Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОВД - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ'

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОВД - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL MISTAKES / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / PSYCHODIAGNOSTICS / INVESTIGATOR / QUALITY OF PREPAREDNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ДОЗНАВАТЕЛЬ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елесина Ирина Геннадьевна

В настоящей проведен анализ типичных профессиональных ошибок в деятельности дознавателей ОВД как пути к повышению качества подготовленности. Выводится тезис о том, что, во-первых, выявление типичных профессиональных ошибок и затруднений дознавателей является важной предпосылкой совершенствования процесса профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов дознания, а во-вторых, Основными путями повышения профессионализма дознавателей является повышение знаний сотрудников и стимулирование их ответственности, мотивации при выполнении следственных действий. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елесина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TYPICAL PROFESSIONAL MISTAKES IN THE ACTIVITIES OF POLICE INTERROGATORS - THE WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING

This article analyzes typical professional mistakes in the activities of police investigators as a way to improve the quality of training. It is concluded that, firstly, the identification of typical professional errors and difficulties of interrogators is an important prerequisite for improving the process of professional training and professional development of employees of investigative bodies, and secondly, the Main ways to improve the professionalism of interrogators is to increase the knowledge of employees and stimulate their responsibility and motivation when performing investigative actions. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОВД - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

УДК 159.923; ББК 67.401

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10028

© Елесина И.Г. 2020

ANALYSIS OF TYPICAL PROFESSIONAL MISTAKES IN THE ACTIVITIES OF POLICE INTERROGATORS - THE WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОВД - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Irina G. Elesina, Ирина Геннадьевна Елесина,

associate professor of legal psychology доцент кафедры юридической психологии

Saint Petersburg University of the Ministry of internal Affairs Санкт-Петербургского университета МВД России,

of Russia,candidate of pedagogical sciences кандидат педагогических наук

Для цитирования: Елесина И.Г. Анализ типичных профессиональных ошибок в деятельности дознавателей ОВД - путь к повышению качества подготовленности. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 32-34.

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.06 - Юридическая психология.

Abstract. This article analyzes typical professional mistakes in the activities of police investigators as a way to improve the quality of training. It is concluded that, firstly, the identification of typical professional errors and difficulties of interrogators is an important prerequisite for improving the process of professional training and professional development of employees of investigative bodies, and secondly, the Main ways to improve the professionalism of interrogators is to increase the knowledge of employees and stimulate their responsibility and motivation when performing investigative actions. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.

Keywords: professional mistakes, internal Affairs agencies, psychodiagnostics, investigator, quality of preparedness.

Уровень профессиональной подготовленности большого числа дознавателей требует повышения по многим показателям. Недостаточная профессиональная подготовленность приводит к снижению эффективности и качества деятельности дознания в целом. Это влияет и на уровень преступности в конкретном регионе, и на отношение граждан к сотрудникам полиции.

Основными требованиями к расследованию дел органами дознания являются всесторонность, полнота и объективность. Всесторонность исследования в уголовном процессе предполагает выяснение всех обстоятельств по делу, как уличаю-

Аннотация. В настоящей проведен анализ типичных профессиональных ошибок в деятельности дознавателей ОВД как пути к повышению качества подготовленности. Выводится тезис о том, что, во-первых, выявление типичных профессиональных ошибок и затруднений дознавателей является важной предпосылкой совершенствования процесса профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов дознания, а во-вторых, Основными путями повышения профессионализма дознавателей является повышение знаний сотрудников и стимулирование их ответственности, мотивации при выполнении следственных действий. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.

Ключевые слова: профессиональные ошибки, органы внутренних дел, психодиагностика, дознаватель, качество подготовленности.

щих, так и оправдывающих обвиняемого, а также отягчающих и смягчающих его ответственность. Обязательным условием всесторонности является проверка при производстве дознания по уголовному делу всех версий, вытекающих из обстоятельств дела, относительно способа преступления, лица, его совершившего, мотивов преступной деятельности.

Под полнотой исследования понимается выяснение всех обстоятельств дела, а именно: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления;

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Объективность исследования в уголовном процессе означает, что дознаватель в ходе собирания, проверки и оценки доказательств должен проявлять беспристрастность, не допускать предвзятости, предубеждения.

По большинству дел, возвращенных на доследование или с вынесением оправдательного приговора, нарушаются требования по каждому из названных показателей, что свидетельствует о недостаточном уровне профессиональной подготовленности дознавателей.

Для разработки путей и средств совершенствования профессиональной подготовленности дознавателей ОВД большое значение имеет выделение типичных ошибок, наиболее часто встречающихся в их практической деятельности, а также субъективных и объективных причин, которые затрудняют эффективную работу дознавателей.

Были выделены следующие типы профессиональных ошибок и затруднений дознавателей.

1. Затруднения, связанные с недостаточностью ориентировочных умений (а также соответствующих им знаний и способностей): принимать и процессуально оформлять оперативную информацию о преступлении, использовать возможности экспертно-криминалистических организаций и служб, проводить осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, пользоваться картами, схемами и др.

Наиболее часто такие ошибки встречаются в работе неопытных дознавателей, со стажем работы до двух лет. В протоколе осмотра места происшествия нарушается порядок описания проведенных следственных действий, из-за чего в дальнейшем затрудняется уяснение обстановки. Здесь нарушается требование о необходимости описания в протоколе всех действий дознавателя, всего обнаруженного при осмотре в той последовательности, в которой он проводился, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра.

Другим частым нарушением ориентировочной части дознания является неполнота зафиксированных фактов или фиксации обстановки на месте происшествия с помощью схем, планов, фотоснимков, кино и видеофильмов. Основанием для возвращения дела на доследование может служить описание места происшествия, не позволяющее установить истинный материальный ущерб.

2. Ошибки и затруднения, связанные с недостаточностью аналитических и прогностических умений, а также соответствующих знаний и спо-

собностей. Такого рода ошибки связаны с неумением разрабатывать следственные версии, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному уголовному делу, анализировать информацию, поступающую от граждан, располагающими сведениями о преступной деятельности и др. Эти ошибки встречаются у дознавателей с разным стажем работы, в том числе и у опытных работников.

3. Ошибки и затруднения, связанные с недостаточностью процессуальных умений (а также связанных с ними знаний и способностей): проводить дознание, первоначальные следственные действия, применять тактические приемы производства отдельных следственных действий, осуществлять допрос и задержание подозреваемых, потерпевших и свидетелей, устанавливать доверительные отношения с гражданами и др.

Наиболее частым нарушением такого типа является неполнота проводимых дознавателем следственных действий. По отдельным делам не устанавливаются мотивы, способы совершения преступления, не уточняются все эпизоды преступной деятельности и все лица, принимавшие участие в совершении преступления, данные о личности обвиняемых.

В ходе предварительного следствия дознаватели с низким уровнем профессиональной подготовленности не определяют характер и размер причиненного ущерба. Например, указывая, что «нанесен существенный ущерб» или «ущерб незначительный», не обосновывают свое заключение. Кроме того, часто не вскрываются причины и условия, способствующие совершению преступления. Поскольку выявление такого рода причин и условий входит в предмет доказывания, они в полном объеме должны быть установлены по каждому уголовному делу, а неполнота материала служит основанием для возвращения дела на доследование.

При анализе нарушений действий дознавателя часто встречается некачественное проведение допроса свидетелей. Дознаватели не обращают внимания на пробелы и противоречия в показаниях, что приводит к необходимости повторения этих следственных действий. Нарушаются статьи УПК, которые требуют, чтобы допрос несовершеннолетних свидетелей проводился в присутствии педагога.

Более опытные дознаватели также нарушают процессуальные требования, при этом в их действиях прослеживается «обвинительный уклон», побуждение обвиняемых к явкам с повинной, организация очных ставок при отсутствии противоречий в показаниях свидетелей и др.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Об односторонности и неполноте расследования говорят и недостатки в проведении следственных действий. Слабо используются современные возможности экспертизы: не назначается ряд явно необходимых по обстоятельствам дела экспертиз, в том числе судебно-медицинских, сужен круг вопросов, поставленных экспертам, привлекаются ненадлежащие специалисты, экспертиза подменяется судебно-медицинским исследованием, проводимым до возбуждения уголовного дела.

Нарушения любых процессуальных требований при проведении дознания, допроса, очной ставки может быть опротестовано, и дело возвращается на дополнительное дознание, что является свидетельством непрофессионализма дознавателя.

4. Ошибки и затруднения, связанные с недостаточностью протокольных умений (а также соответствующих знаний): составлять процессуальные постановления, протоколы, обвинительные акты, служебные запросы, требования и другие документы, пользоваться персональным компьютером.

5. Ошибки и затруднения, связанные с недостаточностью специальных умений (и соответствующих знаний): владеть личным оружием, специальными средствами, строевыми приемами, приемами самообороны, владеть методами психологической саморегуляции и др.

Затруднения такого рода не влияют напрямую на эффективность деятельности дознавателя, однако, косвенное влияние этих умений, безусловно, просматривается среди причин низкого профессионализма дознавателей. Здесь в первую очередь необходимо назвать методы психологической са-

морегуляции, поскольку физическая и психологическая нагрузка на дознавателя очень велика. Сохранять внимательность, сосредоточенность, аккуратность, проявлять необходимую активность в процессе работы при условии утомления, усталости - достаточно сложная задача. Особенно, если учесть, что большая часть дознавателей - женщины. Поэтому косвенное влияние специальных навыков на качество работы - очевидно. А в экстремальных ситуациях специальные навыки играют ведущую роль.

Завершая анализ профессиональных ошибок и затруднений в деятельности дознавателей ОВД, можно сделать следующие выводы:

1. Выявление типичных профессиональных ошибок и затруднений дознавателей является важной предпосылкой совершенствования процесса профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов дознания.

2. Основными путями повышения профессионализма дознавателей является повышение знаний сотрудников и стимулирование их ответственности, мотивации при выполнении следственных действий.

Библиографический список

1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. от 06.03.2019 г.).

2. Тюрина Э.И. Практическая профессиональная доподготовка молодых специалистов в образовательных учреждениях // Экология личности : материалы Российской научной конференции / под ред. В В. Карпова. - СПб., 1999.

Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).

Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.

□.4ч Г..-jfi

■SDFT^H^dCAMVIE ПСПНДБАГЕГЪНСГО ИНТЕРЕСА. Ч КУРСАНТОВ 1СЛУШАТЕЛЕЦ) ОВРДЭЭЗАТЕ/ШНьЯ УЧРЕЖДЕ"ИИ МВДРКСИ*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.