Научная статья на тему 'Анализ территориальных каркасных систем как метод выявления культурного субцентра г. Череповец Вологодской области (с ядром субцентра - мемориальным домом-музеем Верещагиных)'

Анализ территориальных каркасных систем как метод выявления культурного субцентра г. Череповец Вологодской области (с ядром субцентра - мемориальным домом-музеем Верещагиных) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / АРЕАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТОЧЕЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС / КУЛЬТУРНЫЙ КАРКАС / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС / РАНГ / СУБЦЕНТР / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ / ПАРКОВОЧНОЕ МЕСТО / ПАРКИНГ / МУЗЕЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / LINEAR ELEMENTS / AREAL ELEMENTS / POINT ELEMENTS / TRANSPORT FRAME / CULTURAL FRAME / TOURIST AND RECREATIONAL FRAME / ECOLOGICAL FRAME / RANK / SUB-CENTER / TRANSPORT INTERCHANGE HUB / PARKING SPACE / MUSEUM / HISTORICAL MONUMENT / THREE-DIMENSIONAL COMPOSITION / RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Астанин Д.М., Сахарова Е.А.

Пространство, включающее в себя мемориальный Дом-музей Верещагиных, часть исторического ядра Череповца. В непосредственной близости место возникновения города, Соборная горка с Воскресенским собором, частью положившего основание городу мужского монастыря. Территория открывается на набережную реки Ягорбы в 500 метрах от стрелки впадения ее в некогда крупнейший приток Волги реку Шексну, ворота Мариинской системы, позже Волго-Балтийского водного пути. С северо-западной стороны территория примыкает к Воскресенскому (Советскому) проспекту осевой магистрали древнего Череповца с сохранившейся и восстановленной исторической застройкой 19-го века. Находящиеся в 60-ти метрах южнее здания госуниверситета образуют небольшой студенческий квартал, в котором ежедневно бывает не менее 3 000 студентов и преподавателей. Университетская улица, выходящая на набережную, огромная парковка для туристского и частного транспорта усиливают транспортное удобство локации. Огражденная территория усадьбы музея Верещагиных включает два основных исторических здания и служебные постройки, уникальный садово-парковый комплекс излюбленное место туристов и гостей города. Но, примыкающее к ней пространство пока используется пассивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE TERRITORIAL FRAME SYSTEMS AS A METHOD OF IDENTIFYING THE CULTURAL SUBCENTER CHEREPOVETS VOLOGDA REGION (WITH A CORE OF SUB-CENTRE -MEMORIAL VERESHCHAGIN HOUSE-MUSEUM)

The space, which includes memorial House-Museum Vereshchagin part of the historical core of Cherepovets. In the immediate vicinity-the place of origin of the city, Cathedral hill with the resurrection Cathedral, part of the founding of the city of the monastery. The territory opens to the embankment of the Yagorba river in 500 meters from the arrow its confluence with the once largest tributary of the Volga-the river Sheksna, the gate of the Mariinsky system, later-the Volga-Baltic waterway. On the North-West side of the territory is adjacent to Voskresensky (Soviet) Avenue-the axial highway of ancient Cherepovets with preserved and restored historical buildings of the 19th century. Located 60 meters South of the building of the state University form a small student quarter, which is daily at least 3,000 students and teachers. University street, facing the waterfront, huge Parking for tourist and private transport enhance the transport convenience of the location. The fenced territory of the estate of the vereshchagins Museum includes two main historical buildings and outbuildings, a unique garden and Park complex a favorite place for tourists and visitors. But the space adjacent to it is still used passively.

Текст научной работы на тему «Анализ территориальных каркасных систем как метод выявления культурного субцентра г. Череповец Вологодской области (с ядром субцентра - мемориальным домом-музеем Верещагиных)»

DOI: https://doi.org/10.18454/mca.2019.16.6

АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КАРКАСНЫХ СИСТЕМ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО СУБЦЕНТРА Г. ЧЕРЕПОВЕЦ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (С ЯДРОМ СУБЦЕНТРА - МЕМОРИАЛЬНЫМ

ДОМОМ-МУЗЕЕМ ВЕРЕЩАГИНЫХ)

Научная статья

Астанин Д.М.1*, Сахарова Е.А.2

1,2Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия

* Корреспондирующий автор (montenegro.astanin@mail.ru)

Аннотация

Пространство, включающее в себя мемориальный Дом-музей Верещагиных, - часть исторического ядра Череповца.

В непосредственной близости - место возникновения города, Соборная горка с Воскресенским собором, частью положившего основание городу мужского монастыря.

Территория открывается на набережную реки Ягорбы в 500 метрах от "стрелки" - впадения ее в некогда крупнейший приток Волги - реку Шексну, ворота Мариинской системы, позже - Волго-Балтийского водного пути.

С северо-западной стороны территория примыкает к Воскресенскому (Советскому) проспекту - осевой магистрали древнего Череповца с сохранившейся и восстановленной исторической застройкой 19-го века.

Находящиеся в 60-ти метрах южнее здания госуниверситета образуют небольшой студенческий квартал, в котором ежедневно бывает не менее 3 000 студентов и преподавателей.

Университетская улица, выходящая на набережную, огромная парковка для туристского и частного транспорта усиливают транспортное удобство локации.

Огражденная территория усадьбы музея Верещагиных включает два основных исторических здания и служебные постройки, уникальный садово-парковый комплекс - излюбленное место туристов и гостей города. Но, примыкающее к ней пространство пока используется пассивно.

Ключевые слова: линейные элементы, ареальные элементы, точечные элементы, транспортный каркас, культурный каркас, туристско-рекреационный каркас, экологический каркас, ранг, субцентр, транспортно-пересадочный узел, парковочное место, паркинг, музей, исторический памятник, объемно-пространственная композиция, реконструкция.

THE ANALYSIS OF THE TERRITORIAL FRAME SYSTEMS AS A METHOD OF IDENTIFYING THE CULTURAL SUBCENTER CHEREPOVETS VOLOGDA REGION (WITH A CORE OF SUB-CENTRE -

MEMORIAL VERESHCHAGIN HOUSE-MUSEUM)

Scientific article

Astanin D. M.1*, Sakharova E. A.2

1,2,3Cherepovets state University, Cherepovets, Russia

* Corresponding author (montenegro.astanin@mail.ru)

Abstract

The space, which includes memorial House-Museum Vereshchagin - part of the historical core of Cherepovets. In the immediate vicinity-the place of origin of the city, Cathedral hill with the resurrection Cathedral, part of the founding of the city of the monastery.

The territory opens to the embankment of the Yagorba river in 500 meters from the " arrow" - its confluence with the once largest tributary of the Volga-the river Sheksna, the gate of the Mariinsky system, later-the Volga-Baltic waterway.

On the North-West side of the territory is adjacent to Voskresensky (Soviet) Avenue-the axial highway of ancient Cherepovets with preserved and restored historical buildings of the 19th century.

Located 60 meters South of the building of the state University form a small student quarter, which is daily at least 3,000 students and teachers.

University street, facing the waterfront, huge Parking for tourist and private transport enhance the transport convenience of the location.

The fenced territory of the estate of the vereshchagins Museum includes two main historical buildings and outbuildings, a unique garden and Park complex - a favorite place for tourists and visitors. But the space adjacent to it is still used passively.

Keywords: linear elements, areal elements, point elements, transport frame, cultural frame, tourist and recreational frame, ecological frame, rank, sub-center, transport interchange hub, Parking space, Museum, historical monument, three-dimensional composition, reconstruction.

Введение

1. Пространственное развитие Российской Федерации.

Целесообразно рассмотреть сценарии, опирающиеся на три разных модели, в том числе: модель приоритетного развития поляризованного полицентрического каркаса системы расселения - «поляризованную полицентрическую модель»; модель приоритетного формирования равномерно распределенной по территории основной полосы расселения сети центров систем расселения шести иерархических уровней - «равномерно-иерархическую модель»; модель приоритетного преобразования существующих и потенциальных урбанизированных регионов в надагломерационные сетевые пространственные структуры - «сетевую кластерную модель».

Пространственный каркас системы расселения - совокупность главных системообразующих элементов системы расселения: центров, подцентров и транспортных коммуникаций, обеспечивающих связи центров и подцентров между собой, с другими элементами системы расселения, внешние связи системы расселения [1].

2. Теория каркасных систем.

В отношении планировочной структуры города идеи каркаса сформировались в рамках исследований по проблеме «Преобразование среды крупных городов и совершенствование их планировочной структуры», начатой в 1971 г. и завершившейся изданием монографии того же названия в 1979 г. под общим руководством проф. В. А. Лаврова (ЦНИИП градостроительства) [2].

Автором была написана глава «Транспортно-технический и планировочно-структурный каркас крупных городов и взаимосвязанных с ними групп населенных мест».

А. Э. Гутнов (НИИПИ генплана г. Москвы) в своей докторской диссертации «Структурно-функциональная организация и развитие градостроительных систем» (1979 г.) обосновал идеи структурно-функционального каркаса градостроительной системы на примере г. Москвы.

В географии идеи каркаса восходят к ставшему крылатым выражению Н. Н. Баранского: «города плюс транспортная сеть - это экономический каркас территории». Г. М. Лаппо рассматривает опорный каркас применительно к территориальной структуре экономики, планирования и расселения, показывает его выдающуюся роль и значение в конкретных условиях.

Еще более схематические попытки, вплоть до глобального масштаба, были приняты К. Доксиадисом (Греция).

Поляризованный ландшафт (поляризованная биосфера) - концепция культурного ландшафта с территориальной структурой, предполагающей гармоничное сосуществование природных зон и деятельности человека.

Окружающая среда, сформированная по концепции поляризованного ландшафта, содержит расположенные вдоль дорог поселения и полосы парковых зон. «Решётки» из поселений и парков накладываются на «фон» из сельскохозяйственных земель, при этом величина и границы отдельных зон поляризованного ландшафта будут разными в зависимости от условий конкретной местности.

Согласно концепции поляризованного ландшафта, природоохранные территории, расположенные между антропогенными территориями, также должны объединяться в единое целое (так называемый эконет) с помощью зелёных коридоров [3].

3. Картографический метод.

Разделение участка в 1 км2 на более мелкие структурные единицы - с целью выявления плотности общественных функций каждого квадрата. 1 км2 прилегающей к усадьбе Верещагина территории разделяется на 100 квадратов площадью 1 ар (100 м2) каждый - составление рекомендаций по повышению ранга важности усадьбы Верещагина [4].

Основная часть

800 0 800 1600 3200 4000 4800

Рис.1 - Ситуационный план рассматриваемой территории

Экокультурный каркас

• точечный элемент 1-го ранга (Дом-музей Верещагиных)

• точечный элемент 1 -го ранга (Усадьба Гальских)

линейный элемент 2-го ранга (Советский проспект)

Экологический каркас

линейный элемент 1 -го ранга (набережная Индустриального района)

ареальные элементы 2-го ранга (скверы Индустриального района)

Транспортный каркас

линейные элементы 1 -го ранга

линейные элементы 2-го ранга

При обращении к ситуационному плану местности (рис.1) становится очевидным, что усадьба Верещагина имеет гораздо более выгодное географическое расположение, чем другой объект федерального значения - усадьба Гальских

- вследствие расположения усадьбы Верещагина в районе пересечения трех основных транспортных магистралей -линейных объектов 1-го ранга, а также на пересечении двух основных элементов экокультурного - Советский проспект - и экологического каркасов (набережная от ул. Университетской до Октябрьского моста).

Благодаря применению принципов смещения градостроительного узла усадьба Верещагина имеет решающее значение для благоприятного развития самых важных линейных элементов городского плана [5].

Благодаря высокой плотности наиболее важных городских элементов реконструкция усадьбы Верещагина может послужить отправной точкой для создания проекта Культурного субцентра г. Череповца в системе туристического маршрута федерального значения Серебряное кольцо России (Великий Новгород - Вологда), что должно быть отражено в концепции пространственного развития РФ [6].

Экокультурный каркас

50 0 50 100 150 200 250

/ и < 33 А ,с36 35 34 39 е •47

|9 1 1 „40 Гт /

Ш 46 ■» - 1 ] 25 ■28 ° /

22 2Г 18 * 1 19 I Г '24 26 я П- ^ 77

121 11ч 17 ' Зб 23 7 ч__ ) д / I

10« 9^ •15 ^14 о ■о

Гз 4.4 7 45 • А

Р г Я« - 5 6* * ЧщЩ Ж ш

- —. 4 42 • А

1 -3 43 А Ш А

1 2 3 4 Б 6 7 8 9 10

Рис.2 - Карта-схема объектов, имеющих важное культурное значение или обладающих нераскрытым культурным

потенциалом

Экокультурный каркас

точечный элемент 1-го ранга (Дом-музей Верещагиных)

точечные элементы 2-го ранга (памятники архитектуры регионального значения)

линейный элемент 2-го ранга (Советский проспект)

В экокультурном каркасе прилегающей к Дому-музею Верещагиных территории объекты, имеющие важное культурное значение, в основном сосредоточены на линейном элементе 2-го ранга - Советском проспекте, при этом точечным элементом 1-го ранга является сама усадьба - как памятник архитектуры федерального значения, сорок шесть точечных элементов 2-го ранга составляют памятники архитектуры регионального значения.

Экологический каркас

50 0 50 100 150 200 250

J I

н

б ?

Е й С В А

' 1 СГ-

/ /1

°а Г- / 0 1 1

3

1 щ * Л

^ Гг~? я 1 А г

Шщ А Г

■ ■ 1 4 *м

1

8

10

Рис.3 - Ландшафтно-визуальный анализ территории с указанием зон охраняемого ландшафта и особо охраняемых

природных территорий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экокультурный каркас

точечный элемент 1-го ранга (Дом-музей Верещагиных)

Экологический каркас

линейный элемент 1-го ранга (набережная Индустриального района)

ареальные элементы 2-го ранга:

Рубцовский сквер

парк Дома-музея Верещагиных

сквер по ул. Карла Либкнехта (между улицами Труда и Дзержинского)

парк «Соборная горка»

При ландшафтно-визуальном анализе [7-8] территории выявляются линейный элемент 1-го ранга - набережная р. Ягорбы Индустриального района г. Череповца и ареальные элементы 2-го ранга экологического каркаса: Рубцовский сквер, Парк Музея Верещагиных, сквер по ул. Карла Либкнехта (между улицами Труда и Дзержинского), парк «Соборная горка» (рис.3).

Туристско-рекреационный каркас

50 0 50 100 150 200 250

© 38 51 ®2з90 .31(3) ^28 |-2562 27 / ^

(I) 39 37 36 © 35 3\ © ©32 33 2425 ] Ф 19

(I)« 40 41 44 45ф 22 21 © ф 16 20 Ф

© 10 50- 9(8) 78 13;14 12 Щ ) 17 © 18

о 0 6 11 49 / о / /1

48 Ф О С^-; 46.©

0

ш, 4 Ф 3 Ф/

Ф 2

®1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рис. 4 - Карта-схема расположения предприятий малого и среднего бизнеса

Экокультурный каркас

■ точечный элемент 1 -го ранга (Дом-музей Верещагиных)

Туристско-рекреационный каркас

О точечные элементы 4-го ранга (гостиницы)

о точечные элементы 4-го ранга (кафе)

На рассматриваемой территории расположены предприятия малого и среднего бизнеса - гостиницы и кафе, являющиеся точечными элементами 4-го ранга туристско-рекреационного каркаса/формирующие/составляющие туристско-рекреационный каркас (рис.4) [9-10]. Схема-диаграмма на рисунке 4 показывает степень активности городских сообществ. На пересечении Советского проспекта и улицы Ленина выявлена высокая плотность туристско-рекреационных структур.

50 0 50 100 150 200 250

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рис.5 - Схема, отражающая состояние существующей инженерной инфраструктуры

Водоотведение

ШШ самотечные коллекторы дождевой канализации

самотечные коллекторы

напорные коллекторы

• канализационная насосная станция

Тепло- и газоснабжение

1 теплосеть

газопровод

котельная реконструкция

газорегуляторный пункт

Электроснабжение и связь

□ трансформаторная подстанция

распределительный пункт 10 кВ

Л междугородняя телефонная станция

Существующая инженерная инфраструктура представлена на рисунке 5. К ней относятся системы водоотведения (самотечные коллекторы дождевой канализации, самотечные коллекторы, напорные коллекторы, канализационная насосная станция), тепло- и газоснабжения (теплосети, газопроводы, котельная реконструкция, газорегуляторный пункт), электроснабжения и связи (трансформаторная подстанция, распределительный пункт, междугородняя телефонная станция).

Вывод

Территория будет использоваться круглогодично. В течение всего года - прием туристов, стоянка туристических автобусов, пик сезона - май-октябрь. Круглогодично - центр пешеходных экскурсий, спортивно-оздоровительных и туристических маршрутов, начинающихся в Парке КиО, проходящих через Соборную горку, далее - на набережную р. Ягорбы или с заходом на Советский (Воскресенский) проспект. В ежедневном режиме пространство становится местом встреч и отдыха студентов, горожан с детьми, пожилых людей, место молодежных проектов, фото- и селфи зон.

Основные календарные события связаны с общей идеей пространства - историческими воротами в будущее города, соответствуют и укрепляют идентичность места: мероприятия, связанные с братьями Верещагиными, массовые городские мероприятия на этом пространстве также связываются с их деятельностью, действуют выездные торговые сооружения, наполняемые продукцией молочной промышленности, изделиями промыслов и ремесел области.

Все крупнейшие молодежные события - День знаний, День выпускника, Последние звонки на этом пространстве трансформируются и привязываются к идее движения в будущее через историю.

Список литературы / References

1. Родоман Б. Б. Некоторые пути сохранения биосферы при урбанизации / Б. Б. Родоман // Вестник Московского университета. Серия География, 3, 1971. - С. 92-94;

2. Колбовский Е. Ю. Теория узловых районов и поляризованный ландшафт / Е. Ю. Колбовский. Ландшафтное планирование: — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 30-33;

3. Лаппо Г. М. География городов с основами градостроительства / Г. М. Лаппо - М.: МГУ, 1969. - 184 с.;

4. Лаппо Г. М. Рассказы о городах / Г. М. Лаппо - М.: Мысль, 1976. - 224 с.

5. Поморов С. Б., Жуковский Р. С. Ретроспектива развития городского полицентризма и теоретических представлений о нем. / С. Б. Поморов, Р. С. Жуковский // Архитектон: известия вузов, 4 (52), 2015. - С.2;

6. Жуковский Р. С. Архитектурно-градостроительная типология общественно-деловых субцентров городов / Р. С. Жуковский // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета, 1 (60), 2017, - С. 8295;

7. Поморов С. Б., Жуковский Р.С. Баланс планирования и самоорганизации в истории становления концепции полицентрических городов / С. Б. Поморов, Р. С. Жуковский // Академический вестник УралНИИпроект РААСН, 3 (30), 2016, - С. 9-15;

8. Жуковский Р.С. Формирование общественно-деловых субцентров крупных и крупнейших городов (на примере городов Западной Сибири). диссертация кандидата архитектуры: 05.23.22 / Жуковский Роман Сергеевич, Барнаул, 2018 - 168 с.;

9. Астанин Д. М. Использование каркасного метода в планировании и функциональном зонировании территорий, благоприятных для организации экотуризма (на примере Центральной части Восточного Саяна) / Д. М. Астанин // Вестник Московского университета. Серия 5: География, 3, 2017, - С. 51-60;

10. Астанин Д. М., Сахарова Е. А. Анализ каркасных систем острова Манхеттен как проектное обоснование главного визит-центра Нью-Йорка / Д. М. Астанин, Е. А. Сахарова // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды XIV Международной научно-практической конференции. МГУ имени М. В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 25 апреля 2019 года. - М.: АНО «Диалог культур», 2019. - С. 492498.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Rodoman B. B. Some ways to preserve the biosphere in urbanization / B. B. Rodoman / / Bulletin of the Moscow University. Geography Series, 3, 1971. pp. 92-94. [In Russian];

2. Kolbowski E. J. The Theory of nodal districts and polarized landscape / E. Y. Kolbowski. Landscape planning: - M.: publishing center "Academy", 2008. pp. 30-33. [In Russian];

3. Lappo G. M. Geography of cities with the basics of urban planning / G. M. Lappo - M.: MSU, 1969. - 184 p. [In Russian];

4. Lappo G. M. Stories about cities / G. M. Lappo-M.: Thought, 1976. - 224 p. [In Russian];

5. Pomorov S. B., Zhukovsky R. S. The evolution of urban polycentrism theory and practice in retrospect / S. B. Pomorov, R. S. Zhukovsky // Architecton. Proceeding of higner education, 4 (52), 2015. - pp. 2. [In Russian];

6. Zhukovsky R. S. Urban Typology of Cultural and Business Complexes/ R. S. Zhukovsky // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 1 (60), 2017, - pp. 82-95. [In Russian];

7. Pomorov S. B., Zhukovsky R. S. Balance of planning and self-organization in the historical development of urban polycentrism concept / S. B. Pomorov, R. S. Zhukovsky // Akademicheskiy vetnik URALNIIPROEKT RAASN, 3 (30), 2016, - pp. 9-15. [In Russian];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.