Научная статья на тему 'Олимпийская научная сессия студентов и молодых ученых России как важный фактор развития научно-исследовательской работы вузовской молодежи'

Олимпийская научная сессия студентов и молодых ученых России как важный фактор развития научно-исследовательской работы вузовской молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЗМ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СТУДЕНТЫ И МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / OLYMPIC SCIENTIFIC SESSION / OLYMPIC EDUCATION / OLYMPISM / OLYMPIC MOVEMENT / OLYMPIC GAMES / STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассудихин Евгений Анатольевич, Контанистов Александр Тихонович

В статье впервые рассмотрено состояние и проблемы ежегодной Олимпийской научной сессии студентов и молодых ученых России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)» (далее Сессия) как важного фактора стимулирования и оценки научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых в области олимпийского движения, формирования научного потенциала, вовлечения в научное творчество студенческой молодежи. В результате исследования была выявлена динамика количественного состава участников Сессии, на основе разработанной авторами классификации проанализирована тематика докладов, изучен вклад Сессии в подготовку научно-педагогических кадров для системы физкультурного образования, спортивного и олимпийского движения страны, разработаны рекомендации по совершенствованию научной работы молодых исследователей по проблемам олимпийского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассудихин Евгений Анатольевич, Контанистов Александр Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC SCIENTIFIC SESSION STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS OF RUSSIA AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK OF UNIVERSITY YOUTH

The article considers for the first time the situation and problems of the annual Olympic scientific session of students and young scientists of Russia “Olympism, the Olympic movement, Olympic Games (history and modernity)” (hereinafter -the session) as an important factor in stimulating and evaluating the research work of students and young scientists in the field of the Olympic movement, the formation of scientific potential, involvement in scientific creativity of young students. The study analyzed the dynamics of the quantitative composition of the participants. Discuss the topics based on the author’s classifications, examined the contribution of the session in the preparation of scientific and pedagogical personnel of physical education, sport and Olympic movement in Russia, developed recommendations for improving the scientific work of young researchers on problems of the Olympic movement.

Текст научной работы на тему «Олимпийская научная сессия студентов и молодых ученых России как важный фактор развития научно-исследовательской работы вузовской молодежи»

ОЛИМПИЙСКАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ РОССИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е.А. РАССУДИХИН, А.Т. КОНТАНИСТОВ, МГАФК, п.г.т. Малаховка, Московская обл., Россия

Аннотация

В статье впервые рассмотрено состояние и проблемы ежегодной Олимпийской научной сессии студентов и молодых ученых России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)» (далее - Сессия) как важного фактора стимулирования и оценки научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых в области олимпийского движения, формирования научного потенциала, вовлечения в научное творчество студенческой молодежи. В результате исследования была выявлена динамика количественного состава участников Сессии, на основе разработанной авторами классификации проанализирована тематика докладов, изучен вклад Сессии в подготовку научно-педагогических кадров для системы физкультурного образования, спортивного и олимпийского движения страны, разработаны рекомендации по совершенствованию научной работы молодых исследователей

по проблемам олимпийского движения.

Ключевые слова: Олимпийская научная сессия, олимпийское образование, олимпизм, олимпийское движение,

Олимпийские игры, студенты и молодые ученые.

OLYMPIC SCIENTIFIC SESSION STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS OF RUSSIA AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK

OF UNIVERSITY YOUTH

E.A. RASSUDIKHIN, A.T. KONTANISTOV, MSAPE, Malakhovka, Moscow region, Russia

Abstract

The article considers for the first time the situation and problems of the annual Olympic scientific session of students and young scientists of Russia "Olympism, the Olympic movement, Olympic Games (history and modernity)" (hereinafter -the session) as an important factor in stimulating and evaluating the research work of students and young scientists in the field of the Olympic movement, the formation of scientific potential, involvement in scientific creativity of young students. The study analyzed the dynamics of the quantitative composition of the participants. Discuss the topics based on the author's classifications, examined the contribution of the session in the preparation of scientific and pedagogical personnel of physical education, sport and Olympic movement in Russia, developed recommendations for improving the scientific work

of young researchers on problems of the Olympic movement.

Keywords: Olympic scientific session, Olympic education, Olympism, Olympic movement, Olympic Games, students

and young scientists.

Введение

В соответствии с Олимпийской хартией, одной из важнейших задач национальных олимпийских комитетов является распространение олимпийских знаний посредством реализации программ олимпийского образования на всех уровнях [6]. В нашей стране по инициативе Олимпийского комитета России при участии Минобразования России создана государственно-общественная система олимпийского образования. Ее важнейшим элементом является Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность») [1, 2, 3].

Сессия призвана решать задачи стимулирования научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых, формирования кадрового потенциала для исследовательской работы в области олимпийского движения, определения лучших работ и отбора участников на сессии Международной олимпийской академии [5].

Сессия проводится ежегодно с 1990 года. Первые три Сессии были проведены Советской олимпийской академией и Олимпийским комитетом СССР. После распада СССР организаторами Сессии являются Олимпийский комитет России и Центральная олимпийская академия

С*)

(с участием в отдельные годы федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта) [4]. В феврале 2020 г. данный научный молодежный форум проведен в 31 раз.

Изучение литературы позволило выявить проблемную ситуацию, которая заключается в том, что ежегодно на протяжении трех десятилетий в России проводится Олимпийская научная сессия студентов и молодых ученых, но в то же время отсутствуют обобщающие работы, посвященные системному анализу итогов ее функционирования.

Цель исследования: анализ состояния и определение путей совершенствования Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России.

Объект исследования: научно-исследовательская работа студентов и молодых ученых России в области олимпийского движения.

Предмет исследования: Всероссийский этап Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состав участников Сессии, ее основные итоги.

2. Разработать классификацию и на ее основе проанализировать тематику докладов, представленных в программе Сессии с 2006 по 2020 г.

3. Изучить вклад Сессии в подготовку научно-педагогических кадров для системы физкультурного образования, спортивного и олимпийского движения.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию работы Сессии.

Методика и организация исследования

Актуальность и проблемная ситуация выявлены в ходе изучения литературных источников.

Для анализа тематики докладов использован метод контент-анализа: были выделены пять блоков («Олим-пизм», «Олимпийское движение», «Олимпийские игры», «Окружающее пространство», «Непрофильная тематика») с набором тем внутри каждого из блоков.

В качестве основного ресурса были использованы официальные документы Международного олимпийско-

го комитета, Олимпийского комитета России и рабочие программы Сессий.

Методом экспертного опроса определен вклад Сессии в подготовку научно-педагогических кадров для системы физкультурного образования, спортивного и олимпийского движения.

Включенное наблюдение осуществлялось авторами статьи: А.Т. Контанистов в течение 25 лет принимал непосредственное участие в организации и проведении Сессии в качестве руководителя ответственного подразделения Олимпийского комитета России; Е.А. Рас-судихин трижды принимал участие в Сессии, призер Всероссийского этапа XXIX Сессии.

Результаты исследования и их обсуждение Количественные показатели участников Сессии

В результате исследования выявлены следующие количественные показатели: общее число участников Сессий с 1993 по 2020 г. (каждый участник представляет один доклад) составляет 732 чел., общее число докладов -976 (из них 35,7% - молодые ученые, т.е. магистранты, аспиранты, преподаватели). Превышение числа докладов от общего числа участников связано с тем, что ряд молодых исследователей участвовали в Сессии два и более раз. Ежегодное обновление состава участников составляет в среднем 59,8%. Численность участников (докладов) на протяжении многих лет имела тенденцию к возрастанию (с 20 - в 1993 г. до 46 - в 2007 г.). В последние годы отмечается стабилизация на уровне 45-50 докладов, что, с нашей точки зрения, является оптимальным для формата данной Сессии (рис. 1).

Изучение ведомственной принадлежности учебных заведений - участников Сессии - показало, что в ней в основном принимают участие вузы физической культуры системы Минспорта России. Периодически в ней также участвуют учебные заведения системы Минобр-науки, Минобороны, МВД и др. Однако анализ их участия с 2006 г. указывает на тенденцию снижения их представительства. Так, в 2006 г. доля участия этих вузов составляла 38,5% среди студентов и 27,3% - среди молодых ученых; в 2019 г. - 17,6 и 8,3% соответственно, а в некоторые годы и того меньше (рис. 2).

ш о

3

о

4

о ш I-

о аз

с; о

55 50 45 40 35 30 25 20 15 10

49 11

к 44 44 _ \44

34 "39 - -----

7 " - \

V. <* ~ * "у

20 А *

«^ЮСО^СООТОт-СМОО^-ЮЮГ-СОСЛОт-СЧСО^-ЮИЭ^СОСЛО 0)0>0)0>0>0)0)00000000001-1-1-^1-^1-1-1-^СМ

0)0)0)0)0)ся0)000000000000000000000

1-1-1-1-1-1-1-С\1СЧСЧС\1е\1СЧСЧС\1СЧС\1С\1СЧСЧС\1СЧС\1СЧСЧеЧС\1СЧ

Рис. 1. Количество заявленных докладов (1993-2020 гг.)

— е») _

Информационное обеспечение физической культуры и спорта

х л х л

с; ■&

О

О. ^

С чР

0 о4

1 —'

5

с; аз

I-Ш

Р

и ■3 ш о. с

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

со со

см

о со

2006 2007 2008 2010 2012 2013 2014 2015 2017 2018 2019 2020 Год

■ Студенты □ Молодые ученые

Рис. 2. Непрофильные вузы, принимающие участие в работе Сессии

Анализ составов делегаций показал, что одни вузы преимущественно направляют молодых ученых (Чайковский институт и Смоленская академия физической культуры), другие - студентов (Дальневосточная и Великолукская академии физической культуры). Сбалансированные делегации у Российского (г. Москва) и Кубанского (г. Краснодар) университетов физической культуры.

Положением о Сессии предусматривается определение лучших исследований среди студентов и молодых ученых на основании оценок компетентного жюри. За российский период проведения Сессии (с 1993 г.) победителями становились студенты и молодые ученые 14 вузов, в том числе 4 раза - представители учебных заведений не физкультурного профиля. По количеству призовых мест лидерство удерживают вузы физической культуры: Российский университет (8 первых мест, 7 - вторых, 3 -третьих), на втором месте - Кубанский университет (5, 4, 2), на третьем - Поволжская академия (г. Казань) (2, 1, 2). Лауреатами Сессии (места с 4 по 6) становились исследователи из 20 вузов, в их числе 7 - не физкультурные.

Тематика докладов

Исследование показало, что наиболее популярной является тематика блока «Олимпийское движение», которая составляет 48,9% всех докладов за рассматриваемый период. Далее следует тематика блоков «Олимпийские игры» (16,8%), «Непрофильные доклады» (14,4%), «Окружающее пространство» (13,5%) и «Олимпизм» (6.4%). Большое число непрофильных докладов в основном представили молодые ученые (магистранты, аспиранты, преподаватели). С нашей точки зрения, такое положение объясняется желанием апробировать на всероссийском уровне материалы их квалификационных работ перед защитой (рис. 3).

Анализ тем докладов показал, что наибольшее их число посвящено проблемам олимпийского образования (36% - студенты и 42% - молодые ученые). Значительно меньше докладывалась тематика, посвященная видам спорта (25,9% и 12,4%) и спортсменам (14,2% и 13,5%). Совсем мало студенты и молодые ученые уделяют внимание изучению деятельности главных составляющих олимпийского движения - международных спортивных федераций (МСФ), национальных олимпийских комитетов

Олимпийское Олимпийские Непрофильные Окружающее Олимпизм блока движение игры доклады пространство

Рис. 3. Количество докладов внутри блоков (2006-2020 гг.)

С*)

Информационное обеспечение физической культуры и спорта

(НОК) и МОК, а также борьбе с допингом, Юношеским Олимпийским играм (ЮОИ), Олимпийским академиям. За анализируемый период не было представлено ни одного исследования, посвященного конституционным и стратегическим документам МОК: Олимпийской хартии и Олимпийской Повестке 2020.

Несмотря на малое количество докладов, посвященных НОКам, МОК, борьбе с допингом и ЮОИ, эти доклады признавались лучшими: борьба с допингом (2 раза), НОКи (3 раза) и по одному разу исследования про ЮОИ и МОК (рис. 4).

Общая оценка качества докладов осуществлена на основе мнений членов жюри, приглашенных специалистов и руководителей делегаций, высказанных ими при подведении итогов Сессии. Консолидированное мнение специалистов показывает, что большинство докладов подготовлено на базе хорошо спланированного научного исследования, имеет научно-практическое значение. Однако еще немало докладов, носящих реферативный характер (включая молодых ученых), недостаточно исследований, имеющих, как это требует Положение о Сессии, проектный характер.

ЁЗ 0) т

Ч О

2,5

41,6

5,6

п

35,8

I

Ж

5,6 4 5 5,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ *

9,0

25,9

14^ 13,5 I 12,4

37 4,5

5,6

о/

2* М П

2,5 2,2

г®

У

-/

/

Тема

Студенты □ Молодые ученые

Рис. 4. Распределение тем внутри блока «Олимпийское движение» среди студентов и молодых ученых

Вклад в формирование кадрового и научного потенциала

В сотрудничестве с экспертами вузов нами составлен список участников Сессий, защитивших диссертации, а также прослежена их дальнейшая профессиональная карьера.

Установлено, что 8% участников Сессии получили ученую степень: кандидатами наук стали 54 чел., доктором наук - 1. Многие из них успешно проявили себя в профессиональной деятельности. В их числе проректоры двух федеральных вузов физической культуры,

заведующие кафедрами, руководители подразделений и преподаватели высших учебных заведений различного профиля. Ряд молодых исследователей, прошедших через Сессию, успешно работают в различных звеньях физкультурно-спортивного и олимпийского движения (спортивных и общеобразовательных школах, спортивных федерациях, органах управления), а также в других сферах (средствах массовой информации, органах исполнительной власти, бизнесе и др.).

Выводы

1. Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России «Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)» выполняет возложенные на нее задачи, является эффективным средством стимулирования и вовлечения в научное творчество вузовской молодежи.

2. Анализ тематики докладов выявил, что превалируют доклады, посвященные олимпийскому образованию, много внимания уделяется рассмотрению проблем видов спорта и личностям спортсменов. Однако недостаточно исследований, посвященных деятельности МОК, национальных олимпийских комитетов и международных спортивных федераций. Мало докладов, раскрывающих общетеоретические аспекты олимпизма, проблемы борьбы с допингом и честной игры в спорте. Отсутствуют доклады, посвященные исследованию Олимпийской хартии и Олимпийской повестки 2020.

3. Победителями Сессий становились представители 10 вузов физической культуры и 4 вузов не физкультурного профиля. Чаще других в Сессии побеждали предста-

вители физкультурных учебных заведений: Российского и Кубанского университетов, Поволжской академии.

4. Установлено, что постоянный рост количественного состава участников Сессии в последние годы имеет тенденцию к стабилизации, ежегодное обновление происходит преимущественно за счет студентов и составляет в среднем 59,8%. Учебные заведения и научные учреждения системы Минспорта России являются основными участниками Сессии. Участие вузов, подведомственных другим министерствам и ведомствам, не стабильно и сокращается.

5. Сессия вносит вклад в подготовку научных и научно-педагогических кадров для системы физкультурного образования, спортивного и олимпийского движения. Как минимум 8% молодых исследователей, прошедших через Всероссийский этап Сессии, защитили диссертационные работы: одну докторскую и 54 кандидатских, большинство участников успешно ведут руководящую и научно-педагогическую работу в вузах, а также работают в различных звеньях физкультурно-спортивного и олимпийского движения.

е»)

Рекомендации

1. Олимпийскому комитету России:

1.1. Обратиться в Министерство образования и науки России, другие министерства и ведомства с просьбой рекомендовать подведомственным учебным заведениям осуществить меры по более активному вовлечению студенческой молодежи к исследованию проблем олимпийского движения, регулярно участвовать в Олимпийской сессии, начиная с региональных этапов, проводимых олимпийскими академиями.

1.2. Разработать с учетом Олимпийской повестки 2020 перечень проблем олимпийского движения, рекомендованных для исследования студентами и молодыми учеными.

1.3. Организовать выпуск материалов Сессий в печатном или электронном виде с размещением на сайте ОКР.

2. Региональным олимпийским академиям:

2.1. Актуализировать тематику исследований с учетом проблем регионального олимпийского движения, оказывать студентам и молодым ученым методическую помощь в организации научных исследований.

2.2. Расширить приглашение представителей учебных заведений своих федеральных округов для участия в региональных этапах Сессии.

3. Учебным заведениям физической культуры:

3.1. Организовать подготовку специалистов в магистратуре по направлению «Олимпийское движение» (там, где нет), ввести в учебный процесс дисциплины (по выбору), ориентированные на формирование у студентов основ знаний в области олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр.

3.2. При рассмотрении кандидатур на назначение стипендии ОКР студентам и аспирантам федеральных вузов физической культуры отдавать приоритет участникам Всероссийского этапа Сессии.

Литература

1. Контанистов, А.Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образования в России // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 3. - С. 44-47.

2. Контанистов, А.Т. Российская система олимпийского образования: государственно-общественная модель // Олимпийский бюллетень Центральной олимпийской академии № 14. - М.: Анита Пресс, 2013. - С. 334-338.

3. Родиченко, В.С. Олимпийская идея для России: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АНО «Диалог культур», 2011. - 320 с.

4. Родиченко, В.С. Научное творчество молодых -старт в Древнюю Олимпию / В.С. Родиченко, А.Т. Контанистов, Н.Ю. Мельникова // Олимпийский бюллетень Центральной олимпийской академии № 14. - М.: Анита Пресс, 2013. - С. 3-11.

5. Приказ Олимпийского комитета России от 10.09.2019 г. «О проведении XXXI Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов России "Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность)"», посвященной 40-летию проведения Игр XXII Олимпиады в Москве // http://www. Olympic. ru / образование / документы олимпийского образования.

6. Олимпийская хартия / перевод с англ. //http:// www. olympic.ru/олимпизм.

References

1. Kontanistov, A.T. (2003), On formation of organizational and pedagogical bases of Olympic education in Russia, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 3, pp. 44-47.

2. Kontanistov, A.T. (2013), The Russian system of Olympic education: Join govermental and non-govermental model, In: Olimpiyskiy byulleten' Tsentral'noy Olimpiyskoy Akademii, no. 14, Moscow: Anita Press, pp. 334-338.

3. Rodichenko V.S. (2011), Olympic idea for Russia: 3rd ed, revised and supplemented, Moscow: ANO "Dialog kul'tur", 320 p.

4. Rodichenko, V.S., Kontanistov, A.T. and Melnikova, N.Yu. (2013), Scientific creativity of the young - start in Ancient Olympia, In: Olimpiyskiy byulleten' Tsentral'noy Olimpiyskoy Akademii, no. 4, Moscow: Anita Press, pp. 3-11.

5. Russian Olympic Committee (2019), Order of the Russian Olympic Committee dated 10.09.2019 "On holding the XXXI Olympic scientific session of young scientists and students of Russia 'Olympism, the Olympic movement, the Olympic Games (history and modernity)'", dedicated to the 40th anniversary of the Game XXII Olympiad in Moscow, [Online] URL: http://www.olympic.ru / education / documents of Olympic education

6. Olympic Chapter, [Online] URL: http www. Olympic. ru/olimpizm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.