УДК 311:330.3
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Яковенко Александра Евгеньевна, студент (e-mail: [email protected]) Научный руководитель: Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
В статье проанализирована эффективность международного туристического бизнеса в основных европейских туристических странах за последние годы. Анализ эффективности международного туризма проведен индексным методом.
Ключевые слова: международный туризм, эффективность, индексный метод, доходы, расходы.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Доля доходов от туризма в ВВП Беларуси составляет менее одного процента. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамически развивающихся секторов мировой экономики.
Спецификация туризма, как отрасли экономики, заключается в объединении внутри себя целого ряда отраслей, среди которых: транспорт, связь, гостиничное хозяйство, банки, а также сфера развлечений. В большинстве государств, туризм является одним из важнейших сфер внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности. Исходя из прогноза Всемирной туристской организации (ВТО), к концу 2020 года, число международных поездок возрастёт почти в три раза, а количество туристических доходов составит 1,5 млн. дол. США [1].
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. К концу ХХ в. туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьёзное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта (ВВП). На долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
Целью исследования являлось определение уровня экономической эффективности международного туризма на основе анализа статистических показателей доходов и расходов туристического бизнеса за последние го-
ды [2, 3]. В качестве объектов исследования были выбраны основные европейские страны-лидеры туристического бизнеса: Испания, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Австрия, Российская Федерация, Швейцария, Португалия, Греция, Бельгия, Швеция, Польша, Хорватия, Ирландия, Чехия, Венгрия, Дания, Норвегия, Украина, Финляндия, Люксембург, Болгария, Словения, Словакия, Румыния, Эстония, Литва, Латвия, а также Республика Беларусь.
Проанализируем эффективность международного туристического бизнеса индексным методом. На основе полученных расчетов, используя приведенный в [4] алгоритм индексного анализа показателей использования расходов, можем сделать следующие выводы.
Средний уровень эффективности международного туристического бизнеса в 2012 году по сравнению 2011 годом в целом по всем странам снизился на 2,7 или на 0,028 центов на каждый $, в том числе: за счет повышения эффективности туристического бизнеса у отдельных стран на 0,3% или на 0,003 центов на каждый $; за счет повышения в объеме расходов доли стран с более низким уровнем эффективности туристического бизнеса на 3% или на 0,031 центов на каждый $. То есть снижение среднего уровня эффективности туризма по всем странам было главным образом связано с повышением в объеме расходов доли стран с более низким уровнем эффективности туристического бизнеса. А повышение эффективности туристического бизнеса у отдельных стран оказали незначительное влияние. Международный туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. чел., т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7 % общего объема инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70 % мирового туристического рынка и около 60 % валютных поступлений. Примерно 20 % приходится на Америку, менее 10 % - на Азию, Африку и Австралию. Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков -Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают четвертую часть от объема экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой). Для 38 % государств туризм - главный источник дохода, а для 83 % стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Согласно прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (^ТТС), ожидается устойчивый рост туризма в период с 2009 по 2020 гг., в среднем на 4,4 % в год. Самые высокие темпы прироста ожидаются в
странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1 % в 1995 г. до 62,6 % в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. дол. США в 1995 г. до 2 трлн. дол. США в 2020 году. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 дол. США в 1995 г. до 1248 дол. США в 2020 г., или в 1,8 раза.
Мотивы, которыми руководствуется турист, многообразны. Поездка может быть связана с лечением, пляжным отдыхом, занятием оздоровительными видами спорта, повышением культурного уровня.
Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3 % общемирового потока. Особенно серьезные изменения произойдут в России: в 2020 г. количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы.
Изменение эффективности международного туризма и количества расходов по странам в 2012 году по сравнению 2011 годом обусловило уменьшение общих доходов от туризма на 18,356 млрд. $, в том числе:
а) за счет снижения количества расходов
Л0б = ( О!-2 б0 )• ) = (463,715 - 469,137)-1,04 = -5,639 млрд. $,
б) за счет снижения средней эффективности международного туристического бизнеса
Л^ =бг - бГ0)-2 61 =(1,012 -1,04)-463,715 = -12,984 млрд. $
В итоге общее снижение доходов от туризма на 18,623 млрд. $ обусловлено главным образом снижением средней эффективности туристического бизнеса.
Снижение доходов от туризма в 2012 году по сравнению с 2011 за счет понижения средней эффективности международного туристического бизнеса на Л0бГ = -12,984 млрд. $ объясняется:
а) повышением эффективности международного туризма по отдельным странам
Л0б = 2б 1 • б1 61 0 • б1 = 469,493 - 467,858 = 1,635 (млрд. $),
б) за счет увеличения доли стран с низкими уровнями эффективности международного туризма
= 2б1 0 • б! -бЬ б2 = 467,858-1,04• 463,715 =-14,406(млрд. $).
Средний уровень эффективности международного туристического бизнеса в 2013 году по сравнению с 2012 годом по всем странам снизился на 2% или на 0,02 центов на каждый $ в том числе:
а) за счет снижения эффективности туристического бизнеса у отдельных стран на 0,2% или на 0,003центов на каждый $;
б) за счет повышения в объеме расходов доли стран с более низким уровнем эффективности туристического бизнеса на 1,8% или на 0,031 центов на каждый $. То есть снижение среднего уровня эффективности туриз-
ма по всем странам было главным образом связано с повышением в объеме расходов доли стран с более низким уровнем эффективности туристического бизнеса, а понижение эффективности туристического бизнеса у отдельных стран оказали незначительное влияние.
Изменение эффективности международного туризма и количества расходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом по странам обусловило увеличение общих доходов от туризма на 32,069 млрд. $ (ЛQ = ^ Q1 Q0 =
501,562 - 469,493 = 32,069 млрд. $), в том числе:
а) за счет увеличения количества расходов
ЛQб = ( 01 б0 )•) = (505,38 - 463,715)-1,012 = 42,165 млрд. $,
б) за счет снижения средней эффективности международного туристического бизнеса
ЛQбГ =67 - бГ7)'Х 61 =(0,992 -1,012) 505,38 = -10,108 млрд. $.
В итоге общее увеличение доходов от туризма на ЛQ = ЛQФ +ЛQ— =42,165
- 10,108 = 32,057 млрд. $ обусловлено увеличением количества расходов.
Увеличение доходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом от туризма за счет понижения средней эффективности международного туристического бизнеса на ЛQбГ = -10,108 млрд. $ объясняется:
а) снижением эффективности международного туризма по отдельным странам
ЛQбí = £61 ! • б! 61 0 • б! = 501,562-502,573 =-1,011(млрд. $),
б) за счет увеличения доли стран с низкими уровнями эффективности международного туризма, что является определяющим
ЛQЙ = ^б1 0 • б! -бй б! = 502,573-1,012• 505,38 =-8,872(млрд. $).
То есть ЛQ6Г =ЛQбi +ЛQЙ = -1,011 - 8,872 = -9,883 (млрд. $).
Итак, международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
В Беларуси туризм - развивающаяся отрасль. Выгодное геополитическое положение страны (на пересечении основных европейских дорог), развитие туристической инфраструктуры во всех регионах страны, разработка новых проектов, а также уникальность и первозданность природы, способствуют привлечению иностранных туристов в Республику Беларусь и предоставляют широкие возможности для развития туризма в нашей стране.
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает морями и горами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии - туристическому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство
со странами Балтии, Россией, Польшей, что является серьезным ресурсом, способствующим развитию трансграничного туризма; древняя и богатая история, самобытная культура; роскошный природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща.
Рост интереса к Беларуси со стороны иностранных туристов, выгодное географическое и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского народа, высокий уровень безопасности страны открывают широкие возможности для развития туристической отрасли.
В Республике Беларусь в соответствии с подпрограммой «Развитие инфраструктуры туризма» Национальной программы предполагается создать конкурентоспособный туристический комплекс, обеспечить качество услуг, отвечающее международным стандартам.
В соответствии с Программой развития туризма на 2011 - 2015 гг. особое внимание будет уделено строительству гостиниц в таких туристических центрах, как Несвиж, Полоцк, Туров, Браслав, Нарочь, Новогрудок, Кореличи с возможностью единовременного размещения не менее 3 - 4 автобусных групп туристов как минимум двух типов размещения: молодежные хостелы и комфортабельные гостиницы (3 звезды).
Как показывает международный опыт, рентабельная работа объектов придорожного сервиса и рост доходов от их функционирования достигается при интенсивности движения на автомобильных дорогах более 8 тыс. автомобилей в сутки. В то же время интенсивность движения на белорусских автодорогах в среднем 2 - 3 тыс. автомобилей в сутки.
В программе развития туризма на 2011 - 2015 гг. особое внимание обращено на создание комплексов на базе существующих АЗС на всех республиканских автомобильных дорогах, обустроив их мини-мотелями, кемпингами, гостиницами, площадками для отдыха, автостоянками, объектами торговли, пунктами питания, санитарно-гигиеническими местами (пример: гостиничный комплекс «Веста»).
В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011 - 2015 гг. планируется, что к 2015 г. по сравнению с 2010 г. увеличатся: туристические прибытия (служебные, туристические и частные поездки) более чем в 1,6 раза; количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза; экспорт туристических услуг (по методологии Национального статистического комитета РБ) в 3,5 раза; выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза.
Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.
Список литературы
1. Яковенко, А.Е. Доходы и расходы международного туристического бизнеса за 2011-2013 гг. / А.Е. Яковенко // Экономика и управление ХХ1 века: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 2/ ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В. С. Фатеев (гл. ред.), Д. В. Примшиц (зам. гл. ред.) [и др.]. - Гродно: ГрГУ, 2013. - Ч. 2 - С. 301 - 305.
2. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Ключевые-показатели-туризма/Всего-расходов-в-текущих-ценах-долл-США. - Дата доступа: 03.12.2015.
3. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Ключевые-показатели-туризма/Всего-доходов -долл-США. - Дата доступа: 03.12.2015.
4. Лепешев, Д. И. Совершенствование инструментария детерминированного факторного анализа: практические аспекты / Д. И. Лепешев // Потребительская кооперация. -2013. - № 1(40). - С. 62 - 68.
Yakovenko Alexandra Evgen^evna, student Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus Scientific adviser: Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, (e-mail: [email protected]), +37533-394-77-02(MTC) Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus EFFECTIVENESS INTERNATIONAL TOURISM BUSINESS Abstract. The article analyzes the effectiveness of the international tourism business in the major European tourist countries in recent years. Analysis of the effectiveness of international tourism held by the index.
Keywords: international tourism, efficiency, index method, revenues and expenses.