Научная статья на тему 'Анализ ценового регулирования и компенсационных механизмов в системе амбулаторного лекарственного обеспечения европейских стран'

Анализ ценового регулирования и компенсационных механизмов в системе амбулаторного лекарственного обеспечения европейских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PRICE REGULATION / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ СХЕМЫ / COMPENSATION SCHEMES / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СПИСКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / THE POSITIVE AND NEGATIVE LISTS OF DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сура Мария Владимировна

Рассматриваются вопросы регулирования фармацевтического рынка посредством контроля цен и внедрения механизмов возмещения стоимости лекарственных препаратов на амбулаторном этапе на примере ряда европейских стран. В большинстве европейских стран регулированию подлежат цены на лекарственные препараты (как правило рецептурные), стоимость которых возмещается за счет государства. Разработка компенсационных схем предполагает формирование позитивных или негативных списков (списков возмещаемых или невозмещаемых препаратов), определение уровней компенсаций и соплатежей населения, а также анализ экономической эффективности включаемых в списки препаратов. Существующие компенсационные схемы в европейских странах различаются по размерам компенсаций и соплатежей населения, по категориям населения или группами заболеваний, подлежащих государственному покрытию. В последние годы во многих странах Европы при решении вопроса о ценообразовании и возмещении все большее значения приобретает деятельность агентств по оценке технологий в здравоохранении (ОТЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сура Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRICE CONTROL AND COMPENSATION MECHANISMS IN THE OUTPATIENT DRUG PROVISION OF EUROPEAN COUNTRIES

The problems of the pharmaceutical market regulation through price control and the introduction of cost-recovery mechanisms of drugs of outpatient an example of some European countries. In most European countries, subject to regulation prices are medicines (usually prescription drugs) that are reimbursed by the state. Development of compensation schemes involves the formation of positive or negative lists (lists of reimbursable or non-reimbursable drugs), determination of the levels of compensation and cost sharing of the population, as well as cost-effectiveness analysis included in the lists of drugs. Existing compensation schemes in European countries have different sizes of compensation and cost sharing of the population, according to categories of people or groups of diseases, subject to government coverage. In recent years, in many European countries when deciding on pricing and reimbursement agencies of health technology assessment (HTA) are becoming increasingly important.

Текст научной работы на тему «Анализ ценового регулирования и компенсационных механизмов в системе амбулаторного лекарственного обеспечения европейских стран»

АНАЛИЗ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В СИСТЕМЕ АМБУЛАТОРНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

М.В. Сура1

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Рассматриваются вопросы регулирования фармацевтического рынка посредством контроля цен и внедрения механизмов возмещения стоимости лекарственных препаратов на амбулаторном этапе на примере ряда европейских стран. В большинстве европейских стран регулированию подлежат цены на лекарственные препараты (как правило рецептурные), стоимость которых возмещается за счет государства. Разработка компенсационных схем предполагает формирование позитивных или негативных списков (списков возмещаемых или невозмещаемых препаратов), определение уровней компенсаций и соплатежей населения, а также анализ экономической эффективности включаемых в списки препаратов. Существующие компенсационные схемы в европейских странах различаются по размерам компенсаций и соплатежей населения, по категориям населения или группами заболеваний, подлежащих государственному покрытию. В последние годы во многих странах Европы при решении вопроса о ценообразовании и возмещении все большее значения приобретает деятельность агентств по оценке технологий в здравоохранении (ОТЗ).

Ключевые слова: ценообразование, ценовое регулирование, компенсационные схемы, позитивные и негативные списки лекарственных препаратов

Оказание медицинской помощи населению в настоящее время невозможно представить без лекарственных препаратов. Лекарственная помощь является приоритетной при лечении почти всех заболеваний и составляет приблизительно 95% всех назначений врачей [1]. В развитых странах расходы на лекарственные препараты составляют значительную часть всех расходов на здравоохранение и имеют тенденцию к пос-

1 Сура Мария Владимировна — канд. мед. наук, доцент кафедры управления здравоохранением и лекарственного менеджмента ФППОВ; 119992, Москва, Зубовский бульвар, д. 37/1; тел.: 8 (499) 245-19-53; e-mail: mariasoura@yandex.ru.

тоянному росту. Так, доля расходов стран-членов ОЭСР2 на лекарственные препараты увеличивалась за последние 20 лет в среднем на 5,7% в год, т. е. быстрее, чем средний рост расходов по другим областям здравоохранения, а также ВВП [2]. Причина этой тенденции связана как с демографическими факторами (в частности, постарением населения), так и с изменением струк-

2 Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

туры фармацевтического рынка (появлением новых дорогостоящих препаратов, расширением ассортиментного перечня лекарственных средств, ростом платежеспособного спроса и др.).

Одной из важнейших задач лекарственной политики любого государства являются обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов и их рациональное применение. Кроме этого, государство решает и другие задачи, в частности сдерживание затрат на лекарственные препараты при соблюдении баланса между достижением целей здравоохранения и промышленной политики. Таким образом, методы государственного регулирования должны, с одной стороны, позволять фармацевтическим компаниям осуществлять дорогостоящие разработки новых препаратов, а с другой — обеспечивать ценовую доступность инновационных лекарств для населения.

Лекарственное обеспечение является одной из важнейших социальных гарантий, предоставляемых населению в различных странах, и большинство развитых стран мира гарантирует обеспечение населения лекарственными средствами на безвозмездной или частично возмещаемой основе. Так, наряду с бесплатным лекарственным обеспечением больных на стационарном этапе оказания медицинской помощи большинство развитых стран Запада покрывают расходы на лекарственные препараты и в амбулаторном секторе, в частности на рецептурные препараты для всего населения (возмещаемые рецептурные препараты), а для части населения и на безрецептурные препараты (возмещаемые безрецептурные препараты). Подобная практика обеспечения населения лекарственными препаратами со стороны государства требует внедрения научно обоснованных механизмов регулирования фармацевтического рынка, в частности регулирования цен на возмещаемые лекарственные препараты как на уровне производителя, так на уровне дистрибьютора и аптечной сети.

Большинство стран используют различные механизмы регулирования фармацевтического рынка, например, контроль выписки рецептов, предоставление фирмам налоговых льгот на исследования и разработки. Вместе с тем в наибольшей степени на рынок лекарств оказывают влияние: ценовое регулирование (государственное регулирование цен на лекарственные препа-

раты), компенсационные схемы (государственное возмещение стоимости лекарственных препаратов пациентам) и патентное регулирование (государственное регулирование сроков патентной защиты на новые лекарственные препараты) [1,3].

Далее мы более детально остановимся на существующих подходах к организации системы ценообразования на лекарственные препараты и ценового регулирования, а также систем компенсаций (возмещения) стоимости препаратов на амбулаторном этапе оказания медицинской помощи на примере ряда стран Евросоюза.

Ценообразование и регулирование цен на лекарственные препараты в зарубежных странах

Ценообразование представляет собой процесс установления цены на товар или услугу. Принято различать рыночное (свободное) — на основе взаимодействия спроса и предложения — и регулируемое (централизованное государственное) ценообразование, основанное на назначении цен государственными органами. Рынок лекарственных препаратов является одним из наиболее сложных с точки зрения процессов ценообразования. С одной стороны, порядок формирования цен на лекарственные препараты — это составная часть политики государства по снижению расходов при одновременном повышении эффективности и обеспечения равного доступа, с другой стороны, в определении стоимости препаратов должны быть учтены экономические интересы производителей и продавцов. Как правило, процессы ценообразования на лекарственные препараты в развитых зарубежных странах сочетают в себе механизмы рыночного (свободного) и регулируемого ценообразования. В большинстве стран регулированию подлежат цены на лекарственные препараты (как правило рецептурные), стоимость которых возмещается за счет государства — бюджетных средств и(или) фондов медицинского страхования. Ценообразование на невозмещаемые лекарственные препараты (как правило безрецептурные) обычно не подлежит контролю со стороны государства.

Регулирование цен на лекарственные препараты может осуществляться на уровне производителей, оптовых покупателей (дистрибьюторов)

и (или) аптек. К примеру, в Германии регулированию подлежат цены на рецептурные препараты только на уровне дистрибьюторов и аптек (фиксированные надбавки), цены производителя как на рецептурные, так и на безрецептурные препараты не регулируются (свободное ценообразование) [4].

В Великобритании цены на оригинальные рецептурные препараты, поставляемые для Национальной службы здравоохранения (National Health Service, NHS) в амбулаторный и стационарный сектор, контролируются схемой регулирования цен на лекарственные препараты (Pharmaceutical Price Regulation Scheme, PPRS). PPRS представляет собой механизм управления ценами на оригинальные рецептурные препараты, реализуемый за счет регулирования прибыли, которую компании могут получить от продажи препаратов NHS. PPRS устанавливает прайс-лист NHS, то есть цену возмещения, которая включает маржу оптового продавца и аптеки (при этом на уровне дистрибьюторов и аптек осуществляется свободное ценообразование). Свободное ценообразование распространяется на препараты безрецептурного отпуска, дженерики, невозмещаемые препараты [5].

В Испании на уровне производителя осуществляется регулируемое ценообразование на рецептурные и некоторые безрецептурные препараты. Обязательному государственному регулированию подлежат торговые надбавки дистрибьюторов и аптек на все лекарственные препараты [6].

Во Франции специально созданный Экономический комитет по продуктам здравоохранения (Economic Committee for Health Care Products, CEPS) ответственен за регулирование цен на возмещаемые рецептурные препараты, при этом регулированию подлежат как отпускные цены производителей, так и максимальные торговые надбавки дистрибьюторов и аптек. На невозмещаемые препараты и препараты безрецептурного отпуска (во Франции эта группа препаратов не подлежит возмещению) определено свободное ценообразование как на уровне производителя, так и в оптовом и розничном сегментах [7]. Аналогичная система ценообразования существует и в Польше [8].

В Швеции нет официально декларируемой политики в области ценообразования на лекарс-

тва. Однако фактически в стране существует ценовое регулирование на рецептурные и ограниченное число безрецептурных препаратов для лечения хронических заболеваний, которые входят в список возмещаемых лекарственных препаратов. Что же касается невозмещаемых рецептурных и большинство безрецептурных препаратов, то они не подпадают под ценовое регулирование и продаются по рыночным ценам [9].

При регулировании цен на лекарственные препараты на уровне производителей (импортеров) могут быть использованы следующие методы: сравнительное (референтное) ценообразование, переговорное ценообразование, метод ограничения прибыли и метод «издержки плюс».

Кроме этого, в некоторых странах (например, в Великобритании) в последние годы широко применяется метод фармакоэкономических расчетов в качестве основного или дополнительного инструмента регулирования цен на лекарства. Ценовое регулирование в соответствии с терапевтическим эффектом предполагает, что на более эффективные препараты в рамках одной группы устанавливаются более высокие цены. При этом эффективность препаратов должна быть доказана. Чаще всего данная методика используется для новых препаратов [1].

В Европейских странах наиболее часто используемыми методами регулирования цен на препараты на уровне производителей являются методы сравнительного и (или) переговорного ценообразования (табл. 1).

В рамках сравнительного ценообразования цена на препарат может устанавливаться в зависимости от его стоимости в других странах, выбранных для сопоставления, — определение внешней референтной (справочной) цены External price referencing) и (или) в зависимости от стоимости сопоставимых (подобных) препаратов, зарегистрированных внутри страны — определение внутренней референтной (справочной) цены (internal price referencing). Подобные подходы применяются во Франции, Испании, Польше и др. Преимущество сравнительного ценообразования состоит в его простоте и отсутствии необходимости проведения специальных исследований, за исключением мониторинга стоимости лекарственных препаратов. Единственное условие — определить круг стран или перечень пре-

Таблица 1

Регулирование цен на лекарственные препараты на уровне производителей в амбулаторном секторе

в различных странах Европы

Методы регулирования цен

Страна «издержки плюс» ограничение прибыли сравнительное (референтное) ценообразование переговорное ценообразование

Германия Не используется Не используется Не используется Не используется

Великобритания Не используется Используется Не используется Используется для возмещаемых рецептурных препаратов

Испания Не используется Не используется Используется, внешнее и внутреннее Используется для возмещаемых рецептурных и безрецептурных препаратов

Франция Не используется Не используется Используется, внешнее и внутреннее Используется для возмещаемых рецептурных препаратов

Польша Не используется Не используется Используется, внешнее и внутреннее Используется для возмещаемых препаратов

Швеция Не используется Не используется Не используется Не используется

паратов, по которым будет проводиться анализ. При определении внешней справочной цены чаще всего рассчитывается средневзвешенная цена по нескольким странам или, например, по всем странам Евросоюза.

Внешние справочные цены используются для установления цен на препараты, не имеющих зарегистрированных аналогов на фармацевтическом рынке внутри страны (например, для новых препаратов). Внутренние справочные цены по большей части применяются при установлении цен на дженерики и препараты, аналоги которых уже включены в систему референтных цен.

Переговорное ценообразование чаще всего используется государственными органами при больших объемах закупок лекарственных препаратов или значительной системе компенсации цен на них. Переговоры о цене между государственными органами здравоохранения и фармацевтическими компаниями (или обладателями права на маркетинговое использование) затрагивают только те препараты, стоимость которых возмещается государством. Переговорное ценообразование применяется в качестве дополнительного инструмента регулирования цен во многих странах, например в Великобритании, Испании, Франции, Польше. В Швеции цены устанавливаются директивно без каких-либо переговоров с производителем.

Метод ограничения (контроля) прибыли производителей из европейских стран применяется только в Великобритании в рамках механизма

PPRS (контроль прибыли, PPRS profit control), ограничивающего прибыль фармацевтических компаний на оригинальные рецептурные препараты, продаваемые Национальной службой здравоохранения. При этом PPRS пытается найти баланс между приемлемыми ценами на лекарственные препараты для NHS и прибылью фармацевтических компаний для продолжения их исследовательской деятельности, разработки новых высокоэффективных препаратов и развития рынка [5].

Метод «издержки плюс» применяется достаточно редко, в основном в отдельных странах Восточной Европы. Он требует сложных расчетов издержек производства конкретного препарата и допускает установление некоторой маржи, определяя, таким образом, справедливую цену на препарат. Подобный подход требует достоверной информации об издержках и надбавках, однако в случае транснациональных компаний получить такую информацию практически невозможно [1].

Регулирование цен на уровне дистрибьюторов и аптек предполагает применение чаще всего двух методов: ограничение торговых надбавок и установление референтных цен (табл. 2).

При регулировании оптовых и розничных надбавок за рубежом используются различные подходы, в частности, регулирование максимального размера надбавок к цене производителя, установление фиксированного размера розничной наценки, введение регрессивной (обратной) шка-

лы розничных наценок (чем выше цена продаваемого аптекой препарата, тем меньший процент составляет разрешенная торговая наценка) и др.

К примеру, в Германии для дистрибьюторов и аптек в отношении рецептурных и возмещаемых безрецептурных препаратов действует регрессивная шкала наценок (regressive mark-ups), которая в зависимости от стоимости лекарственного препарата устанавливает максимальные торговые наценки в процентах или фиксированные размеры наценок (в Евро) к отпускным ценам производителя. Наряду с этим, чем выше стоимость препарата, тем ниже процент и фиксированная торговая наценка [4]. В Испании подобная схема — регрессивная маржинальная схема (regressive margin scheme) применяется ко всем препаратам [6]. Во Франции также действует регрессивная шкала наценок, в этом случае максимальные наценки применяются только для возмещаемых препаратов и только в процентах к отпускным ценам производителя [7]. В Польше регулирование оптовых и розничных наценок относится к возмещаемым препаратам, при этом в отношении дистрибьюторов действует линейная шкала максимальных наценок (linear maximum mark ups), а в отношении аптек регрессивная шкала максимальных наценок (regressive maximum mark ups) [8]. В Великобритании регулирование на уровне оптового и розничного сегмента

не применяется [5]. В Швеции торговые надбавки регулируются на возмещаемые препараты, при этом схемы регулирования на рецептурные и безрецептурные препараты различаются [9].

Во многих странах наряду с регулированием торговых надбавок устанавливаются так называемые референтные цены, цель которых — ограничить цену, определить пределы, в которых государство гарантирует оплату лекарственных препаратов пациенту. Возмещение стоимости лекарственного препарата пациентам может осуществляться только в пределах референтной цены. В случае назначения препарата, стоимость которого превышает уровень референтной цены, разницу оплачивает сам пациент. Основным принципом установления референтных цен является ограничение цены возмещения на препараты, принадлежащие к одной группе клинически взаимозаменяемых лекарств. Референтные цены могут также устанавливаться исходя из международных сопоставлений [1].

Методы расчета референтных цен различаются в разных странах. Например, в Германии система референтных цен применяется только для регулирования возмещения стоимости лекарственных препаратов, вместе с тем группировка препаратов для определения референтной цены происходит исходя из содержания в них одного и того же или схожего действующего вещества [4].

Референтная система цен в Испании применяется для лекарственных препаратов, имеющих дженериковые альтернативы. Препараты объединяются в группы в зависимости от действующего вещества и пути назначения, причем референтная цена для группы вычисляется на основании определения самой низкой стоимости суточного лечения. Для проведения этих вычислений используются установленные суточные дозы (DDD — Defined daily doses). В 2010 г. система референтного ценообразования Испании включала 199 групп, 179 действующих веществ и 7297 лекарственных препаратов [6].

Во Франции система референтных цен относится к сектору дженериков, т. е. все препараты в определенной дженериковой группе имеют аналогичный уровень возмещения. Лимит возмещения, т.н. тарифный уровень (tariff level) часто равен цене дженерика. Каждая дженериковая группа формируется исходя из идентичной суб-

Таблица 2

Регулирование цен на лекарственные препараты на уровне дистрибьюторов и аптек в амбулаторном секторе в различных странах Европы

Методы регулирования цен

Страна ограничение торговых надбавок референтные цены

Германия Используется на рецептурные препараты и возмещаемые безрецептурные Используется

Великобритания Не используется Не используется

Испания Используется на все препараты Используется

Франция Используется на возмещаемые препараты Используется

Польша Используется на возмещаемые препараты Используется

Швеция Используется на возмещае- Не использу-

мые препараты ется

станции дженериков (согласно пятому уровню по анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации), а также аналогичной дозировки и упаковки. В 2010 г. 195 дженериковых групп (из 548) на 95 субстанций находились под контролем системы референтных цен [7].

В Польше референтная цена представляет собой цену самого дешевого дженерика в определенной группе препаратов. Группы лекарственных препаратов, объединенные единым ценовым лимитом возмещения (референтной ценой) создаются на основании АТХ классификации [8]. В Великобритании, Швеции система референтных цен не применяется.

Таким образом, государственное регулирование цен на лекарственные препараты, реализуемое через различные механизмы как на уровне производителя, так на уровне оптового и розничного сегментов, существует в том или ином виде в большинстве зарубежных стран. Ценовое регулирование, как правило, затрагивает группу возмещаемых рецептурных лекарственных препаратов. Ценообразование на невозмещаемые препараты и препараты безрецептурного отпуска в большинстве случаев остается свободным.

Возмещение стоимости лекарственных препаратов в зарубежных странах (компенсационные схемы)

Система возмещения стоимости лекарственных препаратов на амбулаторном этапе оказания медицинской помощи является неотъемлемой частью систем здравоохранения большинства экономически развитых стран и играет важную роль в обеспечении социальных гарантий населению со стороны государства. Существующие компенсационные схемы достаточно разнообразны и различаются как по размерам компенсаций и соплатежей населения, так и по категориям населения или группами заболеваний, подлежащих государственному покрытию. Компенсации могут распространяться на всех граждан страны или отдельные категории. Размер компенсаций может зависеть от разных факторов, в том числе от самого препарата (его стоимости, терапевтической группы, терапевтического эффекта) и от потребителя (больного) — его доходов, заболевания, возраста и т. д. В некоторых странах ком-

пенсационные схемы построены на сочетании нескольких критериев (табл. 3).

Разработка компенсационных схем за рубежом, как правило, включает формирование списков возмещаемых (позитивных, positive lists, reimbursement lists) или невозмещаемых (негативных, negative lists) препаратов, определение уровней компенсаций и соплатежей населения, а также анализ экономической эффективности включаемых в списки препаратов.

Во многих странах (Франция, Испания, Польша, Швеция и др.) формируются позитивные списки лекарственных препаратов. Полное или частичное возмещение стоимости лекарственных препаратов, включенных в эти списки, осуществляется за счет государственного бюджета или средств обязательного медицинского страхования (в зависимости от применяемой в каждой стране системы финансирования здравоохранения). Включение препарата в позитивный перечень гарантирует высокие объемы закупок со стороны государства. Во Франции подлежат возмещению только те препараты, которые обеспечивают улучшение оказания медицинской помощи или снижение затрат на лечение [7]. В Испании большинство лекарственных препаратов рецептурного отпуска подлежат возмещению, за исключением некоторых категорий препаратов. При включении в список возмещения (Nomenclator) оценивается полезность препарата, потребность в нем пациентов, рациональность затрат (фармакоэкономические данные), наличие терапевтических аналогов и степень ин-новационности препарата [6]. В Польше существует ряд позитивных перечней, которые формируются, в зависимости от заболеваний или групп лекарственных препаратов и имеют различные уровни возмещения. К примеру, перечень основных лекарственных препаратов включает антибиотики; два перечня дополнительных препаратов — лекарства для лечения болезни Паркин-сона, болезни Альцгеймера, кардиоваскулярных заболеваний, гипертонической болезни; перечень препаратов по определенным показаниям — препараты для лечения онкологический заболеваний, эпилепсии и диабета. Вместе с тем при решении вопроса о возмещении препарата рассматриваются данные по клинической эффективности, результаты анализа «затраты—эффективность» и влияния на бюджет [8].

Таблица 3

Системы возмещения стоимости лекарственных препаратов в амбулаторном секторе

в различных странах Европы

Страна Наличие списков возмещения (позитивных списков) Уровень возмещения Категория/характеристика возмещения

Германия Нет, возмещается любой рецептурный 100% Дети до 12 лет (на все рецептурные и безрецептурные лекарственные препараты)

препарат 100% Дети до 18 лет (на все рецептурные и некоторые безрецептурные лекарственные препараты по определенным показаниям)

100% (за исключением установленного соплатежа пациента в размере 10% от цены препарата: от минимума в 5€ до максимума в 10€ в зависимости от стоимости препарата) Взрослые (на все рецептурные и некоторые безрецептурные лекарственные препараты по определенным показаниям)

Великобритания Нет, возмещается любой рецептурный препарат, за исключением препаратов, включенных в негативный список 100% (за исключением установленного соплатежа за рецепт в размере 7,20£* (8,40€) для Англии Освобождаются от соплатежа группы лиц с определенным уровнем дохода, дети и пожилые, а также группы с определенными заболеваниями

Испания Есть 100% Пенсионеры

90% (пациенты платят максимум 2,64€ за упаковку) Хронические заболевания

60% Большая часть возмещаемых препаратов

Франция Есть 65 или 30% (тяжелое или легкое заболевание соответственно) Препараты со значительными клиническими преимуществами

30% Препараты с умеренными клиническими преимуществами

15% Препараты со слабыми клиническими преимуществами

Польша Есть 100% Онкологические заболевания, эпилепсия, диабет

100% минус соплатеж пациента в размере 3,20 PLN Перечень основных (базовых) лекарственных препаратов, например антибиотики

70% Болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера

50% Кардиоваскулярные заболевания, гипертоническая болезнь, менопауза

Швеция Есть 100% На инсулины

Максимальный годовой платеж составляет $279, но если в семье несколько детей, то этот платеж распространяется на всех детей Дети до 18 лет

Минимальный годовой соплатеж составляет $140, максимальный — $279; Дифференцированные ставки возмещения государством в 50, 75, 90% на все, что находится между минимальным и максимальным годовыми соплатежами, все расходы на амбулаторные лекарства свыше $279 оплачиваются государством Взрослые

* £ — фунт стерлингов.

В отличие от многих других стран, в Германии нет утвержденного списка возмещаемых лекарственных препаратов (позитивного списка). Поэтому любой выписанный по рецепту лекарственный препарат может покрываться системой социального медицинского страхования (Social Health Insurance, SHI). Возраст пациента здесь играет существенную роль для решения вопроса о возмещении лекарственных препаратов. Однако в этой системе существуют некоторые важные исключения: в частности, возмещению не подлежат препараты для лечения так называемых тривиальных болезней. Например, для застрахованных старше 18 лет по закону не возмещаются лекарственные препараты для лечения насморка, заболеваний полости рта (за исключением анти-фунгицидных препаратов), легкие слабительные средства и препараты для лечения морской болезни. Кроме этого, из возмещаемых препаратов были исключены так называемые «life-style drugs» или «препараты образа жизни», представляющие собой лекарства для лечения неболезненных состояний, таких как облысение, эрек-тильная дисфункция, морщины, акне и др. [4]. В Великобритании в амбулаторном секторе пациенту может быть выписан любой препарат, и это будет возмещено NHS за исключением небольшого числа препаратов, включенных в негативный список [5]. В целом в Западной Европе пациентам возмещается около 70% стоимости препаратов в зависимости от особенностей национального законодательства.

Соплатеж или частичная оплата представляет собой установленную законом оплату части стоимости лекарственного средства пациентом, где основная часть затрат покрывается государством из налоговых средств (бюджета и страховых средств). Это форма соучастия государства и населения в покрытии расходов на медицинскую помощь, когда соплатеж делается в момент потребления медицинской помощи [1].

В Германии установлены соплатежи в размере 10% от цены препарата, при этом значение со-платежа колеблется от минимального значения в 5€ до максимального значения в 10€ в зависимости от стоимости препарата. Если цена препарата составляет менее 5€, то пациент оплачивает его стоимость в полном объеме. В рамках возмеще-

ния рецептурных препаратов не предусмотрены соплатежи для лиц моложе 18 лет [4].

В Англии действует соглашение о фиксированных соплатежах — стандартная плата за рецепт в размере 7,20J (8,40€) с 1 апреля 2010 г. — подлежит оплате в отношении каждой поставляемой позиции (препарата). Есть система льгот, по которой препараты поставляются бесплатно, а приблизительно 90% рецептурных препаратов, распределяемых среди населения, не облагаются сбором. Размер льготы определяется несколькими факторами, например, возрастом, заболеванием или доходом пациента [5].

В Испании на большинство рецептурных препаратов амбулаторного сектора определен сопла-теж пациента в размере 40% от стоимости препарата. Для небольшого количества препаратов определенных фармакотерапевтических групп для лечения тяжелых хронических заболеваний со-платеж может быть снижен до 10% от стоимости препарата в аптеке с максимумом 2,64€ за упаковку [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во Франции пациент оплачивает фиксированный соплатеж в 0,50€ за каждую упаковку лекарства с ежегодным максимальном уровнем в 50€. Для детей до 18 лет, малообеспеченных граждан расходы покрываются за счет Всеобщей медицинской страховки (Universal Health Insurance Coverage), для беременных женщин — за счет материнской страховки (начиная с 6-го месяца беременности), что освобождает эти категории населения от соплатежей [7].

В Швеции минимальный годовой соплатеж пациента за амбулаторную лекарственную помощь составляет 140$. Это означает, что пациент платит за рецептурные препараты до тех пор, пока общая сумма потраченных им с начала года средств не достигнет 140$. Все, что выше этой суммы, государство возмещает по дифференцированным ставкам (50, 75, 90 и 100%), при этом, чем выше стоимость препаратов, тем выше ставка возмещения. Дифференцированные ставки возмещения применяются до тех пор, пока расходы на препараты не достигнут максимального годового порога соплатежа, составляющего 279$. Все расходы сверх этой суммы возмещаются государством в полном объеме. Инсулины оплачиваются государством также в полном объеме [10].

В связи с тем что для многих стран в последнее время все большее значение приобретает вопрос сокращения расходов на финансирование здравоохранения в целом и на лекарственное обеспечение в частности, на первый план выходит необходимость проведения клинико-эконо-мической (фармакоэкономической) оценки, позволяющей выбирать препараты для включения в списки возмещения на основании анализа эффективности и экономических характеристик. Подобные исследования проводятся во многих странах Западной Европы при решении вопросов о ценообразовании и возмещении стоимости лекарственных препаратов и в этом процессе, как правило, участвуют агентства по оценке медицинских технологий. Внедрение практики оценки технологий в здравоохранении, в том числе лекарственных препаратов при принятии решений о ценообразовании и возмещении стоимости, помогает выбирать технологии с оптимальным соотношением эффективности и затрат, способствуя, таким образом, рациональному расходованию ограниченных финансовых ресурсов.

Таким образом, ценовое регулирование и компенсационные схемы, включая процессы формирования перечней возмещения, определение уровней государственных компенсаций и сопла-тежей населения, являются неотъемлемой частью систем амбулаторного лекарственного обеспечения большинства развитых стран Запада. Существующие механизмы регулирования цен и выбора препаратов для государственного финансирования позволяют, с одной стороны, гарантировать населению доступ к высокоэффективным инновационным препаратам, с другой — учитывать экономические интересы производителей и продавцов, стимулируя, таким образом, развитие фармацевтического рынка. Изучение зарубежного опыта, несомненно, может быть полез-

но при определении направлений совершенствования лекарственного обеспечения населения

России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика здравоохранения. Под ред. М.Г. Колосни-цыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009. С. 241—277.

2. Efficiency in Health-care Delivery. Joint OECD/European Commission Conference: Improving Health-System Efficiency: Achieving Better Value For Money. DELSA/HEA/EFF (2008) 4.

3. Воробьев П.А., Безмельницына Л.Ю. Организация лекарственного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2013. № 3—4. С. 3—8.

4. Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information. Germany. Pharma Profile. 2008. URL: http://whocc. goeg.at/Publications/CountryReports (дата обращения: 18.04.2013).

5. Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information. United Kingdom. Pharma Profile. 2011. URL: http:// whocc.goeg.at/Publications/CountryReports (дата обращения: 18.04.2013).

6. Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information. Spain. Pharma Profile. 2010. URL: http://whocc. goeg.at/Publications/CountryReports (дата обращения: 18.04.2013).

7. Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information. France. Pharma Profile. 2011. URL: http://whocc. goeg.at/Publications/CountryReports (дата обращения: 18.04.2013).

8. Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information. Poland. Pharma Profile. 2007. URL: http://whocc. goeg.at/Publications/CountryReports (дата обращения: 18.04.2013).

9. Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Information. Sweden. Pharma Profile. 2007. URL: http://whocc. goeg.at/Publications/CountryReports (дата обращения: 18.04.2013).

10. International Profiles of Health Care Systems, 2011. Australia, Canada, Denmark, England, France, Germany, Italy, Japan, the Netherlands, New Zealand, Norway, Sweden, Switzerland and the United States. Edited by: Sarah Thomson, London School of Economics and Political Science, Robin Osborn, The Commonwealth Fund, David Squires, The Commonwealth Fund Sarah Jane Reed, London School of Economics and Political Science. The Commonwealth Fund. 2011. Р. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.