспорте услуг. Относительно небольшое число мест в объектах общественного питания на 10000 человек населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несвиж и Несвижский район Высокая рентабельность продаж относительно других исследуемых регионов. Значительное число мест в объектах общественного питания на 10000 человек населения. Значительный относительно других исследуемых регионов удельный вес в областном экспорте товаров. Незначительные относительно исследуемых регионов объёмы поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики на 1 жителя. Наименьшая относительно других регионов численность практикующих врачей на 10000 населения. Невысокий удельный вес в областном экспорте услуг.

Браслав и Браславский район Невысокий относительно других исследуемых регионов уровень безработицы. Значительное число мест в объектах общественного питания на 10000 человек населения. Невысокая рентабельность продаж. Невысокая обеспеченность врачами. Невысокий товарооборот на душу населения. Невысокий удельный вес в областном экспорте товаров и услуг.

Мир и Кореличский район Имеет средние показатели рентабельности продаж, безработицы, численности практикующих врачей и числа мест в объектах общественного питания на 10000 человек населения Незначительные объёмы поступления иностранных инвестиций. Наименьший розничный товарооборот на душу населения. Незначительная относительно других исследуемых регионов торговая площадь магазинов на 10000 человек населения. Низкий удельный вес региона в областном экспорте товаров

Заключение. Следует отметить, что укрепление туристического потенциала и повышение туристической привлекательности, на наш взгляд, предполагает активное развитие сферы услуг, финансовую стабильность региона, снижение уровня безработицы, активизацию социально-экономического развития региона, повышение его финансовой самостоятельности и роли в развитии области и республики в целом. Следствием этого станет и более активное привлечение в регион иностранных инвестиций, а значит регион станет более инвестиционно-привлекательным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролова, Е.В. Развитие туристической привлекательности российских территорий: современные тенденции и управленческие практики / Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2016. - № 1(43). - С. 153-169.

2. Тетенькина, О.Л. К вопросу об определении понятия «Туристическая привлекательность региона» / О.Л. Тетенькина // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 27. - С. 198-202.

3. Луговая, И.В. Туристская привлекательность региона как маркетинговое понятие / И.В. Луговая // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. заочн. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2014. -Екатеринбург : УрФУ, 2014. - С. 37-41.

Поступила 07.09.2022

ANALYSIS OF THE TOURISM POTENTIAL OF A REGION AS A BASIS FOR ASSESSING ITS TOURISM ATTRACTIVENESS

A. LISICHONAK (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The author's vision of the relationship between the categories "tourist potential" and "tourist attractiveness" is presented. Individual ratings of Belarusian cities determining their tourist attractiveness are studied. The choice of a number of Belarusian regions, which are not metropolitan areas, but are of interest _ for tourists, as objects of research is substantiated. These are: Polotsk District and Polotsk City, Braslav District and Braslav City, Nesvizh District and Nes-vizh City, Korelich District and Mir City, Novogrudok District and Novogrudok City. The structure of statistical indicators that can be used to assess the tourist potential of the region is highlighted. The analysis of the tourist potential of the regions according to the presented list of indicators was carried out. Strengths and weaknesses of the tourism potential of the regions under study are identified.

Keywords: tourist attractiveness, tourist potential, region, ratings of Belarusian cities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.