Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРУДНОДОСТУПНЫЕ И МАЛОНАСЕЛЕННЫЕ МЕСТНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ / ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / УСТОЙЧИВОСТЬ / ИЗОЛИРОВАННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Марина Артуровна

Доступность качественного образования является основным фактором социально-экономического развития региона или страны. Развитие информационно-коммуникационных технологий влияет не только на образовательную сферу, но и на все отрасли, которые играют важную роль для повышения уровня и качества жизни населения. Цифровизация образования отвечает новым глобальным вызовам, создает и совершенствует существующие методики в образовательной системе и развивает электронные средства, используемые в процессе обучения. Малонаселенные и труднодоступные регионы в РФ характеризуются слабым уровнем развития транспортной системы и доступности к социально-экономическим услугам. Основные транспортные магистрали сосредоточены преимущественно в наиболее обжитых частях страны. В труднодоступных регионах практически не налажена транспортная связь и внутрирайонные коммуникации, что приводит к транспортной изолированности от районных центров. Республика Саха (Якутия) является самым крупным регионом России с общей площадью 3,1 млн. км2, где проживают 981 971 человек. Плотность населения в Республике Саха (Якутия) на 2021 год составляет 0,32 чел./км2. В центральных районах и в городах этот показатель составляет от 0,27 до 2,85 чел./км2., а в отдаленных районах от 0,01 до 0,15 чел./км2. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2002 года N 47-З N 429-II «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)» труднодоступными и отдаленными местностями признаются 185 населенных пункта и 163 производственных участка. Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Марина Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF DIGITAL AND PHYSICAL ACCESSIBILITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN REMOTE AND SPARSELY POPULATED AREAS: THE CASE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The accessibility of quality education is a major factor of the social and economic development of a region or country. The development of information and communication technologies affects not only the field of education, but also all industries that play a key role for improving the living standards and quality of life of the population. The digitalization of education meets new global challenges, creates, and improves the existing methods of the educational system and modernizes the educational electronic tools. Sparsely populated and remote regions in the Russian Federation are characterized by an underdevelopment of the transport system and inaccessibility of social and economic services. The main transport routes are concentrated primarily in the highly populated areas of the country. The transport links and intraregional communications, in fact, are not established in remote regions. That leads to transport isolation from regional centers. The Republic of Sakha (Yakutia) is the largest region of Russia with a total area of 3.1 million square kilometers and a population of 981,971 citizens. The population density in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2021 estimated 1.32 inhabitants per sq.km. In central regions and cities, this figure ranges from 0.27 to 2.85 per sq.km, and in remote areas from 0.01 to 0.15 inhabitants per sq.km. According to the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated October 04, 2002 number 47-З N 429-II «The list of inaccessible and remote areas in the Republic of Sakha (Yakutia)», 185 settlements and 163 production sites are recognized as inaccessible and remote areas. The current social and economic situation in the country and in the education system indicates that the traditional forms of education and learning models do not meet the needs for educational services, usually concentrated in large cities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И МАЛОНАСЕЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 338.49: 332.122 (571.56) DOI 10.25587/SVFU.2022.10.63.004

М. А. Степанова СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия e-mail: marego0705@mail.ru

Анализ цифровой и физической доступности общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях на примере Республики Саха (Якутия)

Аннотация. Доступность качественного образования является основным фактором социально-экономического развития региона или страны. Развитие информационно-коммуникационных технологий влияет не только на образовательную сферу, но и на все отрасли, которые играют важную роль для повышения уровня и качества жизни населения. Цифровизация образования отвечает новым глобальным вызовам, создает и совершенствует существующие методики в образовательной системе и развивает электронные средства, используемые в процессе обучения. Малонаселенные и труднодоступные регионы в РФ характеризуются слабым уровнем развития транспортной системы и доступности к социально-экономическим услугам. Основные транспортные магистрали сосредоточены преимущественно в наиболее обжитых частях страны. В труднодоступных регионах практически не налажена транспортная связь и внутрирайонные коммуникации, что приводит к транспортной изолированности от районных центров. Республика Саха (Якутия) является самым крупным регионом России с общей площадью 3,1 млн. км2, где проживают 981 971 человек. Плотность населения в Республике Саха (Якутия) на 2021 год составляет 0,32 чел./км2. В центральных районах и в городах этот показатель составляет от 0,27 до 2,85 чел./км2., а в отдаленных районах от 0,01 до 0,15 чел./км2. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2002 года N 47-З N 429-II «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)» труднодоступными и отдаленными местностями признаются 185 населенных пункта и 163 производственных участка. Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Ключевые слова: цифровизация, труднодоступные и малонаселенные местности, цифровая доступность образования, цифровая образовательная среда, малокомплектные школы, плотность населения, Республика Саха (Якутия), устойчивость, изолированность, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, дистанционное обучение.

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 20-310-90043 «Информационные технологии в системе предоставления социальных услуг в малонаселенных регионах России (на примере Якутии)».

Для цитирования: Степанова М. А. Анализ цифровой и физической доступности общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях на примере Республики Саха (Якутия) // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2022, № 2 (28). С. 40-54.

M. A. Stepanova M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia e-mail: marego0705@mail.ru

The analysis of digital and physical accessibility of educational institutions in remote and sparsely populated areas: the case of the Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract. The accessibility of quality education is a major factor of the social and economic development of a region or country. The development of information and communication technologies affects not only the field of education, but also all industries that play a key role for improving the living standards and quality of life of the population. The digitalization of education meets new global challenges, creates, and improves the existing methods of the educational system and modernizes the educational electronic tools. Sparsely populated and remote regions in the Russian Federation are characterized by an underdevelopment of the transport system and inaccessibility of social and economic services. The main transport routes are concentrated primarily in the highly populated areas of the country. The transport links and intraregional communications, in fact, are not established in remote regions. That leads to transport isolation from regional centers. The Republic of Sakha (Yakutia) is the largest region of Russia with a total area of 3.1 million square kilometers and a population of 981,971 citizens. The population density in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2021 estimated 0.32 inhabitants per sq.km. In central regions and cities, this figure ranges from 0.27 to 2.85 per sq.km, and in remote areas from 0.01 to 0.15 inhabitants per sq.km. According to the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated October 04, 2002 number 47-3 N 429-II «The list of inaccessible and remote areas in the Republic of Sakha (Yakutia)», 185 settlements and 163 production sites are recognized as inaccessible and remote areas. The current social and economic situation in the country and in the education system indicates that the traditional forms of education and learning models do not meet the needs for educational services, usually concentrated in large cities.

Keywords: digitalization, remote and sparsely populated areas, digital accessibility of education, digital educational environment, ungraded schools, population density, the Republic of Sakha (Yakutia), sustainability, isolation, information-communication technologies, Internet, distance education.

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90043 «Information technologies for social services system in sparsely populated regions of Russia (case of Yakutia)».

For citation: Stepanova M. A. The analysis of digital and physical accessibility of educational institutions in remote and sparsely populated areas: the case of the Republic of Sakha (Yakutia) // Arctic XXI century. Humanitarian sciences. 2022, No. 2 (28). P. 40-54 (In Russ.)

Введение

Труднодоступные и малонаселенные районы составляют значительную часть территории Российской Федерации. К ним относятся села, поселки, деревни, стоянки животноводов, хутора, пограничные заставы войсковых частей, рудники, поселки городского типа и т. д. В России труднодоступные и малонаселенные местности распространены в следующих субъектах: Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия), Мордовия, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Удмуртская республика, Чеченская республика, Камчатский, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский края, Архангельская, Кировская, Магаданская, Сахалинская, Смоленская области, Ямало-ненецкий, Ханты-Мансийский, Еврейский автономные округа. Определенных толкований к термину «труднодоступные и малонаселенные местности» в нормативно-правовых актах нет, также недостаточно научных исследований на эту тему. Выделяются следующие критерии для отнесения местности к категории труднодоступных:

- удаленность от районных центров и постоянных населенных пунктов;

- отсутствие круглогодичного транспортного сообщения;

- плотность населения;

- размещение на местности кочующих бригад, метеостанций, родовых угодий малочисленных народов Севера;

- экстремальные климатические и географические условия.

Так, А. А. Власов полагает, что к числу труднодоступных относится «населенный пункт, который в силу погодно-климатических условий, техногенных обстоятельств и отсутствия элементов инфраструктуры оказывается исключенным на длительные периоды от транспортных путей» [2, с. 113]. По мнению А. Ф. Абдулвалиева, «труднодоступная местность - это местность, удаленная от населенных пунктов и представляющая в силу социально-экономических, географических и климатических условий особую сложность для проведения следственных и судебных действий» [1, с. 140].

В Российской Федерации достаточно большая часть северных территорий относится к труднодоступным и малонаселенным местностям. Социально-экономическое развитие северных территорий рассматривается в трудах многих зарубежных исследователей, таких как Г. Бьерланд и Л. Торсруд, Д. Бригта, Б. Ларсен и Б. Скорстада. Объектами исследований этих ученых стали северные территории Дании, США, Канады, Норвегии, Швеции, Исландии и др. Критериями исследований стали:

демографический потенциал, экономическая политика и социальная сфера, а также социально-экономическое развитие. Отечественными исследователями по этому вопросу являются: А. Г. Гранберг, А. А. Адаме-ску и В. В. Кистанов, Н. М. Римашевская, А. Л. Мигранова и др.

Ускорение социально-экономического развития региона, модернизация объектов социальной инфраструктуры отражается в национальных проектах и стратегиях. На современном этапе реализация национальных проектов затрагивает все сферы жизни населения и является важным условием в развитии социальных благ. Причины текущих перекосов в развитии социальной инфраструктуры в северных регионах России, в том числе в Якутии, во многом кроются в том, что подошли сроки морального и физического износа объектов, введенных в период советской плановой системы. Активное социальное строительство осуществлялось с середины 60-х до начала 90-ых гг. XX в. В период перехода к рыночной экономике эти объемы резко упали и только в начале 2000-х гг. стали постепенно восстанавливаться [3, с. 120].

Качество и доступность образования в труднодоступных и малонаселенных местностях остается основным вопросом в развитии системы образования в России. Переполненность общеобразовательных учреждений в центральных регионах и городах, а также неравномерное распределение численности обучающихся является актуальной темой исследования. По данным 2021 г. в России более 23 тысяч сельских школ, в которых обучаются 3,8 млн детей. Малокомплектными являются около 13000 школ, это 56% от общего количества сельских школ. Особенностями таких школ являются: низкая плотность населения, слабое развитие транспортной инфраструктуры, высокий уровень миграционных процессов при незначительном приросте населения и т. д. На современном этапе в РФ ведутся работы по улучшению условий в сельских школах.

Особенности общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях Якутии

Республика Саха (Якутия) - регион с низким уровнем развития транспортной системы и доступности к социальным услугам. Все это приводит к снижению качества и уровня жизни населения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 220) 13 районов Якутии включены в состав сухопутной территории Арктической Зоны. На этих территориях большинство населенных пунктов отнесены к труднодоступным и малонаселенным,

проживает там 47116 человек по данным 2021 г., что составляет 69,5% населения РС (Я). По всей протяженности республики наблюдается неравномерное расселение населения, которое объясняется суровыми климатическими условиями. Природно-климатические условия в северной части республики затрудняют развитие транспортной системы и обеспечение транспортной доступности всех удаленных малонаселенных пунктов. По данным правительства Республики Саха, в транспортном отношении Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира, так как 90 % ее территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.

В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства республики образуют районы, объединенные в экономические зоны - Центральную (ЦЭЗ), Западную (ЗЭЗ), Восточную (ВЭЗ), Южную (ЮЭЗ) и Арктическую (АЭЗ), отличающиеся общностью транспортной и энергетической инфраструктуры, специализацией хозяйства, схожестью природно-климатических условий (стратегия СЭР).

4,6%

■ЦЭЗ ■ЗЭЗ ■АЭЗ ' ЮЭЗ ■ВЭЗ

Рис. 1. Доля проживающих в труднодоступных и малонаселенных местностях

в Якутии (2021 г.)

Источник: Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)

Pic. 1. Number of residents in remote and sparsely populated areas in Yakutia (2021) Source: Statistical data of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia)

Труднодоступность населенных пунктов и суровые климатические условия требуют создания наиболее комфортного размещения социальных объектов для населения. Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2002 года N 47-З N 429-П «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)» труднодоступными и отдаленными местностями признаются 185 населенных пункта и 163 производственных участка1. Урбанизация, переезд населения из малых поселений в более крупные, из более крупных в г. Якутск, привели к тому, что в значительном числе малочисленных поселений инфраструктура избыточна, а в крупных, миграционных привлекательных поселениях она недостаточна. Это и порождает отклик в виде планируемой оптимизации учреждений социальной инфраструктуры. Плотность населения в Республике Саха (Якутия) на 2021 г. составляет 0,32 чел./ км2. В центральных районах и в городах этот показатель составляет от 0,27 до 2,85 чел./км2., а в отдаленных районах от 0,01 до 0,15 чел./км2. В последние годы прослеживается тенденция расселения населения: переезд населения из малых поселений в более крупные, из более крупных в г. Якутск. В городах Якутии по данным 2019 г. обучаются 93562 ученика в 188 школах. В сельских местностях республики - 54062 обучающихся в 461 общеобразовательном учреждении. На территории Якутии по данным 2021 г. действуют 625 образовательных организаций, осуществляющих подготовку по основным программам общего образования, 71,2% из которых расположены в сельских местностях. Дневных образовательных организаций - 622, на долю городских учреждений приходится всего 28,8%. Протяженность территории Якутии, а также природно-климатические условия диктуют свои особенности в доступности образования. Следует особо подчеркнуть, что серьезным ограничением для обеспечения равного доступа к образованию является транспортная система внутри республики. Расстояние 120 школ (18%) до ближайшей школы составляет от 50 до 550 км. Расстояние от Якутска до центров северных улусов - до 4300 км. В 173 школы можно доехать только по автозимнику. В республике к малокомплектным общеобразовательным учреждениям относятся 33,3% школ. Затраты малокомплектных школ, в том числе дошкольные организации, финансируются независимо от количества воспитанников, обучающихся и наполняемости групп, классов, то есть они не подпадают под подушевое нормативное

1 Указ Президента Российской Федерации от 2.05.2014 года № 296 (с изм. и доп.

от 13.05.2019 г. № 220) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»

М. А. Степанова. анализ цифровой и физической доступности общеобразовательныхучрежденийв труднодоступныхи малонаселенных _местностяхнапримеререспублики саха(якутия)_

финансирование. Республиканский норматив учитывает норму напол-няемостиклассов, етупели, кеык о(уруния, соотнокеиок фоуда опряты трудапедагосиекскйго о^еонаога, орррср

образовательный процесс, и административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного, обслуживающего, прочего педагогического персонала.

Рис. 2. Количественные данные малокомплектных школ в РС (Я) Источник: Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)

Pic.2. Quantitative data of small schools in the RepublicSakha (Yakutia) Source: Statistich fata oftiae FedaralState Statistics fervice for theRepuakic of Sakha (Yakaiia)

Всаго с мхруяомхлротных шнолах Республики Саха(Ялутия)обуча-ютсл9в3]1учащихся, что соетаектсту% от 1^с;^г<о числ а нТраеющехео. 63% малокомплектных школ сосредоточены в Центральной и Западной экономической зонах РС (Я), остальная часть - в Арктической, Южной и Восточной экономических зонах республики. Особенности Арктической зоны Якутии предопределяют создание кочевых школ, которые функционируют в семи районах. Открытие кочевых школ возможно при кочевой родовой общине или родовом кочевом хозяйстве с контингентом ГнЛчелевека волавев. Для емернеов террулаеон, гдв существует снож-иокть аноаупа а облссоеательным усе^ам, оооевая шотлатоековится базой для формирования духовных и культурных ценностей, а также патриотического воспитания детей. Обучение в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и в базовых школах ведется по индивидуальным учебным графикам и учебным планам, так как зависит от производственной деятельности родителей. Школа осуществляет

режим учебной деятельности на год, утвержденный в базовой школе. Тарификация оформляется в базовой школе.

Образовательная среда Якутии ориентирована на усиление цифровой составляющей образования, рост качества образовательных услуг, расширение содержания и форм образования, включая онлайн-технологии. Основным нормативно-правовым актом в сфере развития информационно-коммуникационной системы в сфере образования РС (Я) является распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2018 года № 899-РГ «О внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия)» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

И

«Спутниковый интернет»

Средняя скорость интернета - 256 Кбит/с;

Преимущественно наблюдается в труднодоступных, арктических и северных районах.

Типы подключения

И

«Оптическое волокно»

Средняя скорость интернета - 5-100 Мбит/с; Доступен в центральных, южных н западных районах, а также с 2020 г. в Оленекском районе.

И

«ADSL»

Средняя скорость ннтернета - 1-3 Мбит/с;

Доступен в сельских поселениях кроме северных районов.

V_У

«Сетевой город. Образование» «Е-Услуги. Образование» «Учет контингента»

«Сетевой регион. Образование»

Рис. 3. Типы подключения к интернету в общеобразовательных учреждениях

Республики Саха (Якутия) Pic. 3. Types of Internet Connection in General Schools of the Republic of Sakha (Yakutia)

По данным Министерства образования и науки РС (Я) 2021 г., все общеобразовательные организации имеют доступ к сети Интернет, финансирование обеспечивается из республиканского бюджета в рамках субвенций. На данный момент в Якутии продолжается реализация проекта «Цифровая образовательная среда» до 2024 г., который предполагает

развитие информационно-коммуникационных технологий в республике для обеспечения и доступности качества образования. В 2019 г. в республике к сети интернет были подключены 140 образовательных учреждений, в 2020 г. - 151 учреждение, а в 2021 г. - 214 учебных заведений. С помощью спутниковой связи, через которую подключены 30% учреждений республики, с помощью оптоволоконной связи - 61% учреждений и проводное подключение через телефонную линию - 7%. Кроме того, действует беспроводной широкополосный доступ, через который подключены 2% образовательных организаций.

В рамках гранта РФФИ № 20-310-90043 «Информационные технологии в системе предоставления социальных услуг в малонаселенных регионах России (на примере Якутии)» было проведено исследование физической и цифровой доступности социальных услуг (в том числе и образования) в труднодоступных и малонаселенных поселениях Республики Саха (Якутия). Объектом исследования выступили следующие местности: с. Оленек и с. Харыялаах Оленекского района, с. Тополиное Томпонского района, с. Походск Нижнеколымского района, с. Мальжа-гар Нюрбинского района, с. Угоян Алданского района и с. Исит Ханга-ласского района.

Таблица 1 Table 1

Количественный состав учащихся и учителей в общеобразовательных учреждениях труднодоступных и малонаселенных поселений Number of students and teachers in general schools of hard-to-reach and sparsely

populated settlements

Количество учащихся Педагогический состав

20192020 20202021 20212022 20192020 20202021 20212022

1 МБОУ «Иситская СОШ Хангаласского улуса (района)» 41 40 37 12 13 13

2 МБОУ «Оленекская СОШ им. Х.М. Николаева» 438 439 438 43 43 37

3 МБОУ «Харыялахская СОШ им. Х.А. Христо-форова» 94 112 114 15 17 17

4 МБОУ «Мальжагарская СОШ им. В.И. Максимова» 54 56 55 18 18 18

5 МКОУ «Походская СОШ» 18 22 23 9 9 10

6 МБОУ «Тополинская СОШ» 155 156 152 19 17 15

7 МКОУ «СОШ № 37 с.Угоян» 64 66 60 21 23 22

Источник: Статистические данные Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)

Source: Statistical data of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia)

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что количество учащихся и учителей в большинстве из исследованных общеобразовательных учреждений в труднодоступных и малонаселенных местностях РС (Я) имеет тенденцию роста или не замечается резкого снижения. Это может быть связано с тем, что население не готово переезжать в более крупные поселения, более 90% из опрошенного населения ответили, что не желают менять место проживания.

Информатизация школ должна предусматривать все параметры, которые отражают изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий: доступность цифровых технологий для учеников и учителей, компетентность педагогов в сфере цифровых технологий, использование новых технологий в процессе обучения. Полученные данные свидетельствуют, что оснащение школ средствами ИКТ отстает в малонаселенных и труднодоступных сельских поселениях от центральных, но в этих школах решена проблема обеспечения техникой курса информатики и информационных технологий.

Таблица 2 Table 2

Материально-техническое оснащение школ в труднодоступных и малонаселенных местностях РС (Я) в 2021-2022 уч.гг. Material and technical equipment of schools in hard-to-reach and sparsely populated areas of the Republic Sakha (Yakutia) in 2021-2022

Кол- Кол- Кол-во Кол-во Кол- Кол-во Кол-во

во учащих-ся на 1 комп. во учителей на 1 комп. ком-пьюте-ров интерактив-ных досок во про-екто-ров видеоо- бо рудова-ния других графических устройств

с. Оленек, МБОУ Оленек-ская СОШ им.Х.М. Ни- 3,48 0,29 126 15 15 2 28

колаева

С. Харыя-лаах, МБОУ «Харыялах-ская СОШ им. Х.А. Христофо-рова» 6,71 1 17 14 14 1 15

с. Тополиное, МБОУ «ТСОШ» 2,24 0,22 68 10 12 1 9

с. Походск, МКОУ «ПСОШ» МР «Ниж- 1,35 0,59 17 9 9 1 5

неколым-

ский район»

МБОУ «Мальжа-гарская СОШ им. В.И. Максимова» 2,39 0,78 23 4 7 1 9

с. Угоян, МКОУ СОШ № 37 2,86 1,05 21 3 10 1 3

с. Исит, МБОУ «Иситская СОШ» 1,48 0,52 25 8 10 4 3

Источник: Статистические данные Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)

Source: Statistical data of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia)

Как показывает опыт успешных школ, для повышения качества образовательного процесса и повышения цифровых навыков всех субъектов образовательной системы необходимо обеспечить компьютерами в следующем соотношении: 1 компьютер на 1 учащегося и 1 компьютер на 1 учителя. Ближе к этим показателям «Походская СОШ» и «Иситская СОШ». Увеличить использование ИКТ в общеобразовательных учреждениях также можно с помощью создания зон со свободным доступом в интернет. По результатам анкетирования можно сказать, что во всех исследованных школах внедрены цифровые технологии в образовательный процесс, но степень распространения неоднородна. Использование ИКТ учителями в школах, а также их влияние на образовательный процесс в большей степени зависит от материально-технического оснащения и развития процессов информатизации в общеобразовательном учреждении. Во всех обследованных школах отмечается, что повышение цифровых навыков и компетенций в большинстве случаев осуществляется путем неформального общения учителей школы между собой и с коллегами из других школ на темы использования ИКТ в учебном процессе. Также нужно упомянуть, что за последние годы на региональном и федеральном уровне активно ведутся работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов. На современном этапе распространены различные курсы повышения квалификации и курсы переподготовки по этой сфере. За 2020-2021 уч. гг. прошли повышение квалификации по

дистанционному обучению педагоги из 42 общеобразовательных организаций республики. На данный этап 35% школ в Якутии ввели сетевое образование в учебный процесс. План Республики Саха (Якутия) составляет 70% к 2024 г.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональной особенностью общеобразовательных учреждений является то, что в сельских местностях находятся 71,9% дневных школ, в них обучаются 53626 учеников, что составляет 36,8% от общей численности. Средняя наполняемость классов в сельской местности постепенно снижается за счет миграции в города. Такая динамика связана, прежде всего, с демографической ситуацией, за счет уменьшения количества детей школьного возраста и, как следствие, объединение классов или школ, в том числе школ с детскими садами. Специфика образовательного процесса сельских малокомплектных школ определяется региональными особенностями, в том числе в Республике Саха (Якутия) - специфическими природно-климатическими условиями Севера и национально-региональными образовательными традициями. Совершенствование системы управления проектами по развитию социальной инфраструктуры в регионах со сложной транспортной доступностью должно предусматривать: использование данных долгосрочного демографического прогноза для региона, а также рамочного документа; разработку и внедрение в систему бюджетного планирования нормативов обеспеченности поселений объектами социальной инфраструктуры в зависимости от людности, транспортной и цифровой доступности.

Литература

1. Абдулвалиев, В. Ф. Труднодоступная местность как особое географическое условие, влияющее на расследование и рассмотрение уголовных дел / В. Ф. Абдулвалиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2018. - С. 138-145.

2. Власов, А. А. Адвокат в судопроизводстве: краткий учебный курс / А. А. Власов.

- Москва : Норма, 2017. - 304 с.

3. Гаврильева, Т. Н. Управление проектами по развитию социальной инфраструктуры в регионах со сложной транспортной доступностью (на примере Республики Саха (Якутия)) / Т. Н. Гаврильева // Материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры «Управление проектами и программами» РЭУ им. Г.В. Плеханова «Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании», 12-14 апреля 2018 г., г. Москва. - Москва : Издательство «РЭУ им. Г. В. Плеханова». - 2018. - С. 118-122.

4. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) : [сайт]. - Якутск.

- URL: https://minobmauki.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2022 - 15.04.2022).

5. Найден, С. Н. Развитие социальной инфраструктуры в условиях Дальнего Востока / С. Н. Найден // Регионалистика. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 6-17.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) : [сайт]. - Якутск. - URL: https://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 05.03.2022-22.04.2022).

7. Томаска, А. Г. Республика Саха (Якутия): особенности территориальной и социальной мобильности : [коллективная монография] / Н. Д. Федотова, Я. М. Санникова, Д. М. Винокурова ; ответственный редактор В. Б. Игнатьева. - Якутск : Центр научно-технической информации ИГИиПМНС СО РАН, 2018. - 185 с.

8. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - Москва. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.03.2022-10.05.2022).

9. Шатуновский, В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская // Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1(87). - С. 53-56.

10. Wasant Atisabda, Charuwan Kritpracha, Ophat Kaosaiyaporn, Amornpan Pattaro. Strategies for Distance Learning to Increase Academic Achievement of High School Students in Risk Area of the Southernmost of Thailand, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 174, 2015. - pp. 2384-2389. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2015.01.905.

11. Mehmet Baris Horzum, Ozlem Cakir, Structural Equation Modeling in Readiness, Willingness and Anxiety of Secondary School Students About the Distance Learning, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 47, 2012. - pp. 369-375. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.665.

References

1. Abdulvaliev, V. F. Hard-to-reach terrain as a special geographical condition affecting the investigation and consideration of criminal cases / V F. Abdulvaliev // Legal Science and Law Enforcement Practice. - 2018. - pp. 138-145.

2. Vlasov, A. A. Lawyer in legal proceedings: a short training course / A. A. Vlasov. -Moscow: Norma, 2017. - P. 304.

3. Gavrilieva, T. N. Project management for the development of social infrastructure in regions with difficult transport accessibility (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)) / T. N. Gavrilieva // Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference of the Project and Program Management Department of the Russian Economic University them. G.V. Plekhanov «Modern problems of project management in the investment and construction sector and environmental management», April 12-14, 2018, Moscow. - Moscow: Publishing house «REU named after G. V. Plekhanov». - 2018. -pp. 118-122.

4. Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia) : [website]. -Yakutsk. - URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ (date ofaccess: 04/01/2022 - 04/15/2022).

5. Nayden, S. N. Development of social infrastructure in the conditions of the Far East / S. N. Nayden // Regionalistics. - 2015. - T. 2. - No. 3. - pp. 6-17.

6. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia) : [website]. - Yakutsk. - URL: https://sakha.gks.ru/ (date of access: 05.03.202222.04.2022).

7. Tomaska, A. G. The Republic of Sakha (Yakutia): features of territorial and social mobility : [collective monograph] / N. D. Fedotova, Ya. M. Sannikova, D. M. Vinokurova ;

executive editor V B. Ignatieva. - Yakutsk : Center for Scientific and Technical Information IGIiPMNS SO RAN, 2018. - P. 185.

8. Federal State Statistics Service : [website]. - Moscow. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (date of access: 03/02/2022-05/10/2022).

9. Shatunovsky, V L. Once again about distance learning (organization and provision of distance learning) / V. L. Shatunovsky, E. A. Shatunovskaya // Bulletin of Science and Education. - 2020. - No. 9-1(87). - pp. 53-56.

10. Wasant Atisabda, Charuwan Kritpracha, Ophat Kaosaiyaporn, Amornpan Pattaro. Strategies for Distance Learning to Increase Academic Achievement of High School Students in Risk Area of the Southernmost of Thailand, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 174, 2015. - pp. 2384-2389. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2015.01.905.

11. Mehmet Baris Horzum, Ozlem Cakir, Structural Equation Modeling in Readiness, Willingness and Anxiety of Secondary School Students About the Distance Learning, Procedia - Social and Behavioral Sciences, Vol. 47, 2012. - pp. 369-375. - ISSN 1877-0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.665.

Сведения об авторе

СТЕПАНОВА Марина Артуровна - старший преподаватель кафедры «Международные исследования» СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: marego0705@mail.ru

STEPANOVA, Marina Arturovna - Senior lecturer of the Institute of Modern Languages and International Studies of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.