Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ'

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК / КОНТРАГЕНТЫ / SCM-СИСТЕМА / ЗАКУПКИ / ПРОИЗВОДСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахманова В.С.

В статье проведен анализ теоретических основ такого понятия как управление цепочками поставок. Освещены все определения, касаемые SCM-системы. Разработана схема процессов, происходящих при управлении цепочками поставок. Определены преимущества и проблемы, возникающие при внедрении и управлении цепочками поставок. А также произведен обзор необходимых шагов для внедрения цепочки поставок на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 338

В.С. Рахманова

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ

В статье проведен анализ теоретических основ такого понятия как управление цепочками поставок. Освещены все определения, касаемые SCM-системы. Разработана схема процессов, происходящих при управлении цепочками поставок. Определены преимущества и проблемы, возникающие при внедрении и управлении цепочками поставок. А также произведен обзор необходимых шагов для внедрения цепочки поставок на предприятиях.

Ключевые слова: логистика, цепочки поставок, управление цепочками поставок, контрагенты, SCM-система, закупки, производство, реализация.

Процесс производства любого предприятия зависит от наличия сырья и материалов, которые ему поставляют другие предприятия - контрагенты. В этой связи функции цепи поставок заключаются в поиске сырья, приобретении и доставке его на предприятие, хранении сырья и готовой продукции на складах и доставке готовой продукции потребителю [1]. Схематично цепочку поставок можно представить следующим образом, см. рис. 1

Ии|орш1Ш

Ь: Я

- 2 Планирование Закупки Произв олово Распруе-ление Услуги потребителю Уцжшнш ф- фегшшкльо 1гт1вэ:га $ й

Движение материалов

-►

Дрнржянн ПОТОК

^-

Рис. 1. Схема поставок на предприятии

Управление цепями поставок непосредственно интерпретируется с интегрированной логистикой, а взаимодействие функциональных сфер логистики и их связь с бизнес-окружением только четче отождествляет термин «интегрированная цепь поставок». Его содержанием являются выстроенные последовательно цепь снабжения, внутрипроизводственная цепь и дальнейшая цепь поставок предприятия. Широкое понятие интегрированной цепочки поставок - это вся совокупность действующих хозяйствующих субъектов, начиная от поставщиков и заканчивая посредниками реализации готовых товаров, состоящих в хозяйственных связях и объединенных участием в едином производственном цикле товара. В узком понимании управление цепочками поставок представляет собой процесс планирования и учета, контроля и проведения анализа для регулирования достижения стратегических целей всех участников этой цепи. Таким образом, это совокупность последовательно взаимодействующих между собой поставщиков и потребителей, при которой каждый потребитель становится поставщиком для следующего потребителя до момента получения готовой продукции конечным потребителям. В результате сочетания основных функций управления и специальных функций логистического управления образуется комплексная функция контроллинга деятельности предприятия, которая обеспечивает достижение логистической координации в цепочках поставок.

© Рахманова В.С., 2017.

Научный руководитель: Агеев Юрий Дмитриевич - доктор технических наук, заведующий кафедрой Прикладной информатики, Московский государственный институт международных отношений (филиал в г. Одинцово), Россия.

Концепция управления цепью поставок включает следующие положения: цепь поставок включает все процессы пяти звеньев; в цепи поставок все участники и процессы от поставщика до конечного потребителя рассматриваются как единая целостная система; предмет исследования в цепи поставок - это процессы разработки, получения, производства и сбыта; с помощью непрерывной информационной системы, доступной для всех предприятий-участников, происходит их координация. [2].

В каждой цепочке поставок есть свои уникальные особенности, которые продиктованы требованиями рынка либо операционными, производственными особенностями конкретного предприятия. Условно их можно отнести к пяти областям системы поставок:

1) производство, включающее создание производственного плана, который учитывает производственные мощности предприятия, баланс загрузки, контроль качества, эксплуатацию оборудования;

2) запасы, отвечающие за уровень запасов в виде сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Основная задача управления запасами состоит в сохранении буфера для предотвращения неожиданностей в поставках. Нужно помнить, что хранение запасов - это достаточно ресурсоемкое мероприятие. Поэтому важно знать и понимать, каков оптимальный уровень запасов, когда нужно сделать очередной заказ;

3) расположение, контролирующее размещение производственных мощностей и складских помещений;

4) транспорт, осуществляющий перемещение от одного элемента цепи поставок к другому (сырье на склад, готовую продукцию из цеха потребителю);

5) информация, выполняющая задачу координации, что и сколько производить, где хранить запасы, что очень выгодно для принятия своевременных эффективных решений.

На рис. 2 показана сема цепочки управления системой поставок.

Процессы, происходящие при управлении цепочками поставок, также можно подразделить на две большие группы: планирование цепочек поставок и исполнение цепочек поставок в режиме реального времени. Под планированием цепочек поставок подразумевается стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес-процессов в отдельных ее звеньях, а исполнение цепочек поставок в режиме реального времени - это реализация планов и оперативное управление такими звеньями цепочки поставок как транспорт или склад.

Создано и разработано множество приемов, техник и моделей планирования. Среди них можно отметить следующие:

а)MPR (Material Requirements Planning) - планирование потребности в сырье. Целями этой модели планирования являются: сокращение запаса, поддержание высокого процента оказания услуг и координация графика доставки по производству и закупке. Эта модель, в отличие от других моделей, позволяет одновременно координировать закупку сырья и производственные потребности;

б) DRP (Distribution Requirement Planning) - планирование потребностей дистрибьюции. Эта модель основана на применении логики циклов системы планирования потребностей сырья, но в отношении дис-трибьюции. Целью этого метода планирования является прогнозирование спроса. Для определения графика информация о планируемом спросе поступает на производство из центров дистрибьюции;

в) JIT (Just In Time) - «точно в срок». Целью метода «точно в срок» является такое планирование поставки сырья и комплектующих на производство, которое позволит получать материалы непосредственно перед их трансформацией в готовую продукцию. Этот подход позволяет избегать или максимально минимизировать уровень запасов сырья;

г) Kanban - Канбан. Основной целью этой системы является «подтягивание» сырья на предприятие вместо того, чтобы избавляться от него;

д) SCOR (Supply Chain Operations Reference) - метод, использующий эталонную модель системы поставок. На основе этой виртуальной модели строятся более конкретные и детально описанные модели, в итоге воплощенные в реально существующие объекты и механизмы. Эта модель основана на трех «стол-

Рис. 2. Цепочка управление системой поставок

пах»: Моделирование процесса, Измерение эффективности труда и лучших практиках в конкретной области. Основными элементами модели SCOR являются пять управленческих процессов: Планирование, Поиск поставщика, Производство, Доставка и Возврат [1].

Благодаря управлению цепочками поставок предприятия получают следующие конкурентные преимущества: увеличение прибыли, сокращение закупочных издержек и сокращение производственных затрат; уменьшение стоимости и времени обработки заказа и уменьшение складских запасов в среднем сокращение времени выхода на рынок [3].

Однако можно выделить и следующие проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в процессе управления цепями поставок: конфликт и безопасность в некоторых звеньях; несвоевременность и неточность информации; колебание спроса на рынке; недостаток ресурсов и недоиспользование ресурсов; ценообразование.

Проблемы, связанные с ценообразованием отражаются не только на стоимости и качестве продукции, но и на взаимоотношениях с предприятиями-партнерами, а проблемы, связанные с выпуском продукции, исходят из-за несовершенных процессов, происходящих между предприятиями. Однако проблемы с партнерами можно решить договорным путем [4].

Итак, при оценке эффективности управления цепочкой поставок необходимо определить и учесть стандартные показатели такие как: уровень издержек, скорость прохождения товара по цепи поставок, время реагирования цепочки поставок на изменение рынка, надежность и эффективность управления товарными запасами. Данная оценка ключевых показателей управления цепочками поставок отражает оптимальную организацию системы управления цепочек поставок, которая обеспечит необходимый уровень сервиса.

Для осуществления идеальных условий по ведению SCM (Supply Chain Management) на практике, т.е. на конкретном промышленном предприятии, рекомендуется следовать определенной логической схеме.

1 Прежде всего, для повышения управляемости предприятия важно преобразование организационной структуры, чтобы меньшим количеством персонала обеспечить более эффективный производственный процесс, повышение взаимозаменяемости сотрудников, получение нужного контроля за расходами и в итоге повышение прозрачности бизнес-процессов в целом. Например, создание самостоятельного автоматизированного места, который выполняет функции таких отделов как отдел закупок, отдел производства и отдел реализации;

2 Внедрение процессного подхода в организации бизнеса. Для этого необходимы полное описание бизнес процессов и стандартизация процессных технологий, определение показателей эффективности и результативности.

Процессы разработки и управления цепочками поставок SCDM (Supply Chain Development Management) предназначены для организации и поддержки взаимодействий организации с поставщиками, которые задействованы в составе цепочек поставок. Процессы должны управлять сетью взаимодействующих организаций, образующих каждую цепочку поставок, с целью приобретения ресурсов и услуг, необходимых для ведения бизнеса и расширения предложения собственных продуктов и услуг. Элементы процессов отражены на рис. 3

Рис. 3. Элементы процессов разработки и управления цепочками поставок

Процессы SCDM должны поддерживать выбор лучших поставщиков и партнеров для включения их в цепочки поставок и обеспечивать формирование инфраструктуры для поддержания взаимодействий с ними. Процессы взаимодействий с поставщиками и партнерами должны обеспечивать своевременные поставки заказанных товаров и услуг, осуществлять контроль объемов поставок, гарантировать необходимую поддержку, поставленной продукции. Процессы должны формировать и поддерживать все информационные и финансовые потоки между организацией и поставщиками и партнерами.

Функциональные описания процессов отражены на рисунке 4.

Процессы разработки: бизнес-планов пепочек поставок. ГТропксы: разработки стратегии и политики организации применительно к цепочкам поставок.

ПрОЦеССЫ разработки ПОЛИТИКИ ОрГЕНЮЗШИИ ПО прИЕЛ«ВНЕО поставщиков и партнеров к участию в кепочках поставок.

Пропессы сраБншеяьюй опенки нсвых поставщиков и партеров для выбора тек. товары и услуги которых лучше всего соответствуют потребностям организации.

Процессыразработки технических требовании цепочкам поставок. Пропессы управления поставками товаров и услуг по заключенный контрактам, включаю контроль выполнения графиков поставок, взаимодействия с поставщиками и партнерами для разрешения возникающих проблем.

Пропессы управления автолагазалией и изменениями в цепочках поставок.

Пропессы привлечения нсвых поставпшков и партнеров ля расширения перечня услуг организации, улучшения рабочих характеристик

Процессы заключения соглашений с новыми поставщиками и партнерами.

Пропессы мониторинга, оптимизации и сквозных

процессы между организацией и ее партнерами и поставщиками с пелью повышения их лЭДекгивносш. К освазлыи процессам относятся пропесая веления коммерческих соглашений, пропессы управления поставкой товаров и услуг.

Рис. 4. Функциональное описание элементов процессов SCDM

Процессы SCDM предназначены для решения задач среднесрочной перспективы, в то время как решение повседневных задач управления взаимоотношениями с поставщиками должно осуществляться с помощью процессов группы SPRM (Supply Partner Relationship Management), которые состоят из процессов, осуществляющих непосредственное взаимодействие со сквозными клиентскими процессами или функциональными процессами поставщиков и партнеров, в том числе, процессов, выполняющих следующие функции: выставлений заявок и прослеживание их выполнение вплоть до поставок; преобразование заявок в форматы, необходимые внешним процессам; обработка проблем; проверка данных и санкционирование платежей; управление качеством продуктов поставщиков и партнеров [5].

3 Внедрение информационной базы для ведения автоматизированного учет бизнес-процессов: планирования, приема заказа, оплаты, поиска потенциальных покупателей готовой продукции и т.д.

Такая система предполагает определенные требования:

а)осуществление процедуры штрих-кодирования сырья и готовой продукции. На складе возможно резервирование штрих-кода товара, содержащего полную информацию параметров и характеристик материально-производственных запасов в зависимости от типа отсутствующего товара, что позволяет отследить, на какой стадии находится тот или иной заказ или позиция из заказа: на этапе оплаты, резервирования, заказа поставщику [6] ;

б) наличие RFID-системы (Radio Frequency IDentification). Эта система существует всего на трех базовых компонента: считывателя, с его помощью происходит сбор данных; идентификатора, который может быть в виде карты, метки, брелока или тега, а также компьютера, который в данном случае выступает в виде информационной системы. Так, считыватель в окружающем пространстве образует электромагнитное поле, а идентификатор уже принимает излучаемый сигнал, при этом формируя ответный, который поступает на антенну считывателя. Далее сигнал проходит обработку в электронном блоке, после чего по каналу коммуникации направляется в компьютерную базу [7].

в) внедрение следующих модулей:

CRM-модуль (Customer Relationship Management) - управление отношениями с клиентами: учёт кли-

ентов и всей необходимой сопутствующей информации; контрольные функции по обработке заказов, претензий и т.д.;

MRP II-модуль (Manufacturing Resources Planning) — управление входным/выходным материальным потоком: расчёт оптимальных текущих запасов; контроль за пополнением запасов, вплоть до автоматической генерации заказов; система саморегулирования запасов; расчёт необходимых производственных и финансовых ресурсов для обеспечения нужного уровня сервиса цепи поставок.

Модуль «Управление перевозками»: единое информационное окно транспортных заказов (текущие статусы, взаиморасчёты и т.д.); использование алгоритмов «централизованного завоза»; учётная база перевозчиков, актуальные тарифы, рейтинг перевозчиков по сервису и т.д.; формирования реестров оказанных услуг, претензионная работа [8].

Отсюда следующие преимущества электронного обмена данными: система электронных платежей; закупки без использования бумажных носителей; профессионализм при осуществлении закупок; сокращение уровня запасов и времени на обработку заказа; создание улучшенной связи с поставщиками; достоверная и быстрая информация для внутренних систем; повышенная точность сведений; поддержка системы своевременности.

4 Наличие интерфейса с системами автоматического управления производством (АСУТП). Таким образом, обеспечивается полностью автоматическое формирование заказов для различных поставщиков и заключение договоров на поставку готовой продукции покупателям на основании согласованных или уже оплаченных клиентских заказов. После чего происходит отправка документа поставщику или покупателю в необходимой форме.

5 Внедрение элементов сбалансированной системы показателей (ССП) цепи поставок и совершенствование мотивации персонала: расчёт целевых показателей компании в среднесрочной перспективе; разработка и формирование архитектуры ССП (целевой воронки) с учётом все производственных процессов и подразделений; организация автоматизированного отслеживания и учета KPI; разработка системы мотивации сотрудников, привязанной к личным KPI (Key Performance Indicators), формирование необходимой управленческой отчётности [8].

Вывод: система управления цепочками поставок должна отличаться высокой степенью интеграции с корпоративной системой управления всего предприятия, обеспечивая поддержку большого спектра всевозможного оборудования, а также значительной автономностью для вмешательства персонала в ее работу. Крайне важно, чтобы информационная система обеспечила генерацию всех отчетных форм по принятым на данном предприятии стандартам, а также большую гибкость при формировании новых форм документации. В связи с этим в информационной системе должны быть предусмотрены высокая производительность при работе с большими объемами данных и широкие возможности интеграции с информационными системами и базами данных.

Библиографический список

1. Усенкова Г.В. Управление закупками, логистика снабжения // Предпринимательство и право. - 2016. - №

11.

2. Пустохина И.В. Управление цепями поставок: проблемы, их причины и пути решения // Российское предпринимательство. - 2017. - № 18.

3. А.В. Зайцев, А.А. Зайцев,Сейдларж Й. и др. Модернизация логистических процессов на базе принципов бережливого производства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 4.

4. Байдыбекова С.К. Совершенствование организации учета, контроля и управления запасами на предприятиях // Российское предпринимательство. - 2015. - № 5.

5. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в целях поставок. -М.: ЭКСМО, 2014.

6. Ковалева Д.М. Системный анализ цепей поставок // Молодой ученый. - 2015. - № 11.

7. Колпачев Г.К. RFID: новые возможности для бизнеса. - М.: РОСНАНО, 2012.

8. Портнов А. Производителю нужна эффективная цепочка поставок // Business Excellence. - 2016. - № 7.

РАХМАНОВА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Московский государственный институт международных отношений (филиал в г. Одинцово), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.