АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ОЛИМПИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
А.Т. КОНТАНИСТОВ, Е.А. РАССУДИХИН, МГАФК, п.г.т. Малаховка, Московская обл., Россия
Аннотация
В статье впервые анализируется олимпийская образовательная программа, реализуемая в Российском международном олимпийском университете под руководством и финансовой поддержке Олимпийского комитета России. Главное внимание уделено рассмотрению содержания указанной программы в контексте преподавания системы знаний об олимпийском движении, его проблемах и перспективах развития. В результате исследования была выявлена динамика количественного состава слушателей курсов и программ за 2016-2019 гг., установлены объемы преподавания знаний о современном олимпийском движении, разработаны рекомендации по расширению олимпийской тематики
в новых поколениях олимпийской образовательной программы.
Ключевые слова: Российский международный олимпийский университет, олимпийская образовательная программа,
олимпийское движение.
ANALYSIS OF THE TRANSFORMATION OF OLYMPIC KNOWLEDGE INTO EDUCATIONAL PRODUCTS OF THE OLYMPIC EDUCATIONAL PROGRAM
A.T. KONTANISTOV, E.A. RASSUDIKHIN, MSAPC, Malakhovka, Moscow Oblast, Russia
Abstract
The article analyzes for the first time the Olympic educational Program implemented at the Russian International Olympic University under the driving and financial support of the Russian Olympic Committee. The main attention is paid to the consideration of the content of this program in the context of teaching the system of knowledge about the Olympic movement, its problems and development prospects. As a result of the study, the dynamics of the quantitative composition of students of courses and programs for 2016-2019 was revealed, the volume of teaching knowledge about the modern Olympic movement was established, and recommendations were developed for expanding the Olympic theme in the new generations
of the Olympic educational program.
Keywords: Russian International Olympic University, Olympic educational program, Olympic movement.
Введение
Олимпийская хартия предписывает национальным олимпийским комитетам «способствовать подготовке спортивных кадров посредством организации курсов и обеспечивать, чтобы такие курсы пропагандировали основополагающие принципы олимпизма» [6]. В соответствии со ст. 2 Устава Олимпийского комитета России ОКР содействует олимпийскому образованию «...путем участия в реализации олимпийских образовательных программ в учебных заведениях», а также в подготовке и переподготовке спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спортом [5].
После предоставления городу Сочи права проведения XXII Олимпийских зимних игр, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между МОК, оргкомитетом «Сочи 2014» и Олимпийским комитетом России (ОКР), распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2009 г. № 774 был создан «Рос-
сийский международный олимпийский университет» (РМОУ) в форме автономной некоммерческой организации.
Основная задача РМОУ до Игр в Сочи заключалась в подготовке под руководством оргкомитета кадров, способных обеспечить образцовую организацию и проведение Олимпийских и Паралимпийских игр. После 2016 г. деятельность РМОУ ориентирована на подготовку специалистов в области спортивного менеджмента для российской и мировой индустрии спорта, олимпийского и паралимпийского движения. Учебные программы университета призваны трансформировать олимпийские знания в образовательные продукты [1, 4].
Программы, реализуемые под руководством и при финансовой поддержке ОКР, объединены в олимпийскую образовательную программу (ООП), которая разрабатывается на каждый учебный год [2, 3].
С*)
Анализ литературы выявил отсутствие работ, посвященных теме исследования. Поэтому мы решили восполнить данный пробел и установить, в какой мере исполняются требования уставных документов МОК и ОКР об интеграции олимпийской тематики в ООП.
Цель исследования: изучить роль олимпийской образовательной программы, реализуемой Российским международным олимпийским университетом, в формировании у слушателей системы знаний о состоянии, проблемах и перспективах развития олимпийского движения.
Объект исследования: олимпийская образовательная программа.
Предмет исследования: объемы содержания и преподавания знаний об олимпийском движении в рамках олимпийской образовательной программы.
Задачи исследования
1. Проанализировать контингент слушателей РМОУ с 2016 по 2020 г.
2. Дать характеристику олимпийской образовательной программы, реализуемой в РМОУ.
3. Определить наполняемость олимпийской образовательной программы учебными материалами о современном олимпийском движении.
4. Разработать предложения по совершенствованию олимпийской образовательной программы в контексте ее обогащения олимпийским содержанием.
Методика и организация исследования
В качестве основного ресурса исследования были использованы официальные документы МОК, ОКР, РМОУ, содержание программ курсов, их тематические планы.
Для анализа тематики курсов и программ использован метод контент-анализа: были выделены четыре блока (организационно-управленческие аспекты спорта, экономические аспекты, теоретические основы спортивного и олимпийского движения, регуляторные аспекты спорта) с набором тем внутри каждого из блоков.
Результаты исследования и их обсуждение
Количественные показатели слушателей ООП
За анализируемый период дипломы РМОУ получили 3435 слушателей, направленных на обучение региональными олимпийскими советами (ОС), общероссийскими спортивными федерациями (ОСФ), региональными олимпийскими академиями, Олимпийским и Паралим-пийским (ПКР) комитетами, Российским студенческим спортивным союзом (РССС), а также национальными олимпийскими комитетами (НОКи) зарубежных стран. Количество слушателей из года в год увеличивается (табл. 1).
Таблица 1
Количество слушателей РМОУ от спортивных организаций России и зарубежных стран (2016-2019 гг.)
Спортивные организации, направившие слушателей в РМОУ Учебный год Всего за 3 уч. года
2016/2017 2017/2018 2018/2019
Региональные олимпийские советы 556 863 806 2225
ОСФ 50 77 289 416
РССС 0 96 126 222
Олимпийские академии 0 61 105 166
ОКР 43 73 13 129
РМОУ 11 55 62 128
НОКи зарубежных стран 9 38 65 112
ПКР 1 9 27 37
Итого 670 1272 1493 3435
Анализ количественных показателей обучения в РМОУ показал, что более 60% слушателей составляют представители региональных олимпийских советов (в их заявке все категории специалистов физической культуры и спорта региона) - новых общественных объединений в области олимпийского движения.
Несмотря на то что прошедшими обучение в РМОУ являются представители 77 из 82 действующих ОС, лишь только 11% из них систематически отправляют представителей регионов на обучение в РМОУ (рис. 1).
С 2016 г. в РМОУ прошли обучение представители 51 ОСФ, в том числе 33 федерации летних олимпийских видов спорта (ЛОВС), 10 - зимних (ЗОВС) и 8 - неолимпийских (НОВС) (рис. 2).
Кроме того, по заявкам региональных олимпийских академий с 2017 г. сертификаты РМОУ получили 166 преподавателей вузов физической культуры и других учебных заведений нашей страны.
Также следует отметить, что ОКР, проявив олимпийскую солидарность, предоставил возможность НОКам
Теория и методика спорта высших достижений
о о
о.
я
да
!Г >
ю о
СЕ ^
О
11,7
Ж
„о/
9,7
7,2
5,7
3,3
3,3
3,2
1,8 ± 0,33
1
2 ± 0,12 Ш Ш
0,2 ± 0,24
_У////А_
/
Л?
уф уф Л. „-С0
</ ^ , # , ,
г!5
•(у
о«**
гР
л?
гР
Ж*
О1 О1 ,ч
\ о, <о
•ЙР-
¿Г V &
\
Рис. 1. Доля обучающихся от региональных олимпийских советов -% от общего количества обучающихся по заявкам ОС (2016-2019 гг.)
20% штттт 36,4% 23,2%
8 0 % 75,4%
Рис. 2.
Доля слушателей в РМОУ по заявкам общероссийских спортивных федераций (2016-2019 гг.)
2016/2017 уч.г.
2017/2018 уч.г.
2018/2019 уч.г.
■ ОСФ ЛОВС ШОСФ ЗОВС ^ОСФ НОВС
ряда зарубежных стран направить своих представителей (112 чел.) на обучение в РМОУ.
Проведенный анализ позволяет сделать заключение, что обучением в РМОУ охвачены все основные категории специалистов спортивного и олимпийского движения практически из всех (94%) субъектов Российской Федерации.
Тематика олимпийской образовательной программы
Изучение состава олимпийской образовательной программы показывает, что в ее рамках реализуется большое количество курсов повышения квалификации и программ переподготовки продолжительностью от 16 ч до полноценных магистерских программ (1920 ч). Их общая численность за период с 2016 по 2020 г. составила 41 (Приложение).
С помощью разработанной методики мы проанализировали тематику всех курсов и программ с 2016 по 2020 г. (табл. 2).
Из таблицы следует, что наибольшее количество часов (49%) отведено на изучение организационно-управленческих аспектов, экономических и регулятор-ных соответственно - 29 и 10,8%. Блок теоретических основ спортивного и олимпийского движения составляет 10,7%.
В соответствии с целью и предметом исследования главное внимание было уделено рассмотрению раздела «Олимпийское движение и Олимпийские игры», аккумулирующего олимпийскую тематику всех образовательных курсов и программ. При этом опирались на описание программ, их тематические планы и расписание очных занятий.
Установлено, что 47,3% раздела (432 ч) составляет программа «Теория и методика преподавания дисциплин "История физической культуры и спорта" и "Олимпийское образование"», предназначенная для преподавателей вузов. Большой объем часов объясняется тем, что для них олимпийская тематика является главной профессиональной компетенцией, поскольку они преподают олимпийские знания студентам в рамках одноименных предметов.
Еще около 24% учебного времени (216 ч) отведено на магистерскую программу «Мастер спортивного администрирования». За 2016-2019 учебные годы обучение прошли 180 чел., что составляет только 5% от общего количества обучившихся за указанный период.
Отсюда следует, что непосредственно на олимпийские знания для всех других категорий специалистов спортивного олимпийского движения было выделено всего 216 ч. (29%) или 1,25% от общего объема учебного времени по всем программам РМОУ (рис. 3).
Таблица 2
Тематическое содержание олимпийской образовательной программы
(2016-2020 гг.)*
Тема Количество учебных часов (2016-2020 гг.) Доля от кол-ва учебных часов (%) Ранг
Организационно-управленческие аспекты спорта 8528 49,33 I
Менеджмент организаций и объектов спорта 3128 18,09 1
Лидерство и управление персоналом 1258 7,28 3
Финансовый менеджмент спорторганизаций 782 4,52 6
Менеджмент событий 648 3,75 7
Управление проектами 574 3,32 9
Спортивная подготовка (психология, методики и т.д.) 417 2,41 14
Управление карьерой 268 1,55 16
Подготовка спортивного резерва 244 1,41 18
Безопасность при проведении спортивных событий 216 1,25 25
Информационные технологии в спорте 200 1,16 26
Управление знаниями в олимпийском и паралимпийском движении 174 1,01 28
Страхование в спорте 165 0,95 29
Трансферная деятельность в спорте 156 0,90 30
Управление рисками в спорте 156 0,90 31
Сервис 134 0,78 34
Волонтерство 8 0,05 37
Экономические аспекты 5036 29,13 II
Маркетинг, маркетинговые исследования 1999 11,56 2
Экономика спорта 580 3,36 8
РЯ, медиа-среда 514 2,97 10
Индустрия спорта 447 2,59 11
Спонсорство 432 2,50 12
Брэндинг в спорте 385 2,23 15
Агентская деятельность в спорте 233 1,35 19
Маркетинг спортивных событий 230 1,33 20
Спортивная дипломатия 216 1,25 24
Регуляторные аспекты спорта 1874 10,84 III
Спортивное право и спортивный арбитраж 912 5,28 5
Государственное регулирование спорта 428 2,48 13
Правовые аспекты деятельности международных спортивных организаций (МОК, МСФ) 188 1,09 27
Социальное партнерство 156 0,90 32
Правовые аспекты деятельности общественных спортивных организаций (НОК, НСФ) 144 0,83 33
Антидопинговое обеспечение 46 0,27 36
Окончание табл. 2
Тема Количество учебных часов (2016-2020 гг.) Доля от кол-ва учебных часов (%) Ранг
Теоретические основы спортивного и олимпийского движения 1849 10,70 IV
Олимпийское движение и Олимпийские игры 864 5,00 4
Паралимпийские игры и адаптивный спорт 264 1,53 17
Спортивный туризм 216 1,25 21
Оздоровительный спорт и фитнес-индустрия 216 1,25 22
Детский и студенческий спорт 216 1,25 23
Массовый спорт 73 0,42 35
Итого 17 287 100,00 -
* Без учета тренерской образовательной программы (ТОП).
□
Теория и методика преподавания дисциплин «История физической культуры и спорта» и «Олимпийское образование»
■ «Мастер спортивного администрирования»
■ Другие программы ООП
Рис. 3. Распределение учебных часов на олимпийскую тематику (2016-2020 гг.)
Анализ других программ в рамках ОПП, охватывающих 90% слушателей от их общего числа, выявил следующую картину: изначально преподавание проблем олимпийского движения было предусмотрено менее чем в половине курсов с дальнейшей тенденцией к снижению. Так, в 2016/2017 уч. г. олимпийская тематика была представлена в 43% учебных программ, в последующие два года соответственно в 40 и 23%, а в 2018/2019 г. - в 13%. Отсюда следует, что олимпийские знания по этим программам получила только треть слушателей.
Основным ресурсом олимпийского содержания рассматриваемых программ является лекция «Российское и международное олимпийское движение: состояние и перспективы». Из-за малого времени лекция носит обзорный характер, что не позволяет уделить достаточное внимание широкому спектру современных проблем международного и отечественного олимпийского движения, и тем самым обогатить процесс обучения актуальным олимпийским содержанием, как этого требует Олимпийская хартия и статус олимпийской образовательной программы. Именно знания о тенденциях развития современного олимпийского движения помогут слушателям четко понять алгоритмы надлежащей управленческой практики и позволят им трансформировать олимпийские знания в успешную профессиональную деятельность.
Наряду с определением объема учебных занятий по олимпийской тематике расчетным путем была установлена численность всех слушателей РМОУ, охваченных преподаванием олимпийских знаний. В результате выявлено, что за весь период реализации ООП 61% слушателей не
получили важные для их профессиональной деятельности системные знания об универсальной практике современного олимпийского движения.
Таким образом, результаты исследования позволяют выделить две основные проблемы. Первая - объем учебного времени, выделяемый на олимпийскую тематику, не позволяет охватить многие актуальные проблемы олимпийского движения. Вторая - в большинстве программ и курсов обучения олимпийские знания вообще не преподаются.
Для того чтобы устранить указанные «перекосы» и выполнить предписания Олимпийской хартии и Устава ОКР, необходимо изменить подход к планированию олимпийской тематики в новых поколениях ООП. Прежде всего требуется включить преподавание проблем современного олимпийского движения во все программы обучения, увеличить объем учебных часов, а также обратить внимание на приглашение к преподаванию высококвалифицированных специалистов олимпийского движения: членов и почетных членов МОК, членов комитетов и комиссий МОК, Ассоциации национальных олимпийских комитетов, Европейского олимпийского комитета, руководителей ОКР и его подразделений, а также ведущих ученых в этой области знаний.
С нашей точки зрения, в тематику программ целесообразно включить актуальные материалы, раскрывающие содержание стратегических документов, социально значимых программ и проектов МОК и ОКР. Нами подготовлен соответствующий перечень, в который включены следующие документы:
«Олимпийская повестка 2020+5» - стратегия развития олимпийского движения до 2025 г. Олимпийская хартия, основополагающие принципы, идеалы и ценности олимпизма. Олимпийские игры: новые нормы. Олимпийский маркетинг и программы МОК. Основные направления региональной деятельности Олимпийского комитета на период 20192022 гг.
Система региональных олимпийских советов и региональных олимпийских академий.
• Программа ОКР содействия развитию массового спорта на 2019-2022 гг. «Олимпийская страна».
• Общероссийская система олимпийского образования.
• Российское движение Фэйр Плэй.
• Система антидопингового обеспечения в спорте. Этот перечень не является статичным. В зависимости
от условий развития олимпийского движения он может изменяться, а также дополняться. Объем и содержание включаемых материалов зависит от специфики конкретной образовательной программы и категории ее слушателей.
Выводы
1. Исследование показало, что олимпийская образовательная программа, реализуемая РМОУ, охватывает практически все категории специалистов спортивного и олимпийского движения. С 2016 по 2019 г. обучение прошли 3435 специалистов физической культуры и спорта из 94% субъектов Российской Федерации.
2. В результате исследования выявлено, что на преподавание проблем олимпийского движения предусмотрено 5% от общего числа часов, олимпийская тематика присутствует менее чем в половине курсов и программ и имеет из года в год тенденцию к снижению. 61% слушателей, прошедших обучение в РМОУ, не получили олимпийских знаний.
3. При разработке нового поколения олимпийской образовательной программы необходимо включить преподавание проблем современного олимпийского движения во все образовательные продукты, увеличить на эти цели объем учебных часов (в зависимости от специфики образовательной программы).
Такой подход позволит слушателям трансформировать полученные олимпийские знания в успешную профессиональную деятельность. Особое внимание следует обратить на приглашение к преподаванию известных деятелей олимпийского движения и ведущих ученых в этой области.
Приложение
Перечень курсов и программ подготовки и повышения квалификации, реализованных в РМОУ с 2016 по 2020 г.
№ п/п Название Количество часов Всего потоков (20162020 гг.) Олимпийское содержание (количество часов в год)
1 Менеджмент и маркетинг в системе подготовки спортивного резерва 72 22 2
2 Создание и руководство некоммерческим спортивным клубом 250 9 12
3 Менеджмент и маркетинг в деятельности общероссийской спортивной федерации 72 9 Нет
4 Менеджмент и маркетинг в деятельности региональной спортивной федерации 72 8 Нет
5 Олимпийское гостеприимство 24 8 Нет
6 Менеджмент спортивных соревнований 72 7 Нет
7 Спорт и право 72 7 Нет
8 Экономика и менеджмент спортивных сооружений 72 7 Нет
9 Организационно-методические особенности построения тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки 16 7 Нет
10 Мастер спортивного администрирования 1920 6 36
11 Менеджмент в спортивной отрасли 72 6 2
12 Менеджмент и маркетинг в массовом спорте 72 6 2
13 Менеджмент и маркетинг в спорте 72 6 Нет
14 Теория и методика преподавания дисциплин «История физической культуры и спорта» и «Олимпийское образование» 72 6 72
15 Внешние коммуникации и РЯ в системе спортивного менеджмента 40 6 Нет
Окончание Приложения
№ п/п Название Количество часов Всего потоков (20162020 гг.) Олимпийское содержание (количество часов в год))
16 Управление спортивным клубом 72 5 Нет
17 Развитие личностных качеств спортивного менеджера 36 5 Нет
18 Разработка стратегии развития спортивной организации 24 5 Нет
19 Менеджмент и маркетинг в спорте 250 4 Нет
20 Маркетинг в спорте 72 4 Нет
21 Маркетинг в спортивной отрасли 72 4 Нет
22 Менеджмент в спортивной отрасли 72 4 2
23 Психология управления в спортивной организации 60 4 Нет
24 Управление персоналом в спорте 48 4 Нет
25 Эксплуатация и эффективное использование спортивных объектов 48 4 Нет
26 Современные подходы к построению тренировочного процесса в легкой атлетике 32 4 Нет
27 Управление карьерой в спорте («аутспейсмент») 24 3 Нет
28 Мастер спортивного управления 1000 2 9
29 Спортивный менеджмент 72 2 2
30 Маркетинг в спортивной отрасли, брендирование и продвижение 72 2 Нет
31 Маркетинговая, организационная и проектная деятельность общероссийской спортивной федерации 72 2 2
32 Особенности планирования и контроля подготовки спортсменов в циклических видах спорта (легкая атлетика, плавание, велоспорт, гребля, лыжные гонки, конькобежный спорт, триатлон) 32 2 Нет
33 Менеджмент и маркетинг физкультурно-спортивных организаций 24 2 2
34 Маркетинговая, организационная и проектная деятельность региональной спортивной федерации 72 1 2
35 Образовательная конференция для тренеров по зимним олимпийским видам спорта 16 1 Нет
36 Образовательная конференция для тренеров по летним олимпийским видам спорта 16 1 Нет
37 Программа повышения квалификации в рамках тренерской образовательной программы (ТОП) - настольный теннис 72 1 Нет
38 Программа повышения квалификации в рамках ТОП - фигурное катание 72 1 Нет
39 Программа повышения квалификации в рамках ТОП - волейбол 72 1 Нет
40 Программа повышения квалификации в рамках ТОП - дзюдо 72 1 Нет
41 Программа повышения квалификации в рамках ТОП - фехтование 72 1 Нет
Итого 5516 190 145**
** В среднем в учебный год.
Литература
1. Белоусов Л.С. Эффект РМОУ // Вестник РМОУ. -2012. - № 1 (1). - С. 12-17.
2. Мушкарина, И.С. Роль Российского международного олимпийского университета в подготовке управленческих кадров в области физической культуры и спорта / И.С. Мушкарина, К.С. Дунаев // Сборник материалов I научно-практической конференции студентов факультета магистерской подготовки «Актуальные вопросы теории и методики физической культуры и спорта» (20 ноября 2019 г.) Вып. I / ред.-сост.: Н.А. Вощинина, МГАФК. - Малаховка, 2020. - С. 16-17.
3. Юрьев, Ю.Н. Современное состояние и перспективные направления совершенствования организации олимпийского образования в Российской Федерации / Ю.Н. Юрьев, В.П. Черкашин // Сб.: Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки
и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: Мат. XV Межд. науч. сессии по итогам НИР за 2016 год. - Минск: БГУФК, 2017. - С. 154-157.
4. Олимпийская образовательная программа // Российский международный олимпийский университет URL: http: / /www.olympicuniversity.ru/ru/educaiton/ olympic-programs/about (дата обращения: 02.11.2020).
5. Устав Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России» от 12 декабря 2018 г. // Олимпийский комитет России. - URL: https:// olympic.ru/upload/2019/02/Ustav-0KR-ot-12.12.2018.pdf (дата обращения: 13.10.2020).
6. Олимпийская хартия (в действии с 26 июня 2019 г.) // Олимпийский комитет России. - URL: https://olympic. ru/upload/2020/02/charter-26.06.2019-rus.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
References
1. Belousov, L.S. (2012), Effect of RMOU, Vestnik RMOU, no. 1 (1), pp. 12-17.
2. Mushkarina, I.S. and Dunaev, K.S. (2020), The role of the Russian International Olympic University in the training of management personnel in the field of physical culture and sports, In: Sbornik materialov I nauchno-prakticheskoy konferencii studentov fakul'teta magisterskoy podgotov-ki "Aktual'nye voprosy teorii i metodiki fizicheskoy kul'tury i sporta" (20 noyabrya 2019 g.), Malakhovka: MSAPC, pp. 16-17.
3. Yuryev, Yu.N. and Cherkashin, V.P. (2017), The current state and promising directions for improving the organization of Olympic education in the Russian Federation, In: Nauchnoe obosnovanie fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki i podgotovki kadrov po fizicheskoy kul'ture, sportu
i turizmu: Mat. XV Mezhd. nauch. sessii po itogam NIR za 2016 god, Minsk: BGUFK, pp. 154-157.
4. Russian International Olympic University (2020), Olympic Educational Program [Online], URL: http://www. olympicuniversity.ru/ru/educaiton/olympic-programs/ about (access date: 02.11.2020).
5. Olympic Committee of Russia (2018), Charter of the All-Russian Union of Public Associations "Olympic Committee of Russia" dated December 12, 2018 [Online], URL: https:// olympic.ru/upload/2019/02/Ustav-OKR-ot-12.12.2018.pdf (access date: 13.10.2020).
6. Russian Olympic Committee (2019) Olympic Charter (in force from June 26, 2019) [Online], URL: https://olym-pic.ru/upload/2020/02/charter-26.06.2019-rus.pdf (access date: 09.02.2021).